Большую роль в развитии общественного призрения сыграли земства. Земство как социально-политический институт возникло в России во второй половине XIX в. Благодаря ему в государственную жизнь включились многие тысячи людей. Так, например, на земской службе в 1914 г. находилось 75 тыс. человек. Сами земства стали создаваться лишь с февраля 1865 г., и их введение затянулось до 1876 г. Успехи земства за время его существования (1865 — весна 1918 г.) показывают, как развивалось бы общество, уст-
46 Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. М., 1987. С. 361.
роенное на демократических принципах. Земские учреждения включали в себя распорядительный орган (земское собрание) и исполнительный (земская управа). Деятельность органов земского самоуправления осуществлялась гласно. Земские собрания, особенно уездные, были доступны для всех желающих. Земские учреждения ведали просвещением, здравоохранением, строительством дорог и решением других социально-экономических проблем местного значения. Земства, по сути, «освободили» (вытеснили) органы государственной власти отрешения многих местных проблем47. Земства должны были заниматься народным продовольствием и благотворительностью, промышленностью и торговлей, строительством дорог, почтой, страхованием, материальной помощью народному образованию и здравоохранению и т.п. Благодаря земствам впервые в истории России медицина пришла к крестьянам, а в селах появились учителя. Медицинская помощь населению к концу XIX в. стала регулярной. Открывались новые больницы, фельдшерские и акушерские школы, аптеки. Резко сократилась смертность населения48.
|
|
Общественное призрение в деятельности земств получило конкретную и весомую поддержку. Расходы земств на общественное призрение в 1890-е гг. стояли на третьем месте среди так называемых «необязательных» статей бюджета (около 10%), уступая лишь расходам на здравоохранение (более 36%) и народное образование (более 25%)49. По Положению о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г., введенным в 34 губерниях России земским учреждениям передавались функции губернских приказов общественного призрения и больничных советов, а также право участия в организации народного образования. В ведение земств поступило 113 богаделен и домов призрения (для неизлечимых больных), 23 сиротских дома, 791 фельдшерский пункт в сельской местности и 519 небольших городских лечебниц50. По Земскому положению 1864 г. государство передавало земским учреждениям все расходы по общественному призрению, в том числе дела по управлению благотворительными капиталами и имуществами, дела по призрению богоугодных и общественных заведений (сиротских и воспитательных домов, больниц, домов призрения умалишенных, богоделен, работных домов), призрение семейств чинов запаса. Такого рода повинности были обязательными, а вот расходы на медицину и образование — дополнительными. Тем самым государство дистанцируется от вопросов социальной помощи и защиты населения, перекладывая данную заботу на «попечение» органов местного самоуправления. Благотворительность спустилась с государственных высот на будничную прозу земских забот.
|
|
Согласно архивным документам 1864 г., сиротские дома предназначались для воспитания «сирот в том возрасте, в котором они не могут быть никуда пристроены для обучения». Затем этих детей необходимо было «пристроить
47 The Zemstvo in Russia: An experiment in local self-government / Ed. by T.Emmons and W.S.Vucinich.
Cambridge (Mass.), 1982. 4X Абрамов В.Ф. Демократическая практика российского земства // Полис. 1995. № 3. С. 145—151.
49 Максимов Е.Д. Очерк земской деятельности в области общественного призрения. СПб., 1895. С. 48.
50 Максимов Е.Д. Указ. соч.; Филантропъ. Из земской и городской деятельности по призрению бед
ных // Вестн. благотворительности. 1898. № 3.
в учебные заведения, на службу, фабрики, заводы и к частным людям для научения ремеслам, торговым и иным полезным занятиям, кои могут... содействовать к устранению их участи». В сиротские дома принимались сироты «из всех сословий, которые остались после родителей в положении, требующим призрения». Однако практика подобных патронажей показала, что «и семейное, и имущественное положение большинства воспитателей таково, что они не могут обеспечить дальнейшей судьбы ребенка»51.
Многие земские деятели отмечали, что «основным мотивом к принятию на воспитание питомцев служит материальный расчет, заставляющий смотреть на питомцев как на источник доходной статьи, что и делает положение
призреваемого ребенка незавидным во всех отношениях». Крестьянским семьям, взявшим подкидыша на воспитание, оказывалось денежное пособие из земских средств. Подкидыши разда вались с условием обязательного усыновления в течение первых трех лет, при ежегодном пособии от земства в 36 руб. до шестилетнего возраста и в 24 руб. — до двенадцатилетнего возраста. Кроме того, девочкам, выдавалось от земства при выходе замуж единовременное пособие в 25 руб.52 По окончании платы дети оставались у воспитателей или же возвращались в приют.
Первая сессия Пермского губернского земского собрания в 1870 г. принимает на себя заведование учреждениями общественного призрения и формирует «особый земский капитал» на «богоугодные нужды»53. Расходы из данного капитала должны были идти на содержание богоугодных заведений (богоделен, сиротских и воспитательных домов, работных домов) и на пособия неимущим, находящимся вне богоугодных заведений. На земство возлагалось также ассигнование «экстренных мероприятий на случай призыва запасных на действительную службу»54. Источниками финансирования служили «недоимки, сметные назначения по богоугодным заведениям, "кружечный сбор" и все случайные поступления и пожертвования в пользу богоугодных заведений»55. «Кружечные сборы» по счетам губернской управы делились на три категории: в пользу богоугодных заведений, в пользу нищих и убогих, в пользу богоделен.
Во второй половине XIX в. в круг земских мероприятий по общественному призрению входили: социальная помощь детям (воспитание сирот и подкидышей в детских приютах), финансирование богоугодных заведений и богоделен для взрослого населения, помощь детям, сиротам, воспитывающимся в семьях, борьба с детской смертностью, организация детских дневных приютов-яслей на летнее время, выделение стипендий для обучения малоимущих и сиротских детей56. Еще в 1907 г. в Костромской губернии
|
|
51 Подсосов А.О. О призрении земствами детей павших воинов // Земское дело. 1915. № 4. С. 247.
52 Веселовскии Б.Б. История земства за сорок лет. Т. 1. СПб., 1909. С. 442.
53 Систематический свод постановлений Пермского земского собрания. Вып. 2. Пермь, 1904. С. 110.
54 Веселовскии Б.Б. История земств за 40 лет. Т. 1. СПб., 1909. С. 437.
35 Систематический свод постановлений Пермского земского собрания. Вып. 2. Пермь, 1902. С. 111.
56 Женина Л.В. Деятельность земств Пермской губернии по общественному призрению и благотворительности // Милосердие и благотворительность в российской провинции: Тез. докл. Всерос. конф. 22-23 марта 2002 г. Екатеринбург, 2002. С. 42-45.
местными земствами была признана необходимость неотложных мер по борьбе с детской смертностью. Исправить положение дел должен был Костромской отдел союза борьбы с детской смертностью в России, основанный в 1908 г. В 1913 г. его председателем стала супруга губернатора. Вновь организованный отдел сосредоточил свою деятельность в трех направлениях: амбулаторном приеме младенцев и матерей-кормилиц; бесплатной раздаче молока и вскармливании грудных детей; помощи детской больнице на 10 коек. Амбулаторный прием проводился в деревянном здании из четырех комнат: ожидальной, приемной врача, комнаты, где находился стерилизатор и производилась раздача молока, изоляционной комнаты. Особое внимание в губернии уделялось призрению детей с ограниченными физическими возможностями. Для призрения слепых детей в Костроме было открыто специальное училище. Оказывали внимание и детям, которых судьба вынудила к совершению преступлений, воровству и мелкому мошенничеству. Этих детей наказывали временным ограничением свободы, но без заключения в тюремные камеры57.
Широкое распространение благотворительность получила в конце XIX — начале XX в. на Дону, где возникли многочисленные благотворительные общества и заведения, существовала частная благотворительность, система казачьего и крестьянского общинного попечительства. Созданное в 1871 г. Донское попечительство о бедных включало детский приют (с 1876 г. Мариинский детский приют) и открытый позже дом призрения престарелых женщин. Преимущественно за счет частной благотворительности формировался капитал Донского общества призрения детей Новочеркасского Сиропитательного дома. Главная деятельность этого общества заключалась в оказании детям Сиропитательного дома помощи одеждой, продуктами, а также в организации обучения детей грамоте и мастерствам. Донское общество призрения детей имело капитал 20 тыс. руб., образовавшийся из пожертвований частных лиц58. Казачья община учреждала опеку над малолетними детьми, отцы которых находились на военной службе, а матери по какой-либо причине не могли вести хозяйство. Община не только назначала опекунов, но и контролировала их деятельность, отвечала за сохранность имущества опекаемых59.
|
|
В государственном архиве Ставропольского края существует фонд Ставропольского приказа общественного призрения за 1804—1913 гг. В нем хранятся документы об организации, рапорты Главного попечителя над воспи-
58 Благотворительность и детское попечение в Костромской губернии в XIX — начале XX в. // Бла
готворительность в России: Исторические и социально-экономические исследования. 2002. СПб.,
2003. С. 193-205.
59 Отчет Правления Донского Общества призрения детей. Новочеркасск, 1909. С. 3.
60 Циткилов П.Я. Российские благотворительные общества и учреждения в конце XIX— в начале
XX в. (на примере Области Войска Донского) // Актуальные проблемы истории, теории и техно
логии социальной работы. Вып. 1. / Под ред. П.Я. Циткилова. Новочеркаск; Ростов н/Д, 1998.
тательными домами, журналы заседаний Приказа и отчеты о его деятельности, состоянии больниц и богоугодных заведений. Имеются дела об определении подкидышей, сирот, престарелых и одиноких в дома призрения. Каждая уездная управа вела список семей, желающих взять детей на воспитание, и определяла, насколько та или иная семья пригодна для этого. И важно, что земская организация, отдавшая ребенка на воспитание, не устранялась от наблюдения за содержанием призреваемого. В делах об усыновлении брошенных детей в уездах Ставропольской губернии предлагалось обращаться к содействию известных лиц: землевладельцев, земских врачей, священников, народных учителей и прочее60.
По свидетельствам современников, в Рязани в конце XIX в. всех благотворительных обществ насчитывалось чуть более десятка61. К таковым относились Центральное благотворительное общество (организовано по инициативе губернатора М.Д. Стремоухова в 1864 г.), Общество вспомоществования бедным воспитанницам Рязанской Мариинской женской гимназии (1870), Общество вспомоществования бедным воспитанникам Рязанской первой мужской гимназии (1873), Рязанское общество призрения и образования глухонемых детей (1874), Епархиальное братство св. Василия епископа Рязанского (1877), Рязанское общество исправительных приютов и колоний для несовершеннолетних преступников (1896), Общество попечения о нищенствующих и бесприютных девочках г. Рязани (1899) и несколько приходских попечительских обществ. «Безродные сироты», незаконнорожденные и дети-инвалиды, оставшиеся (или оставленные) родственниками, в Рязанской губернии стали приоритетным объектом социальной помощи только с 1873 г., когда земство открыло приют для сирот и подкидышей. В 1896 г. в Рязани открылся приют общества исправительных приютов и колоний для несовершеннолетних преступников62. При Обществе попечения о нищенствующих и бесприютных девочках г. Рязани осенью 1899 г. был создан приют, существовавший исключительно на членские взносы и добровольные пожертвования; с 1902 г. он был принят в число заведений Ведомства учреждений императрицы Марии и получил более стабильную финансовую основу63.
В 1901 г. вместе с построенным на средства С.А. Живаго родильным домом открылся и сиротский приют; на содержание их было определено 20% прибыли Общественного банка им. Сергия Живаго. В 1904 г., когда началась русско-японская война и многие семьи лишились кормильцев, призванных
6(1 Громова Е. Подкидыша звали Мария // Ставропольская правда. 2002. 14 мая.
61 См.: Манухин СИ. Краткий обзор Рязанской благотворительности // Рязанский альманах. Рязань, 1891.
62 Попова А.Д. Особенности судопроизводства и исполнения наказания в отношении несовершен
нолетних во второй половине XIX века в России // Педагогическое краеведение (к 900-летию г. Ря
зани): Тез. докл. 2-й научно-практической конф. 20 сентября 1995 года. Рязань, 1995. С. 43.
63 Горнов В.А. Общественное призрение в российской провинции второй половины XIX — начала
XX века (на материале Рязанской губернии) (http://www.rspu.ryazan.ru).
в армию, обществом «Работные ясли» был организован приют для мальчиков-сирот и полусирот для обучения их грамоте и ремеслам; с 1910 г. общество развернуло широкую деятельность по организации детских яслей-приютов в губернии. Наконец, в 1911 г. богадельня Анастасии и Андрея Дашковых была реорганизована в Дом призрения детей обоего пола, страдающих параличом, чахоткой и потерей зрения64.
В 1906 г. было организовано общество попечения о бедных детях города Рязани. В ведении общества находились училища, в котором дети могли получить бесплатное образование. В 1909 г. открылось Общество торговых служащих с целью оказания материальной помощи своим членам и их детям в случае потери кормильца. Количество благотворительных заведений было значительно больше. По подсчетам Н.Г. Соколова, 12 обществам, находившимся в Рязани и в уездах, «принадлежало» 47 заведений: 39 богаделен, 3 дома трудолюбия и 5 детских приютов65. Среди благотворительных заведений особое место занимали богадельни — как непосредственная форма призрения. Так, в 1884 г. в губернии значится 21 богадельня: две (в г. Рязани) содержатся земством, а остальные 19 — на средства частных лиц, городов и городских банков, а также Рязанской епархии (5 богаделен в уездах). В городах находились 13, в сельской местности — 8 богаделен66.
Настоятельная потребность организации детских приютов привела к созданию в Костроме в 1847 г. Костромского губернского попечительства о детских приютах. Председательство принял на себя костромской губернатор. К 1911 г. в ведении попечительства находились: Мариинский, Александрийский детские приюты, Воспитательный детский приют имени Н.П. Кли-рикова и сеть сельских попечительств детских приютов в уездах. Основными источниками содержания приютов были: проценты с капитала, пособия губернского и уездного земств, субсидии городского общественного управления, единовременные пожертвования, а также деньги, собираемые по подписным листам. Мариинский детский приют был основан в Костроме 15 января 1847 г. За время существования Мариинского детского приюта с его основания до 1885 г. должность попечительницы приюта занималась супругами костромских губернаторов. В 1874 г. его у приюта выкупила Костромская городская дума, за что приют получил от думы содержание в течение десяти лет по 1 500 руб. в год. Основу же первоначального капитала в 5 560 руб. 14 коп. составили частные пожертвования. Этот капитал был помещен в местный Приказ общественного призрения, и к 1884 г. его сумма составила 35 765 руб. (в процентных, гарантированных правительством бумагах). Основные средства на содержание призреваемых детей составляли преимущественно пожертвования различных благотворителей и только частично — доходы от недвижимого имущества и проценты с капитала приюта. С 1847 по 1884 гг. через приют прошло 2 456 детей, из них 235 мальчиков и 2 221 девочка (из последних ночлежным отделением приюта воспользовались 1 083 чел.)67.
64 См.: Устав Дома призрения Андрея и Анастасии Дашковых в городе Рязани. Рязань, 1911.
65 Соколов Н.Г. Благотворительная деятельность Рязанского общественного банка С. Живаго // Ис
торико-культурное наследие. Памятники археологии Центральной России: охранное изучение и
музеефикация: Материалы науч. конф. Рязань, 1994. С. 166.
66 Календарь Рязанской губернии на 1886 год / Сост. под ред. А.В. Селиванова. Рязань, 1886. С. 57.
67 См.: Костромской Мариинский детский приют: Исторический очерк. Кострома, 1885.
Для призрения за грудными младенцами в Костроме в 1901 г. был основан Воспитательный детский приют имени Н.П. Клирикова. В него принимались внебрачные младенцы, матери которых по своей беспомощности не могли держать ребенка при себе или же желали сохранить тайну рождения младенца, круглые сироты и подкидыши в возрасте не старше одного года. Приют первоначально располагался в наемной квартире в доме на Ямской улице, а позже для него был куплен двухэтажный дом. Средства приюта состояли из неприкосновенного капитала в 27 800 руб., пособий земств, пожертвований, сборов по подписным листам, платы за аренду и случайных поступлений68.
Приняв на себя все расходы по организации общественной медицины, земство освободило городские, сословные и частные благотворительные общества от этой непосильной ноши, перенаправив их ресурсы в сферу призрения как такового. По своему удельному весу земская деятельность в сфере общественного призрения намного превышала результаты, которых смогли добиться сословно-корпоративные благотворительные общества и приказы общественного призрения69.