Сказки — один из основных жанров фольклора. Она представляет эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Лучшие сборники сказок (арабских — «Тысяча и одна ночь», индийских — «Панчатантра», немецких — братьев В. и Я. Гримм, русских — А.Н. Афанасьева), наряду с классическими литературными сказками Ш. Перро, Х.К. Андерсена, В. Га-уфа, А.С. Пушкина, вошли в сокровищницу мировой культуры.
Сказки могут быть волшебными и бытовыми (новеллистическими и анекдотическими), коллективными (без автора) и индивидуальными (авторскими). Характер персонажа находится в прямой зависимости от жанра сказки. В сказках о животных главные действующие лица — дикие и домашние животные; из диких животных — хитрая лиса, глупый волк, медведь-увалень, трусливый заяц; из домашних — кот, собака, петух.
Главный герой волшебных, бытовых и легендарных сказок, а также анекдотов — человек, всегда выражающий народный идеал: гуманизм, жажда социальной справедливости, нетерпимость к врагам, огромная сила воли в достижении поставленной цели. Он наделен неимоверной силой, храбростью и чудесными способностями, например, богатырь Покати-горошек или Иван-дурак.
|
|
По словам Е.М. Мелетинского, волшебная сказка — это самый демократический жанр устного словесного творчества. Герой или героиня волшебной сказки перемещаются из обыденного мира в волшебное царство. К концу истории они возвращаются к реальному миру и живут долгой и счастливой жизнью.
Детям 3—5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с пяти лет, ребенок идентифицирует себя преиму-
" Харре Р. Психология имени (http://dere.ru).
щественно с человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами и пр. Примерно с 5—6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки. Читая или слушая сказку, ребенок «вживается» в повествование. Он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими одушевленными персонажами. При этом развивается способность ребенка децентрироваться, вставать на место другого92.
Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» —
нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами. Сама «сказочная жизнь» побуждает действовать ребенка в соответствии с общечеловеческими нормами поведения. Главный герой в сказке — собирательный образ. Имена главных героев повторяются из сказки в сказку: Иванушка, Аленушка, Марья. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом — все это «закодировано» в образах сказки. Например, часто в сказках главный герой оказывается на распутье. Ему предлагают, как правило, три варианта дальнейших действий. В реальной жизни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора: от простого — что выбрать из одежды, до жизненно важного — как жить дальше. На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека.
|
|
Наблюдая за судьбами героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок во многом формирует для себя картину мира. Признак настоящей сказки — хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается93.
Обычно сказка не вызывает ужаса, как «страшилка» или патриотического подъема, как героический эпос. Это камерный жанр, в котором преобладает добродушный юмор. Сказка может высмеивать человеческие пороки (лень, глупость, болтливость, жадность, нерадивость, сутяжничество) и потому является нравоучительным повествованием. Однако сказочный юмор не злой и не разоблачительный, как в сатире.
92 Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. М., 1998.
93 Полухина О. Сказкотерапия: теория и практика (работа с детьми старшего дошкольного возраста) //
Пирамида-mAxima. 2002. № 2.
Американский антрополог Бетти указывает на то, что в японских народных сказках акцент делается на раскаянии и исправлении, в то время как в сказках западных — на наказании и зачастую смерти. Западные общества, похоже, значительно скорее, чем общества восточные, готовы поставить крест на человеке. В японском варианте «Красной Шапочки», например, злой волк падает на колени и слезно обещает исправиться. В западной версии волка попросту убивают94.
Значительная часть русских сказок, как и у других народов, возникла в феодальный период, а часть — в более ранний период, а потому за время своей жизни «скопила» в себе не только следы первобытной эпохи (мифологические представления, обряды и магические верования, например в существование «потустороннего мира»), но и более поздние наслоения от феодального и капиталистического периодов, связанные с сословными перегородками между людьми и их преодолением либо с приемами денежного (часто нечестного) обмена и пр. В сказках сохранились многочисленные предания-легенды о могучих людях-великанах и богатырях, что сближает некоторые из них с жанром героического эпоса.
Сказки есть у всех народов мира. В них много общего — похожие герои и сюжеты, одинаково счастливый и поучительный конец, сходная приключен-ческо-авантюрная линия повествования. Наиболее известными являются сказки о Золушке, которые в различных модификациях встречаются у многих народов мира. По пути к достижению богатства героиня получает помощь со стороны волшебников, завоевывает любовь принца и в конце истории уходит от
Врезка