На Руси способ добывания хлеба нищенством искони считался чуть ли не естественным для вдов, калек и сирот. Со времен татаро-монгольского нашествия женщины, старики и дети, лишившиеся кормильца и защитника, дома и земли, отсидевшиеся по лесным схронам, уцелевшие и не взятые
22 Клемантович И. Благотворительность в России: уроки истории // Воспитание школьников. 1999. № 6. С. 27—29; Воронова Е.А. Благотворительность в социальной политике России. Ист. аспект // Вестн. Сиб. ун-та. Сер. 6. 1997. Вып. 3. С. 67-72; Хайрумина А. Благотворительность в России, 19 в. // Татарстан. 1992. № 11-12. С. 79-83; Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. М, 2001; Бобровников В.Г. Благотворительность и призрение в России. Волгоград. 2000; Горелова Л.И. Указ. соч.
в полон, разбредались по землям и пополняли собой ряды бродяг и нищих. Тогда же в сельских общинах сложился способ помощи приходящим нищим и странникам, который стал традиционным и местами дошел до наших дней. Старейшина или староста деревни распределял пришедших (часто это были достаточно большие группы людей) по домам, где им практически обязаны были предоставить пищу и ночлег, а также дать хлеба на дорогу. Если община могла предоставить постоянный кров ребенку-скитальцу, то он оставался в общине и поступал работником в чей-либо зажиточный двор. Часть малолетних и убогих попадала в монастыри23.
В основе взаимоотношений между поколениями в русской крестьянской
семье всегда лежало уважение к старшим — родителям, дедам и прадедам, старикам в общине. Крестьянская нравственность, все нормы поведения требовали безусловного уважения родителей на протяжении всей их жизни. «В крестьянстве здешнем родители очень чадолюбивы, а дети послушны и почтительны. Не видано еще примеров, чтобы дети оставляли в пренебрежении отца или мать устаревших», — писали из Тульской губернии на рубеже XVIII— XIX вв. Общественное мнение резко осуждало лиц, позволявших себе непочтительное отношение к старшим24.
Традиционная русская община, просуществовавшая на территории нашей страны тысячу лет, назначала опекуна, а иногда и нескольких. В том случае, если у сироты нет имущества, ему избирают воспитателя, который о нем заботится. Согласно дошедшим свидетельствам из Владимирской губернии, «община заботится о сиротах: до взросления оброк распределяется между общинниками»25. За сиротой крестьянская община закрепляла ряд социальных привилегий: «Дедом завешанное внуку отец может отнять, если же завещано дедом сироте, тогда никто не вправе отнять завещанного»26. Опека длится до вступления в брак, который изменяет статус сироты. Он как бы сравнивается теперь с полноценными женатыми и замужними крестьянами, поскольку теперь наличие или отсутствие родителей не играет прежней роли. В свадьбе сироты принимает участие вся деревня: «Если выдают замуж сироту, у которой от матери мало или ничего не осталось, то перед свадьбой крестная обойдет всех женщин по селу; все, за исключением самых бедных, считают своим долгом дать сироте какой-либо ткани — полотнище на рубаху или полотнище на поневу»27. Община ведет денежные дела сироты, готовит приданое. Община берет на себя не только многочисленные экономические расходы, организует коллективную социальную опеку, но и выполняет другую родительскую функцию — духовного наставничества.
23 Рудое А. Беспризорная Россия // Индекс/Досье на цензуру. 17/2002.
24 Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991. С. 143.
ъ Лядов Л. Юридические обычаи крестьян Шуйского уезда // Ежегодник Владимирского статистического комитета. Т. I. Вып. 2. Владимир, 1877. С. 84.
26 Ефименко П.С. Сборник народных юридических обычаев Архангельской губернии. Кн. 1. Архан
гельск, 1869. С. 47.
27 Гринкова Н.Н. Однодворческая одежда Коротоякского уезда Воронежской губернии // Изв. Гос.
пед. ин-та им. А.И. Герцена. Вып. I. Л., 1928. С. 156.
Сироты, у которых нет никакого имущества, кормились на счет мира у того, кто согласится их принять, или ходили из дома в дом поочередно и тем пропитывались до 12 лет. После чего мальчики шли в пастухи, а девочки в няньки или батраки и жили своим трудом. Такая форма призрения называлась подворным кормлением. Бывали случаи, когда таких сирот брал богатый крестьянин. Участь других — приют. Способных отдавали «в чужие люди» для обучения ремеслу или в услужение за небольшую плату. Случалось, что малолетних, если они непослушны и склонны к шалостям, отпускали «в куски» — прокармливаться сбором подаяния Христа ради28.
Как показывает И. Соловьева, формы призрения крестьянских сирот в
конце XIX в. были разными: опека, подворное кормление, отдача детей на вскормление за деньги, усыновление, помещение в сельскохозяйственные приюты (после появления таковых в 1890—1900-х гг.). Дети, оказавшиеся на попечении родственников, оставались жить под кровом той же семьи, находя в ней защиту себе; иное дело, когда у сироты не было взрослых родственников. Сельские сироты, находившиеся в общине, попадали под ее коллективную заботу. Она назначала своего представителя — наиболее уважаемого крестьянина в опекуны, который и заменял умершего отца. Помимо опекуна общество зачастую выбирало еще попечителя, своего рода надсмотрщика над ним. Кандидатуру попечителя утверждали волостное правление, староста или земский начальник.
Часто на руки опекуну выдавали особую книжку, в которую он записывал приход и расход по имуществу опекаемого. Один или два раза в год опекун представлял устный отчет сельскому сходу с участием волостного старшины и волостного писаря, писарь просматривал имущество, которое было при прошлогодней проверке. По материалам бюро кн. Тенишева ясно видно, что возможность вмешательства мира в любой момент служила силой, сдерживающей беззаконные действия.
Русский крестьянин, принимая на себя опекунство, руководствовался различными мотивами:
♦ экономическими — возможность получить рабочие руки, упрочить свое материальное положение за счет имущества малолетних;
♦ морально-этическими — достойно выглядеть в глазах общества, принять оказанную честь;
♦ религиозными — стремление проявить христианское милосердие.
К 11 — 12 годам опекаемый заканчивал обучение в сельской школе, и общество отдавало его куда-нибудь в «мальчики» (т. е. в прислугу, в ремесленное обучение, на железную дорогу и т.д.) или, чаще всего, в пастухи в своей же деревне, а девочек отправляло учиться шить или в «пестуньи» (няньки). С этого момента опекаемые сироты уже сами зарабатывали себе на хлеб. Деньги, полученные сиротой в работниках, отдавали опекуну, который принимал на себя обязательство вернуть их после прекращения опеки.
28 Соловьева И. Крестьянские сироты XIX века // Нескучный сад. Православный журнал о делах милосердия. 2002. № 3.
Возраст снятия опеки по документам колеблется от 18 до 25 лет. Обычно опеку снимали по достижении 18 лет. В Орловской, Новгородской, Вологодской губерниях за совершеннолетний возраст был принят 21 год, до исполнения которого опекаемый не имел права распоряжаться деньгами и оформлять нотариальные сделки.
Подворное кормление — форма коллективной заботы о сиротах в крестьянской общине
При снятии опеки опекун при полном собрании всего сельского общества во главе с сельским старостой снимал с себя опекунскую обязанность и, объявив о совершеннолетии опекаемого, представлял письменный отчет в своих действиях. Имущество принимали по описи, кроме того, опекун показывал книгу приходов и расходов. Если общество не находит «погрешностей, то идет осматривать опекаемое имение... когда все исправно и согласно с описью, и заметит старания опекуна... поблагодарит его за усердие и с честью снимают» с него опеку. «Если имущества недостает без уважительной причины, опекун должен заменить своим, а если такового не имеет, то его миром отдают под суд»; если же имущества стало больше, чем было, то приобретенное делится пополам между опекуном и опекаемым29.