Согласно результатам исследования, опубликованным осенью ООН, около четверти боснийских граждан в возрасте от 15 до 30 лет хотели бы навсегда уехать из страны. Если учесть, что еще 40% по экономическим соображениям хотели бы покинуть страну на время, а 13% изъявили желание учиться в зарубежных университетах, картина становится действительно тревожной: получается, что около 3/4 боснийской молодежи нацелено на эмиграцию.
Молодые боснийцы оправдывают свое намерение уехать из страны экономическими причинами. Официально безработными считается 40% жителей Боснии и (ерцеговины. Здесь, как и на Западе, именно молодежь становится первой жертвой экономических неурядиц. «Экономическая и политическая система, зародившаяся после войны, не оставляет места для молодого поколения. Они сталкиваются с весьма темными правилами игры», — отмечает Патрис Дрейски, глава экономического департамента представительства ооновской администрации в Боснии, намекая на поразившую страну коррупцию. Мирсад Фазлич, руководитель одной из студенческих ассоциаций, клеймит архаизм системы высшего образования. «Курсы лекций носят исключительно дидактический характер. Они не открывают возможностей для проведения дискуссий, — говорит Фазлич. — Необходимая реформа системы образования грозит затянуться надолго: на эту маленькую страну, разделенную на два региона (Хорватско-Мусульманскую Федерацию и Республику Сербскую), приходится целых 13 министров просвещения! В каждом регионе свои учебные программы и свои дипломы». Ситуация усугубляется тем, что часть Сараевско-
|
|
го университета, главного вуза страны, по-прежнему занимают солдаты НАТО. Оказавшись в этой тяжелой ситуации, большинство студентов не протестует: молодежь либо молчит, либо готовится уехать. Молодежь жалуется на свое положение, но «категорически не желает ввязываться в политику», подчеркивает пресс-секретарь представительства ОБСЕ в Сараево Зинаида Делич, родившаяся на севере Бос-
нии. Данные, опубликованные ООН, в какой-то мере объясняют причины такой аполитичности: 94% опрошенных молодых людей убеждены в том, что они не оказывают «никакого» или «почти никакого» влияния на политические события. Каждое утро у посольств Германии и Австрии в Сараево выстраиваются длинные очереди. В отличие от Франции, эти две страны предоставляют визы молодым жителям Боснии и [ерцеговины, желающим погостить за границей. А таких немало. Большинство кандидатов на выезд принадлежат к молодому поколению, которое, по логике вещей, должно обеспечить возрождение страны, глубоко травмированной войной 1992-1995 гг. Сегодня, спустя восемь лет после подписания Дейтонских мирных соглашений, размах этого явления не может не вызывать беспокойства у международного сообщества, пытающегося стабилизировать обстановку на Балканах (www.5ballov.ru).
|
|
которого оказали огромное влияние на развитие алгебры и математики, прожил всего 20 лет. А. Эйнштейн создал теорию относительности в 25 лет, В. Гей-зенбергу было 24 года, когда он совместно с Н. Бором разработал основы квантовой механики. Свои вполне зрелые произведения А. Пушкин начал создавать совсем еще в юном возрасте. Замечательную поэму «Руслан и Людмила» он написал в 21 год. С. Рахманинов в 19 лет написал прекрасную оперу «Але-ко», которая была его — студента Московской консерватории — дипломной работой. А Рафаэль ярко проявил свой талант уже в 17 лет.
Подтверждение сказанному выше мы находим в концепции кризисных точек социализации, которая изложена в т. 7 «Фундаментальной социологии». Там речь шла о трех кризисных точеках, которые описывают кривую человеческой жизни (рис. 41):
Рис. 41. Критические точки социализации личности
♦ от 1 года до 17 лет — завершение школьного обучения и подготовка к активному трудовому периоду;
♦ от 18 до 60 лет — активный трудовой период, становление профессиональных ролей;
♦ от 60 лет и старше — выход из активного трудового периода.
Период активной социализации ABC обозначен тремя точками кризиса.
На рис. 41 обозначены три критические точки в жизни человека: А —
окончание средней школы и подготовка к поступлению в вуз или поиск работы; В — кризис середины жизни; С — выход на пенсию и переход к пассивной части социализации.
Период между этими тремя точками, обозначенный фигурой ABC, представляет собой время максимальной творческой и трудовой активности человека. Ему предшествует период максимальной учебной деятельности — 10—11-летнее обучение в школе. Возраст от 16 до 18 лет приходится на окончание школы и профессиональное самоопределение юноши.
Возраст 16—18 лет — самый критический. Он должен выбрать только одну профессию из 40 тыс. занятий, существующих в современном мире. Сделать правильный выбор крайне сложно, поскольку школьные знания и школь-
ная жизнь никогда его не сталкивали с реальным производством и реальными профессиями. Он знает о них понаслышке. Другое дело человек, находящийся в точке С. Он уже пожил и много видел, знает мир производства и множество профессий не понаслышке, а на собственном опыте, ведь ему не 16, а 61 год. Вот когда бы выбирать будущую профессию. Здесь риск выбрать неправильное занятие сведена к минимуму.
Но жизнь распорядилась иначе. Человеку приходится выбирать будущее поприще в том возрасте, когда он к этому совершенно не готов. У него катастрофически не хватает знания жизни. Компенсировать их спешат взрослые люди — дедушки, отцы, учителя, родные и друзья, повидавшие жизнь.
В отличие от юноши, который может, но не умеет, пожилые умеют и знают, но уже не могут. Они не могут начать жизнь снова, не могут физически выполнять требуемые работой нагрузки, зато много знают и умеют. Юноша ничего толком не знает и не умеет, но может выбрать будущую карьеру. Так несправедливо распоряжается с нашими жизнями судьба.
Период от 18 до 25 лет отводится на поиски самого себя, это период перебора различных профессий и занятий. В это время еще нет молодой семьи, приковывающей к одному роду занятий, человек получает материальную основу от своих родителей, в семье, за счет которых он живет.
После 17 лет для рабочей молодежи и 23—25 лет для интеллигенции с высшим образованием начинаются хлопоты с профессиональным самоопределением. В это время все торопятся активно заняться бизнесом и сделать свою карьеру. Партнеры, коллеги, товарищи по работе — вот те люди, к мнению которых взрослый больше всего прислушивается, от которых он получает больше всего нужной ему информации, которые определяют его служебный рост, оклад, престиж и многое другое. Часто ли звонят своим «маманькам» повзрослевшие дети-бизнесмены, которые, кажется, совсем недавно держались за матери некую руку?
|
|
Критическим возраст 16 лет является еще и потому, что в это время человек как ежик все воспринимает в штыки. Он хочет быть самостоятельным, формирует свое «Я» и во весь голос заявляет его миру. А взрослые суются со своими советами и наставлениями. Он романтик, они — прагматики. Столкнулись два разных мира и им трудно понять друг друга. Романтики воспринимают советы прагматиков как чужеродное тело. Они отторгают его. Ценности отцов расходятся с ценностями детей. Последние упрямы и несговорчивы, они хотят наделать собственных ошибок и не слушают тех, кто
стремится оградить их от ошибочных шагов. Кстати сказать, они совершенно правы. В период с 16 до 23 лет, когда ты не обзавелся собственной семьей и живешь у мамочки на шее, только и надо совершать ошибки. Причем, как можно больше. В будущем за них придется платить дороже. Все следует делать в свое время.
Принятие чужого жизненного опыта в шестнадцатилетнем возрасте влечет за собой, прежде всего, реакцию отторжения того, что вам навязывают чужую модель образа жизни. Отторжение — здоровая реакция здорового организма, но собственного жизненного опыта еще нет. Таким образом, в 16 лет происходит навязывание чужого образа жизни через агентов социализации,
как реакция отторжения. И в это же время происходит построение идеальной (мысленной) траектории жизненных планов.
У социального и культурного экспериментирования существует глубокая психологическая причина. Возрастной период от 14 до 20 лет характеризуется таким свойством, как легкостью увлечения новым и переход от одного занятия к другому. Интерес к познанию нового сопрягается в это время с неустойчивостью привязанности: юноши быстро увлекаются и быстро теряют интерес к тому, что познали. Молодежные субкультуры способны поддерживать постоянный интерес к познанию благодаря своему внутреннему разнообразию. В каждой субкультуре тысячи музыкальных направлений, групп, песен, а также новых социальных практик, мероприятий и дел, с которыми интересно познакомиться. Молодежные тусовки предполагают новые знакомства, новые встречи, обмен интересными сведениями. Ни учеба в школе, ни обучение в вузе и уж тем более работа на производстве неспособны к интенсивному обновлению. Обучение и работа строятся на дисциплине, рутинном повторении пройденного, выполнению того, что не просит душа.
|
|
Молодому человеку и физиологически, и психологически необходим опыт смены видов деятельности, увлечений, привязанностей, расширение круга знакомств. В зрелом и особенно пожилом возрасте ничего подобного уже не требуется. В этот период жизни мы ценим старых друзей, выработанные привычки, домашний уют и удобный диван.