Терминология и определения

Под игровой субкультурой мы понимаем совокупность подвижных игр и неподвижных игрушек, правил, образцов, обрядов и ритуалов, связанных с этим миром, моделирующих взрослый мир и помогающих ребенку активно освоить его и стать полноправными участниками культуры взрослых.

В зависимости от характера осваиваемых навыков игры могут быть раз­делены на следующие типы:

♦ физические игры, в которых тренируется и развивается моторная ак­тивность (спортивные состязания, тренинги);

♦ обрядовые игры, в которых дети осваивают традиции, ритуал и цере­монии, существующие в данной религии или народной культуре;

♦ сюжетно-ролевые игры, предназначенные для того, чтобы ребенок в игровой манере осваивал и разыгрывал социальные роли и ситуации, существующие во взрослом мире.

Изучая отношение детей к правилам игры, Ж. Пиаже выделил две после­довательные стадии: следование этике принуждения и этике сотрудничества. На ранних стадиях морального развития дети ограничены правилами игры, которые можно назвать сдерживающими, поскольку для ребенка они олицет­воряют власть родителей и, следовательно, являются строго обязательными. Правила символизируют непреложный порядок вещей, и дети считают, что они, так же как и их родители, должны ему беспрекословно повиноваться1.

Позже, в результате общения с окружающим миром, дети узнают, что правила не абсолютны и их можно изменять по общему согласию. Правила

1 См.: Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. С. 394—399; Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка М.;Л., 1932; Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М, 1981.

больше не расцениваются ими как внешние законы, которые священны уже потому, что установлены взрослыми, а воспринимаются как особый вид общественного творчества на основе взаимного уважения и согласия.

Для ребенка его братья и сестры или друзья по играм являются некой моделью общества, в которой реализуется его стремление к сотрудничеству. Постепенно дети переходят к новому типу морали — этике взаимодействия, а не повиновения. Это уже подлинная мораль намерений.

Этика принуждения или повиновения — поведение, подчиненное прави­лам или власти.

Этика сотрудничества или взаимодействия — поведение, в основе кото­рого лежат взаимное уважение и согласие.

Объективные суждения — учитываются только последствия проступка.

Субъективные суждения — кроме последствий проступка учитываются также намерения и мотивы.

Теория игры появилась в конце XVIII — начале XIX в. (энергетическая теория Г. Спенсера, Ф. Шиллера, рекреационная теория М. Лазаруса, инстин­ктивная теория К. Грооса, теория катарсиса современных психологов, река-питуляционная теория С. Холла, релаксационная теория Дж. Т. У. Патрик). Подавляющее большинство современных психологов и педагогов считает игру подготовительным этапом социализации, в ходе которого дети осваивают роли взрослых. Если детские игры выполняют педагогическую функцию, то игры взрослых — терапевтическую и катарсисную.

Дж. Мид первым концептуализировал различие между play и game. С тех пор оно стало классическим. Play — это играние детьми взрослых ролей: матери, учителя, полицейского. Это воображаемое пребывание в роли как будто она настоящая. Game — это более организованная и утонченная дея­тельность, например, игра детей в футбол.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: