Возрастные кризисы

Кризис неоднократно возникает в жизни любого человека — бедного и богатого, мужчины и женщины, взрослого, старика и ребенка. И, возникнув, требует от переживающего, страдающего, растерянного человека довольно больших энергетических затрат, стойкости духа, веры в себя. Процесс социа­лизации не переставляет собой плавной прямой, точки которой последова­тельно переходят друг в друга. Напротив, он сопровождается глубокой пере­стройкой как психологического, так и социального состояния человека. Точ­ки перелома именуют возрастными кризисами. Рассмотрим их.

Прежде всего необходимо уточнить понятие кризиса как такового. Под кризисом надо понимать любую точку перелома в социальном процессе, где старые механизмы или способы реше­ния проблемы уже не действуют, а но­вые механизмы или способы решения еще не действуют. Кризис — это по существу то же самое, что глубокая проблемная ситуация, для которой в данный момент нет подходящей технологии решения. Обычно люди теря­ются в проблемной ситуации. Привычный образ жизни заканчивается, а каков будет новый образ жизни, неизвестно.

Возрастные кризисы — это те точки, через которые, как правило, прохо­дят ломаные линии разных судеб. После чего многие говорят о «неудавшейся жизни», «профессионального провала».

Возрастные кризисы — понятие, отражающее психологические процессы внутренней перестройки у человека, совпадающие или сопровождающие важнейшие жизненные события. К ним могут относится поступление в школу, оставление школы, вступление в брак, рождение детей, их женить­ба, выход на пенсию, смерть супруга, собственная смерть. Наиболее распро­страненная теория психосоциальных кризисов принадлежит перу американ­ских ученых Э. Эриксона и Р. Пека36.

Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он возникает в том случае, если систематически не удовлетворяются основные физиоло­гические потребности ребенка со стороны ближайших к нему людей, преж­де всего матери, особенно если ребенок покинут родителями. В результате у него формируется глубокое недоверие к окружающему миру, которое вли­яет на поведение всю последующую жизнь.

Второй кризис связан с первым с неудачным приучением ребенка к чис­топлотности. Слишком строгий, авторитарный контроль родителей за ес­тественными отправлениями ребенка приводит к развитию у него комплекса неполноценности, вины или стыда за себя.

Третий кризис соответствует второму детству (период с 3 до 6 лет). В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. У него формируется потреб­ность в проявлении инициативы и самостоятельности: он готов подметать,

36 Peck R. Psychological development in the second half of life // Middle age and aging / B.L. Neugarten (Ed.). Chicago, 1968; Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Т. 2. Пер. с фр. М, 1992. С. 43-45.

строгать, пилить, красить и т.д., хотя делает все весьма неумело. Если роди­тели не поддерживают его начинаний, наказывают за допущенные ошибки, естественные в таком возрасте, запрещают его деятельность, у ребенка фор­мируется безответственность, чувство покорности и неуверенности в себе.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В этот возрасте ребе­нок учится основам трудовой деятельности, требующей длительной сосредо­точенности, освоения профессиональных навыков, развития познавательных способностей. Неподходящая атмосфера в школе, неправильные методы воспи­тания могут отбить у ребенка вкус к работе, развить чувство неполноценности.

Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентифи­каций (усвоения образцов поведения «значимых других»). Неспособность подростка к идентификации может привести к путанице ролей, которые подросток играет.

Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поис­ком близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совер­шать цикл «работа — рождение детей — отдых». Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.

Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он ха­рактеризуется развитием чувства сохранения рода, выражающегося главным образом в интересе к следующему поколению и его воспитанию. Этот пе­риод отличается творческой активностью и желанием самореализоваться в профессиональной и повседневной сферах жизни. Невозможность этого достичь негативно сказывается на семейных отношениях, порождает неуда­чи в супружеской жизни. Происходит постепенный переход от ценностей физической храбрости к уважению мудрости. С естественной смертью ро­дителей человек впервые начинает ощущать себя представителем того по­коления, которое уже встало следующим на очередь. С обособлением детей, образованием у них самостоятельной семьи утрачивается прежняя эмоцио­нальная близость между супругами. Мужчина начинает думать, что свою главную роль социализатора — поставить детей на ноги, — он выполнил и вполне может уйти от супруги, завести роман с более молодой женщиной.

Восьмой кризис переживается во время старения. Укрепление своего «Я» основывается на подведении итогов прошлой жизни. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

Мы идем по жизни не плавным движением, а скачками — от стадии к ста­дии, причем на каждой из них нас поджидают травмы и личностные конфлик­ты. В подростковом возрасте личностные кризисы возникают на фоне поисков самого себя, своей индивидуальности. Подросток ставит перед собой вопросы: «Кем я был раньше?», «Кто я теперь?», «Что будет со мною в будущем?» Если он удовлетворится своими ответами и реальность подтвердит его выводы, у него оформится сильная «Я-концепция» (табл. 6). Если этого не произойдет, он ока­жется в смятении, что отразится на всем его поведении в последующие годы, когда он начнет сознательно прилагать усилия, чтобы стать взрослым37.

По мнению М. Фезерстоуна и М. Хепуорта происходит ломка авторитар­ной модели жизненного пути, размывание традиционных представлений о

7 Ладанов И.Д. О педагогической доктрине психоанализа (как стать взрослым?) // Управление пер­соналом. 1998. № 5. С. 43-48.

жизненном цикле. На смену понятий среднего возраста приходит понятие «нового среднего возраста» или концепция «середины жизни» (от 35 до 60 лет и старше).

Таблица 6 Социально-этические ориентации 17-летних россиян (% от числа ответивших; без затруднившихся ответить)38

Допустимость поступков В главном невозможно В главном возможно
Добыть блага хитростью, обманом    
Взять блага силой    
Безбилетный проезд    
Употребление брани    
Частое употребление спиртных напитков    
Употребление наркотиков, токсичных веществ    
Неуплата налогов    
Получение взятки    

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: