Дети не только беззащитны, но и бесправны. Хотя во многих странах приняты специальные законы, охраняющие их жизнь и права, в семье по отношению к ним часто допускается произвол и насилие. В семьях, где родители не хотят или не могут взять на себя ответственность за воспитание детей, они сталкиваются с явлениями проституции, тунеядства, воровства, стяжательства. Дети часто подвергаются насилию, избиениям, унижению человеческого достоинства, находятся на грани безнадзорности. В концентрированном виде пороки родителей проявляются на детях в неполных и конфликтных, стоящих на грани развода семьях.
Депривация обозначает отсутствие условий для полноценной жизни и удовлетворения базовых потребностей, которое оборачивается множеством хронических последствий, ущербным развитием, отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов. Английский термин deprivation происходит от латинского слова deprivatio (потеря, лишение), появившегося в позднем Средневековье, поначалу — в церковном обиходе, и означавшего лишение духовного лица бенефиция (доходной должности). Слово постепенно проникло во многие европейские языки и ныне широко употребляется в повседневной речи. Например, английский глагол to deprive означает лишить, отнять, отобрать, причем с сильным негативным акцентом — когда имеют в виду не просто забрать, а лишить чего-то важного, ценного, необходимого (строчка из популярной песни: You deprived me of my rest — Ты лишила меня покоя)2. В научной литературе депри-вацию первыми начали использовать физиологи в первой половине XX в.
|
|
В зависимости от того, чего именно лишен человек, различают разные виды депривации: двигательную, сенсорную, информационную, социальную, материнскую и др.
Термином пищевая депривация они обозначали принудительное голодание, двигательная депривация — лишение возможности двигаться. Если человек долго не спит, как это часто бывало в период боевых действий, у него не удовлетворяется важная жизненная функция и происходит множество
Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. С. 447—448. Степанов С. Истоки нищеты душевной // Школьный психолог. 2002. № 10.
нарушений в организме. Но и психике приходится несладко: происходит снижение рационального, волевого контроля за своими мыслительными процессами, утрата критичности по отношению к воспринимаемым внешним стимулам и даже возникновение галлюцинаций (зрительных, слуховых и др.). Вследствие недостатка еды и сна высшие отделы мозга затормаживаются. Политики использовали подобные депривации в качестве пытки над своими врагами, а религиозные деятели — как процедуру духовного очищения. На том и покоятся многочисленные посты — лишение верующих полноценного питания, т.е. пищевая депривация. Столь же давнюю историю имеет практика использования так называемой сенсорной депривации, причем с той же целью. Испокон веку подвижники любого культа стремились к уединению, уходу от мира, добровольно заточали себя в пещеру, келью, скит. Тем самым они фактически сокращали поступающий к органам чувств поток сенсорных стимулов.
|
|
Ситуация сиротства и пребывания ребенка в детском доме исследователями считается разновидностью депривации, поскольку дети здесь, в отличие от обычных домашних условий, лишены ряда фундаментальных условий, необходимых для формирования полноценной личности. Скажем, вокруг них не суетятся мама с папой, бабушки и дедушки, другие родственники, которых социологи относят к первичным социализаторам. У них даже нет дворовых ребят из других семей, составляющих привычное окружение городских подростков, так как нет и других семей. Все детдомовцы живут одной большой коммуной, где роль взрослых выполняют не их родственники, а совсем чужие люди — за определенную плату и с формальным отношением к своим обязанностям. А это означает, что первичные, непосредственно-личные отношения сразу же заменяются вторичными, служебно-должностными. В малом возрасте такая подмена особенно опасна. Дети еще не знают, какими должны быть эти самые доверительные отношения, из чего они состоят, что в них допустимо и что не допускается, как выражают ласку и любовь в отличие, скажем, от сексуальных отношений, как должны строиться отношения между любящей матерью и любимой дочерью. Ничего этого им не показывали.
Правда, воспитатели интерната или детдома могут рассказать им об этом, но продемонстрировать подобное на личном примере они не способны — это не их родные дети. И как бы искренне воспитатели ни выполняли свою роль, эта роль останется навсегда социальной, служебно-производственной. Вот и получается, что повзрослевшие детдомовцы, образовав собственную семью, не знают, как строить доверительно-личные отношения между супругами, между родителями и детьми. В их головах место непосредственно личных отношений уже занято другими — опосредованно безличными, теми самыми, которые демонстрировали нянечки и воспитатели детдома, разыгрывая искренних мамаш, беспокоящих о чужих детях якобы как о своих собственных. Хорошо, если дети заметят подмену и примутся искать истинную норму человеческих взаимоотношений. А если нет? Они так и будут думать, что формальные взаимоотношения между супругами, родителями и детьми и есть те самые неформальные, доверительные, которые так нужны человеку и во взрослом, и в детском возрасте.
Депривация как недостаточность — это всегда отношения дефицита. Специалисты так прямо и заявляют: отношения сиротства изначально на-
делены свойством «дефицитарности», лишения ребенка чрезвычайно важного для нормального роста и развития компонента — полной родительской семьи3. Иные условия — иные и последствия. Не хватает родительской семьи в начале жизненной карьеры — неумение ее создавать в середине жизненного пути, и частенько нелепое завершение этого пути — вновь в сиротском приюте, но теперь уже для престарелых. Произведения европейской классики ярко высвечивают подобные жизненные стратегии, характерные для Европы XVIII-XIX вв.
По существу дефицитарность, появившаяся в начальной точке жизненного пути, не исчезает и в конце. Даже если у воспитанника сиротского приюта, интерната или детского дома появляется своя собственная семья, его память всегда будет хранить зияющую пустоту — отсутствие родительской семьи. Когда он будет показывать семейный альбом знакомым или друзьям своих детей, в нем не будет бабушек и дедушек. Они не придут отмечать семейные праздники, к ним летом не отправишь детишек. Отсутствие третьего поколения — своих собственных бабушек и дедушек — огромная брешь не только в человеческой судьбе, но и в процессе социализации. Детьми сироты не знали, как ведут себя мама и папа, повзрослев, они не могут показать своим детям, как ведут себя бабушки и дедушки. А те, в свою очередь, не способны этому научиться на живых примерах. Какими они сами станут бабушками и дедушками?
|
|
Таким вот способом депривация — лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей — сопровождает человека всю его жизнь. Другие жизненно важные потребности, при их отсутствии, с течением времени можно заменить или удовлетворить. Сейчас вы голодны, но через час-два вы нашли пищу и удовлетворили жизненно важную потребность. То же самое можно сказать о жажде, сексуальном голоде, крыше над головой, отсутствии друзей или денег. Подобный дефицит всегда можно восполнить. Но только не отсутствие родителей. Этот дефицит человек уже никогда не восполнит. Можно быть бедным или даже очень бедным, но затем разбогатеть и дефицит заменить избыточностью. Но нельзя, лишившись семьи, вновь ее обрести на более поздних фазах жизненного цикла. Родительскую семью можно заменить суррогатом, т.е. теплом других людей, ставших тебе такими же близкими и родными, как собственные родители, но этих последних в строгом смысле никто заменить не сможет. Перед нами пожизненная депривация.
Преодоление трудностей социализации детей-сирот: Учеб. пособие. Ярославль, 1997. С. 10.
В трудах российских и зарубежных психологов показано, что в условиях детского учреждения интернатного типа формируется совершенно иной, в отличие от условий семейного воспитания, тип личности ребенка4. Это де-фицитарный и депривированный ребенок — необласканный, недолюбленный, несоциализированный. У него всего не хватает и нет ничего в избытке. Может быть разве что чрезвычайной обиды на судьбу. Ведь он видит окружающих детей — с мамами и папами, бабушками и дедушками. Сирота сравнивает их с самим собой и формирует устойчивый комплекс неполноценности. Это еще один синдром существования депривации.
|
|
Отсутствие родительской заботы, умаление прав детей специалисты именуют социальной депривацией. Если нет обоих родителей, то это сиротство и полная депривация. Когда не хватает, т.е. отсутствует один из родителей, то в зависимости от того, кто именно отсутствует, говорят о патернальной депривации (нет отца) или материнальной депривации (нет матери). То и другое мы относим к частичной депривации. Она возникает в так называемых неполных семьях. Получивших свое название из-за того, что в семье отсутствует один из родителей, который мог умереть либо оставить эту семью ради создания новой семьи. Поскольку один из родителей все-таки есть, подобная ситуация принципиально отличается от сиротства. Оставшийся родитель взваливает на свои плечи дополнительную нагрузку и превращается в сдвоенного социализатора: чаще всего мать в неполной семье выполняет свою собственную воспитательную функцию и роль мужчины-социализатора. Удачной или неудачной в конечном итоге получается социализация в неполной семье — это уже другой вопрос. Чрезвычайно важно, что родительская социализация в неполной семье есть, как есть в ней бабушки и дедушки (со стороны оставшегося родителя). В этом стоит видеть еще одно отличие частичной депривации от полной.
Как показывают эмпирические исследования, материнская депривация {maternal deprivation) тяжелее отражается на раннем развитии ребенка, когда формируются двигательные и сенсо-моторные функции, а патернальная депривация (paternal deprivation) — на поздних этапах взросления, когда ребенок начинает поиск своего места в обществе, когда происходит выбор и освоение профессии, создание социального капитала (совокупности связей и знакомств). Этими вопросами на протяжении всего XX столетия (первая публикация появилась в 1938, а последняя — в 1989 г.) занимался известный психолог и педагог Джон Боулби (1907—1990)5. В своей ранней теории (1959) он выделял три стадии, через которые проходит детская депривация (табл. 27): протеста, отчаяния (despair) и отчуждения (detachment). По начальным буквам английских терминов она получила название теории PDD. Оставленный ма-
4 Лангмейер Й. Психическая депривация в детском возрасте // Лишенные родительского попечи
тельства: Хрестоматия / Ред.-сост. B.C. Мухина. М., 1991. С. 205—213; Мухина B.C. Особенности
развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях // Воспитание и раз
витие детей в детском доме. М., 1996. С. 7—11; Прихожан A.M. Психология неудачника: Тренинг
уверенности в себе. М., 2000; Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред.
И.В.Дубровиной, А.Г. Рузской. М., 1990.
5 После смерти Боулинга в 1990 г. возникло и распространилось по всему миру движение последо
вателей, известное под именем «Post-Bowlbyian», или «Neo-Bowlbyian».
терью ребенок сначала плачет и выражает агрессию (протест), затем он страдает и отчаивается, наконец, становится совершенно равнодушным ко всему. |
Социальная депривация — отсутствие родительской заботы, умаление прав детей
Таблица 27 Теория депривации Дж. Боулби
Протест | Плач и слезы как симптомы стресса; поиск фигуры, к которой можно привязаться и найти укрытие; мольба о помощи. |
Отчаяние | Страдание, тяжелое горе, глубокая печаль, переходящие в апатию и подавленность. |
Отчуждение | Равнодушие, вошедшее в привычку и ставшее постоянным состоянием души; утрата иллюзий и идеалов, холодность в ответ на проявление заботы и доброты |
Источник: Bowlby J. Separation anxiety // Int. J. of Psychoanalysis. 1960. №41. P. 89—113.
Проблемы детской депривации Дж. Боулби рассматривал как с теоретической, так и с практической точек зрения, поскольку много лет проработал в лучших американских клиниках, госпиталях и лабораториях. Он открыл много удивительных и на первый взгляд парадоксальных особенностей этого феномена, а также механизмов, при помощи которых дети пытаются компенсировать дефицит или полную утрату родительской любви. Так оказалось, что нарцисцизм, т.е. любование собой — это всего лишь механизм психологической защиты и попытка ребенка таким способом восполнить недостаток материнской любви6. Так что самолюбование — всегда суррогатная материнская любовь.
Боулби полагал, что привязанность (attachment) матери и ребенка биологически запрограммированна, вот почему он много времени уделил установ-
Bowlby J. Grief and mourning in infancy and early childhood // The Psychoanalytic Study of the Child, 1960. № 15. P. 9-52.
лению этологических, заложенных в нашем животном прошлом, корней этого феномена — приобретения и утраты привязанности. У людей она имеет не только биологическое происхождение, но исполняется автоматически, закрепляется на подсознательном уровне, поэтому утрата материнской любви особенно глубоко травмирует маленького человечка. В тот период он не может компенсировать ее какими-то рациональными механизмами или волевым усилием, на что способен взрослый человек. Психоанализ Фрейда, послуживший одним из теоретических источников, подсказал Боулби множество оригинальных идей и способов их теоретического доказательства. Привязанность к матери нужна беспомощному ребенку именно потому, что
он беспомощен. Получив материнскую защиту вовремя, он обучается тому, чтобы и себя умело защищать. Лишен ный ее, ребенок оказывается совершенно безоруженным перед внешним миром. Особенно остро ребенок нуждается в материнской любви в первые 18 месяцев своей жизни. Получив ее в достаточном объеме, ребенок учится сквозь эту призму формировать доверительно личные отношения и с ближайшим окружением. Поначалу это небольшой круг людей из 4—5 родственников. Сбои в связке мать—ребенок немедленно сказываются на качестве социальных отношений со всеми другими людьми. Часто трагически и необратимо. Дж. Боули назвал подобный феномен принципом монотропии (monotropy — однопутка, моноканальность, т.е. «одноколейная» развернутость внимания ребенка исключительно на свою мать).
Из множества фактов и гипотез у Боулби сформировалась теория привязанности (Attachment Theory), считающаяся ныне классической в области детской психиатрии. Изложенная в трехтомнике, она стала настоящим научным бестселлером7.
Специалисты установили, что у детей негативным последствием депри-вации является задержка в развитии речи, освоении социальных и гигиенических навыков, развитии тонкой моторики, интеллекта.
Социализация детей затруднена в семьях, где дети рождаются вне брака либо их появление было нежелательным. Родители вымещают на них жизненные неудачи, ошибки, пороки. Практически в социальной изоляции находятся дети-инвалиды. Около миллиона школьников с дефектами развития лишены возможности получить какое-либо образование.
В последнее время возрос интерес ученых к изучению проблем деприва-ции, особенностей развития ребенка, лишенного родительского попечения. Изучаются особенности психического развития ребенка в условиях материнской депривации, при помещении в учреждения интернатного типа, различные аспекты социального сиротства, практические аспекты социально-трудовой адаптации, подготовки к семейной жизни, жизненному и профессиональному самоопределению, социально-педагогической адаптации в учреждениях профессионального образования, многочисленные работы посвящены защите прав детей-сирот8.
7 Bowlby J. Attachment: Attachment and Loss. Vol. 1. L., 1969; Idem. Separation: Anxiety and Anger, Vol. 2.
L., 1973; Idem. Loss: Sadness and Depression, Vol. 3. L., 1980. s Семья Г.В. Социально-психологические проблемы сиротства и стратегия помощи (http://www.inguk.ru).