Самооценка подростка

Самооценка это представление о собственной ценности в восприятии индивида. Уровень самооценки влияет на психическое здоровье, межлично­стные отношения и социальную адаптацию, успехи в учебе, профессиональ­ные стремления и противоправное поведение (рис. 40).

В самооценке ребенка отражается родительская оценка его достоинств. Когда родители поддерживают ребенка, внимательны и добры к нему, вы­ражают свое одобрение, подросток утверждается в мысли, что он многое значит для них и для себя самого. Самооценка растет за счет мелких дости­жений, похвал и успехов.

Низкая самооценка. Обнаружено, что низкая самооценка способствует употреблению наркотиков, она связана с расстройствами аппетита, способ­ствует возникновению юношеской депрессии (подавленность). Подростки с низкой самооценкой застенчивы и чрезмерно уязвимы.

Когда над ними смеются, в чем-либо обвиняют или когда у других людей складывается о них плохое мнение, они глубоко страдают. Чем более они уяз­вимы, тем выше уровень их тревожности. Такие подростки говорят: «Крити­ка страшно меня обижает», «Я не могу вынести, когда надо мной смеются или

обвиняют меня, если что-то не так». В результате они стесняются и ощущают неловкость в обществе и всеми силами стараются не оконфузиться.

Они стараются быть как можно более незаметными. Их не «видят» и не выбирают в лидеры, они редко участвуют в школьной, клубной или обще­ственной деятельности. Они не умеют постоять за себя и не высказывают своего мнения по волнующим их вопросам. У таких подростков чаще обыч­ного развивается чувство изоляции и одиночества. Один мужчина вспоми­нал: «Я был так застенчив, что в первый раз назначил свидание девушке, когда мне исполнился 21 год. Невозможно описать словами, какое мучитель­ное и отчаянное одиночество я испытывал в те годы».

Рис. 40. Самооценка у всех бывает самой разной. Одни думают о себе как о великом ученом, а на самом деле не могут правильно дроби сложить. Другие думают о себе гораздо хуже,

чем есть на самом деле

Застенчивые люди в обществе часто испытывают неловкость и напряже­ние, что затрудняет их общение с окружающими. Поскольку они хотят нра­виться другим, на них легче оказывать влияние и управлять ими. Они все время спрашивают у друзей совета, даже в интимных вопросах, двадцать раз поду­мают, прежде чем что-то сделают. А то, что они делают, об этом часто жалеют. От неуверенности в себе им кажется, что можно было поступить лучше.

Неуверенные и застенчивые люди позволяют другим принимать за себя решения. Из них вырастают маменькины сынки. Даже став взрослым чело­веком, такой сынок во всем советуется с мамочкой. Одна женщина мне по секрету сказала: «Я уже не могу терпеть своего мужа. Как только услышу или увижу его, так перед глазами встает моя свекровь — он ее полная копия».

Однако те, кто, сам того не желая, подчиняется другим, редко верят им и испытывают к ним любовь. Если подросток глубоко презирает самого себя, он будет презирать и ненавидеть других, но если он испытывает к себе ува­жение и доверие, то будет так же доверять другим и уважать их.

А другие, испытывая чувство собственной незначимости, притворяются, что у них все о'кей. Они изо всех сил стараются произвести благоприятное впечатление на людей. Возможно, это и хорошо. Кому приятно видеть по­стную физиономию? А этот все время улыбается.

Но притворство ведет к внутреннему напряжению. Изображать уверен­ного в себе, дружелюбного и веселого человека, испытывая при этом про­тивоположные чувства, — это значит постоянно бороться с собой. Человек испытывает сильное напряжение из-за того, что боится сделать неверный шаг и сбросить защитную маску.

Оказывается, самооценка и успеваемость в школе тесно связаны между собой. Тот, кто достаточно высокого мнения о себе, кто уважает и ценит себя, тот хорошо или отлично успевает в учебе. А тот, кто успевает в учебе, имеет высокую самооценку. Вот такой замкнутый круг получается. Одно поддер­живает и стимулирует другое.

Когда ученые стали разбираться в причинах, выяснилось буквально следую­щее. У тех подростков, кто уверен в себе и высоко ценит себя, множество стиму­лов к тому, чтобы не упасть в глазах дру­гих людей, поддержать высокую репута­ цию. Кроме того, они собираются под­твердить то, что они сами о себе думают.

Неуверенные в себе отстают в учебе. Им постоянно кажется, что задачи слишком трудные, а требования — слишком высокие. Такие ученики не только не верят в свои силы, но и не развивают свои способности. Они ду­мают, что их либо вовсе нет, либо их слишком мало. Им чудится, что «никак не могут этого сделать» или что они «недостаточно способны».

Неблагоприятное отношение к себе может выработаться еще до того, как ребенок начнет учиться в первом классе. Такие дети приступают к учебе с убеждением, что у них ничего не получится, и в результате действительно не добиваются успеха.

По результатам одного исследования оказалось, что у девочек самооценка выше, чем у мальчиков одного с ними возраста; самооценка у младших под­ростков выше, чем у старших, влияние «значимых других» на самооценку юношей с возрастом уменьшалось, влияние «значимых других» на самооцен­ку девушек с возрастом усиливалось, а на самооценку юношей — ослабева­ло. Самое большое влияние на самооценку девушек оказывали друзья, а на самооценку юношей — отцы16.

Для формирования позитивной самооценки не столь важно, является ли семья полной, вновь созданной или разведенной. Главное значение имеет то, счастливая это семья или несчастливая, дружная или конфликтная.

На самооценку подростков влияет количество и характер стоящих перед ними проблем. По результатам одного исследования учеба оказалась проблем­ной областью как для мальчиков, так и для девочек подросткового возраста. Девочки озабочены проблемами здоровья и отношениями с родителями, а мальчиков больше волнуют социальные и психологические отношения.

Самооценка подростков зависит от готовности родителей предоставить им самостоятельность, принять их, от гибкости родителей, характера обще­ния с ними и удовлетворения от совместной деятельности, а также от роди­тельской поддержки, участия и руководства.

Низкая самооценка подростка необязательно зависит от материального положения родителей. В бедной семье, принадлежащей к низкому классу,

16 Райе Ф. Указ. соч. С. 239.

может вырасти ребенок с высокой самооценкой, если высока самооценка его родителей.

Сравнение индийских, американских, австралийских и ирландских под­ростков показало, что у американской молодежи уровень «Я-концепции» и самооценки выше, чем у их сверстников из других стран: после них в порядке убывания следуют австралийские, индийские и ирландские подростки17.

У единственного ребенка в семье вероятность высокой самооценки боль­ше, чем у имеющего братьев и сестер. Кроме того, несколько выше самооценка первого ребенка данного пола в семье. Например, первый сын в семье, где до его рождения были только девочки, обычно склонен оценивать себя более высоко, так же как и первая дочь в семье, где были только мальчики.

Одно исследование показало, что подростки, считающие, что они «слиш­ком маленького роста» или «слишком много весят», имеют более негатив­ное представление о себе и низкую самооценку18.

При обследовании 2 154 старшеклассников из штата Северная Дакота в возрасте от 14 до 19 лет обнаружилось, что чем больше в жизни подростка было отрицательных событий, тем ниже уровень его самооценки. К отри­цательным жизненным событиям относились смерть близкого родственни­ка, провал на экзамене, переход в другую школу или переезд, болезнь, про­блемы на работе и в общении, изменения в семье (такие как трудности в отношениях с новым членом семьи или развод)19.

Врезка


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: