Подростки развиваются неравномерно. Не все из них укладываются в средние стандарты. Одни их опережают и называются рано созревающими, а другие отстают и относятся к поздно созревающим. Любое отклонение, как правило, создает дополнительные проблемы.
Раннее созревание у мальчиков приветствуется и обычно связано с положительной самооценкой. У девочек происходит обратное. Позднее развитие мальчиков огорчает, а у девочек проходит незаметно.
Рано созревающие мальчики выглядят старше своих лет, у них выше рост, лучше развита мускулатура и координация движений. Отцы видят в них помощников себе, доверяют им взрослые проблемы, посвящают в профессиональные тайны, доверяют вождение автомобиля или управление иной техникой.
Превосходство в телосложении позволяет им побеждать в спорте и в драке, становиться лидерами и вожаками, свысока поглядывать на сверстников и пытаться строить отношения на равных со взрослыми, иногда не чувствуя меры и переходя на «ты».
Поскольку они выглядят старше и обладают более сложными социальными интересами, «переростки» проявляют повышенное внимание к девочкам и хотят им нравиться. Окружающие, признавая их желание играть роль взрослого, нагружают их дополнительными обязанностями и предоставляют им ряд привилегий, которыми обычно пользуются люди старшего возраста. Естественно, что общество ожидает от рано созревающих подростков больше, чем от их ровесников. Оно спрашивает с них как со взрослых. Но вправе ли взрослые требовать взрослого поведения от тех, кто только по виду является взрослым?
У таких подростков меньше времени на то, чтобы радоваться той свободе, которую по праву предоставляет детство. Когда они, забыв о мнимой взрослости, дурачатся и паясничают, окружающие наставляют: не ребенок уже, веди себя по возрасту. У них меньше времени на развлечения, чем у других ребят того же возраста.
В целом же рано созревающие мальчики проявляют более благоприятные личностные качества. Они, как правило, более уравновешены, добродушны и чаще пользуются уважением у сверстников.
Поздно созревающие мальчики страдают от чувства неполноценности. 15-летний мальчик может быть на 20 см ниже ростом и на 13,5 кг легче, чем его друзья с ранним развитием. У него еще детское телосложение, не появился юношеский пушок, не изменился голос на более мужественный. Кроме того, он физически слабее и хуже координирует движения.
Обычно они менее привлекательны и непопулярны среди ровесников. Они более беспокойны, любят командовать, восстают против родителей и постоянно испытывают чувство собственной зависимости. Часто они становятся застенчивы. Многие замыкаются в себе, испытывая внутреннее напряжение. Как компенсация этой напряженности у них развивается чрезмерная зависимость или обостренная чувствительность к обидам или покушению на их свободу.
Пытаясь компенсировать свой недостаток, они иногда унижают, преследуют или высмеивают других. Главное для поздно созревающих подростков — привлечь к себе внимание. Типичным примером является шумное, вызывающее поведение, когда подросток рисуется, ищет причину для ссоры.
Такие подростки уклоняются от спортивных соревнований, зато с удовольствием и весьма успешно участвуют в интеллектуальных беседах и математических олимпиадах. Проявляют большой интерес к самообразованию, стараясь на этом поприще компенсировать то, чем их обделила природа. Родители, как правило, поощряют интеллектуальные и художественные увлечения своих чад.
Раннее созревание девочек в 6—7 классах оказывает на них отрицательное влияние. По сравнению с одноклассницами они выше ростом, более развиты сексуально и часто стесняются того, что отличаются от других.
Врезка