Ко времени правления Ивана Грозного призрение бедными страждущих, куда в первую очередь входили дети-сироты, уже начало входить в круг государственного управления, осуществляющегося с помощью тогдашних административных учреждений — приказов. Государство было заинтересовано в развитии благотворительности, стремилось «приохотить сограждан идти на добро и пользу государственные, возбудить охоту к пожертвованиям». Попечение о них продолжало также осуществляется большинством монастырей и частными лицами. В период «Смутного времени» (начало XVII в.) правительство Бориса Годунова заботилось о вдовах и сиротах, при-
29 Там же.
G09
чем без различия их подданства и вероисповедания. Как указывалось в летописи, Борис Годунов «не щадил никаких средств и ежедневно раздавал в Москве огромные деньги бедным». Предпринятые им меры включали и бесплатную раздачу хлеба бедным и сиротам.
Первый из династии Романовых, царь Михаил Федорович, передал открытие сиротских домов в ведение Патриаршего приказа. Несколько позже, при его преемнике царе Алексее Михайловиче, патриарх Никон получил от царя право принимать от «страждущих» прошения и делать по ним представление царю дальнейшего разрешение этих просьб. Очевидно, в это время в Новгороде архимандритом был открыт первый дом для сирот30.
Идея постепенного развития социального обеспечения беднейших слоев населения, прежде всего детей сирот, воплощается в царствование Алексея Михайловича, когда в связи с укреплением центральной власти были созданы специальные приказы, занимающиеся призрением бедных.
В 1682 г. в царствование Федора Алексеевича был подготовлен проект Указа, по которому из общего числа нищих выделялись безродные нищие дети. Здесь же впервые ставился вопрос об открытии специальных домов, где они должны были обучаться грамотам, ремеслам и наукам, которые «зело и во всех случаях нужны и потребны». С этого проекта зарождается идея государственного призрения детей31.
Первые специальные учреждения в России для детей-сирот были открыты в XVIII в. В 1706 г. Новгородский митрополит Иов построил за собственный счет при Холмово-Успенском монастыре воспитательный дом для «незаконнорожденных и всяких подкидных младенцев».
С императора Петра I в русской благотворительной деятельности начинается новый период, который характеризуется доминирующей ролью государства. В 1720 г. Петр I, борясь с нищенством, одновременно повелел отдавать детей в гарнизонные школы, а на сельских старост и сотских возложил обязанность собирать с жителей на пропитание нищим. В 1763 г. Екатерина II издала указ об основании в Москве Воспитательного дома для «приносных детей». Во Франция подобное произошло позже: лишь в 1791 г. учреждено правительственное Попечительство над малолетними, находившимися в домах призрения. Вслед за тем в странах Западной Европы наблюдался подъем филантропической деятельности и один за другим начали учреждаться детские приюты. Следуя общеевропейским воззрениям, российские монархи рассматривали призрение детей не только как систему материального обеспечения и прокормления, но также, а может быть, и в первую очередь, как воспитание полезных членов общества. С этой целью в приютах стали вводить обучение питомцев как грамоте, так и профессиональным знаниям. В 60-е гг. XVIII в. Екатерина II основала императорские воспитательные дома в городах Санкт-Петербурге и Москве, в которые при-
3(1 Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. М., 1998. 31 Бадя Л.В. Исторический опыт социальной работы в России. М., 1994. С. 88.
нималисьдети «несчастнорожденные и от людей зверски отверженные». В 1770 г. состоялось торжественное открытие воспитательного дома «Для призрения несчастнорожденных детей, сирот и бедняков» в Петербурге. Жителей провинции призывали проявлять милосердие к брошенным детям, принимать и воспитывать их в своих семьях до определенного возраста, а затем привозить в воспитательные дома. За это приемным родителям выплачивалось денежное вознаграждение: за двухлетнего — 10 руб., за трехлетнего — 17 руб., за пятилетнего — 30 руб. В 1772 г. было подготовлено специальное объявление, которое зачитывалось при стечении народа во всех российских церквях. 1775 г. в отечественной истории отмечен учреждением
Приказа общественного призрения.
В 1796 г. вышел именной указ Павла I о назначении императрицы Марии Федоровны, супруги императора, руководителем всеми социальными учреждениями России. Последние так и стали именоваться — «Учреждения импе ратрицы Марии». Мария Федоровна заведовала ими до своей кончины в 1828 г., видя главную свою задачу в благотворительной помощи нуждающимся. Мария Федоровна привлекала к благотворительной деятельности великих князей и княжен. С целью улучшения положения дел в подведомственных учреждениях она выходила с предложениями на императора. Например, приняв под попечительство благотворительные учреждения и обнаружив, что многие влачат жалкое существование, императрица убедила Павла I погасить их долги.
За 30 лет деятельности Мария Федоровна значительно расширила сеть подведомственных учреждений. При ее непосредственном участии было открыто большое количество благотворительных больниц, институтов, сиротских домов, опытных воспитательных домов для глухонемых и слепых детей, богаделен для вдов военных и гражданских чинов, училищ для солдатских дочерей, а также для детей нижних чинов морского ведомства. В каждом заведении были созданы советы, члены которых назначались по усмотрению императрицы, а их число определялось соответствующими уставами32.
Детское бродяжничество и нищенство стало особенно заметным после войны 1812 г., а затем реформы 1861г. как следствие разорения крестьянских хозяйств. Деревня выбрасывает детей на заработки. Они едут без представления о том, куда, снабженные фантастическими адресами земляков, родственников, благодетелей. Нередко затерявшись в городе, они попадают в участок. В обществе и государстве все острее осознавалась необходимость создания особых учреждений для воспитания беспризорных детей. С середины XIX в. намечается активный рост их числа, к концу века число приютов для малолетних значительно выросло: в 1899 г. их было уже 16133.
32 Глас сердечной благодарности и благоговения по случаю первого посещения... императрицы Ма
рии Федоровны... Московского Воспитательного дома // РВ. 1818. №1/2; Гуро П. История импе
раторских воспитательных домов, особенно Московского//ЧОИДР. 1860. Кн. 2; 300 лет. История
российских социальных служб. Хронограф. М., 2001.
33 Детское бродяжничество в дореволюционной России (http://tmn.fio.ru).
G11
Российское государство заботилось не только о том, чтобы дети были сыты, одеты и получали начальное образование. Детей надлежало подготовить к самостоятельной жизни, а следовательно, дать им профессию, научить трудиться, чтобы по окончании заведении они могли начать самостоятельную жизнь. Помощь детям в получении профессии являлась обязательным видом трудовой помощи в России. Г.Г. Швиттау отмечал, что «трудовая помощь — это не только благотворительность, но и социальная политика». В благотворительных заведениях обучали различным ремеслам, которые должны были дать им возможность обеспечить себя в будущем. Как правило, дети получали навыки шитья и рукоделия, столярно-токарного, сапожно-башмачного ремесел, переплетного дела, слесарно-кузнечного мастерства, корзиночного промысла, учились ведению сельского хозяйства, ткачеству и т.д.34
Однако несмотря на то, что государство стало забирать под свой контроль благотворительные учреждения и все связанное с ними, большой вклад в дело помощи нуждающимся продолжали вносить монастыри, при которых в XVIII в. стали массово открываться детские приюты. Вносили свою лепту в дело благотворительности и первые русские крупные промышленники. Так в 1837 г., в Санкт-Петербурге, на средства П.Г. Демидова был открыт первый в России немонастырский приют. Спустя год согласно указу Николая I было учреждено Главное попечительство детских приютов под Высочайшим покровительством императрицы, а 27 декабря 1839 г. было утверждено разработанное попечительством Положение о детских приютах. Согласно положению, в приютах предоставлялось временное убежище и начальное образование малолетним детям. В 1840 г. председатель Главного попечительства Г.А. Строганов, рекомендовал всем губернаторам проявить инициативу и устраивать детские приюты. Так к 1843 г. в одной столице России было открыто 12 приютов.
Благотворительность занимала важное место в жизни России до Октябрьской революции 1917 г. Все благотворительные заведения по своему назначению можно разделить на шесть типов: 1) призрения (как детей, так и взрослых); 2) дешевого и бесплатного обучения; 3) дешевого и бесплатного проживания; 4) дешевого и бесплатного пропитания; 5) трудовой помощи; 6) лечебной помощи. Одной из наиболее распространенных форм было призрение. Сюда относились около 54,6% всех благотворительных заведений Российской империи35. Подобного рода благотворительность также можно разделить на два типа — призрение и воспитание детей и призрение взрослых.
В послепетровской России первый детский приют возник в 1837 г. при Демидовском доме призрения для временного содержания детей тех мате-
34 Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы // Учеб. пособие для студентов высших
учеб. заведений. М, 2000. С. 60.
35 Гатилова Л. С. Благотворительные учреждения в Курске в конце XIX — нач. XX вв. // Курск. Доку
менты. Воспоминания. Статьи. Курск, 1997. С. 165,
рей, которые приходили на работы в Дом трудящихся. Вторым среди российских приютов был Ольгинский в 1844 г. в Пскове. По указанию императрицы Александры Федоровны ему присвоили наименование Псковского приюта «Святой Ольги Российской», в память о княгине Ольге, родившейся в окрестностях Пскова. Непосредственное покровительство приюту оказывала княжна Ольга Николаевна, дочь Николая I. Наглядный пример помощи приюту со стороны царствующих особ, а также обращение губернатора ко всем сословиям и должностным лицам оказали свое действие, было собранно более 3 тыс. руб. Оказал помощь в организации приюта и выходец из Псковской губернии, В.Г. Жуковский (государственный, общественный деятель, промышленник и благотворитель). Им было передано на нужды приюта 1 тыс. рублей ассигнациями и в будущем им было обещано ежегодно передавать по 100 руб. ассигнациями.
Детский приют М.А. Гарелиной, 1905 г.
В дальнейшем Ольгинский детский приют существовал на пожертвования состоятельных псковичей. Руководство приютом в первые годы своего существования проводилось на общественных началах, созданным для этих целей местным попечительством. Первой попечительницей приюта была назначена супруга губернатора. Помимо акций по сбору частных пожертвований проводились концерты, благотворительные спектакли, которые приносили доход в размере 200—300 рублей, проводились также и лотереи, вещи для которых жертвовались псковичами. С 1872 г. у приюта появились постоянные жертвователи, которые обязывались ежегодно вносить сумму в размере не менее 100 рублей и получали взамен звание почетных членов попечительства. Приют был в основном женский, и численность пенсионеров приюта на протяжении десятилетий, начиная с 1844 г. оставалась неизменной, и составляла — 40 воспитанниц, но с 1872 г. их число было увеличено до 60. Весь распорядок дня приюта находился под постоянным наблюдением попечительницы приюта, супруги губернатора и ее помощницы, хозяйственной частью занимался директор приюта, псковский купеческий племянник, за состоянием здоровья воспитанниц следил врач, статский советник, причем безвозмездно. Содержание каждой воспитанницы обходилось в год — 127 руб. 50 коп, а каждой приходящей — 12 руб. 50 коп. Суточное
пищевое довольствие составляло 9 коп. на каждую воспитанницу36. Ольгин-ский приют размещался в двухэтажном деревянном доме на каменном фундаменте, с высокими белыми комнатами17. |
Благотворительность в призрении и воспитании детей-сирот — давняя традиция дореволюционной России
Нередко Ольгинские приюты, как например в Глазовском уезде (Вятка), располагались в сельской местности. Жизнь призреваемых в Озоно-Чепец-ком сиротском приюте была близка к крестьянскому образу жизни. Мальчики убирали двор, кололи дрова, девочки — кормили скот, стирали белье. Имелась здесь и начальная школа, усадебный участок, где дети обучались ведению «рационального сельского хозяйства», ремесленные мастерские. В приютах одна болезнь сменяла другую, поэтому дети находились под медицинским присмотром. Размещали приюты в благоприятной по природным условиям местности.
В 1860 г. в уездном городе Торопце под Псковом был открыт еще один детский приют Св. Ольги. Торопецкий приют был открыт на завещанные для этой цели статским советником В.Л. Нефедьевым капитал. Размещался приют на втором этаже каменного двухэтажного дома, который также принадлежал ему. В приюте воспитывались исключительно одни девочки в возрасте от 3 до 12 лет. Приют существовал на проценты с основного капитала учредителя, и с капитала, который образовался от лотереи и пожертвований частных лиц в сумме 3200 руб., а также проценты с капитала в размере 3600 руб.38.
Интересен опыт Ольгинского детского приюта трудолюбия в г. Козьмо-демьянске (Марийский край), названный именем дочери Николая II —
36 В те времена 9 копеек были достаточной суммой, чтобы, исходя из такого довольствия, каждого
сироту можно было обеспечить качественными продуктами питания, баней и одеждой. В 2000 г.
на псковского детдомовца тратилось 25 руб., а требовалось по норме от 70 до 100 руб.
37 См.: Baticwiee И.И. Историко-статистический указатель г. Пскова. Псков, 1889; Канцельсон Е.М. Во
служение ближним // Псковская правда. 1990. 22 марта; Левин Н.Ф. Ольгинский детский приют //
Псковская правда. 1993. 23 февраля; Отчет Псковского Губернского попечительства детских при
ютов Ведомства учреждений императрицы Марии: 1905 год. Псков, 1906.
38 Левин Н.Ф. Ольгинский детский приют// Псковская правда. 1993. 23 февраля; Памятная книжка
Псковской губерний на 1907 год. Псков, 1906.
Ольги. В приюте проживали 47 человек — сироты, полусироты, дети из неблагополучных семей. Для них были созданы самые благоприятные условия — школьные занятия чередовались с работой в мастерских, дети обучались грамоте и ремеслу. Приют существовал, в основном, на добровольные пожертвования. Они поступали от богатых и именитых жителей города, от попечителей общества, волостных правлений39.
С 1847 г. при детских приютах открывались сиротские отделения для бездомных детей. В 1866 г. была установлена плата с родителей по 10 коп. в месяц. С 1891 г. в детских приютах Ведомства Императрицы Марии Федоровны давалось дневное призрение, призревались на постоянном и полном содержании круглые сироты, полусироты, дети неимущих родителей и бесприютные младенцы.
К середине XIX в. за приказами общественного призрения прочно закрепилась дурная слава в связи с низким качеством организации социальной помощи и злоупотреблениями чиновников. Именно их, бездушных радетелей мало летних сирот, вывели в своих произведениях Н.В. Гоголь и М.Е. Салтыков-Щедрин. Несмотря на жесткий административный контроль, учреждения общественного призрения в различных губерниях не имели четких принципов организации и слабо взаимодействовали с благотворительными заведениями ведомства императрицы Марии, институтами частной благотворительности40 и корпоративными организациями социальной помощи. И хотя созданные еще на рубеже XVIII—XIX вв. Ведомство учреждений императрицы Марии (1797) и Императорское человеколюбивое общество (1802)41 в какой-то мере аккумулировали передовой опыт социальной помощи, их деятельность была «каплей в море» и не могла серьезно изменить положение дел. До середины 50-х гг. XIX в. «государственно-общественное» призрение и частная благотворительность в стране развивались медленно. С 1862 г. процесс несколько ускорился, поскольку министру внутренних дел было предоставлено право учреждать благотворительные общества, а с 1869 г. и утверждать уставы заведений общественного призрения и частной благотворительности. Если Императорское человеколюбивое общество к 1900 г. содержало 225 заведений, то Министерству внутренних дел были подведомственны 6 895 учреждений42.
Первый приют в Якутском округе был открыт 9 октября 1860 г. Купец второй гильдии Н.И. Чепалов в 1852 г. пожертвовал из собственных средств и благотворительных побуждений по духовному завещанию «...на учрежде-
39 Детские приюты Ведомства учреждений императрицы Марии (1839-1889): К 50-летию со време
ни издания Положения о детских приютах, 27 дек. 1839 г. СПб., 1889.
40 Максимов Е.Д. Очерк частной благотворительности в России. СПб., 1897-1898.
41 Императорское человеколюбивое общество: Краткий обзор развития и деятельности общества.
Пг., 1915.
42 См.: Ведомство детских приютов и его задачи. СПб., 1897; Линденмейер А. Добровольные благо
творительные общества в эпоху Великих реформ // Великие реформы в России. 1856-1874 / Под
ред. Л.Г. Захаровой и Б. Эклофа. М., 1992. С. 286; Общественное и частное призрение в России.
СПб., 1907.
ние в Якутске детского приюта для незаконнорожденных детей денежный капитал в размере 12 тыс. серебром на покупку дома и содержания заведения для помещения онаго и первоначального обзаведения». Детский приют назвали в честь императрицы Марии — Мариинским43. По отчету за 1865 г. в заведении было всего 19 незаконнорожденных ребятишек в возрасте от шести до 11 лет. Не считая разовой помощи, приют содержался исключительно от вкладов, пожертвований, ежегодных лотерей-аллегри и различных «увеселений». Сохранился документ о посещении приюта высшими особами — не раз бывали в нем главный начальник края, господин генерал-губернатор Восточной Сибири граф Игнатьев с супругой, приезжавшие специально для этой цели, не говоря уж о постоянном контроле со стороны якутских властей44.
Закон 19 февраля 1861 г. императора Александра II, в ст. 179, гласит: «На крестьянские общества возлагается обязательное отправление следующих мирских повинностей: п. 6. Призрение круглых сирот». В последовавших за ним законоположениях о земских учреждениях и городском самоуправлении всем сословиям Российской империи вменялось требование обязательного призрения детей, призрение же подкидышей возложено на земства. В 1882 г. была запрещена ночная работа детей до 12 лет, введено обязательное посещение школ работающим подросткам. Финансирование системы общественного призрения носило двоякий характер — государственный и частный (благотворительность).
В 1864 г. Правительствующий Сенат издает Положение о церковноприходских попечительствах и церковных братствах, которым предоставляет прихожанам возможность организовывать приходские общества на основании утверждавшихся Министерством внутренних дел уставов. За период до 1900 г. число приходских попечительств и братств составило около 18,6 тыс. Если сравнить эту цифру с числом учреждений, оставшихся на балансе государственного Ведомства православного исповедания (3358), то можно сказать, что «рациональная децентрализация» прошла успешно45.
Русский писатель, философ, педагог, музыкальный критик, последний представитель древнего княжеского рода Владимир Федорович Одоевский (1803—1869) был одним из создателей и главных деятелей благотворительного Общества посещения бедных, издателем журнала для крестьян «Сельское чтение», активно выступал с поддержкой реформ 1860-х гг. и др. Князя почитали за писательский дар и энциклопедические познания; он был в центре прогрессивной части петербургского общества. Выступал за введение в России всеобщего образования, посещал приюты для детей-сирот,
' С.-Петербургские и Московские детские приюты Ведомства учреждений императрицы Марии. СПб., 1911.
1 Борисова А. Страна, которой нет на карте, или экскурсия по дорогам детства (www.ykt.ru).
' Благотворительность в России: В 2 т. Т. 1. СПб., 1907. С. 30; Горнов В.А. Организация системы общественного призрения в России конца XIX века (www.rspu.ryazan.ru).
знакомился с их жизнью и работой воспитательниц. С середины 1830-х гг. занимался благотворительной деятельностью, открытием приютов. В те годы В.Ф. Одоевский разработал «Положение о детских приютах», которое на протяжении 50 лет применялось в практике сиротских приютов и воспитательных домов.
В.Ф. Одоевский
В «Положении» он обращает внимание организаторов приютов на то, что в приютах важно не только присматривать за детьми, но и заботиться об их воспитании, вырабатывать у них навыки дисциплины, опрятности, привычку трудиться; обучать воспитанников какому-либо ремеслу.
Одоевским были написаны две «Детские книжки для воскресных дней», которые стали пособием для воспитательниц сиротских приютов и воспитательных домов. В них давались педагогические рекомендации воспитательницам, сказки и небольшие рассказы для детского чтения; был включен и дидактический материал: карты, рисунки, чертежи. Книги «Азбука для употребления в детских приютах. Таблица складов», «Руководство для гувернанток», «Наука для наук. Книжки дедушки Иримея» были написаны Одоевским специально для воспитательниц приютов и воспитательных домов46.