Редакция «Аргументы и факты» и студия «Ласковый май» провели анкетный опрос 600 ребят (в возрасте от 12 до 14 лет), собравшихся со всех концов страны осенью 1990 г. на слет в «Артеке». Вопрос: «Чего ты больше всего боишься?» выяснял степень детской неуверенности и чувства опасности. Оказалось, что страх детей можно сгруппировать вокруг ситуаций, связанных с собственной гибелью (смерть и война), 20% и ситуаций, делающих существование личности ущербным и мучительным (обман, предательство, одиночество, потеря близких, насилие), — около 47%. Характерен такой ответ: «Я боюсь стать взрослой. Меня пугает их мир, я никогда не смогу понять его законов». С чувством страха у детей тесно связано и чувство одиночества, которое в общем и целом испытывают 55%.
Подавляющее большинство детей жалеет «убогих»: калек, проституток, преступников (убийц, воров, маньяков). Только 5% никого вообще не жалеют. Социальная реальность, порождающая страх Детей, заставляет их искать защиты у самих себя и родителей. 43% из них надеются только на себя, 40% — на родителей, 9% — на друзей. Надеяться в этом мире на кого-либо — дело, по Детскому разумению, «дохлое». И такой настрой подтверждают ответы на вопрос: «Во что ты веришь?» 30% - «только в себя», 9% - «в друзей»,
9% — «в себя и в других» (всего по этим позициям — 48%), 19% верит «только в бога», 12% — «в себя и в бога» (всего с верой во всемогущее существо — 43%).
«Кто для тебя является идеалом?» У 17% опрошенных детей идеалов нет, у 24% — эстрадный
певец, популярный спортсмен, супермен; у 22% — родители; у 7% — учитель, у 5% — историческая личность; у 2% — друзья, у 2% —литературный герой.
Любопытно отметить, как мало детей, идеалом для которых являлся бы литературный герой. 15 лет назад наши исследования выявляли большую долю детей, для которых идеалом были литературные герои из произведений о событиях революции, Гражданской и Отечественной войн. Сокращено по источнику: Аргументы и факты. 1991. №28.
Поэтому они пользуется меньшим авторитетом в классе, чем мальчики с ранним созреванием.
Вместе с тем они могут стать объектом тайной зависти со стороны подружек. Рано созревающая девочка похожа на взрослую женщину. Сверстницы завидуют ее взрослой внешности и одежде, она начинает привлекать внимание старших мальчиков и встречаться с ними.
Преждевременные сексуальные интересы, в которых виновата природа, начинают волновать родителей, которые стремятся наложить больше чем нужно запретов на свободу действий. Переживания родителей часто оказываются небеспочвенными. Девочка может оказаться эмоционально не подготовлена к тому, чтобы справиться со своей новой социальной ролью и сексуальными соблазнами. Из-за этого может возникнуть стресс, который наполняет жизнь тревогами и огорчениями. В 6—7 классе рано созревающие девочки начинают хуже учиться. Возможно, из-за того, что их внимание переключается на посторонние предметы.
Несмотря на это, когда девочки-переростки достигают 17-летнего возраста, у них, по сравнению с поздно созревающими ровесницами, в целом выше самооценка, лучшее врастание в социальную среду, гармоничнее личные взаимоотношения.
Поздно созревающие девочки находятся в явно невыгодном положении. Они выглядят, как «маленькие девочки». Их редко приглашают на вечеринки, где присутствуют и мальчики и девочки. Они завидуют своим ровесницам, которые лучше развиты. Зато они находятся на одном уровне развития с нормально созревающими сверстниками-мальчиками, поэтому имеют с ними много общего и часто дружат.