Возрастные изменения человека

Физическое развитие человека проходит по своим законам, как и у лю­бого живого существа. С возрастом меняется способность к ощущению, обонянию, зрению, мышлению. Как известно, различные органы человека наращивают свои возможности от рождения, достигая максимального раз­вития около 25-летнего возраста. Затем происходит снижение работоспособ­ности каждого органа и его сопротивляемости заболеваниям. Активная жизнь кончается тогда, когда работа какого-либо органа опускается ниже порога его работоспособности. Это происходит как при низком положении максимума возможностей органа, так и при быстром его изнашивании, сни­жении уровня активности30.

Развитие чувствительных (ученые называют их сенсорными) и двигатель­ных функций организма начинается с самых первых мгновений жизни че­ловека и достигает расцвета в возрасте от 20 до 30 лет. Известно, что мозг новорожденного ребенка весит в 5 раз меньше, чем мозг взрослого челове­ка. Его развитие завершается к 6-летнему возрасту, однако функциональной зрелости он достигает лишь к концу отрочества.

Сила ребенка удваивается за период с 3 до 11 лет. Спортивные достиже­ния мальчиков растут с 5-го по 17-й год. В детстве физическая активность мальчиков и девочек почти одинакова. Многие девочки-подростки переста­ют заниматься спортом лишь после полового созревания, что связано ско­рее с причинами культурного, нежели физиологического порядка.

Американский психолог А. Гезелл (1880—1961), автор известной книги «Юность: от 10 до 16» считает: как 11-летние, так и 15-летние подростки мятежны и неуживчивы, в то время как 12-летние и 16-летние довольно уравновешены.

Начало зрелости, приходящееся на промежуток между 20-м и 30-м года­ми жизни, характеризуется наивысшим уровнем таких показателей, как мышечная сила, быстрота реакции, ловкость и выносливость. Все эти по­казатели будут слегка понижаться вплоть до 60-летнею возраста, после ко­торого это снижение станет более заметным. Большинство сенсорных фун­кций достигает своего полного развития к 20-летнему возрасту и вплоть до 40 лет ослабевает очень медленно. Например, острота слуха в промежутке между 20-м и 40-м годами уменьшается только на 10%, а зрение, вкус, обо­няние и осязание до 40-летнего возраста вообще не обнаруживают заметного ухудшения.

По мере старения, т.е. в возрасте 60 лет и более:

♦ сильно снижается способность мозга распознавать разнообразные объекты;

30 World Health. July-August 1997. Vol. 4. P. 4-5.

♦ снижаются способности человека к познанию;

♦ несколько снижается интеллект, оцениваемый с помощью стандартных физиологических тестов.

Человек установил контроль над окружающим миром с помощью своего мозга, но именно его безраздельное господство на планете привело к воз­никновению таких проблем, как перенаселение и обеспечение выживания беспомощных индивидов.

Среди людей в возрасте 65—74 лет у 13% отмечаются те или иные наруше­ния слуха, после 75 лет этот процент удваивается31. Вместе с тем до 60-летне­го возраста умственные способности у человека не снижаются, а у многих людей они даже увеличиваются вплоть до преклонного возраста (это в особен­ности касается словарного запаса и владения абстрактными понятиями). Умственные способности в старости, по сравнению с молодым возрастом, почти не изменяются, зато скорость мышления, быстрота реакции снижает­ся. Установлено также, что если у пожилыхлюдей и отмечается ухудшение крат­ковременной памяти, то долговременная память остается прежней32 (рис. 15).

Рис. 15. Изменение некоторых показателей физического развития человека с рождения до зрелого возраста. До начала седьмого десятка лет снижение сенсорных и психомоторных способностей в

среднем не превышает 10%33

Развитие организма животного и человека заканчивается с наступлени­ем половой зрелости. Дальше наступает период возрастных изменений. Этот второй этап, или жизнь после окончания развития, происходит за счет по­требления энергетических запасов, созданных на первом этапе. Выражаясь иначе, первая половина (в биологическом смысле) — это период накопле­ния жизненной энергии, вторая — период ее потребления. Мы знаем, что скелет человека заканчивает формироваться в 18—20 лет. Именно столько природа отпустила жить первобытным людям. Оставшиеся годы, если при-

31 Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 2. Пер. с фр. М., 1992. С. 11-15.

32 Корсакова Н.К., Балашова Е.Ю. Как остановить старение памяти // 60 лет — не возраст. 2001 № 6
С. 38-43.

33 Источник: Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 2. Пер. с фр. М, 1992. С. 12.

нять продолжительность жизни в среднем 75 лет, человек как бы эксплуа­тирует свои природные недра. Некоторые делают это и вовсе хищнически, чрезмерно потребляя алкоголь и наркотики, подвергая себя нервным стрес­сам и физическим травмам, плохо или нерационально питаясь.

Рис. 16. Жизнь человека — накопление и потребление энергии

(Первая третьнакопление жизненной энергии, вторая треть —

сохранение баланса энергии, последняя треть — ее ослабление. Две трети своей жизни человек

потребляет то, что накопил в течение первой трети жизни.)

Если посмотреть на процессы старения, происходящие у среднестатисти­ческого индивида, то станет ясно, что после 30 лет функциональная деятель­ность всех его органов и систем начинает медленно, но неуклонно ослабе­вать34. Таким образом, до 18—20 лет человек накапливает жизненную энергию, с 20 до 30 лет функциональные способности человека продолжают оставать­ся высокими и лишь после 30 начинают медленно, но неуклонно снижаться (рис. 16). Профессиональные футболисты, хоккеисты и баскетболисты ухо­дят из большого спорта после 30 лет, когда человек достигает пика мастерства, но его функциональные способности явно ухудшаются: он уже не успевает во­время к мячу, уступает единоборство молодому сопернику, снижается скорость и быстрота реакций.

При сравнительном изучении мозга старых и молодых людей ученые3; выявили биохимические трансформации организма человека:

♦ относительное количество воды в мозгу уменьшается с 92% при рож­дении до 76% в 90-летнем возрасте;

♦ содержание ДНК, РНК и белка увеличивается в 3 раза в период с мо­мента рождения до наступления зрелости;

♦ от 140 г белка в мозгу взрослого человека к 90-летнему возрасту оста­ется только 100 г.

34 Кейп Р. Мозг человека и беспомощность престарелых // Третий возраст. Импакт: Наука и обще­
ство, 1990. № 1.С. 33.

35 Там же.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: