Этология, как известно, это наука о поведении животных в естественных условиях. Она многое может рассказать о склонности детей к игровой деятельности. Некоторые ученые считают, что истоки игры надо искать не в особенностях социализации человека в обществе, а в его биологическом прошлом.
Игра животных и человека давно интересовала философов, педагогов и психологов, но предметом специального психологического исследования она становится только в конце XIX в. у К. Грооса. До Грооса итальянский ученый Д.А. Колоцца предпринял попытку систематизировать материалы о детских играх. В его книге содержится попытка раскрыть психологическое и педагогическое значение детской игры.
Видный немецкий психолог Карл Гроос (1861—1946), автор теории игры, где она рассматривалась как подготовка к жизненным испытаниям, полагал, что любую игру можно представить как некоторую структуру упражнений на начальном этапе социализации и самовоспитания. К игровой стратегии социализации способны высшие животные. Действительно, в жизни каждого высшего существа есть детство, т.е. период развития и роста, когда оно не может самостоятельно поддерживать свою жизнь. Эта возможность
|
|
дается ему при помощи родительского ухода, а затем и игровой практики2. Именно она в детстве позволяет животному, не говоря о человеке, развить и совершенствовать то, чем «обидела» и что не додала им природа. Новорожденный тигренок не способен охотиться. Этому его обучает мать, а игры с ровесниками, нападения и отступления, помогают лучше понять партнера по охоте и эффективнее добывать пропитание.
Возможно, что через наших детей взрослые всматриваются в прошлое всего человечества. Для человечества история начиналась с охоты и собирательства. Но и современные дети начинают свою жизнь именно с этой стадии. «Ребенок еще ползает, но уже все замечает на полу, подбирает и тянет в
рот. Отучить его от этого занятия просто невозможно. Став постарше, он значительную часть времени удовлетворяет свои инстинктивные позывы, собирая всякую всячину в самых разных местах. Какая мать не приходила в ужас от переполненных карманов, на битых самыми неожиданными предметами — орехами, косточками, раковинами, камешками, кусочками цветных стекол, железками, тряпочками, веревочками, зачастую вперемешку с жуками, пробками, проволочками?!»3 Но и взрослые что-нибудь собирают: дедушка — книги, бабушка — кулинарные рецепты, папа — марки, мама — тряпочки.
Игра является важнейшим механизмом социализации в человеческом обществе. Но не только в человеческом, ведь игровое начало обнаружено не только у людей. Молодые животные очень много играют — между собой, с родителями, с детенышами других видов, с предметами. Даже те виды, которые всю взрослую жизнь живут угрюмыми одиночками — медведи, дикие кошки, например, — в детстве очень общительны и игривы. Игры не только приятное провождение времени, они необходимы для полноценного развития особи, как физического, так и психического.
|
|
Да что там медведи и обезьяны. Их относят к элите животного мира, если за критерий брать своеобразный IQ. А вот птицы — мозгов, как считают многие, у них гораздо меньше: мол, это существа с примитивной психикой, чьим поведением управляют лишь инстинкты. К примеру, вороны (они относятся к семейству врановых) — созревание мозга продолжается у врано-вых по крайней мере в течение всего первого года жизни — довольно долгое детство. Как у людей. Их игры похожи на игры млекопитающих и... маленьких детей4.
Практически у ворон весь репертуар игр, доступных детям — от интеллектуальных и развивающих до предметных и командных. Нет, пожалуй, только сюжетно-ролевых, например в «дочки-матери», в которых дети разыгрывают социальные взаимодействия взрослых. Живущие на воле врано-вые птицы проделывают разнообразные и сложные манипуляции с предметами, в том числе на лету выпускают зажатую в клюве палочку и тут же ло-
Groos К. Die Spiele der Menschen. Jena, 1899; Idem. Wesen und Sinn des Spiels // Z. f. Psychol. 1934. Дольник В.Р. Беседы о человеке. Такое долгое, никем не понятое детство (http://arcb.ive. lseptember.ru). Зорина 3. Зачем они играют // Педология. 2001. № 6.
вят ее. Есть у них и другие подвижные игры: парные полеты, преследования, пируэты и кувыркание в воздухе, купание в снегу, катание с крыш домов и соборов. Особенно разнообразны игры городских ворон.
Достаточно часто можно наблюдать, как две-три вороны дразнят собаку. Они могут отвлекать ее от еды, могут заставлять гоняться за собой до полного изнеможения, могут заманивать на край оврага, чтобы собака свалилась в него. Некоторые вороны играют даже с хозяевами собак, перехватывают, например, из их рук поводок...
Вороны не только манипулировали всеми попадающими к ним предметами, но и изобретали действия, обычно им не свойственные. Например, один
из них подолгу висел на жердочке вниз головой и раскачивался, другой «с разбегу» катался зимой по льду. Самая распро страненная коллективная игра — преследование, когда за птицей, схватившей в клюв какой-нибудь небольшой предмет, гонится другая. Догнав, она перехватывает его, причем первая не оказывает сопротивления5.
Игры детенышей обезьян, как и игры детей, включают элементы хитрости и обмана. Д. Фосси наблюдала детеныша гориллы, который регулярно затевал возню и драки около спящего вожака, а когда тот начинал просыпаться, изображал полную невинность и наблюдал, как тот расправляется с остальными.
Н. Ладыгина-Коте подробно описывает и другие развлечения: извлечение звуков из чего угодно и с помощью чего угодно. По наблюдениям Л. Фирсо-ва, шимпанзе, живущие полусвободно на озерном острове, играют на мелководье, переливая воду из ладони в ладонь.
Дж. Гудолл в 1992 г. описала, как самцы-подростки устраивали устрашающие демонстрации в лесу, вдали от своих сородичей, по-видимому, проигрывая ситуации из жизни взрослых. Молодой самец Фиган «играл в вожака». Чем не сюжетно-ролевая игра, позволяющая моделировать мир взрослых и успешно пройти подготовительные фазы социализации?!
Почему социологам надо внимательнее присматриваться к достижениям этологии? Им свойственно переоценивать уникальность человека: мол, все, на что способен он, не способно полноценно осуществить ни одно животное. Так, лишь некоторое копирование и подражание нам, как, скажем, у обезьян. Выходит, что игра игре — рознь. Человеческие и животные игры — два разных мира. Животные в своих играх выражают полноту бытия, а люди — свою ущербность. Игрок компенсирует ущербность своей социальной жизни через свое непосредственное участие в игре6. Причем и дети, и взрослые. Дети моделируют своими играми все то, что им недоступно из мира взрослых или до чего они не доросли. А самим взрослым их забавы необходимы как компенсация того, что им не додали в детстве.
|
|
Этологи видят в играх тренировку, проверку выполнения врожденных программ поведения — как подходить к своим, как действовать с половым партнером, детенышами, объектами охоты, как убегать от хищника, как драться, как побеждать и как уступать, как рыть, строить, прятать. В играх
5 Зорина 3. Указ. соч.
6 См.: Ильин В.И. Поведение потребителей. Сыктывкар, 1999.
можно нарушать личную дистанцию, вступать в телесный контакт с партнером, бороться — словом, узнать, что такое другая особь, чего от нее можно ожидать и как себя вести. Большинство игр — вариации на три главные темы: «хищник-жертва» (один убегает, другой ищет, догоняет, ловит), «брачные партнеры» (разыгрываются ритуалы знакомства, ухаживания, сопровождения, спаривания, борьбы за самку, строительства гнезд), «родители-дети» (один делает вид, что кормит другого, защищает, согревает, чистит, переносит с места на место и т.п.). Для игр обязательна смена ролей. Сначала один изображает хищника, а другой — жертву, потом — наоборот. Молодой самец выполняет ритуалы то самца, то самки, самка выполняет ритуалы самца. Молодая особь проверяет не только те действия, которые ей всерьез предстоит производить в будущем, но и те, которые будет выполнять парт нер, объект охоты или враг7.
Очевидно, что в детстве воспроизводятся такие программы, которыми взрослые уже не пользуются, но которые были у предков. В.Р. Дольник, сравнивая поведение животных и детей, находит между ними немало сходства. Так, взрослая кошка охотится двумя способами: подкарауливает, затаившись, или прыгает, подкравшись. Она прижимает добычу двумя лапами к земле. А котята, играя, демонстрируют еще несколько способов: догоняя, ударяют в конце лапой по спине жертвы (как львы), догоняя, хватают двумя передними лапами (как гепарды), прыгая сверху, вцепляются зубами в загривок жертвы (как леопарды и рыси). Играя на гладком полу шариком, они, согнув лапу крючком, резким движением поддевают его снизу и подбрасывают вверх. Это ловля рыбы из воды, так охотится кошка-рыболов.
|
|
Что это, запасные программы или программы предков? Присмотримся, во что играют наши дети, во что играли в детстве мы сами, что нам нравилось, к чему нас тянуло.
Игры в догонялки, прятки, пап и мам, мнимое кормление кукол, уход за ними, борьбу, коллективную борьбу (игры в войну) — все знакомые темы, общие с животными. Поэтому дети так легко находят общий язык и играют со щенками, котятами, козлятами. Конечно, дети играют в не меньшей степени и в чисто человеческие игры, в которые со щенком не поиграешь, подражают труду взрослых, играют в специально разработанные родителями, воспитателями игры, в игры, развивающие память, эрудицию и т.п. Но здесь речь не о них. У многих приматов есть врожденные программы строить себе убежища (обычно настил из веток на деревьях) или занимать подходящие места — дупла, пещеры. И дети проходят период увлечения строительством примитивных настилов, шалашей, а к дуплам, пещерам и похожим на них искусственным выемкам их тянет очень сильно. И неверно думать, что они подражают взрослым, строящим дома. На оборудованной площадке для игр могут стоять очень удобные домишки, большие кубики, из которых можно построить дом, но если где-нибудь в углу площадки растет дерево с большим дуплом, оно гораздо сильнее притягивает детей, нежели подготовленные взрослыми сооружения.
7 Дольник В.Р. Указ. соч.
Лишение детей игры пагубно сказывается на их взрослении. Так происходит и в мире людей, и в мире животных. По наблюдениям В.Р. Дольника, лишенные игр детеныши вырастают агрессивными, трусливыми. Их реакции на ситуации, особенно при контактах с другими особями, часто ошибочны. Им трудно образовывать пары, жить в мире в стае; достается и их детенышам. Фактически это как бы преступники в мире животных8. Кто-то из психологов заметил, что невротики — это люди недоигравшие в детстве. Косвенным подтверждением лечебной силы различных игровых техник служит бум игровой психотерапии во второй половине XX в.
Игра занимает наиважнейшее место в жизни и людей, и животных. Но
почему это происходит и какие функции выполняет игра, ученые продолжают спорить. Они собрали множество самых разных, порой взаимоисключающих, фактов и создали немало тео рий, которые не всегда согласуются между собой. Может быть, и хорошо, что собранные наукой факты так разнообразны и не подтверждают ни одну гипотезу. Они расчищают почву для новых концепций, которые помогут нам лучше узнать одно из самых загадочных явлений в нашей жизни — игру.