Что отличает и различает подростков

Отличают подростков от других возрастов одни черты, а различают их меж­ду собой — совсем другие. Вы поняли, что я сказал? Чем вы отличаетесь от взрослых? А чем различаетесь друг от друга? Ясное дело, это не одно и то же.

Подростки отличаются от взрослых и детей по характеру и поведению. Они, с одной стороны, чрезвычайно сконцентрированы на самих себе, с другой — способны на неординарные поступки, яркое проявление альтруизма.

АЛЬТРУИЗМ (франц. altruisme, от лат. alter — другой) — бескорыст­ная забота о благе других людей. Противоположность эгоизму.

Их внимание так же легко переключается с предмета на предмет, как мотылек порхает с цветка на цветок. В то же время они могут сидеть часа­ми, сосредоточившись на том, что им действительно интересно. Они иног­да кажутся бесчувственными и невнимательными к другим, но, когда вы меньше всего ожидаете этого, они могут продемонстрировать свою любовь и готовность помочь.

Они сосредоточены и непоследовательны, осторожны и непредусмотри­тельны одновременно. Короче говоря, они противоречивы и непредсказуе­мы. И в этой непредсказуемости, в этом бросании из огня да в полымя, выра­жается суть подросткового возраста.

В 13 лет многие подростки переживают так называемый гебоидный пе­риод". Это время, когда растормаживаются все подростковые влечения. Именно тогда вчерашние дети начинают курить, выпивать, пробовать нар­котики, вливаться в «плохие компании» и развлекаться, к примеру, прока­лывая шины у чужих автомашин.

Это возраст контрастов, перемен, экспериментирования и роста. Подоб­ные колебания помогают уже не ребенку, но еще не взрослому выбрать соб­ственный путь в жизни, приблизившись к миру взрослых. А подобный вы­бор, быть может, и есть самая важная задача на данном этапе жизни. В под­ростковом (или, как говорят специалисты, пубертатном) периоде становится особенно отчетливой разница в темпах созревания у ребят одного и того же возраста (один в 14 лет почти мужчина, другой — еще совсем мальчик). К это­му возрасту особенно выраженной становится разница по уровню общей адаптированное™ внутри группы ребят.

На фоне таких важных физиологических перестроек происходят и зна­чительные психологические изменения. Прежде всего, по сравнению с пе­риодом младших классов, начинает преобладать ориентация на среду ровес­ников, общение с которыми становится важнейшей потребностью и самой значимой частью жизни подростка. Часто близкие отмечают, насколько рез­ко подросток стремится к своей жизни, отдельной от жизни родителей; по-

Геба — это древнегреческая богиня юности

рой он даже начинает противопоставлять себя семье. Ценности, кумиры, манера поведения могут формироваться у подростка в первую очередь в общении с такими же, как он, ребятами, а не в семье.

В подростковом возрасте мы начинаем выбирать образ взрослого себя. Пора безоблачного детства вроде бы прошла, и самое время всерьез занять­ся решением нравственных и профессиональных проблем. Если семья не бедствует и не нужно протирать ветровые окна автомобилей, зарабатывая себе и семье на жизнь, то можно остановиться, призадуматься, оглядеться в этой жизни. Одним словом, разобраться в себе и в окружающем мире.

Подросток всеми фибрами души впитывает новую информацию о мире. Иногда даже не сортируя ее, проглатывает целиком, как есть. Но чаще он раз­борчив, внимателен и иногда недоверчив. Он начинает критически относиться не только (добавлю: часто не столько) к себе, сколько к людям. Стоит ли им доверять, как спрашивает он себя. И не всегда ответ в пользу взрослых.

Оказывается, некоторые подростки циничны и подозрительны по отно­шению к другим людям. В одном из исследований только четверть старше­классников средней школы заявили, что людям можно верить, еще четверть затруднялись дать ответ, а половина школьников придерживалась мнения, что «всегда лучше подстраховаться». Имеются серьезные причины для та­кой недоверчивости: каждый шестой подросток сообщил, что ему угрожа­ли с применением оружия, также каждому шестому угрожали без примене­ния оружия, каждый четвертый подвергался оскорблениям12.

Если подростки циничны и недо­верчивы, то кто тому виной? Не мы ли, взрослые? Не в нашем ли окружении они существуют? Не мы ли их обделя­ем своим теплом и защитой? Или они такими родились? Но, простите, кто их родил? Выходит дело, кругом винова­ты взрослые. Так что вы от них тогда хотите?

Подростковый возраст, возможно, самый противоречивый. Подростки могут не верить взрослым и вместе с тем больше чем надо доверять своим ровесникам. Если взрослые говорят «наркотики — зло», а друзья внушают «наркота — это кайф», то высока га­рантия того, что подросток поверит вторым, а не первым.

Так же безотчетно подросток склонен доверять себе. Хотя людям в целом он может и не верить. Подростки могут смотреть на будущее своего обще­ства с большим пессимизмом и вместе с тем быть весьма оптимистичными относительно своего будущего. На этом противоречии их и поймали амери­канские социологи.

Американская молодежь, как они установили, действительно смотрит в будущее без особого оптимизма. Сегодня пессимизм даже более распрост­ранен, чем десятилетие назад. Больше половины выпускников школ согла­шались с мнением, что в ближайшие пять лет положение дел на планете будет только ухудшаться, треть пророчили подобный спад именно США. Однако

12 Раис Ф. Указ. соч. С. 25.

в отношении своей собственной жизни подростки более оптимистичны. Девять из десяти старшеклассников считали, что их жизнь изменится к луч­шему. Такое отношение ярко характеризует подростков. Как правило, они убеждены: если что плохое и случится, то не с ними. Для подростков весьма характерно относиться оптимистично к своему будущему и пессимистич­но — по отношению ко всему остальному13.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: