Студопедия
Поделиться в соц. сетях:


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram 500-летие Реформации

КАКИМИ БЫВАЮТ ВОЗРАСТЫ?




Возраст — категория, служащая для обозначения временных характери­стик индивидуального развития. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рожде­ния, понятие психологического возраста обозначает определенную, каче­ственно своеобразную ступень онтогенетического развития, которая харак­теризуется своеобразием в условиях и стиле жизни, обучении, воспитании, восприятии мира, мышлении и т.п.

Термин возраст дает такие производные, каких не может дать поколение. Так, говорят о пожилой, молодой, подростковой аудитории телевидения. Но не суще­ствует поколенческой аудитории. Трудно себе представить, что все поколение шестидесятников или бэби-бумеров усядется к телевизору в одно и то же время.

Высказывания из Интернета:

♦ содержание программ соответствует возрастным особенностям детской и подростковой аудитории;

♦ рисунок стилизован для подростковой аудитории;

♦ работать с подростковой аудиторией крайне сложно;

♦ институт Гэллапа провел опрос среди подростковой аудитории отно­сительно игры Grand Theft Auto;

♦ какие журналы издают у нас в стране сейчас для подростковой и мо­лодежной аудитории;

♦ преподавание традиции во взрослой и пожилой аудитории;

♦ слегка замедленный темп программы более привычен для пожилой аудитории;

♦ они адресованы скорее пожилой, чем молодежной аудитории.

В геронтологии оперируют понятиями календарного и биологического возраста.

Календарный возраст это хронологический астрономический возраст, который определяется на основании документально подтвержденной даты рождения.

Биологический возраст — это мера старения организма, его здоровья, предстоящей продолжительности жизни. Он определяется набором специ­альных тестов и показателей. По существу, это функциональный возраст, который зависит от личных качеств и условий, в которых проходила жизнь данного человека. По мнению одних ученых, это видовая продолжитель­ность жизни, другие считают его максимальной продолжительностью жиз­ни отдельных индивидов из популяции, третьи рассматривают его как со­ответствие между изменениями в организме и календарным возрастом1. По установленным ВОЗ требованиям биологический возраст необходимо оп­ределять в больничных условиях при полном обследовании всех органов и систем. Биологический возраст подразделяется на скелетный (костный), зубной, возраст полового созревания и т.д. Чем значительнее календарный возраст человека опережает биологический, тем медленнее темп его старе­ния, тем больше продолжительность жизни этого человека.

Специалисты различают абсолютный возраст (количество лет) и относи­тельный возраст (степень социальной и психологической зрелости). Выра­жение «он молод душой» или «он выглядит старше своих лет» характеризу­ет относительный возраст. Абсолютный возраст — это биологический или хронологический возраст. Относительный возраст — это скорее социальная характеристика. Оба понятия выступают основанием для классификации возрастов. Существуют биологическая, психологическая, юридическая, эт­нографическая и социологическая классификации. Социологи выделяют детский, отроческий, подростковый, юношеский, молодой, зрелый, пожи­лой, преклонный, престарелый возраст и долгожителей. Возраст, как отно­сительное понятие, конструируется личностно и социально. Когда 80-лет­него бизнесмена спросили, во сколько лет начинается старость, он сказал, что через 15 лет после 80-ти.




По мнению К. Виктор, имеется шесть факторов, которые влияют на субъективный возраст:

♦ проблемы здоровья, наличие хронической или смертельной болезни;

♦ принудительное увольнение с работы;

♦ физическая или умственная деградация;

♦ ограниченная физическая активность;

♦ свертывание социальных контактов;

♦ болезнь или смерть супруга (супруги).

1 Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 1999. С. 18-19.

1Q8

Другие характеристики (пол, социально-экономический статус), по ее мнению, не оказывают существенного влияния на возрастную идентифи­кацию человека. Определяющими являются факторы физического здоро­вья и сохранность привычных социальных ролей. Хорошее здоровье и высокий уровень социальной активности снижают календарный возраст, более выраженным является субъективное ощущение стабильности сред­него возраста.



Возраст — не только число лет, но и социальный конструкт, определенный нормами данного общества и исторической эпохой. Так, у народности нанди в

Кении 28 возрастных групп с разными статусами, а у народности нуле в Ниге­рии — всего три. В некоторых обществах возраст определяется независимо от фи­зической взрослости: 12—13 лет доста­точно, чтобы перейти из детства во взрослый статус. В США сейчас призна­ны возрастные группы: младенчество (infancy), детство {childhood), подростки (adolescence), молодые взрослые (young adulthood), средний возраст, старики (old). Тех, кому более 85 лет, в США на­зывают «old-old»

Социальное значение возраста варьируется от страны к стране, от эпохи к эпохе и даже от профессии к профессии. Не случайно возрастные катего­рии во многих, если не во всех, языках первоначально обозначали не столько хронологический возраст человека, сколько его общественное положение, социальный статус. Древнерусское «отрок» (букв. — не имеющий права го­ворить) означало: раб, слуга, работник, княжеский воин. Позже в России мальчиком называли полового (официанта) в питейных заведениях незави­симо от его возраста. До XVII в. в англоязычных культурах слово «боб» (маль­чик) относилось не только к ребенку, но и к мужчине любого возраста, на­ходящемуся в зависимом положении (ему могло быть 5 или 50 лет). В языке отсутствовало специальное слово, обозначавшее мальчиков в возрасте от 7 до 16 лет. Слово «ребенок» было связано с родственными отношениями и не относилось к возрасту.

В некоторых видах деятельности приняты свои критерии того, кого счи­тать молодым, зрелым и старым. В науке 50-летний возраст считается зре­лым, в спорте — старым, а в политике — молодым. Примерами социально­го возраста можно считать дошкольный, школьный, студенческий, рабочий, пенсионный возраст и т.д. Он отражает уровни социального взросления индивида, переход из низших статусов в высшие по мере перехода от млад­шего возраста к старшим. Когда о человеке говорят: не по годам мудр, не по летам высокую должность прихватил и т.д., то речь идет о социальном воз­расте. Если индивиду за 40 лет, а он, как и в детстве, инфантилен и ни за что не отвечает, то речь идет об отставании хронологического возраста от соци­ального возраста. Мужчина в 30 лет не должен оставаться маменькиным сыночком или отказываться быть кормильцем семьи. Общество от каждого из нас ожидает поведения в соответствии с предписанными данному време­ни требованиями, нормами и обязанностями. Общество насыщает, букваль-

но напихивает каждый возраст определенными нормами и требованиями. И очень плохо, когда человек подводит и общество и своих близких, оста­ваясь во взрослом возрасте несмышленым или безответственным ребенком.

Возраст служит критерием занятия или оставления как непосредствен­но, в форме возрастного ценза (гражданское совершеннолетие, пенсионный возраст), так и опосредованно (например, временем, необходимым для по­лучения образования, без которого невозможно занять то или иное обще­ственное положение). Диапазон социальных ролей, доступных лицам раз­ных возрастов, варьируется качественно (например, брачный возраст и граж­данское совершеннолетие) и количественно (25-летнему доступно большее число занятий, чем 18-летнему, к старости оно снова снижается)2.

По определению Л. С. Выготского, культурным возрастом можно назы­вать достигнутую стадию культурного развития человека, соотнося его с паспортным и интеллектуальным возрастом3. П.П. Блонский предложил выделять, как разновидность культурного возраста, педагогический воз­раст — интегративный показатель «школьной зрелости»4, степени соответ­ствия биологической, психологической и социальной зрелости учеников нормам программ обучения.

Социальное значение возраста варьируется от страны к стране, от эпохи к эпохе, от профессии к профессии. В науке 50-летний возраст считается зрелым, в спорте — старым,

а в политике — молодым

Итак, возраст бывает как биологическим, так и социальным. С биологи­ческим все более или менее понятно. Непонятное свершается с социальным возрастом. Женщины склонны не называть истинный возраст, преумень-

2 См.: Кон И. Возрастные категории в науках о человеке и обществе... С. 78.

3 См.: Выготский Л.С. Соч. Т. 3. М., 1983. С. 378.

4 См.: Блонский П.П. Возрастная психология. М., 1930.

шать его. В приличном обществе, по этикету, не принято спрашивать о воз­расте женщины. Социальный возраст ярко выражен у спортсменов — пос­ле 30 лет они выходят на пенсию, уже не способны заработать прежние го­норары. И хотя биологически они могут прожить еще долго, как действую­щие спортсмены они мертвы. У бабы век короток, говорят в народе. Хотя в сорок пять баба ягодка опять, после 50 лет она уже не котируется на брач­ном рынке, где возрастные характеристики могут сыграть решающую роль. Быть руководителем, например, заведующим кафедрой, можно только до определенного возраста. На многие виды деятельности существуют так на­зываемые возрастные ограничения.

Здесь речь идет о том, что социальный возраст ограничен сверху. Но есть виды деятельности, где социальный возраст ограничен снизу, например, голосовать можно только после 18 лет, избираться в президенты после 35 лет и т.п. Биологически возраст существует и до этой границы — он начинается с самого рождения. Но в общественно значимом смысле его как бы нет.

Цивилизация придумала множество культурных практик, которые помо­гают замаскировать истинный, т.е. биологический возраст со всеми вытека­ющими из него последствиями — седыми волосами, морщинами, дряблостью кожи. Для продления своего социального, а не биологического, возраста жен­щины красятся и пудрятся. Макияж, парфюмерия и т.п. — это культурные технологии, помогающие женщине остаться привлекательной в том возрас­те, когда она биологически уже не вызывает сексуального интереса.

Врезка





Дата добавления: 2015-06-28; просмотров: 2376; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 6964 - | 6083 - или читать все...

Читайте также:

 

54.224.85.115 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.