В современных европейских культурах игра во взрослых предстает перед нами в форме развернутой ролевой игры: современные дети играют во врачей, в магазин и парикмахерскую, в дочки-матери и в казаки-разбойники. Детские игры, моделирующие и воспроизводящие структуру взрослого общества, принято называть сюжетно-ролевыми играми.
Самый древний вид таких игр — обрядовые. Обрядовые игры представляют собой форму детского коллективного участия в религиозных (языческих и христианских) церемониях взрослых людей, в ходе которых отрабатываются правила поведения, техника исполнения ритуала, происходит ознаком-
ление с содержанием и культурным предназначением ритуала, церемонии, обряда.
В традиционной русской культуре игра во взрослых как форма подростковой детской социализации проходила в несколько этапов, а именно: наблюдение, обучение, активное участие, передача игровых традиций и контроль за их исполнением. Ребенок любого возраста, кроме самого младшего, как считает И.С. Слепцова", выполнял две роли: с одной стороны — он был учитель, с другой — ученик. Практически каждая старшая группа была обучающей и контролирующей по отношению к младшей, а каждая младшая — наблюдающей и обучающейся. В большой деревне обычно собиралось три
|
|
посиделки — для детей (10—13 лет), подростков (14—17 лет) и молодежи (старше 17—18 лет). Малые и средние посиделки были в целом похожи на взрослые, но, в отличие от молодежных, на младших посиделках мальчики часто работали. Некоторые из них пря ли (если в семье было мало женщин). На средних посиделках мальчики уже стыдились прясть и выполняли мужскую работу — вили оборы, плели лапти. В проведении досуга дети и особенно подростки стремились подражать молодежи. У подростков на посиделках поют те же песни, что и в большой беседе у взрослых девиц.
Характерной чертой народного воспитания, пишет И.С. Слепцова12, является постепенность, неспешность усвоения игрового фольклора. Вначале ребенок всецело подчинялся взрослому и выполнял движения, следуя его воле, затем он копировал действия взрослого и в конце концов становился активным участником и инициатором игры. Простые игры-потешки, в которых движение соединено с песней или речитативом, вызывали у ребенка радостное возбуждение, желание двигаться. Примерно с четырех лет дети начинали участвовать в несложных драматизированных играх с сюжетом, которые устраивали более старшие дети. Многие из этих довольно однотипных игр известны и современным детям: «гуси-лебеди», «волк и овцы», «у медведя во бору», «бабка-ежка» и др., т.е. чаще всего это различные варианты ловишек, сопровождаемые более или менее развернутым текстом (большей частью ритмизованным диалогом), в котором излагается сюжет.
|
|
Круг игр, в которых принимают участие шести-семилетние дети, расширяется за счет игр с правилами как сохраняющими сюжет, так и утратившими его. К последним относятся различные варианты пряток (с колом, с одной или 10—12 палочками), догонялок (с домом или без него, с мячом), жмурок (с колокольчиком, трещоткой, жгутом) и др. Однако не они преобладают в игровом репертуаре этого возраста, а игры с сюжетом. Очень популярной и известной, вероятно по всей территории расселения русских, была игра в «коршуна» («ворона»)13.
11 Слепцова И.С. Народные игры и использование их в воспитании // Русские народные традиции и
современность. М., 1995. С. 54—70.
12 Там же.
13 Слепцова И.С. Указ. соч. С. 57-58.
В предподростковом и подростковом возрасте игровой репертуар наиболее разнообразен: хотя сохраняются подражательные, драматизированные и сюжетные игры, на первый план выходят игры с правилами; появляются игры-соревнования спортивного типа у мальчиков и хороводные игры у девочек, не забыты и игры-манипуляции с предметами или пальцами, которые становятся очень сложными и требуют хорошей координации. Причем по мере приближения к юношескому возрасту начинают преобладать хороводные и спортивные игры.
В обществе аборигенов Австралии самая недоступная для детей и таинственная сфера жизни — это религиозно-обрядовая практика. И, по свидетельствам полевых исследователей, игра в обряды является одним из любимейших детских развлечений: как и взрослые перед ответственной церемонией, дети разрисовывают тела и всячески украшают друг друга, они старательно воспроизводят общеизвестные песни и танцы, разводят огонь и рассаживаются вокруг него. Подобные игры, так же, как и разыгрывание маленьких, иногда гротесковых сценок из взрослой жизни (на тему похорон или свадебных обрядов) — поощряются старшими.
У тех же австралийских аборигенов группы мальчишек от шести до десяти лет, вооружившись миниатюрными копьями, по нескольку дней путешествуют в окрестностях лагеря, добывая себе «пропитание». Маленькие охотники не только по-настоящему выслеживают дичь, у них все «взаправду», включая раскраску тел, бурные проводы и не менее бурную встречу участников похода, которые им устраивают девочки. Скитания детей вдали от лагеря — это не просто охота и не сухое «практическое занятие» по отработке охотничьего мастерства — это еще и игра, обучающая и ролевая одновременно. Обыгрывается не только церемониальная жизнь, не только практика жизнеобеспечения, но и сфера семей-но-брачных отношений. Несмотря на ранний возраст вступления в брак (особенно у девочек), дети аборигенов успевают освоить игру в мужа и жену. В одном из вариантов разыгрывается частая в жизни аборигенов ситуация: один из мальчиков убегает с «чужой женой», а все остальные участники заняты их поисками14.
Игры с куклами — едва ли не самая продолжительная ролевая игра: начинаясь в младшем дошкольном возрасте, она сохраняется до возраста подросткового (иногда до 14—15 лет). Это — большая часть детства для ребенка — огромная эпоха, в течение которой изменяется он сам, изменяются его потребности, психические и социальные установки. Уже в первых обучающих играх ребенок ориентирован на исполнение роли взрослого. В игре с куклой осваиваются действия по уходу за ребенком, объектом которых в
14 Тендрякова М. Время в зеркале детской игры // Педология. 2001. № 6.
реальной жизни является сам малыш. Считается, что кукла как сюжетная игрушка предопределяет характер такой ролевой игры.
У русских в кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы — особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги-повязочницы, подруги-кокушницы, тысяцкий, повозник и все остальные, как полагается на настоящей свадьбе. Сцена за сценой развертывается сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня, девишник. Кукле-невесте расплетали кукольную косу, и девочка, которая играла за куклу-подругу, начи нала голосить. После венчания кукле-невесте заплетали волосы в две косы и укладывали по-бабьи, сажали за княжеский стол, затем молодых оставляли одних, и кукольная свадьба на этом заканчивалась15.
|
|
В свое время Д. Эльконин выдвинул предположение, что источником ролевой игры являются все сферы жизни взрослых, в которых дети не могут принять непосредственное участие. А значит в детский игровой репертуар следует включить сферы труда и производства, экономики, культуры, религии, досуга, здравоохранения и образования, повседневной жизни. Сама игра в «дочки-матери» — это отработка инстинкта заботы о потомстве. Некоторые маленькие девочки настолько копируют своих мам, что даже грудью пытаются покормить своих кукол. Они носят их в садик, одевают-раз-девают-поят-спать укладывают, кормят настоящей кашей, так что потом родителям приходится отмывать куклы стиральным порошком.
Игра в куклы — сильнейшее средство психологической поддержки для детей. Вместе с куклой малыш проживает свои ссоры и обиды, проигрывает ситуации с желательным для него финалом. Зачастую любимая кукла становится единственной хранительницей детских секретов и тайн, о которых не скажешь никому-никому. Психологи уверены: по содержанию игр ребенка с куклами можно понять, что именно его беспокоит, особенно, если часто повторяется один и тот же сюжет. Детям, так же как и взрослым, трудно открыто поговорить о том, что их на самом деле волнует. Часто, когда мы задаем прямые вопросы, они замыкаются и уходят от разговора. В игре же они могут опосредованно, избегая грубого вмешательства в их внутренний мир, узнавать какие-то сведения о себе, других людях, своих проблемах16.
|
|
Игра в войну — ей не одна тысяча лет, и она вполне может быть причислена к «игровым универсалиям». Конкретное же содержание этой игры — кто с кем воюет, каким оружием и как организуются игровые действия — всецело определяется, как вполне справедливо заключает М. Тендрякова,
15 Мещерякова Н. «Белолица, грудаста и коса непременно...» // Очаг. 1996. № 1. С. 4-6.
16 Романченко Е. Кукла-психотерапевт (www.nanya.ru).
историческим моментом. После Гражданской войны дети играли в «красных» и «белых», скакали на лошадях и рубились саблями. После Великой Отечественной и до недавнего времени игра в войну раскалывала играющих на «наших» и «немцев», играли в танкистов, летчиков и всемогущих разведчиков, батальные сцены «озвучивались» «пулеметными очередями» и «артиллерийским» огнем. Сегодня наши дети уже играют в «чеченцев» и «русских»17. Игра в войну соединяет в себе содержание других игр: в прятки, в салки, учит детей взаимодействовать в группе, легализованным способом выплеснуть азарт и агрессию, отработать навыки маскировки и наблюдательности. Если взрослые умело направляют энергию детей, то примитивная игра кто кого первым убьет превращается в познавательное мероприятие: знакомство детей дошкольного и младшего школьного возраста с личностями Александра Невского, Дмитрия Пожарского, Суворова, Ушакова или Кутузова даст нравственные образцы патриотической социализации.
Из мира взрослых дети моделируют далеко не все сюжеты социальных отношений, а чаще всего те, которые им кажутся: а) наиболее важными; б) интересными для них. Но бывают исключения, когда дети пытались не моделировать, т.е. перефразировать, интерпретировать и представлять на свой манер, социальные процессы, а серьезно участвовать в них. Речь идет о детях-обвинителях, затевавших кровавые судебные процессы. Дети-обвинители особенно громко заявили о себе во времена охоты на ведьм в XVI—XVII вв. Дети самозабвенно фантазировали о ведьмах, демонах и подробностях шабаша. Они обвиняли в связи с дьяволом своих родных, соседей и посылали на костры и виселицы тех, кого случайно невзлюбили. В Ланкширском суде в Англии в
Врезка