Физическое развитие человека проходит по своим законам, как и у любого живого существа. С возрастом меняется способность к ощущению, обонянию, зрению, мышлению. Как известно, различные органы человека наращивают свои возможности от рождения, достигая максимального развития около 25-летнего возраста. Затем происходит снижение работоспособности каждого органа и его сопротивляемости заболеваниям. Активная жизнь кончается тогда, когда работа какого-либо органа опускается ниже порога его работоспособности. Это происходит как при низком положении максимума возможностей органа, так и при быстром его изнашивании, снижении уровня активности30.
Развитие чувствительных (ученые называют их сенсорными) и двигательных функций организма начинается с самых первых мгновений жизни человека и достигает расцвета в возрасте от 20 до 30 лет. Известно, что мозг новорожденного ребенка весит в 5 раз меньше, чем мозг взрослого человека. Его развитие завершается к 6-летнему возрасту, однако функциональной зрелости он достигает лишь к концу отрочества.
|
|
Сила ребенка удваивается за период с 3 до 11 лет. Спортивные достижения мальчиков растут с 5-го по 17-й год. В детстве физическая активность мальчиков и девочек почти одинакова. Многие девочки-подростки перестают заниматься спортом лишь после полового созревания, что связано скорее с причинами культурного, нежели физиологического порядка.
Американский психолог А. Гезелл (1880—1961), автор известной книги «Юность: от 10 до 16» считает: как 11-летние, так и 15-летние подростки мятежны и неуживчивы, в то время как 12-летние и 16-летние довольно уравновешены.
Начало зрелости, приходящееся на промежуток между 20-м и 30-м годами жизни, характеризуется наивысшим уровнем таких показателей, как мышечная сила, быстрота реакции, ловкость и выносливость. Все эти показатели будут слегка понижаться вплоть до 60-летнею возраста, после которого это снижение станет более заметным. Большинство сенсорных функций достигает своего полного развития к 20-летнему возрасту и вплоть до 40 лет ослабевает очень медленно. Например, острота слуха в промежутке между 20-м и 40-м годами уменьшается только на 10%, а зрение, вкус, обоняние и осязание до 40-летнего возраста вообще не обнаруживают заметного ухудшения.
По мере старения, т.е. в возрасте 60 лет и более:
♦ сильно снижается способность мозга распознавать разнообразные объекты;
30 World Health. July-August 1997. Vol. 4. P. 4-5.
♦ снижаются способности человека к познанию;
♦ несколько снижается интеллект, оцениваемый с помощью стандартных физиологических тестов.
Человек установил контроль над окружающим миром с помощью своего мозга, но именно его безраздельное господство на планете привело к возникновению таких проблем, как перенаселение и обеспечение выживания беспомощных индивидов.
|
|
Среди людей в возрасте 65—74 лет у 13% отмечаются те или иные нарушения слуха, после 75 лет этот процент удваивается31. Вместе с тем до 60-летнего возраста умственные способности у человека не снижаются, а у многих людей они даже увеличиваются вплоть до преклонного возраста (это в особенности касается словарного запаса и владения абстрактными понятиями). Умственные способности в старости, по сравнению с молодым возрастом, почти не изменяются, зато скорость мышления, быстрота реакции снижается. Установлено также, что если у пожилыхлюдей и отмечается ухудшение кратковременной памяти, то долговременная память остается прежней32 (рис. 15).
Рис. 15. Изменение некоторых показателей физического развития человека с рождения до зрелого возраста. До начала седьмого десятка лет снижение сенсорных и психомоторных способностей в
среднем не превышает 10%33
Развитие организма животного и человека заканчивается с наступлением половой зрелости. Дальше наступает период возрастных изменений. Этот второй этап, или жизнь после окончания развития, происходит за счет потребления энергетических запасов, созданных на первом этапе. Выражаясь иначе, первая половина (в биологическом смысле) — это период накопления жизненной энергии, вторая — период ее потребления. Мы знаем, что скелет человека заканчивает формироваться в 18—20 лет. Именно столько природа отпустила жить первобытным людям. Оставшиеся годы, если при-
31 Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 2. Пер. с фр. М., 1992. С. 11-15.
32 Корсакова Н.К., Балашова Е.Ю. Как остановить старение памяти // 60 лет — не возраст. 2001 № 6
С. 38-43.
33 Источник: Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 2. Пер. с фр. М, 1992. С. 12.
нять продолжительность жизни в среднем 75 лет, человек как бы эксплуатирует свои природные недра. Некоторые делают это и вовсе хищнически, чрезмерно потребляя алкоголь и наркотики, подвергая себя нервным стрессам и физическим травмам, плохо или нерационально питаясь.
Рис. 16. Жизнь человека — накопление и потребление энергии
(Первая треть — накопление жизненной энергии, вторая треть —
сохранение баланса энергии, последняя треть — ее ослабление. Две трети своей жизни человек
потребляет то, что накопил в течение первой трети жизни.)
Если посмотреть на процессы старения, происходящие у среднестатистического индивида, то станет ясно, что после 30 лет функциональная деятельность всех его органов и систем начинает медленно, но неуклонно ослабевать34. Таким образом, до 18—20 лет человек накапливает жизненную энергию, с 20 до 30 лет функциональные способности человека продолжают оставаться высокими и лишь после 30 начинают медленно, но неуклонно снижаться (рис. 16). Профессиональные футболисты, хоккеисты и баскетболисты уходят из большого спорта после 30 лет, когда человек достигает пика мастерства, но его функциональные способности явно ухудшаются: он уже не успевает вовремя к мячу, уступает единоборство молодому сопернику, снижается скорость и быстрота реакций.
При сравнительном изучении мозга старых и молодых людей ученые3; выявили биохимические трансформации организма человека:
♦ относительное количество воды в мозгу уменьшается с 92% при рождении до 76% в 90-летнем возрасте;
♦ содержание ДНК, РНК и белка увеличивается в 3 раза в период с момента рождения до наступления зрелости;
♦ от 140 г белка в мозгу взрослого человека к 90-летнему возрасту остается только 100 г.
34 Кейп Р. Мозг человека и беспомощность престарелых // Третий возраст. Импакт: Наука и обще
ство, 1990. № 1.С. 33.
35 Там же.