Прозвища, дразнилки и обзывалки на социологическом языке называются лейблами и ярлыками, а учение, объясняющее механизм их возникновения и действия, именуется теорией ярлыков, или стигматизации. Слово «стигма» имеет древнее происхождение и некогда обозначало клеймо, которое выжигали на теле раба. Затем оно утратило физический смысл и стало применяться также по отношению к вербальному «клеймению», т.е. навешиванию обидного ярлыка.
Стигматизация вынуждает других людей относиться к объекту обзывания с предубеждением. А там, где существует предубеждение, вскоре может возникнуть и дискриминация. Дискриминация имеет место, когда проводится различие между человеком и другими людьми, что приводит к несправедливому к нему отношению на основании того, что он принадлежит — или считается, что он принадлежит — к определенной группе. Термин «стигма», согласно И. Гоффману, создавшему учение о стигматизации, используется
89 Источник: За рубежом. 1986. № 39.
для обозначения качества, выдающего какое-то постыдное свойство индивида (дискредитирующий атрибут)90. Причем характер этого качества определяется не самим качеством, а отношениями по поводу него. Подобное качество — это и есть стигма, особенно если речь идет об очень сильном негативном воздействии; порою его называют также недостатком, дефектом, увечьем. Благодаря такой операции человек, получивший прозвище, о котором осведомлены окружающие ровесники, в их сознании превращается из обычного в неполноценного индивида.
|
|
И. Гоффман писал, что стигма — это обращение к признаку с намерением выставить напоказ что-то плохое о лице, имеющем этот знак, и таким образом оправдать проистекающую отсюда враждебность. Стигматизация — это процесс выделения среди других индивидов на основании некоторых неприемлемых отклонений от нормы с целью применения общественных санкций, т.е. процесс социального маркирования, категоризации людей. Назвать человека гомосексуалистом, лесбиянкой, бомжем, педофилом, наркоманом или неприкасаемым означает так или иначе стигматизировать, т.е. приписать статусу самый низкий ранг. Человек, которого окружающие воспринимают и оценивают прежде всего и даже исключительно по его сексуальной ориентации, сплошь и рядом сам начинает категори-зировать себя таким же образом. Это отчуждает его от общества, снижает самоуважение и порождает множество болезненных явлений (невротизм, гипертрофированную озабоченность сексуальными проблемами и т.п.), которые затем ошибочно приписывают его сексуальной ориентации (И.С. Кон). В тех обществах, где заклеймены определенные этнические группы и характерные для них имена, имя само по себе обретает эмоциональную нагрузку.
|
|
Но у детской стигматизации в виде невинных дразнилок есть положительные стороны. Обозвав ребенка жадиной или предателем, ровесники как бы предупреждают его: тебе надо обратить внимание на себя, так как в тебе есть такие черты, которые другим неприятны и для них неприемлемы. Если ты вовремя не избавишься от них, то сотрудничество и кооперация с людьми вообще, а не только с нами, говорят они ему, будет весьма затруднительной. Лучше это сделать сейчас, в детском возрасте, когда не поздно изменить свой характер и себя самого. Таков позитивный смысл стигматизации. И многие молодые ребята и девушки, получив обидные клички, начинают работать над собой, избавляясь от пороков. Но далеко не все. Обидчивые и самолюбивые всегда считают, что их незаслуженно оскорбили, унизили, что исправляться нужно как раз им, а не ему. У меня, рассуждают такие люди, как раз все в порядке.
90 Goffman E. Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity. Englewood Cliffs, N.J., 1963. P. 3.
Болезненное ощущение, возникающее при осознании того, что твое имя могло бы быть другим, приводит к тому, что имя-клеймо становится крайне неприятным. Гофман выделяет три разных пути, посредством которых удается совладать со своим именем. Те, кто не соответствует «норме», оказываются страстными сторонниками этой нормы. Так в XIX в. в Америке иноязычные имена переделывались на английский лад. Заклейменный человек, не меняя имени, может попросту сторониться того общества, в котором его имя считается клеймом. Есть основания полагать, что этим приемом успешнее всех пользуются
дети. Третий способ — чуть изменить звучание имени: меняется лишь произ ношение, и имя переходит из одной этнической группы в другую, либо затрагивается этимология слова, и фамилия Розенберг превращается в Монтроз. С прозвищем справиться гораздо труднее, поскольку оно присваивается окружающими, и человек над ним властен в гораздо меньшей степени91.