Кризис неоднократно возникает в жизни любого человека — бедного и богатого, мужчины и женщины, взрослого, старика и ребенка. И, возникнув, требует от переживающего, страдающего, растерянного человека довольно больших энергетических затрат, стойкости духа, веры в себя. Процесс социализации не переставляет собой плавной прямой, точки которой последовательно переходят друг в друга. Напротив, он сопровождается глубокой перестройкой как психологического, так и социального состояния человека. Точки перелома именуют возрастными кризисами. Рассмотрим их.
Прежде всего необходимо уточнить понятие кризиса как такового. Под кризисом надо понимать любую точку перелома в социальном процессе, где старые механизмы или способы решения проблемы уже не действуют, а новые механизмы или способы решения еще не действуют. Кризис — это по существу то же самое, что глубокая проблемная ситуация, для которой в данный момент нет подходящей технологии решения. Обычно люди теряются в проблемной ситуации. Привычный образ жизни заканчивается, а каков будет новый образ жизни, неизвестно.
Возрастные кризисы — это те точки, через которые, как правило, проходят ломаные линии разных судеб. После чего многие говорят о «неудавшейся жизни», «профессионального провала».
Возрастные кризисы — понятие, отражающее психологические процессы внутренней перестройки у человека, совпадающие или сопровождающие важнейшие жизненные события. К ним могут относится поступление в школу, оставление школы, вступление в брак, рождение детей, их женитьба, выход на пенсию, смерть супруга, собственная смерть. Наиболее распространенная теория психосоциальных кризисов принадлежит перу американских ученых Э. Эриксона и Р. Пека36.
Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он возникает в том случае, если систематически не удовлетворяются основные физиологические потребности ребенка со стороны ближайших к нему людей, прежде всего матери, особенно если ребенок покинут родителями. В результате у него формируется глубокое недоверие к окружающему миру, которое влияет на поведение всю последующую жизнь.
Второй кризис связан с первым с неудачным приучением ребенка к чистоплотности. Слишком строгий, авторитарный контроль родителей за естественными отправлениями ребенка приводит к развитию у него комплекса неполноценности, вины или стыда за себя.
Третий кризис соответствует второму детству (период с 3 до 6 лет). В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. У него формируется потребность в проявлении инициативы и самостоятельности: он готов подметать,
36 Peck R. Psychological development in the second half of life // Middle age and aging / B.L. Neugarten (Ed.). Chicago, 1968; Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 2. Пер. с фр. М, 1992. С. 43-45.
строгать, пилить, красить и т.д., хотя делает все весьма неумело. Если родители не поддерживают его начинаний, наказывают за допущенные ошибки, естественные в таком возрасте, запрещают его деятельность, у ребенка формируется безответственность, чувство покорности и неуверенности в себе.
Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В этот возрасте ребенок учится основам трудовой деятельности, требующей длительной сосредоточенности, освоения профессиональных навыков, развития познавательных способностей. Неподходящая атмосфера в школе, неправильные методы воспитания могут отбить у ребенка вкус к работе, развить чувство неполноценности.
Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификаций (усвоения образцов поведения «значимых других»). Неспособность подростка к идентификации может привести к путанице ролей, которые подросток играет.
Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа — рождение детей — отдых». Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.
Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода, выражающегося главным образом в интересе к следующему поколению и его воспитанию. Этот период отличается творческой активностью и желанием самореализоваться в профессиональной и повседневной сферах жизни. Невозможность этого достичь негативно сказывается на семейных отношениях, порождает неудачи в супружеской жизни. Происходит постепенный переход от ценностей физической храбрости к уважению мудрости. С естественной смертью родителей человек впервые начинает ощущать себя представителем того поколения, которое уже встало следующим на очередь. С обособлением детей, образованием у них самостоятельной семьи утрачивается прежняя эмоциональная близость между супругами. Мужчина начинает думать, что свою главную роль социализатора — поставить детей на ноги, — он выполнил и вполне может уйти от супруги, завести роман с более молодой женщиной.
Восьмой кризис переживается во время старения. Укрепление своего «Я» основывается на подведении итогов прошлой жизни. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.
Мы идем по жизни не плавным движением, а скачками — от стадии к стадии, причем на каждой из них нас поджидают травмы и личностные конфликты. В подростковом возрасте личностные кризисы возникают на фоне поисков самого себя, своей индивидуальности. Подросток ставит перед собой вопросы: «Кем я был раньше?», «Кто я теперь?», «Что будет со мною в будущем?» Если он удовлетворится своими ответами и реальность подтвердит его выводы, у него оформится сильная «Я-концепция» (табл. 6). Если этого не произойдет, он окажется в смятении, что отразится на всем его поведении в последующие годы, когда он начнет сознательно прилагать усилия, чтобы стать взрослым37.
По мнению М. Фезерстоуна и М. Хепуорта происходит ломка авторитарной модели жизненного пути, размывание традиционных представлений о
7 Ладанов И.Д. О педагогической доктрине психоанализа (как стать взрослым?) // Управление персоналом. 1998. № 5. С. 43-48.
жизненном цикле. На смену понятий среднего возраста приходит понятие «нового среднего возраста» или концепция «середины жизни» (от 35 до 60 лет и старше).
Таблица 6 Социально-этические ориентации 17-летних россиян (% от числа ответивших; без затруднившихся ответить)38
Допустимость поступков | В главном невозможно | В главном возможно |
Добыть блага хитростью, обманом | ||
Взять блага силой | ||
Безбилетный проезд | ||
Употребление брани | ||
Частое употребление спиртных напитков | ||
Употребление наркотиков, токсичных веществ | ||
Неуплата налогов | ||
Получение взятки |