Деинституциализация детей и новые технологии

Во многих государствах наряду с общими социальными существуют спе­циальные попечительские программы. Большую работу в реализации про­грамм помощи беспризорным детям ведет ЮНИСЕФ. Необходимую по­мощь беспризорным детям в большинстве стран оказывают благотворитель­ные общества, частные лица и религиозные организации.

Опыт зарубежных стран показал, что традиционные меры профилакти­ки беспризорности (создание специальных воспитательных учреждений: детских домов, приютов и т.д.), а также содержание беспризорных детей, совершивших какие-либо проступки, в закрытых учреждениях не приносят ожидаемого результата.

Закрытое учреждение — тюрьма, казарма, психбольница и детдом — не­гативно отражаются на нашем развитии, потому что здесь:

а) выстраивается извращенная иерархия межличностных и межгрупповых
отношений, основанная на «дедовщине» и произвольном праве сильного;

б) не удовлетворяются элементарные человеческие потребности (эмоци­
ональные, в привязанности, духовные в доверии);

в) практикуется неестественный, отсутствующий в повседневной жизни
режим дня и распорядок, построенный на жесткой дисциплине и гипертро­
фированной роли негативных санкций;

г) происходит ограничение потока информации, к которому привык человек.

Закрытое учреждение, как и закрытое общество, не подчиняется обще­ственному контролю, оно не просвечивается снаружи и целиком погруже­но в решение собственных проблем. В таких системах чаще всего распрост-

162 Никитин В.М. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Дом милосердия» г. Санкт-Петербурга (www.tula.net).

Б84

раняются авторитарные методы руководства, групповщина, распределение ценностей и дефицитных благ по принципу свойства и лояльности, процве­тает круговая порука и взаимовыручка.

Кроме того, дети, воспитывающиеся в детских домах, лишены общения с детьми из обычных семей, так как они чаще всего ходят в школу, где учатся та­кие же дети, как они, или это специализированные школы. В них нет образцов нормальных взаимоотношений между детьми. Если они и посещают обычную

школу, то их общение с нормальными детьми заканчивается за порогом шко­лы. Их привозит и увозит автобус, и они не знакомы даже с таким простым обсто­ ятельством, как возможность самостоя­тельно добраться до дома. Основными мерами профилактики беспризорности специалисты счита­ют усыновление, опеку и попечительство. Только при невозможности обес­печить ребенку семейное воспитание альтернативой ему могут выступать воспитательные учреждения, способные воссоздать условия воспитания, близкие к семейным, адаптацию детей к нормальной жизни в обществе (се­мейные детские дома, общины, детские деревни и др.).

В США громадное большинство пропавших без вести людей составляют подростки, которые добровольно убежали из дома на очень короткое время, в основном они возвращались домой через неделю. Лишь очень немногие из беглецов, обычно жертвы физического или сексуального надругательства, становились частью сексуального или наркотического дна крупных городов. Другая значительная доля пропавших детей, по оценкам составлявшая 100 тыс. ежегодно, находилась у родителей, не являющихся попечителями163. Размещение сирот и беспризорников в государственных, реже — частных, учреждениях, осуществляющих надзор, прежде всего в детских домах, при­ютах и интернатах, называется институциализацией безнадзорных детей. Деинституциализацией детей называют альтернативные формы опеки, при которых надзор за ними осуществляют не казенные инспектора, чиновни­ки и наемные воспитатели, а простые люди, добровольно взявшие на себя нелегкий труд по ресоциализации потерянных детей.

По отношению к детям, оставшимся без попечения родителей и прожи­вающим в сиротских учреждениях, больницах, государственных домах или интернатах, в учреждениях для инвалидов, применяется определение «уход в учреждение». Деинституциализация означает перемещение детей из мас­совых государственных учреждений (институтов) надзора в альтернативную, неучрежденческую среду. Этноконфессиональные приюты, православные или буддийские, также относятся к институциональным средствам обще­ственного призрения. Но итог их деятельности позитивный, поэтому по отношению к ним термин «деинституциализация» обычно не применяется. Детские дома являются частью системы охраны детства. Альтернативны­ми им формами, также относящимися к охране детства, выступают усынов­ление, приемные семьи, групповые дома, программы по планированию се­мьи и усилия по реинтегрированию детей в их кровные семьи и другие се­мейные формы воспитания сирот.

163 Hess В.В., Markson ЕЖ, Stein P.J. Sociology. Fourth ed. N.Y., 1991. P. 588.

Поданным зарубежных и отечественных исследований, институциональное воспитание негативно влияет на развитие ребенка, формируя у него «сиротский симптомокомплекс», который нередко становится непреодолимым препят­ствием на пути к социализации у бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов. В результате более 80% выпускников учреждений для детей-сирот не могут найти свое место в обществе. По некоторым данным через 10 лет пос­ле выпуска бывшие воспитанники практически исчезают из социума: многие сидят за тяжелые преступления, другие убиты или покончили с собой. При этом ситуация сиротства влияет не только на самого сироту. Происходит трансляция сиротского симптомокомплекса в вертикальной семейной системе — сиротство

в одном поколении порождает сиротство в последующих164.

Исследования А.А. Бурлаковой165, проведенные в детских домах Тульской области, показали, что у детей-сирот, воспитывающихся вне семьи, в отрыве от общества, в условиях учреждений зак­рытого типа, формируется особая система социальных ценностей и модель поведения. Выпускники детского дома, испытывающие по выходе из него глу­бочайший кризис, порожденный трудностями социализации, не способны стать полноценными членами общества. Они испытывают трудности в профес­сиональном самоопределении, в браке, в установлении профессиональных и дружеских отношений, значительная часть пополняет ряды правонарушителей.

Врезка


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: