Династия Романовых

Ко времени правления Ивана Грозного призрение бедными страждущих, куда в первую очередь входили дети-сироты, уже начало входить в круг го­сударственного управления, осуществляющегося с помощью тогдашних административных учреждений — приказов. Государство было заинтересо­вано в развитии благотворительности, стремилось «приохотить сограждан идти на добро и пользу государственные, возбудить охоту к пожертвовани­ям». Попечение о них продолжало также осуществляется большинством монастырей и частными лицами. В период «Смутного времени» (начало XVII в.) правительство Бориса Годунова заботилось о вдовах и сиротах, при-

29 Там же.

G09

чем без различия их подданства и вероисповедания. Как указывалось в ле­тописи, Борис Годунов «не щадил никаких средств и ежедневно раздавал в Москве огромные деньги бедным». Предпринятые им меры включали и бес­платную раздачу хлеба бедным и сиротам.

Первый из династии Романовых, царь Михаил Федорович, передал от­крытие сиротских домов в ведение Патриаршего приказа. Несколько поз­же, при его преемнике царе Алексее Михайловиче, патриарх Никон полу­чил от царя право принимать от «страждущих» прошения и делать по ним представление царю дальнейшего разрешение этих просьб. Очевидно, в это время в Новгороде архимандритом был открыт первый дом для сирот30.

Идея постепенного развития соци­ального обеспечения беднейших слоев населения, прежде всего детей сирот, воплощается в царствование Алексея Михайловича, когда в связи с укрепле­нием центральной власти были созда­ны специальные приказы, занимаю­щиеся призрением бедных.

В 1682 г. в царствование Федора Алексеевича был подготовлен проект Указа, по которому из общего числа нищих выделялись безродные нищие дети. Здесь же впервые ставился вопрос об открытии специальных домов, где они должны были обучаться грамотам, ремеслам и наукам, которые «зело и во всех случаях нужны и потребны». С этого проекта зарождается идея государственного призрения детей31.

Первые специальные учреждения в России для детей-сирот были откры­ты в XVIII в. В 1706 г. Новгородский митрополит Иов построил за собствен­ный счет при Холмово-Успенском монастыре воспитательный дом для «не­законнорожденных и всяких подкидных младенцев».

С императора Петра I в русской благотворительной деятельности начи­нается новый период, который характеризуется доминирующей ролью го­сударства. В 1720 г. Петр I, борясь с нищенством, одновременно повелел отдавать детей в гарнизонные школы, а на сельских старост и сотских воз­ложил обязанность собирать с жителей на пропитание нищим. В 1763 г. Екатерина II издала указ об основании в Москве Воспитательного дома для «приносных детей». Во Франция подобное произошло позже: лишь в 1791 г. учреждено правительственное Попечительство над малолетними, находив­шимися в домах призрения. Вслед за тем в странах Западной Европы наблю­дался подъем филантропической деятельности и один за другим начали уч­реждаться детские приюты. Следуя общеевропейским воззрениям, россий­ские монархи рассматривали призрение детей не только как систему материального обеспечения и прокормления, но также, а может быть, и в первую очередь, как воспитание полезных членов общества. С этой целью в приютах стали вводить обучение питомцев как грамоте, так и профессио­нальным знаниям. В 60-е гг. XVIII в. Екатерина II основала императорские воспитательные дома в городах Санкт-Петербурге и Москве, в которые при-

3(1 Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. М., 1998. 31 Бадя Л.В. Исторический опыт социальной работы в России. М., 1994. С. 88.

нималисьдети «несчастнорожденные и от людей зверски отверженные». В 1770 г. состоялось торжественное открытие воспитательного дома «Для призрения несчастнорожденных детей, сирот и бедняков» в Петербурге. Жи­телей провинции призывали проявлять милосердие к брошенным детям, принимать и воспитывать их в своих семьях до определенного возраста, а затем привозить в воспитательные дома. За это приемным родителям вып­лачивалось денежное вознаграждение: за двухлетнего — 10 руб., за трехлет­него — 17 руб., за пятилетнего — 30 руб. В 1772 г. было подготовлено специ­альное объявление, которое зачитывалось при стечении народа во всех рос­сийских церквях. 1775 г. в отечественной истории отмечен учреждением

Приказа общественного призрения.

В 1796 г. вышел именной указ Пав­ла I о назначении императрицы Марии Федоровны, супруги императора, руко­водителем всеми социальными учреж­дениями России. Последние так и ста­ли именоваться — «Учреждения импе­ ратрицы Марии». Мария Федоровна заведовала ими до своей кончины в 1828 г., видя главную свою задачу в благотворительной помощи нуждающимся. Мария Федоровна привлекала к благотворительной деятельности великих князей и княжен. С целью улучшения положения дел в подведомственных учреждениях она выходила с предложениями на императора. Например, при­няв под попечительство благотворительные учреждения и обнаружив, что многие влачат жалкое существование, императрица убедила Павла I погасить их долги.

За 30 лет деятельности Мария Федоровна значительно расширила сеть подведомственных учреждений. При ее непосредственном участии было от­крыто большое количество благотворительных больниц, институтов, сирот­ских домов, опытных воспитательных домов для глухонемых и слепых де­тей, богаделен для вдов военных и гражданских чинов, училищ для солдат­ских дочерей, а также для детей нижних чинов морского ведомства. В каждом заведении были созданы советы, члены которых назначались по усмотрению императрицы, а их число определялось соответствующими уставами32.

Детское бродяжничество и нищенство стало особенно заметным после войны 1812 г., а затем реформы 1861г. как следствие разорения крестьянских хозяйств. Деревня выбрасывает детей на заработки. Они едут без представ­ления о том, куда, снабженные фантастическими адресами земляков, род­ственников, благодетелей. Нередко затерявшись в городе, они попадают в участок. В обществе и государстве все острее осознавалась необходимость создания особых учреждений для воспитания беспризорных детей. С сере­дины XIX в. намечается активный рост их числа, к концу века число при­ютов для малолетних значительно выросло: в 1899 г. их было уже 16133.

32 Глас сердечной благодарности и благоговения по случаю первого посещения... императрицы Ма­
рии Федоровны... Московского Воспитательного дома // РВ. 1818. №1/2; Гуро П. История импе­
раторских воспитательных домов, особенно Московского//ЧОИДР. 1860. Кн. 2; 300 лет. История
российских социальных служб. Хронограф. М., 2001.

33 Детское бродяжничество в дореволюционной России (http://tmn.fio.ru).

G11

Российское государство заботилось не только о том, чтобы дети были сыты, одеты и получали начальное образование. Детей надлежало подготовить к самостоятельной жизни, а следовательно, дать им профессию, научить тру­диться, чтобы по окончании заведении они могли начать самостоятельную жизнь. Помощь детям в получении профессии являлась обязательным видом трудовой помощи в России. Г.Г. Швиттау отмечал, что «трудовая помощь — это не только благотворительность, но и социальная политика». В благотво­рительных заведениях обучали различным ремеслам, которые должны были дать им возможность обеспечить себя в будущем. Как правило, дети получа­ли навыки шитья и рукоделия, столярно-токарного, сапожно-башмачного ремесел, переплетного дела, слесарно-кузнечного мастерства, корзиночного промысла, учились ведению сельского хозяйства, ткачеству и т.д.34

Однако несмотря на то, что государ­ство стало забирать под свой контроль благотворительные учреждения и все связанное с ними, большой вклад в дело помощи нуждающимся продол­жали вносить монастыри, при которых в XVIII в. стали массово открываться детские приюты. Вносили свою лепту в дело благотворительности и первые русские крупные промышленники. Так в 1837 г., в Санкт-Петербурге, на сред­ства П.Г. Демидова был открыт первый в России немонастырский приют. Спустя год согласно указу Николая I было учреждено Главное попечительство детских приютов под Высочайшим по­кровительством императрицы, а 27 декабря 1839 г. было утверждено разра­ботанное попечительством Положение о детских приютах. Согласно поло­жению, в приютах предоставлялось временное убежище и начальное обра­зование малолетним детям. В 1840 г. председатель Главного попечительства Г.А. Строганов, рекомендовал всем губернаторам проявить инициативу и устраивать детские приюты. Так к 1843 г. в одной столице России было от­крыто 12 приютов.

Благотворительность занимала важное место в жизни России до Октябрь­ской революции 1917 г. Все благотворительные заведения по своему назначе­нию можно разделить на шесть типов: 1) призрения (как детей, так и взрослых); 2) дешевого и бесплатного обучения; 3) дешевого и бесплатного проживания; 4) дешевого и бесплатного пропитания; 5) трудовой помощи; 6) лечебной по­мощи. Одной из наиболее распространенных форм было призрение. Сюда от­носились около 54,6% всех благотворительных заведений Российской импе­рии35. Подобного рода благотворительность также можно разделить на два типа — призрение и воспитание детей и призрение взрослых.

В послепетровской России первый детский приют возник в 1837 г. при Демидовском доме призрения для временного содержания детей тех мате-

34 Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы // Учеб. пособие для студентов высших
учеб. заведений. М, 2000. С. 60.

35 Гатилова Л. С. Благотворительные учреждения в Курске в конце XIX — нач. XX вв. // Курск. Доку­
менты. Воспоминания. Статьи. Курск, 1997. С. 165,

рей, которые приходили на работы в Дом трудящихся. Вторым среди рос­сийских приютов был Ольгинский в 1844 г. в Пскове. По указанию императ­рицы Александры Федоровны ему присвоили наименование Псковского приюта «Святой Ольги Российской», в память о княгине Ольге, родившей­ся в окрестностях Пскова. Непосредственное покровительство приюту ока­зывала княжна Ольга Николаевна, дочь Николая I. Наглядный пример по­мощи приюту со стороны царствующих особ, а также обращение губерна­тора ко всем сословиям и должностным лицам оказали свое действие, было собранно более 3 тыс. руб. Оказал помощь в организации приюта и выхо­дец из Псковской губернии, В.Г. Жуковский (государственный, обществен­ный деятель, промышленник и благотворитель). Им было передано на нуж­ды приюта 1 тыс. рублей ассигнациями и в будущем им было обещано еже­годно передавать по 100 руб. ассигнациями.

Детский приют М.А. Гарелиной, 1905 г.

В дальнейшем Ольгинский детский приют существовал на пожертвова­ния состоятельных псковичей. Руководство приютом в первые годы своего существования проводилось на общественных началах, созданным для этих целей местным попечительством. Первой попечительницей приюта была назначена супруга губернатора. Помимо акций по сбору частных пожертво­ваний проводились концерты, благотворительные спектакли, которые при­носили доход в размере 200—300 рублей, проводились также и лотереи, вещи для которых жертвовались псковичами. С 1872 г. у приюта появились посто­янные жертвователи, которые обязывались ежегодно вносить сумму в раз­мере не менее 100 рублей и получали взамен звание почетных членов попе­чительства. Приют был в основном женский, и численность пенсионеров приюта на протяжении десятилетий, начиная с 1844 г. оставалась неизмен­ной, и составляла — 40 воспитанниц, но с 1872 г. их число было увеличено до 60. Весь распорядок дня приюта находился под постоянным наблюдени­ем попечительницы приюта, супруги губернатора и ее помощницы, хозяй­ственной частью занимался директор приюта, псковский купеческий пле­мянник, за состоянием здоровья воспитанниц следил врач, статский совет­ник, причем безвозмездно. Содержание каждой воспитанницы обходилось в год — 127 руб. 50 коп, а каждой приходящей — 12 руб. 50 коп. Суточное

пищевое довольствие составляло 9 коп. на каждую воспитанницу36. Ольгин-ский приют размещался в двухэтажном деревянном доме на каменном фун­даменте, с высокими белыми комнатами17.

Благотворительность в призрении и воспитании детей-сиротдавняя традиция дореволюционной России

Нередко Ольгинские приюты, как например в Глазовском уезде (Вятка), располагались в сельской местности. Жизнь призреваемых в Озоно-Чепец-ком сиротском приюте была близка к крестьянскому образу жизни. Маль­чики убирали двор, кололи дрова, девочки — кормили скот, стирали белье. Имелась здесь и начальная школа, усадебный участок, где дети обучались ведению «рационального сельского хозяйства», ремесленные мастерские. В приютах одна болезнь сменяла другую, поэтому дети находились под меди­цинским присмотром. Размещали приюты в благоприятной по природным условиям местности.

В 1860 г. в уездном городе Торопце под Псковом был открыт еще один дет­ский приют Св. Ольги. Торопецкий приют был открыт на завещанные для этой цели статским советником В.Л. Нефедьевым капитал. Размещался при­ют на втором этаже каменного двухэтажного дома, который также принадле­жал ему. В приюте воспитывались исключительно одни девочки в возрасте от 3 до 12 лет. Приют существовал на проценты с основного капитала учредите­ля, и с капитала, который образовался от лотереи и пожертвований частных лиц в сумме 3200 руб., а также проценты с капитала в размере 3600 руб.38.

Интересен опыт Ольгинского детского приюта трудолюбия в г. Козьмо-демьянске (Марийский край), названный именем дочери Николая II —

36 В те времена 9 копеек были достаточной суммой, чтобы, исходя из такого довольствия, каждого
сироту можно было обеспечить качественными продуктами питания, баней и одеждой. В 2000 г.
на псковского детдомовца тратилось 25 руб., а требовалось по норме от 70 до 100 руб.

37 См.: Baticwiee И.И. Историко-статистический указатель г. Пскова. Псков, 1889; Канцельсон Е.М. Во
служение ближним // Псковская правда. 1990. 22 марта; Левин Н.Ф. Ольгинский детский приют //
Псковская правда. 1993. 23 февраля; Отчет Псковского Губернского попечительства детских при­
ютов Ведомства учреждений императрицы Марии: 1905 год. Псков, 1906.

38 Левин Н.Ф. Ольгинский детский приют// Псковская правда. 1993. 23 февраля; Памятная книжка
Псковской губерний на 1907 год. Псков, 1906.

Ольги. В приюте проживали 47 человек — сироты, полусироты, дети из не­благополучных семей. Для них были созданы самые благоприятные усло­вия — школьные занятия чередовались с работой в мастерских, дети обуча­лись грамоте и ремеслу. Приют существовал, в основном, на добровольные пожертвования. Они поступали от богатых и именитых жителей города, от попечителей общества, волостных правлений39.

С 1847 г. при детских приютах открывались сиротские отделения для бездом­ных детей. В 1866 г. была установлена плата с родителей по 10 коп. в месяц. С 1891 г. в детских приютах Ведомства Императрицы Марии Федоровны да­валось дневное призрение, призревались на постоянном и полном содержа­нии круглые сироты, полусироты, дети неимущих родителей и бесприютные младенцы.

К середине XIX в. за приказами обще­ственного призрения прочно закрепи­лась дурная слава в связи с низким каче­ством организации социальной помощи и злоупотреблениями чиновников. Именно их, бездушных радетелей мало­ летних сирот, вывели в своих произведе­ниях Н.В. Гоголь и М.Е. Салтыков-Щед­рин. Несмотря на жесткий административный контроль, учреждения обще­ственного призрения в различных губерниях не имели четких принципов организации и слабо взаимодействовали с благотворительными заведениями ве­домства императрицы Марии, институтами частной благотворительности40 и корпоративными организациями социальной помощи. И хотя созданные еще на рубеже XVIII—XIX вв. Ведомство учреждений императрицы Марии (1797) и Императорское человеколюбивое общество (1802)41 в какой-то мере акку­мулировали передовой опыт социальной помощи, их деятельность была «кап­лей в море» и не могла серьезно изменить положение дел. До середины 50-х гг. XIX в. «государственно-общественное» призрение и частная благотворитель­ность в стране развивались медленно. С 1862 г. процесс несколько ускорился, поскольку министру внутренних дел было предоставлено право учреждать благотворительные общества, а с 1869 г. и утверждать уставы заведений обще­ственного призрения и частной благотворительности. Если Императорское человеколюбивое общество к 1900 г. содержало 225 заведений, то Министер­ству внутренних дел были подведомственны 6 895 учреждений42.

Первый приют в Якутском округе был открыт 9 октября 1860 г. Купец второй гильдии Н.И. Чепалов в 1852 г. пожертвовал из собственных средств и благотворительных побуждений по духовному завещанию «...на учрежде-

39 Детские приюты Ведомства учреждений императрицы Марии (1839-1889): К 50-летию со време­
ни издания Положения о детских приютах, 27 дек. 1839 г. СПб., 1889.

40 Максимов Е.Д. Очерк частной благотворительности в России. СПб., 1897-1898.

41 Императорское человеколюбивое общество: Краткий обзор развития и деятельности общества.
Пг., 1915.

42 См.: Ведомство детских приютов и его задачи. СПб., 1897; Линденмейер А. Добровольные благо­
творительные общества в эпоху Великих реформ // Великие реформы в России. 1856-1874 / Под
ред. Л.Г. Захаровой и Б. Эклофа. М., 1992. С. 286; Общественное и частное призрение в России.
СПб., 1907.

ние в Якутске детского приюта для незаконнорожденных детей денежный капитал в размере 12 тыс. серебром на покупку дома и содержания заведе­ния для помещения онаго и первоначального обзаведения». Детский при­ют назвали в честь императрицы Марии — Мариинским43. По отчету за 1865 г. в заведении было всего 19 незаконнорожденных ребятишек в возра­сте от шести до 11 лет. Не считая разовой помощи, приют содержался исклю­чительно от вкладов, пожертвований, ежегодных лотерей-аллегри и различ­ных «увеселений». Сохранился документ о посещении приюта высшими особами — не раз бывали в нем главный начальник края, господин генерал-губернатор Восточной Сибири граф Игнатьев с супругой, приезжавшие спе­циально для этой цели, не говоря уж о постоянном контроле со стороны якут­ских властей44.

Закон 19 февраля 1861 г. императо­ра Александра II, в ст. 179, гласит: «На крестьянские общества возлагается обязательное отправление следующих мирских повинностей: п. 6. Призрение круглых сирот». В последовавших за ним законоположениях о земских уч­реждениях и городском самоуправле­нии всем сословиям Российской империи вменялось требование обязатель­ного призрения детей, призрение же подкидышей возложено на земства. В 1882 г. была запрещена ночная работа детей до 12 лет, введено обязательное посещение школ работающим подросткам. Финансирование системы обще­ственного призрения носило двоякий характер — государственный и част­ный (благотворительность).

В 1864 г. Правительствующий Сенат издает Положение о церковнопри­ходских попечительствах и церковных братствах, которым предоставляет прихожанам возможность организовывать приходские общества на основа­нии утверждавшихся Министерством внутренних дел уставов. За период до 1900 г. число приходских попечительств и братств составило около 18,6 тыс. Если сравнить эту цифру с числом учреждений, оставшихся на балансе го­сударственного Ведомства православного исповедания (3358), то можно сказать, что «рациональная децентрализация» прошла успешно45.

Русский писатель, философ, педагог, музыкальный критик, последний представитель древнего княжеского рода Владимир Федорович Одоевский (1803—1869) был одним из создателей и главных деятелей благотворитель­ного Общества посещения бедных, издателем журнала для крестьян «Сель­ское чтение», активно выступал с поддержкой реформ 1860-х гг. и др. Князя почитали за писательский дар и энциклопедические познания; он был в центре прогрессивной части петербургского общества. Выступал за введе­ние в России всеобщего образования, посещал приюты для детей-сирот,

' С.-Петербургские и Московские детские приюты Ведомства учреждений императрицы Марии. СПб., 1911.

1 Борисова А. Страна, которой нет на карте, или экскурсия по дорогам детства (www.ykt.ru).

' Благотворительность в России: В 2 т. Т. 1. СПб., 1907. С. 30; Горнов В.А. Организация системы об­щественного призрения в России конца XIX века (www.rspu.ryazan.ru).

знакомился с их жизнью и работой воспитательниц. С середины 1830-х гг. занимался благотворительной деятельностью, открытием приютов. В те годы В.Ф. Одоевский разработал «Положение о детских приютах», которое на протяжении 50 лет применялось в практике сиротских приютов и воспи­тательных домов.

В.Ф. Одоевский

В «Положении» он обращает внимание организаторов приютов на то, что в приютах важно не только присматривать за детьми, но и заботиться об их воспитании, вырабатывать у них навыки дисциплины, опрятности, привыч­ку трудиться; обучать воспитанников какому-либо ремеслу.

Одоевским были написаны две «Детские книжки для воскресных дней», которые стали пособием для воспитательниц сиротских приютов и воспи­тательных домов. В них давались педагогические рекомендации воспита­тельницам, сказки и небольшие рассказы для детского чтения; был вклю­чен и дидактический материал: карты, рисунки, чертежи. Книги «Азбука для употребления в детских приютах. Таблица складов», «Руководство для гувер­нанток», «Наука для наук. Книжки дедушки Иримея» были написаны Одо­евским специально для воспитательниц приютов и воспитательных домов46.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: