Отличают подростков от других возрастов одни черты, а различают их между собой — совсем другие. Вы поняли, что я сказал? Чем вы отличаетесь от взрослых? А чем различаетесь друг от друга? Ясное дело, это не одно и то же.
Подростки отличаются от взрослых и детей по характеру и поведению. Они, с одной стороны, чрезвычайно сконцентрированы на самих себе, с другой — способны на неординарные поступки, яркое проявление альтруизма.
АЛЬТРУИЗМ (франц. altruisme, от лат. alter — другой) — бескорыстная забота о благе других людей. Противоположность эгоизму.
Их внимание так же легко переключается с предмета на предмет, как мотылек порхает с цветка на цветок. В то же время они могут сидеть часами, сосредоточившись на том, что им действительно интересно. Они иногда кажутся бесчувственными и невнимательными к другим, но, когда вы меньше всего ожидаете этого, они могут продемонстрировать свою любовь и готовность помочь.
Они сосредоточены и непоследовательны, осторожны и непредусмотрительны одновременно. Короче говоря, они противоречивы и непредсказуемы. И в этой непредсказуемости, в этом бросании из огня да в полымя, выражается суть подросткового возраста.
В 13 лет многие подростки переживают так называемый гебоидный период". Это время, когда растормаживаются все подростковые влечения. Именно тогда вчерашние дети начинают курить, выпивать, пробовать наркотики, вливаться в «плохие компании» и развлекаться, к примеру, прокалывая шины у чужих автомашин.
Это возраст контрастов, перемен, экспериментирования и роста. Подобные колебания помогают уже не ребенку, но еще не взрослому выбрать собственный путь в жизни, приблизившись к миру взрослых. А подобный выбор, быть может, и есть самая важная задача на данном этапе жизни. В подростковом (или, как говорят специалисты, пубертатном) периоде становится особенно отчетливой разница в темпах созревания у ребят одного и того же возраста (один в 14 лет почти мужчина, другой — еще совсем мальчик). К этому возрасту особенно выраженной становится разница по уровню общей адаптированное™ внутри группы ребят.
На фоне таких важных физиологических перестроек происходят и значительные психологические изменения. Прежде всего, по сравнению с периодом младших классов, начинает преобладать ориентация на среду ровесников, общение с которыми становится важнейшей потребностью и самой значимой частью жизни подростка. Часто близкие отмечают, насколько резко подросток стремится к своей жизни, отдельной от жизни родителей; по-
Геба — это древнегреческая богиня юности
рой он даже начинает противопоставлять себя семье. Ценности, кумиры, манера поведения могут формироваться у подростка в первую очередь в общении с такими же, как он, ребятами, а не в семье.
В подростковом возрасте мы начинаем выбирать образ взрослого себя. Пора безоблачного детства вроде бы прошла, и самое время всерьез заняться решением нравственных и профессиональных проблем. Если семья не бедствует и не нужно протирать ветровые окна автомобилей, зарабатывая себе и семье на жизнь, то можно остановиться, призадуматься, оглядеться в этой жизни. Одним словом, разобраться в себе и в окружающем мире.
Подросток всеми фибрами души впитывает новую информацию о мире. Иногда даже не сортируя ее, проглатывает целиком, как есть. Но чаще он разборчив, внимателен и иногда недоверчив. Он начинает критически относиться не только (добавлю: часто не столько) к себе, сколько к людям. Стоит ли им доверять, как спрашивает он себя. И не всегда ответ в пользу взрослых.
Оказывается, некоторые подростки циничны и подозрительны по отношению к другим людям. В одном из исследований только четверть старшеклассников средней школы заявили, что людям можно верить, еще четверть затруднялись дать ответ, а половина школьников придерживалась мнения, что «всегда лучше подстраховаться». Имеются серьезные причины для такой недоверчивости: каждый шестой подросток сообщил, что ему угрожали с применением оружия, также каждому шестому угрожали без применения оружия, каждый четвертый подвергался оскорблениям12.
Если подростки циничны и недоверчивы, то кто тому виной? Не мы ли, взрослые? Не в нашем ли окружении они существуют? Не мы ли их обделяем своим теплом и защитой? Или они такими родились? Но, простите, кто их родил? Выходит дело, кругом виноваты взрослые. Так что вы от них тогда хотите?
Подростковый возраст, возможно, самый противоречивый. Подростки могут не верить взрослым и вместе с тем больше чем надо доверять своим ровесникам. Если взрослые говорят «наркотики — зло», а друзья внушают «наркота — это кайф», то высока гарантия того, что подросток поверит вторым, а не первым.
Так же безотчетно подросток склонен доверять себе. Хотя людям в целом он может и не верить. Подростки могут смотреть на будущее своего общества с большим пессимизмом и вместе с тем быть весьма оптимистичными относительно своего будущего. На этом противоречии их и поймали американские социологи.
Американская молодежь, как они установили, действительно смотрит в будущее без особого оптимизма. Сегодня пессимизм даже более распространен, чем десятилетие назад. Больше половины выпускников школ соглашались с мнением, что в ближайшие пять лет положение дел на планете будет только ухудшаться, треть пророчили подобный спад именно США. Однако
12 Раис Ф. Указ. соч. С. 25.
в отношении своей собственной жизни подростки более оптимистичны. Девять из десяти старшеклассников считали, что их жизнь изменится к лучшему. Такое отношение ярко характеризует подростков. Как правило, они убеждены: если что плохое и случится, то не с ними. Для подростков весьма характерно относиться оптимистично к своему будущему и пессимистично — по отношению ко всему остальному13.