Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА




Физическое развитие человека проходит по своим законам, как и у лю­бого живого существа. С возрастом меняется способность к ощущению, обонянию, зрению, мышлению. Как известно, различные органы человека наращивают свои возможности от рождения, достигая максимального раз­вития около 25-летнего возраста. Затем происходит снижение работоспособ­ности каждого органа и его сопротивляемости заболеваниям. Активная жизнь кончается тогда, когда работа какого-либо органа опускается ниже порога его работоспособности. Это происходит как при низком положении максимума возможностей органа, так и при быстром его изнашивании, сни­жении уровня активности30.

Развитие чувствительных (ученые называют их сенсорными) и двигатель­ных функций организма начинается с самых первых мгновений жизни че­ловека и достигает расцвета в возрасте от 20 до 30 лет. Известно, что мозг новорожденного ребенка весит в 5 раз меньше, чем мозг взрослого челове­ка. Его развитие завершается к 6-летнему возрасту, однако функциональной зрелости он достигает лишь к концу отрочества.

Сила ребенка удваивается за период с 3 до 11 лет. Спортивные достиже­ния мальчиков растут с 5-го по 17-й год. В детстве физическая активность мальчиков и девочек почти одинакова. Многие девочки-подростки переста­ют заниматься спортом лишь после полового созревания, что связано ско­рее с причинами культурного, нежели физиологического порядка.

Американский психолог А. Гезелл (1880—1961), автор известной книги «Юность: от 10 до 16» считает: как 11-летние, так и 15-летние подростки мятежны и неуживчивы, в то время как 12-летние и 16-летние довольно уравновешены.

Начало зрелости, приходящееся на промежуток между 20-м и 30-м года­ми жизни, характеризуется наивысшим уровнем таких показателей, как мышечная сила, быстрота реакции, ловкость и выносливость. Все эти по­казатели будут слегка понижаться вплоть до 60-летнею возраста, после ко­торого это снижение станет более заметным. Большинство сенсорных фун­кций достигает своего полного развития к 20-летнему возрасту и вплоть до 40 лет ослабевает очень медленно. Например, острота слуха в промежутке между 20-м и 40-м годами уменьшается только на 10%, а зрение, вкус, обо­няние и осязание до 40-летнего возраста вообще не обнаруживают заметного ухудшения.

По мере старения, т.е. в возрасте 60 лет и более:

♦ сильно снижается способность мозга распознавать разнообразные объекты;

30 World Health. July-August 1997. Vol. 4. P. 4-5.

♦ снижаются способности человека к познанию;

♦ несколько снижается интеллект, оцениваемый с помощью стандартных физиологических тестов.




Человек установил контроль над окружающим миром с помощью своего мозга, но именно его безраздельное господство на планете привело к воз­никновению таких проблем, как перенаселение и обеспечение выживания беспомощных индивидов.

Среди людей в возрасте 65—74 лет у 13% отмечаются те или иные наруше­ния слуха, после 75 лет этот процент удваивается31. Вместе с тем до 60-летне­го возраста умственные способности у человека не снижаются, а у многих людей они даже увеличиваются вплоть до преклонного возраста (это в особен­ности касается словарного запаса и владения абстрактными понятиями). Умственные способности в старости, по сравнению с молодым возрастом, почти не изменяются, зато скорость мышления, быстрота реакции снижает­ся. Установлено также, что если у пожилыхлюдей и отмечается ухудшение крат­ковременной памяти, то долговременная память остается прежней32 (рис. 15).

Рис. 15. Изменение некоторых показателей физического развития человека с рождения до зрелого возраста. До начала седьмого десятка лет снижение сенсорных и психомоторных способностей в

среднем не превышает 10%33

Развитие организма животного и человека заканчивается с наступлени­ем половой зрелости. Дальше наступает период возрастных изменений. Этот второй этап, или жизнь после окончания развития, происходит за счет по­требления энергетических запасов, созданных на первом этапе. Выражаясь иначе, первая половина (в биологическом смысле) — это период накопле­ния жизненной энергии, вторая — период ее потребления. Мы знаем, что скелет человека заканчивает формироваться в 18—20 лет. Именно столько природа отпустила жить первобытным людям. Оставшиеся годы, если при-



31 Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 2. Пер. с фр. М., 1992. С. 11-15.

32 Корсакова Н.К., Балашова Е.Ю. Как остановить старение памяти // 60 лет — не возраст. 2001 № 6
С. 38-43.

33 Источник: Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 2. Пер. с фр. М, 1992. С. 12.

нять продолжительность жизни в среднем 75 лет, человек как бы эксплуа­тирует свои природные недра. Некоторые делают это и вовсе хищнически, чрезмерно потребляя алкоголь и наркотики, подвергая себя нервным стрес­сам и физическим травмам, плохо или нерационально питаясь.

Рис. 16. Жизнь человека — накопление и потребление энергии

(Первая треть накопление жизненной энергии, вторая треть —

сохранение баланса энергии, последняя треть — ее ослабление. Две трети своей жизни человек

потребляет то, что накопил в течение первой трети жизни.)

Если посмотреть на процессы старения, происходящие у среднестатисти­ческого индивида, то станет ясно, что после 30 лет функциональная деятель­ность всех его органов и систем начинает медленно, но неуклонно ослабе­вать34. Таким образом, до 18—20 лет человек накапливает жизненную энергию, с 20 до 30 лет функциональные способности человека продолжают оставать­ся высокими и лишь после 30 начинают медленно, но неуклонно снижаться (рис. 16). Профессиональные футболисты, хоккеисты и баскетболисты ухо­дят из большого спорта после 30 лет, когда человек достигает пика мастерства, но его функциональные способности явно ухудшаются: он уже не успевает во­время к мячу, уступает единоборство молодому сопернику, снижается скорость и быстрота реакций.

При сравнительном изучении мозга старых и молодых людей ученые3; выявили биохимические трансформации организма человека:

♦ относительное количество воды в мозгу уменьшается с 92% при рож­дении до 76% в 90-летнем возрасте;

♦ содержание ДНК, РНК и белка увеличивается в 3 раза в период с мо­мента рождения до наступления зрелости;

♦ от 140 г белка в мозгу взрослого человека к 90-летнему возрасту оста­ется только 100 г.

34 Кейп Р. Мозг человека и беспомощность престарелых // Третий возраст. Импакт: Наука и обще­
ство, 1990. № 1.С. 33.

35 Там же.





Дата добавления: 2015-06-28; просмотров: 2319; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 7819 - | 6732 - или читать все...

Читайте также:

 

3.84.243.246 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.