Крестьянская община

На Руси способ добывания хлеба нищенством искони считался чуть ли не естественным для вдов, калек и сирот. Со времен татаро-монгольского нашествия женщины, старики и дети, лишившиеся кормильца и защитни­ка, дома и земли, отсидевшиеся по лесным схронам, уцелевшие и не взятые

22 Клемантович И. Благотворительность в России: уроки истории // Воспитание школьников. 1999. № 6. С. 27—29; Воронова Е.А. Благотворительность в социальной политике России. Ист. аспект // Вестн. Сиб. ун-та. Сер. 6. 1997. Вып. 3. С. 67-72; Хайрумина А. Благотворительность в России, 19 в. // Татар­стан. 1992. № 11-12. С. 79-83; Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. М, 2001; Бобровников В.Г. Благотворительность и призрение в России. Волгоград. 2000; Горелова Л.И. Указ. соч.

в полон, разбредались по землям и пополняли собой ряды бродяг и нищих. Тогда же в сельских общинах сложился способ помощи приходящим нищим и странникам, который стал традиционным и местами дошел до наших дней. Старейшина или староста деревни распределял пришедших (часто это были достаточно большие группы людей) по домам, где им практически обязаны были предоставить пищу и ночлег, а также дать хлеба на дорогу. Если общи­на могла предоставить постоянный кров ребенку-скитальцу, то он оставал­ся в общине и поступал работником в чей-либо зажиточный двор. Часть ма­лолетних и убогих попадала в монастыри23.

В основе взаимоотношений между поколениями в русской крестьянской

семье всегда лежало уважение к стар­шим — родителям, дедам и прадедам, старикам в общине. Крестьянская нрав­ственность, все нормы поведения тре­бовали безусловного уважения роди­телей на протяжении всей их жизни. «В крестьянстве здешнем родители очень чадолюбивы, а дети послушны и почти­тельны. Не видано еще примеров, чтобы дети оставляли в пренебрежении отца или мать устаревших», — писали из Тульской губернии на рубеже XVIII— XIX вв. Общественное мнение резко осуждало лиц, позволявших себе непоч­тительное отношение к старшим24.

Традиционная русская община, просуществовавшая на территории нашей страны тысячу лет, назначала опекуна, а иногда и нескольких. В том случае, если у сироты нет имущества, ему избирают воспитателя, который о нем за­ботится. Согласно дошедшим свидетельствам из Владимирской губернии, «община заботится о сиротах: до взросления оброк распределяется между общинниками»25. За сиротой крестьянская община закрепляла ряд соци­альных привилегий: «Дедом завешанное внуку отец может отнять, если же завещано дедом сироте, тогда никто не вправе отнять завещанного»26. Опека длится до вступления в брак, который изменяет статус сироты. Он как бы сравнивается теперь с полноценными женатыми и замужними крестьянами, поскольку теперь наличие или отсутствие родителей не играет прежней роли. В свадьбе сироты принимает участие вся деревня: «Если выдают замуж сироту, у которой от матери мало или ничего не осталось, то перед свадьбой крестная обойдет всех женщин по селу; все, за исключением самых бедных, считают своим долгом дать сироте какой-либо ткани — полотнище на ру­баху или полотнище на поневу»27. Община ведет денежные дела сироты, го­товит приданое. Община берет на себя не только многочисленные эконо­мические расходы, организует коллективную социальную опеку, но и выпол­няет другую родительскую функцию — духовного наставничества.

23 Рудое А. Беспризорная Россия // Индекс/Досье на цензуру. 17/2002.

24 Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991. С. 143.

ъ Лядов Л. Юридические обычаи крестьян Шуйского уезда // Ежегодник Владимирского статисти­ческого комитета. Т. I. Вып. 2. Владимир, 1877. С. 84.

26 Ефименко П.С. Сборник народных юридических обычаев Архангельской губернии. Кн. 1. Архан­
гельск, 1869. С. 47.

27 Гринкова Н.Н. Однодворческая одежда Коротоякского уезда Воронежской губернии // Изв. Гос.
пед. ин-та им. А.И. Герцена. Вып. I. Л., 1928. С. 156.

Сироты, у которых нет никакого имущества, кормились на счет мира у того, кто согласится их принять, или ходили из дома в дом поочередно и тем пропитывались до 12 лет. После чего мальчики шли в пастухи, а девочки в няньки или батраки и жили своим трудом. Такая форма призрения называ­лась подворным кормлением. Бывали случаи, когда таких сирот брал богатый крестьянин. Участь других — приют. Способных отдавали «в чужие люди» для обучения ремеслу или в услужение за небольшую плату. Случалось, что малолетних, если они непослушны и склонны к шалостям, отпускали «в куски» — прокармливаться сбором подаяния Христа ради28.

Как показывает И. Соловьева, формы призрения крестьянских сирот в

конце XIX в. были разными: опека, подворное кормление, отдача детей на вскормление за деньги, усыновление, помещение в сельскохозяйственные приюты (после появления таковых в 1890—1900-х гг.). Дети, оказавшиеся на попечении родственников, оставались жить под кровом той же семьи, находя в ней защиту себе; иное дело, когда у сироты не было взрослых родственников. Сельские сироты, находившиеся в общине, попадали под ее коллективную заботу. Она назначала своего пред­ставителя — наиболее уважаемого крестьянина в опекуны, который и заме­нял умершего отца. Помимо опекуна общество зачастую выбирало еще по­печителя, своего рода надсмотрщика над ним. Кандидатуру попечителя ут­верждали волостное правление, староста или земский начальник.

Часто на руки опекуну выдавали особую книжку, в которую он записы­вал приход и расход по имуществу опекаемого. Один или два раза в год опе­кун представлял устный отчет сельскому сходу с участием волостного стар­шины и волостного писаря, писарь просматривал имущество, которое было при прошлогодней проверке. По материалам бюро кн. Тенишева ясно вид­но, что возможность вмешательства мира в любой момент служила силой, сдерживающей беззаконные действия.

Русский крестьянин, принимая на себя опекунство, руководствовался различными мотивами:

♦ экономическими — возможность получить рабочие руки, упрочить свое материальное положение за счет имущества малолетних;

♦ морально-этическими — достойно выглядеть в глазах общества, при­нять оказанную честь;

♦ религиозными — стремление проявить христианское милосердие.

К 11 — 12 годам опекаемый заканчивал обучение в сельской школе, и об­щество отдавало его куда-нибудь в «мальчики» (т. е. в прислугу, в ремеслен­ное обучение, на железную дорогу и т.д.) или, чаще всего, в пастухи в своей же деревне, а девочек отправляло учиться шить или в «пестуньи» (няньки). С этого момента опекаемые сироты уже сами зарабатывали себе на хлеб. Деньги, полученные сиротой в работниках, отдавали опекуну, который при­нимал на себя обязательство вернуть их после прекращения опеки.

28 Соловьева И. Крестьянские сироты XIX века // Нескучный сад. Православный журнал о делах ми­лосердия. 2002. № 3.

Возраст снятия опеки по документам колеблется от 18 до 25 лет. Обычно опеку снимали по достижении 18 лет. В Орловской, Новгородской, Вологод­ской губерниях за совершеннолетний возраст был принят 21 год, до испол­нения которого опекаемый не имел права распоряжаться деньгами и офор­млять нотариальные сделки.

Подворное кормлениеформа коллективной заботы о сиротах в крестьянской общине

При снятии опеки опекун при полном собрании всего сельского обще­ства во главе с сельским старостой снимал с себя опекунскую обязанность и, объявив о совершеннолетии опекаемого, представлял письменный отчет в своих действиях. Имущество принимали по описи, кроме того, опекун показывал книгу приходов и расходов. Если общество не находит «погреш­ностей, то идет осматривать опекаемое имение... когда все исправно и со­гласно с описью, и заметит старания опекуна... поблагодарит его за усердие и с честью снимают» с него опеку. «Если имущества недостает без уважитель­ной причины, опекун должен заменить своим, а если такового не имеет, то его миром отдают под суд»; если же имущества стало больше, чем было, то приобретенное делится пополам между опекуном и опекаемым29.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: