Какими бывают Возрасты

Возраст — категория, служащая для обозначения временных характери­стик индивидуального развития. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рожде­ния, понятие психологического возраста обозначает определенную, каче­ственно своеобразную ступень онтогенетического развития, которая харак­теризуется своеобразием в условиях и стиле жизни, обучении, воспитании, восприятии мира, мышлении и т.п.

Термин возраст дает такие производные, каких не может дать поколение. Так, говорят о пожилой, молодой, подростковой аудитории телевидения. Но не суще­ствует поколенческой аудитории. Трудно себе представить, что все поколение шестидесятников или бэби-бумеров усядется к телевизору в одно и то же время.

Высказывания из Интернета:

♦ содержание программ соответствует возрастным особенностям детской и подростковой аудитории;

♦ рисунок стилизован для подростковой аудитории;

♦ работать с подростковой аудиторией крайне сложно;

♦ институт Гэллапа провел опрос среди подростковой аудитории отно­сительно игры Grand Theft Auto;

♦ какие журналы издают у нас в стране сейчас для подростковой и мо­лодежной аудитории;

♦ преподавание традиции во взрослой и пожилой аудитории;

♦ слегка замедленный темп программы более привычен для пожилой аудитории;

♦ они адресованы скорее пожилой, чем молодежной аудитории.

В геронтологии оперируют понятиями календарного и биологического возраста.

Календарный возраст это хронологический астрономический возраст, который определяется на основании документально подтвержденной даты рождения.

Биологический возраст — это мера старения организма, его здоровья, предстоящей продолжительности жизни. Он определяется набором специ­альных тестов и показателей. По существу, это функциональный возраст, который зависит от личных качеств и условий, в которых проходила жизнь данного человека. По мнению одних ученых, это видовая продолжитель­ность жизни, другие считают его максимальной продолжительностью жиз­ни отдельных индивидов из популяции, третьи рассматривают его как со­ответствие между изменениями в организме и календарным возрастом1. По установленным ВОЗ требованиям биологический возраст необходимо оп­ределять в больничных условиях при полном обследовании всех органов и систем. Биологический возраст подразделяется на скелетный (костный), зубной, возраст полового созревания и т.д. Чем значительнее календарный возраст человека опережает биологический, тем медленнее темп его старе­ния, тем больше продолжительность жизни этого человека.

Специалисты различают абсолютный возраст (количество лет) и относи­тельный возраст (степень социальной и психологической зрелости). Выра­жение «он молод душой» или «он выглядит старше своих лет» характеризу­ет относительный возраст. Абсолютный возраст — это биологический или хронологический возраст. Относительный возраст — это скорее социальная характеристика. Оба понятия выступают основанием для классификации возрастов. Существуют биологическая, психологическая, юридическая, эт­нографическая и социологическая классификации. Социологи выделяют детский, отроческий, подростковый, юношеский, молодой, зрелый, пожи­лой, преклонный, престарелый возраст и долгожителей. Возраст, как отно­сительное понятие, конструируется личностно и социально. Когда 80-лет­него бизнесмена спросили, во сколько лет начинается старость, он сказал, что через 15 лет после 80-ти.

По мнению К. Виктор, имеется шесть факторов, которые влияют на субъективный возраст:

♦ проблемы здоровья, наличие хронической или смертельной болезни;

♦ принудительное увольнение с работы;

♦ физическая или умственная деградация;

♦ ограниченная физическая активность;

♦ свертывание социальных контактов;

♦ болезнь или смерть супруга (супруги).

1 Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 1999. С. 18-19.

1Q8

Другие характеристики (пол, социально-экономический статус), по ее мнению, не оказывают существенного влияния на возрастную идентифи­кацию человека. Определяющими являются факторы физического здоро­вья и сохранность привычных социальных ролей. Хорошее здоровье и высокий уровень социальной активности снижают календарный возраст, более выраженным является субъективное ощущение стабильности сред­него возраста.

Возраст — не только число лет, но и социальный конструкт, определенный нормами данного общества и исторической эпохой. Так, у народности нанди в

Кении 28 возрастных групп с разными статусами, а у народности нуле в Ниге­рии — всего три. В некоторых обществах возраст определяется независимо от фи­зической взрослости: 12—13 лет доста­точно, чтобы перейти из детства во взрослый статус. В США сейчас призна­ны возрастные группы: младенчество (infancy), детство {childhood), подростки (adolescence), молодые взрослые (young adulthood), средний возраст, старики (old). Тех, кому более 85 лет, в США на­зывают «old-old»

Социальное значение возраста варьируется от страны к стране, от эпохи к эпохе и даже от профессии к профессии. Не случайно возрастные катего­рии во многих, если не во всех, языках первоначально обозначали не столько хронологический возраст человека, сколько его общественное положение, социальный статус. Древнерусское «отрок» (букв. — не имеющий права го­ворить) означало: раб, слуга, работник, княжеский воин. Позже в России мальчиком называли полового (официанта) в питейных заведениях незави­симо от его возраста. До XVII в. в англоязычных культурах слово «боб» (маль­чик) относилось не только к ребенку, но и к мужчине любого возраста, на­ходящемуся в зависимом положении (ему могло быть 5 или 50 лет). В языке отсутствовало специальное слово, обозначавшее мальчиков в возрасте от 7 до 16 лет. Слово «ребенок» было связано с родственными отношениями и не относилось к возрасту.

В некоторых видах деятельности приняты свои критерии того, кого счи­тать молодым, зрелым и старым. В науке 50-летний возраст считается зре­лым, в спорте — старым, а в политике — молодым. Примерами социально­го возраста можно считать дошкольный, школьный, студенческий, рабочий, пенсионный возраст и т.д. Он отражает уровни социального взросления индивида, переход из низших статусов в высшие по мере перехода от млад­шего возраста к старшим. Когда о человеке говорят: не по годам мудр, не по летам высокую должность прихватил и т.д., то речь идет о социальном воз­расте. Если индивиду за 40 лет, а он, как и в детстве, инфантилен и ни за что не отвечает, то речь идет об отставании хронологического возраста от соци­ального возраста. Мужчина в 30 лет не должен оставаться маменькиным сыночком или отказываться быть кормильцем семьи. Общество от каждого из нас ожидает поведения в соответствии с предписанными данному време­ни требованиями, нормами и обязанностями. Общество насыщает, букваль-

но напихивает каждый возраст определенными нормами и требованиями. И очень плохо, когда человек подводит и общество и своих близких, оста­ваясь во взрослом возрасте несмышленым или безответственным ребенком.

Возраст служит критерием занятия или оставления как непосредствен­но, в форме возрастного ценза (гражданское совершеннолетие, пенсионный возраст), так и опосредованно (например, временем, необходимым для по­лучения образования, без которого невозможно занять то или иное обще­ственное положение). Диапазон социальных ролей, доступных лицам раз­ных возрастов, варьируется качественно (например, брачный возраст и граж­данское совершеннолетие) и количественно (25-летнему доступно большее число занятий, чем 18-летнему, к старости оно снова снижается)2.

По определению Л. С. Выготского, культурным возрастом можно назы­вать достигнутую стадию культурного развития человека, соотнося его с паспортным и интеллектуальным возрастом3. П.П. Блонский предложил выделять, как разновидность культурного возраста, педагогический воз­раст — интегративный показатель «школьной зрелости»4, степени соответ­ствия биологической, психологической и социальной зрелости учеников нормам программ обучения.

Социальное значение возраста варьируется от страны к стране, от эпохи к эпохе, от профессии к профессии. В науке 50-летний возраст считается зрелым, в спорте — старым,

а в политике — молодым

Итак, возраст бывает как биологическим, так и социальным. С биологи­ческим все более или менее понятно. Непонятное свершается с социальным возрастом. Женщины склонны не называть истинный возраст, преумень-

2 См.: Кон И. Возрастные категории в науках о человеке и обществе... С. 78.

3 См.: Выготский Л.С. Соч. Т. 3. М., 1983. С. 378.

4 См.: Блонский П.П. Возрастная психология. М., 1930.

шать его. В приличном обществе, по этикету, не принято спрашивать о воз­расте женщины. Социальный возраст ярко выражен у спортсменов — пос­ле 30 лет они выходят на пенсию, уже не способны заработать прежние го­норары. И хотя биологически они могут прожить еще долго, как действую­щие спортсмены они мертвы. У бабы век короток, говорят в народе. Хотя в сорок пять баба ягодка опять, после 50 лет она уже не котируется на брач­ном рынке, где возрастные характеристики могут сыграть решающую роль. Быть руководителем, например, заведующим кафедрой, можно только до определенного возраста. На многие виды деятельности существуют так на­зываемые возрастные ограничения.

Здесь речь идет о том, что социальный возраст ограничен сверху. Но есть виды деятельности, где социальный возраст ограничен снизу, например, голосовать можно только после 18 лет, избираться в президенты после 35 лет и т.п. Биологически возраст существует и до этой границы — он начинается с самого рождения. Но в общественно значимом смысле его как бы нет.

Цивилизация придумала множество культурных практик, которые помо­гают замаскировать истинный, т.е. биологический возраст со всеми вытека­ющими из него последствиями — седыми волосами, морщинами, дряблостью кожи. Для продления своего социального, а не биологического, возраста жен­щины красятся и пудрятся. Макияж, парфюмерия и т.п. — это культурные технологии, помогающие женщине остаться привлекательной в том возрас­те, когда она биологически уже не вызывает сексуального интереса.

Врезка


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: