Внешняя привлекательность

В биологическом отношении именно в подростковом возрасте происхо­дят кардинальные изменения в организме ребенка, развертывается процесс полового созревания, происходят процессы морфологической и физиоло­гической перестройки организма, наиболее интенсивно протекающие в возрасте 11 — 13 лет у девочек и 13—15 лет у мальчиков. За счет акселерации физического развития наблюдается сдвиг этих сроков на 2—3 года раньше. Происходит рост в длину, увеличивается вес тела и размер окружности груд­ной клетки, появляются вторичные половые признаки. Увеличение массы мышц и мышечной силы наиболее интенсивно идет в конце периода поло­вого созревания. Развитие мускулатуры и у мальчиков и мягких тканей у девочек приводит к появлению соответственно черт мужественности и женственности. Однако перестройка моторного аппа­рата сопровождается потерей гармо­нии в движении, появлением неловко­сти, угловатости. В результате подрос­тки часто испытывают недовольство своим внешним видом, иногда прини­мающее патологические формы. Одна из них дисморфофобия — хроническая неудовлетворенность своим внешним обликом. Несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы (отста­вание развития кровеносных сосудов от роста сердца) может вызывать вре­менные расстройства кровообращения, повышение давления, головные боли, учащенное сердцебиение и др. Начало интенсивной деятельности желез внутренней секреции также приводит к временным нарушениям в деятельности нервной системы (повышенная возбудимость, раздражитель­ность, вспыльчивость, склонность к аффектам).

Эмоциональная реакция подростка на изменение своего тела и внешне­го облика играет в его жизни не меньшую роль, чем сами эти изменения. Иногда и поводов для волнения нет. Подумаешь, веснушки или прыщи!? С возрастом они пройдут. Но сколько переживаний по этому поводу. Под­ростки начинают усиленно заботиться о своей внешности. Их волнуют та­кие вопросы, как собственная привлекательность, телосложение, вес. Они внимательно следят за тем, нормально ли развиваются.

13 Райе Ф. Там же.

Подросток полагает, что другие люди озабочены его поведением и внеш­ним видом так же, как и он сам. Именно это убеждение американский пси­холог Д. Элкинд14 обозначает термином «воображаемая аудитория» (imagi­nary audience). Он рассматривает этот феномен как один из основных ком­понентов эгоцентризма в подростковом возрасте. Мысленно подросток пытается настойчиво предвосхитить реакции других людей на себя. Эти предвосхищения зависят от того, как подросток относится к себе. Подрос­ток считает, что другие будут относиться к нему точно так же, как и он сам. Таким образом, подросток постоянно конструирует «воображаемую аудито­рию», центром внимания которой он сам и является. Стремление к уедине­нию и нежелание подростка раскрываться в некоторой степени может быть реакцией на ощущение, что он постоянно находится под критическим взо­ром других людей. Наличие «воображаемой аудитории» также помогает по­нять, что наиболее сильный аффект, особенно характерный для подростка, это — стыд как проявление реакции на постоянное внимание с ее стороны.

От того, как ты внешне выглядишь, зависит не только самооценка, но и оценка тебя друзьями и знакомыми. Иногда случается так, что с мальчиком не водятся сверстники только потому, что он тучный или заикается. Подрост­ки, обладающие внешней привлекательностью, как правило, вызывают у ок­ружающих положительное отношение к себе. Их считают чуткими, доброже­лательными, умными и преуспевающими. Красивые и стройные, как магнит притягивают к себе людей. Особенно в том возрасте, когда мы еще не научи­лись понимать, что главное в человеке — душа, а не внешний облик. У кра­сивых и стройных лучше завязываются межличностные отношения.

САМООЦЕНКА — оценка человеком самого себя, своего внешнего вида и внутреннего мира; она может быть высокой, средней и низкой.

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ — устойчивое ощущение своей ущербности в чем-либо или неспособности к чему-либо (к сексуаль­ным отношениям, отважным поступкам, занятиям музыкой или мате­матикой и т.д.), которое превратилось в навязчивую идею.

Исследование показало, что у привлекательных, по общему мнению, подростков отношения с родителями и сверстниками были лучше (по сло­вам учителей и самих подростков), чем у тех, кого не считали привлекатель­ными.

Если взаимоотношения с другими людьми зависят от вашего внешнего вида, то, конечно, есть повод задуматься.

Внешний облик человека влияет на развитие его личности, а не только социальных связей. Тот, кто стесняется своей внешности, нередко выраста­ет более замкнутым, раздражительным, неспокойным. С годами у него на­капливается недовольство собой. Он не может избавиться от него, недоволь­ство превращается в то, что психологи именуют комплексом неполноцен­ности.

Половое созревание и сдвиги в физическом развитии имеют важное зна­чение в возникновении у подростка новых психологических образований, делают его более взрослым, стимулируют развитие интереса к противопо-

14 Elkind D. Children and adolescents: Interpretative essays on Jean Piaget. Oxford, 1981.

ложному полу. Девочки-подростки примерно в 6—7 классе начинают заме­чать некоторые признаки созревания, например развитие груди. Половое созревание у мальчиков проходит примерно от 12 до 19 лет, а у девочек — в период от 10 до 17 лет. Из медицинских источников прошлого века извест­но, что начало менструального цикла у девочек приходилось на 17—18 лет, а у нынешних — на 13. У современных подростков 15 лет — время активного ухаживания, 80% современных школьников уже целовались, а начало поло­вой жизни приходится у юношей на 16—17 лет, у девушек — на 16—18 лет15. Ни для кого не секрет, что современные подростки нередко живут половой жизнью больше и разнообразнее, чем их родители.

Влюбленность для подростка — нор­мальный и очень нужный этап взросле­ния, без него невозможно полноценное эмоциональное развитие личности. Многих подростков к половым контак­там подталкивает влюбленность, но на­ряду с ней существуют и другие причи­ны: самоутверждение (ведь к 13—14 го­дам прежних форм — быть хорошим учеником, сыном, товарищем и т.д. — уже мало, нужны другие), которое преж­де всего связывается с собственной сек­суальной принадлежностью. Именно под этим углом зрения молодые люди начинают переоценивать и себя, и окру­жающих. К другим причинам относит­ся любопытство, желание не отстать от сверстников, возможность снять по­ловое напряжение.

Сексуальное влечение, активизирующееся в подростковом возрасте, само по себе проблемой не является, а представляет собой нормальный и очень важный этап становления личности. Реальный сексуальный опыт подростки приобретают легче, чем опыт эмоционально-любовный, эротический: тебя выбирают, ты выбираешь. Робкая нежность, встречи, поцелуи, разговоры и объятия, восторги и огорчения — вот в чем остро нуждается юный человек. Формирование сексуального влечения к лицам своего пола во многих случа­ях происходит именно в подростковом возрасте путем фиксации в фантазиях случайных эротических переживаний. У девочек степень выраженности сек­суального влечения связана с проблемными переживаниями в области соб­ственной персоны, восприятия будущего, отношений с мальчиками.

Взрослея, подростки начинают обращать внимание на другие элементы своей внешности: бедра, ягодицы, нос, глаза и зубы. В одном из исследова­ний студентам и студенткам колледжа предложили оценить свою физичес­кую привлекательность по пятибалльной шкале, где высшая оценка равня­лась 1. Оказалось, что как женщины, так и мужчины считают самым важ­ным общий внешний вид, лицо, телосложение и зубы. Женщины обращают больше внимание на глаза, стройность ног, бедер, талии и груди. Мужчины придают значение очертаниям профиля, росту, шее и ширине плеч.

Ситникова В. У моей дочери — роман // Аргументы и факты. 1994. № 36.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: