Под игровой субкультурой мы понимаем совокупность подвижных игр и неподвижных игрушек, правил, образцов, обрядов и ритуалов, связанных с этим миром, моделирующих взрослый мир и помогающих ребенку активно освоить его и стать полноправными участниками культуры взрослых.
В зависимости от характера осваиваемых навыков игры могут быть разделены на следующие типы:
♦ физические игры, в которых тренируется и развивается моторная активность (спортивные состязания, тренинги);
♦ обрядовые игры, в которых дети осваивают традиции, ритуал и церемонии, существующие в данной религии или народной культуре;
♦ сюжетно-ролевые игры, предназначенные для того, чтобы ребенок в игровой манере осваивал и разыгрывал социальные роли и ситуации, существующие во взрослом мире.
Изучая отношение детей к правилам игры, Ж. Пиаже выделил две последовательные стадии: следование этике принуждения и этике сотрудничества. На ранних стадиях морального развития дети ограничены правилами игры, которые можно назвать сдерживающими, поскольку для ребенка они олицетворяют власть родителей и, следовательно, являются строго обязательными. Правила символизируют непреложный порядок вещей, и дети считают, что они, так же как и их родители, должны ему беспрекословно повиноваться1.
Позже, в результате общения с окружающим миром, дети узнают, что правила не абсолютны и их можно изменять по общему согласию. Правила
1 См.: Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. С. 394—399; Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка М.;Л., 1932; Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М, 1981.
больше не расцениваются ими как внешние законы, которые священны уже потому, что установлены взрослыми, а воспринимаются как особый вид общественного творчества на основе взаимного уважения и согласия.
Для ребенка его братья и сестры или друзья по играм являются некой моделью общества, в которой реализуется его стремление к сотрудничеству. Постепенно дети переходят к новому типу морали — этике взаимодействия, а не повиновения. Это уже подлинная мораль намерений.
Этика принуждения или повиновения — поведение, подчиненное правилам или власти.
Этика сотрудничества или взаимодействия — поведение, в основе которого лежат взаимное уважение и согласие.
Объективные суждения — учитываются только последствия проступка.
Субъективные суждения — кроме последствий проступка учитываются также намерения и мотивы.
Теория игры появилась в конце XVIII — начале XIX в. (энергетическая теория Г. Спенсера, Ф. Шиллера, рекреационная теория М. Лазаруса, инстинктивная теория К. Грооса, теория катарсиса современных психологов, река-питуляционная теория С. Холла, релаксационная теория Дж. Т. У. Патрик). Подавляющее большинство современных психологов и педагогов считает игру подготовительным этапом социализации, в ходе которого дети осваивают роли взрослых. Если детские игры выполняют педагогическую функцию, то игры взрослых — терапевтическую и катарсисную.
Дж. Мид первым концептуализировал различие между play и game. С тех пор оно стало классическим. Play — это играние детьми взрослых ролей: матери, учителя, полицейского. Это воображаемое пребывание в роли как будто она настоящая. Game — это более организованная и утонченная деятельность, например, игра детей в футбол.