В биологическом отношении именно в подростковом возрасте происходят кардинальные изменения в организме ребенка, развертывается процесс полового созревания, происходят процессы морфологической и физиологической перестройки организма, наиболее интенсивно протекающие в возрасте 11 — 13 лет у девочек и 13—15 лет у мальчиков. За счет акселерации физического развития наблюдается сдвиг этих сроков на 2—3 года раньше. Происходит рост в длину, увеличивается вес тела и размер окружности грудной клетки, появляются вторичные половые признаки. Увеличение массы мышц и мышечной силы наиболее интенсивно идет в конце периода полового созревания. Развитие мускулатуры и у мальчиков и мягких тканей у девочек приводит к появлению соответственно черт мужественности и женственности. Однако перестройка моторного аппарата сопровождается потерей гармонии в движении, появлением неловкости, угловатости. В результате подростки часто испытывают недовольство своим внешним видом, иногда принимающее патологические формы. Одна из них дисморфофобия — хроническая неудовлетворенность своим внешним обликом. Несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы (отставание развития кровеносных сосудов от роста сердца) может вызывать временные расстройства кровообращения, повышение давления, головные боли, учащенное сердцебиение и др. Начало интенсивной деятельности желез внутренней секреции также приводит к временным нарушениям в деятельности нервной системы (повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость, склонность к аффектам).
|
|
Эмоциональная реакция подростка на изменение своего тела и внешнего облика играет в его жизни не меньшую роль, чем сами эти изменения. Иногда и поводов для волнения нет. Подумаешь, веснушки или прыщи!? С возрастом они пройдут. Но сколько переживаний по этому поводу. Подростки начинают усиленно заботиться о своей внешности. Их волнуют такие вопросы, как собственная привлекательность, телосложение, вес. Они внимательно следят за тем, нормально ли развиваются.
13 Райе Ф. Там же.
Подросток полагает, что другие люди озабочены его поведением и внешним видом так же, как и он сам. Именно это убеждение американский психолог Д. Элкинд14 обозначает термином «воображаемая аудитория» (imaginary audience). Он рассматривает этот феномен как один из основных компонентов эгоцентризма в подростковом возрасте. Мысленно подросток пытается настойчиво предвосхитить реакции других людей на себя. Эти предвосхищения зависят от того, как подросток относится к себе. Подросток считает, что другие будут относиться к нему точно так же, как и он сам. Таким образом, подросток постоянно конструирует «воображаемую аудиторию», центром внимания которой он сам и является. Стремление к уединению и нежелание подростка раскрываться в некоторой степени может быть реакцией на ощущение, что он постоянно находится под критическим взором других людей. Наличие «воображаемой аудитории» также помогает понять, что наиболее сильный аффект, особенно характерный для подростка, это — стыд как проявление реакции на постоянное внимание с ее стороны.
|
|
От того, как ты внешне выглядишь, зависит не только самооценка, но и оценка тебя друзьями и знакомыми. Иногда случается так, что с мальчиком не водятся сверстники только потому, что он тучный или заикается. Подростки, обладающие внешней привлекательностью, как правило, вызывают у окружающих положительное отношение к себе. Их считают чуткими, доброжелательными, умными и преуспевающими. Красивые и стройные, как магнит притягивают к себе людей. Особенно в том возрасте, когда мы еще не научились понимать, что главное в человеке — душа, а не внешний облик. У красивых и стройных лучше завязываются межличностные отношения.
САМООЦЕНКА — оценка человеком самого себя, своего внешнего вида и внутреннего мира; она может быть высокой, средней и низкой.
КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ — устойчивое ощущение своей ущербности в чем-либо или неспособности к чему-либо (к сексуальным отношениям, отважным поступкам, занятиям музыкой или математикой и т.д.), которое превратилось в навязчивую идею.
Исследование показало, что у привлекательных, по общему мнению, подростков отношения с родителями и сверстниками были лучше (по словам учителей и самих подростков), чем у тех, кого не считали привлекательными.
Если взаимоотношения с другими людьми зависят от вашего внешнего вида, то, конечно, есть повод задуматься.
Внешний облик человека влияет на развитие его личности, а не только социальных связей. Тот, кто стесняется своей внешности, нередко вырастает более замкнутым, раздражительным, неспокойным. С годами у него накапливается недовольство собой. Он не может избавиться от него, недовольство превращается в то, что психологи именуют комплексом неполноценности.
Половое созревание и сдвиги в физическом развитии имеют важное значение в возникновении у подростка новых психологических образований, делают его более взрослым, стимулируют развитие интереса к противопо-
14 Elkind D. Children and adolescents: Interpretative essays on Jean Piaget. Oxford, 1981.
ложному полу. Девочки-подростки примерно в 6—7 классе начинают замечать некоторые признаки созревания, например развитие груди. Половое созревание у мальчиков проходит примерно от 12 до 19 лет, а у девочек — в период от 10 до 17 лет. Из медицинских источников прошлого века известно, что начало менструального цикла у девочек приходилось на 17—18 лет, а у нынешних — на 13. У современных подростков 15 лет — время активного ухаживания, 80% современных школьников уже целовались, а начало половой жизни приходится у юношей на 16—17 лет, у девушек — на 16—18 лет15. Ни для кого не секрет, что современные подростки нередко живут половой жизнью больше и разнообразнее, чем их родители.
Влюбленность для подростка — нормальный и очень нужный этап взросления, без него невозможно полноценное эмоциональное развитие личности. Многих подростков к половым контактам подталкивает влюбленность, но наряду с ней существуют и другие причины: самоутверждение (ведь к 13—14 годам прежних форм — быть хорошим учеником, сыном, товарищем и т.д. — уже мало, нужны другие), которое прежде всего связывается с собственной сексуальной принадлежностью. Именно под этим углом зрения молодые люди начинают переоценивать и себя, и окружающих. К другим причинам относится любопытство, желание не отстать от сверстников, возможность снять половое напряжение.
|
|
Сексуальное влечение, активизирующееся в подростковом возрасте, само по себе проблемой не является, а представляет собой нормальный и очень важный этап становления личности. Реальный сексуальный опыт подростки приобретают легче, чем опыт эмоционально-любовный, эротический: тебя выбирают, ты выбираешь. Робкая нежность, встречи, поцелуи, разговоры и объятия, восторги и огорчения — вот в чем остро нуждается юный человек. Формирование сексуального влечения к лицам своего пола во многих случаях происходит именно в подростковом возрасте путем фиксации в фантазиях случайных эротических переживаний. У девочек степень выраженности сексуального влечения связана с проблемными переживаниями в области собственной персоны, восприятия будущего, отношений с мальчиками.
Взрослея, подростки начинают обращать внимание на другие элементы своей внешности: бедра, ягодицы, нос, глаза и зубы. В одном из исследований студентам и студенткам колледжа предложили оценить свою физическую привлекательность по пятибалльной шкале, где высшая оценка равнялась 1. Оказалось, что как женщины, так и мужчины считают самым важным общий внешний вид, лицо, телосложение и зубы. Женщины обращают больше внимание на глаза, стройность ног, бедер, талии и груди. Мужчины придают значение очертаниям профиля, росту, шее и ширине плеч.
Ситникова В. У моей дочери — роман // Аргументы и факты. 1994. № 36.