Возраст — категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, которая характеризуется своеобразием в условиях и стиле жизни, обучении, воспитании, восприятии мира, мышлении и т.п.
Термин возраст дает такие производные, каких не может дать поколение. Так, говорят о пожилой, молодой, подростковой аудитории телевидения. Но не существует поколенческой аудитории. Трудно себе представить, что все поколение шестидесятников или бэби-бумеров усядется к телевизору в одно и то же время.
Высказывания из Интернета:
♦ содержание программ соответствует возрастным особенностям детской и подростковой аудитории;
♦ рисунок стилизован для подростковой аудитории;
♦ работать с подростковой аудиторией крайне сложно;
♦ институт Гэллапа провел опрос среди подростковой аудитории относительно игры Grand Theft Auto;
♦ какие журналы издают у нас в стране сейчас для подростковой и молодежной аудитории;
♦ преподавание традиции во взрослой и пожилой аудитории;
♦ слегка замедленный темп программы более привычен для пожилой аудитории;
♦ они адресованы скорее пожилой, чем молодежной аудитории.
В геронтологии оперируют понятиями календарного и биологического возраста.
Календарный возраст — это хронологический астрономический возраст, который определяется на основании документально подтвержденной даты рождения.
Биологический возраст — это мера старения организма, его здоровья, предстоящей продолжительности жизни. Он определяется набором специальных тестов и показателей. По существу, это функциональный возраст, который зависит от личных качеств и условий, в которых проходила жизнь данного человека. По мнению одних ученых, это видовая продолжительность жизни, другие считают его максимальной продолжительностью жизни отдельных индивидов из популяции, третьи рассматривают его как соответствие между изменениями в организме и календарным возрастом1. По установленным ВОЗ требованиям биологический возраст необходимо определять в больничных условиях при полном обследовании всех органов и систем. Биологический возраст подразделяется на скелетный (костный), зубной, возраст полового созревания и т.д. Чем значительнее календарный возраст человека опережает биологический, тем медленнее темп его старения, тем больше продолжительность жизни этого человека.
Специалисты различают абсолютный возраст (количество лет) и относительный возраст (степень социальной и психологической зрелости). Выражение «он молод душой» или «он выглядит старше своих лет» характеризует относительный возраст. Абсолютный возраст — это биологический или хронологический возраст. Относительный возраст — это скорее социальная характеристика. Оба понятия выступают основанием для классификации возрастов. Существуют биологическая, психологическая, юридическая, этнографическая и социологическая классификации. Социологи выделяют детский, отроческий, подростковый, юношеский, молодой, зрелый, пожилой, преклонный, престарелый возраст и долгожителей. Возраст, как относительное понятие, конструируется личностно и социально. Когда 80-летнего бизнесмена спросили, во сколько лет начинается старость, он сказал, что через 15 лет после 80-ти.
По мнению К. Виктор, имеется шесть факторов, которые влияют на субъективный возраст:
♦ проблемы здоровья, наличие хронической или смертельной болезни;
♦ принудительное увольнение с работы;
♦ физическая или умственная деградация;
♦ ограниченная физическая активность;
♦ свертывание социальных контактов;
♦ болезнь или смерть супруга (супруги).
1 Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 1999. С. 18-19.
1Q8
Другие характеристики (пол, социально-экономический статус), по ее мнению, не оказывают существенного влияния на возрастную идентификацию человека. Определяющими являются факторы физического здоровья и сохранность привычных социальных ролей. Хорошее здоровье и высокий уровень социальной активности снижают календарный возраст, более выраженным является субъективное ощущение стабильности среднего возраста.
Возраст — не только число лет, но и социальный конструкт, определенный нормами данного общества и исторической эпохой. Так, у народности нанди в
Кении 28 возрастных групп с разными статусами, а у народности нуле в Нигерии — всего три. В некоторых обществах возраст определяется независимо от физической взрослости: 12—13 лет достаточно, чтобы перейти из детства во взрослый статус. В США сейчас признаны возрастные группы: младенчество (infancy), детство {childhood), подростки (adolescence), молодые взрослые (young adulthood), средний возраст, старики (old). Тех, кому более 85 лет, в США называют «old-old»
Социальное значение возраста варьируется от страны к стране, от эпохи к эпохе и даже от профессии к профессии. Не случайно возрастные категории во многих, если не во всех, языках первоначально обозначали не столько хронологический возраст человека, сколько его общественное положение, социальный статус. Древнерусское «отрок» (букв. — не имеющий права говорить) означало: раб, слуга, работник, княжеский воин. Позже в России мальчиком называли полового (официанта) в питейных заведениях независимо от его возраста. До XVII в. в англоязычных культурах слово «боб» (мальчик) относилось не только к ребенку, но и к мужчине любого возраста, находящемуся в зависимом положении (ему могло быть 5 или 50 лет). В языке отсутствовало специальное слово, обозначавшее мальчиков в возрасте от 7 до 16 лет. Слово «ребенок» было связано с родственными отношениями и не относилось к возрасту.
В некоторых видах деятельности приняты свои критерии того, кого считать молодым, зрелым и старым. В науке 50-летний возраст считается зрелым, в спорте — старым, а в политике — молодым. Примерами социального возраста можно считать дошкольный, школьный, студенческий, рабочий, пенсионный возраст и т.д. Он отражает уровни социального взросления индивида, переход из низших статусов в высшие по мере перехода от младшего возраста к старшим. Когда о человеке говорят: не по годам мудр, не по летам высокую должность прихватил и т.д., то речь идет о социальном возрасте. Если индивиду за 40 лет, а он, как и в детстве, инфантилен и ни за что не отвечает, то речь идет об отставании хронологического возраста от социального возраста. Мужчина в 30 лет не должен оставаться маменькиным сыночком или отказываться быть кормильцем семьи. Общество от каждого из нас ожидает поведения в соответствии с предписанными данному времени требованиями, нормами и обязанностями. Общество насыщает, букваль-
но напихивает каждый возраст определенными нормами и требованиями. И очень плохо, когда человек подводит и общество и своих близких, оставаясь во взрослом возрасте несмышленым или безответственным ребенком.
Возраст служит критерием занятия или оставления как непосредственно, в форме возрастного ценза (гражданское совершеннолетие, пенсионный возраст), так и опосредованно (например, временем, необходимым для получения образования, без которого невозможно занять то или иное общественное положение). Диапазон социальных ролей, доступных лицам разных возрастов, варьируется качественно (например, брачный возраст и гражданское совершеннолетие) и количественно (25-летнему доступно большее число занятий, чем 18-летнему, к старости оно снова снижается)2.
По определению Л. С. Выготского, культурным возрастом можно называть достигнутую стадию культурного развития человека, соотнося его с паспортным и интеллектуальным возрастом3. П.П. Блонский предложил выделять, как разновидность культурного возраста, педагогический возраст — интегративный показатель «школьной зрелости»4, степени соответствия биологической, психологической и социальной зрелости учеников нормам программ обучения.
Социальное значение возраста варьируется от страны к стране, от эпохи к эпохе, от профессии к профессии. В науке 50-летний возраст считается зрелым, в спорте — старым,
а в политике — молодым
Итак, возраст бывает как биологическим, так и социальным. С биологическим все более или менее понятно. Непонятное свершается с социальным возрастом. Женщины склонны не называть истинный возраст, преумень-
2 См.: Кон И. Возрастные категории в науках о человеке и обществе... С. 78.
3 См.: Выготский Л.С. Соч. Т. 3. М., 1983. С. 378.
4 См.: Блонский П.П. Возрастная психология. М., 1930.
шать его. В приличном обществе, по этикету, не принято спрашивать о возрасте женщины. Социальный возраст ярко выражен у спортсменов — после 30 лет они выходят на пенсию, уже не способны заработать прежние гонорары. И хотя биологически они могут прожить еще долго, как действующие спортсмены они мертвы. У бабы век короток, говорят в народе. Хотя в сорок пять баба ягодка опять, после 50 лет она уже не котируется на брачном рынке, где возрастные характеристики могут сыграть решающую роль. Быть руководителем, например, заведующим кафедрой, можно только до определенного возраста. На многие виды деятельности существуют так называемые возрастные ограничения.
Здесь речь идет о том, что социальный возраст ограничен сверху. Но есть виды деятельности, где социальный возраст ограничен снизу, например, голосовать можно только после 18 лет, избираться в президенты после 35 лет и т.п. Биологически возраст существует и до этой границы — он начинается с самого рождения. Но в общественно значимом смысле его как бы нет.
Цивилизация придумала множество культурных практик, которые помогают замаскировать истинный, т.е. биологический возраст со всеми вытекающими из него последствиями — седыми волосами, морщинами, дряблостью кожи. Для продления своего социального, а не биологического, возраста женщины красятся и пудрятся. Макияж, парфюмерия и т.п. — это культурные технологии, помогающие женщине остаться привлекательной в том возрасте, когда она биологически уже не вызывает сексуального интереса.
Врезка