Предпочтения | Все опрошенные | До 29 лет | 30-49 лет | Старше 50 лет |
Иметь пусть сравнительно небольшой, но твердый заработок и уверенность в завтрашнем дне | ||||
Много работать и хорошо зарабатывать, пусть даже без гарантий на будущее | ||||
Иметь собственное дело и вести его на свой страх и риск | ||||
Затрудняюсь ответить |
Исследования ВЦИОМ41 показывают, что в середине 1990-х гг. труднее других пришлось 40-летним. Социологи отмечали рост социальной напряженности, неудовлетворенности жизнью, неспособности найти свое место в новой жизни. Вместо того чтобы в этом возрасте пожинать успех, наслаждаться любимой работой и заниматься творческой отдачей, взрослым людям, переживающим кризис середины жизни, приходится думать о хлебе насущном: как не потерять работу, а если не потерял ее, то как не потерять в заработке, если не потерял в заработке, то как прокормить семью (ты — основной кормилец) на эти деньги при постоянно растущей инфляции. Им приходится противостоять разнообразным жизненным трудностям: от «низких доходов» и «опасений потерять работу» до «невозможности дать детям хорошее образование» (табл. 7). 40-летним в ту пору, действительно, приходилось хуже, чем другим возрастным группам. Если 60-летним терять уже было нечего, поскольку они уже прожили свою жизнь, получали гарантированную, пусть и очень мизерную, пенсию, а 20-летним еще нечего было терять,
|
|
40 Массен П. и др. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности. Тексты. М., 1982.
С. 182-186.
41 См.: Огонек. 1997. № 39.
поскольку у них еще было все впереди, то этой категории людей терять было что, а вот взять было неоткуда. Думать приходится в первую очередь даже не о себе. Если вам 40, то дети как раз оканчивают школу. Они и сами получили в большинстве своем хорошее образование — еще то, советское, бесплатное и высококачественное. В середине 1990-х гг. именно 40-летние составляли основную часть россиян с высшим образованием.
Когда-то высшее образование давало 40-летним преимущества при устройстве на работу и, вероятно, способствовало достаточно высоким ожиданиям в жизни, особенно если учесть, что в более старшей возрастной группе (46—59-летних, не говоря уже о пенсионерах) доля лиц с неполным средним образованием возрастает, по сравнению с 40-летними, в два с лишним раза. Но, несмотря на то, что именно 40-летние составляли тогда основную долю руководителей и специалистов с высшим образованием (и среди них, к слову сказать, меньше всего неквалифицированных рабочих), погоду на российском рынке труда делают, естественно, не начальники, особенно если учесть, что среди 40-летних сравнительно высока и доля безработных42.
Таблица 8