Кто для ребенка идеал?

Редакция «Аргументы и факты» и студия «Ласко­вый май» провели анкетный опрос 600 ребят (в возрасте от 12 до 14 лет), собравшихся со всех концов страны осенью 1990 г. на слет в «Артеке». Вопрос: «Чего ты больше всего боишься?» выяснял степень детской неуверенности и чувства опасно­сти. Оказалось, что страх детей можно сгруппиро­вать вокруг ситуаций, связанных с собственной ги­белью (смерть и война), 20% и ситуаций, делающих существование личности ущербным и мучительным (обман, предательство, одиночество, потеря близ­ких, насилие), — около 47%. Характерен такой от­вет: «Я боюсь стать взрослой. Меня пугает их мир, я никогда не смогу понять его законов». С чувством страха у детей тесно связано и чув­ство одиночества, которое в общем и целом ис­пытывают 55%.

Подавляющее большинство детей жалеет «убогих»: калек, проституток, преступников (убийц, воров, маньяков). Только 5% никого вообще не жалеют. Социальная реальность, порождающая страх Детей, заставляет их искать защиты у самих себя и родителей. 43% из них надеются только на себя, 40% — на родителей, 9% — на друзей. Надеяться в этом мире на кого-либо — дело, по Детскому разумению, «дохлое». И такой настрой подтверждают ответы на вопрос: «Во что ты ве­ришь?» 30% - «только в себя», 9% - «в друзей»,


9% — «в себя и в других» (всего по этим позици­ям — 48%), 19% верит «только в бога», 12% — «в себя и в бога» (всего с верой во всемогущее су­щество — 43%).

«Кто для тебя является идеалом?» У 17% опро­шенных детей идеалов нет, у 24% — эстрадный

певец, популярный спортсмен, супермен; у 22% — родители; у 7% — учитель, у 5% — исто­рическая личность; у 2% — друзья, у 2% —лите­ратурный герой.

Любопытно отметить, как мало детей, идеалом для которых являлся бы литературный герой. 15 лет назад наши исследования выявляли большую долю детей, для которых идеалом были литературные герои из произведений о событиях революции, Гражданской и Отечественной войн. Сокращено по источнику: Аргументы и факты. 1991. №28.

Поэтому они пользуется меньшим авторитетом в классе, чем мальчики с ранним созреванием.

Вместе с тем они могут стать объектом тайной зависти со стороны под­ружек. Рано созревающая девочка похожа на взрослую женщину. Сверстни­цы завидуют ее взрослой внешности и одежде, она начинает привлекать внимание старших мальчиков и встречаться с ними.

Преждевременные сексуальные интересы, в которых виновата природа, начинают волновать родителей, которые стремятся наложить больше чем нужно запретов на свободу действий. Переживания родителей часто оказы­ваются небеспочвенными. Девочка может оказаться эмоционально не подго­товлена к тому, чтобы справиться со своей новой социальной ролью и сексу­альными соблазнами. Из-за этого мо­жет возникнуть стресс, который напол­няет жизнь тревогами и огорчениями. В 6—7 классе рано созревающие девоч­ки начинают хуже учиться. Возможно, из-за того, что их внимание переключается на посторонние предметы.

Несмотря на это, когда девочки-переростки достигают 17-летнего возра­ста, у них, по сравнению с поздно созревающими ровесницами, в целом выше самооценка, лучшее врастание в социальную среду, гармоничнее лич­ные взаимоотношения.

Поздно созревающие девочки находятся в явно невыгодном положении. Они выглядят, как «маленькие девочки». Их редко приглашают на вечерин­ки, где присутствуют и мальчики и девочки. Они завидуют своим ровесни­цам, которые лучше развиты. Зато они находятся на одном уровне развития с нормально созревающими сверстниками-мальчиками, поэтому имеют с ними много общего и часто дружат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: