Боснийские студенты не хотят восстанавливать экономику страны

Согласно результатам исследования, опублико­ванным осенью ООН, около четверти боснийских граждан в возрасте от 15 до 30 лет хотели бы навсегда уехать из страны. Если учесть, что еще 40% по экономическим соображениям хотели бы покинуть страну на время, а 13% изъявили жела­ние учиться в зарубежных университетах, карти­на становится действительно тревожной: получа­ется, что около 3/4 боснийской молодежи нацеле­но на эмиграцию.

Молодые боснийцы оправдывают свое намере­ние уехать из страны экономическими причинами. Официально безработными считается 40% жите­лей Боснии и (ерцеговины. Здесь, как и на Запа­де, именно молодежь становится первой жертвой экономических неурядиц. «Экономическая и по­литическая система, зародившаяся после войны, не оставляет места для молодого поколения. Они сталкиваются с весьма темными правилами игры», — отмечает Патрис Дрейски, глава эконо­мического департамента представительства ооновской администрации в Боснии, намекая на поразившую страну коррупцию. Мирсад Фазлич, руководитель одной из студен­ческих ассоциаций, клеймит архаизм системы высшего образования. «Курсы лекций носят ис­ключительно дидактический характер. Они не открывают возможностей для проведения дис­куссий, — говорит Фазлич. — Необходимая ре­форма системы образования грозит затянуться надолго: на эту маленькую страну, разделенную на два региона (Хорватско-Мусульманскую Феде­рацию и Республику Сербскую), приходится це­лых 13 министров просвещения! В каждом реги­оне свои учебные программы и свои дипломы». Ситуация усугубляется тем, что часть Сараевско-


го университета, главного вуза страны, по-пре­жнему занимают солдаты НАТО. Оказавшись в этой тяжелой ситуации, большин­ство студентов не протестует: молодежь либо молчит, либо готовится уехать. Молодежь жалу­ется на свое положение, но «категорически не желает ввязываться в политику», подчеркивает пресс-секретарь представительства ОБСЕ в Са­раево Зинаида Делич, родившаяся на севере Бос-

нии. Данные, опубликованные ООН, в какой-то мере объясняют причины такой аполитичности: 94% опрошенных молодых людей убеждены в том, что они не оказывают «никакого» или «по­чти никакого» влияния на политические события. Каждое утро у посольств Германии и Австрии в Сараево выстраиваются длинные очереди. В от­личие от Франции, эти две страны предоставляют визы молодым жителям Боснии и [ерцеговины, же­лающим погостить за границей. А таких немало. Большинство кандидатов на выезд принадлежат к молодому поколению, которое, по логике вещей, должно обеспечить возрождение страны, глубоко травмированной войной 1992-1995 гг. Сегодня, спустя восемь лет после подписания Дейтонских мирных соглашений, размах этого явления не мо­жет не вызывать беспокойства у международно­го сообщества, пытающегося стабилизировать об­становку на Балканах (www.5ballov.ru).

которого оказали огромное влияние на развитие алгебры и математики, про­жил всего 20 лет. А. Эйнштейн создал теорию относительности в 25 лет, В. Гей-зенбергу было 24 года, когда он совместно с Н. Бором разработал основы кван­товой механики. Свои вполне зрелые произведения А. Пушкин начал созда­вать совсем еще в юном возрасте. Замечательную поэму «Руслан и Людмила» он написал в 21 год. С. Рахманинов в 19 лет написал прекрасную оперу «Але-ко», которая была его — студента Московской консерватории — дипломной работой. А Рафаэль ярко проявил свой талант уже в 17 лет.

Подтверждение сказанному выше мы находим в концепции кризисных точек социализации, которая изложена в т. 7 «Фундаментальной социоло­гии». Там речь шла о трех кризисных точеках, которые описывают кривую человеческой жизни (рис. 41):

Рис. 41. Критические точки социализации личности

♦ от 1 года до 17 лет — завершение школьного обучения и подготовка к активному трудовому периоду;

♦ от 18 до 60 лет — активный трудовой период, становление профессио­нальных ролей;

♦ от 60 лет и старше — выход из активного трудового периода.
Период активной социализации ABC обозначен тремя точками кризиса.
На рис. 41 обозначены три критические точки в жизни человека: А —

окончание средней школы и подготовка к поступлению в вуз или поиск ра­боты; В — кризис середины жизни; С — выход на пенсию и переход к пас­сивной части социализации.

Период между этими тремя точками, обозначенный фигурой ABC, пред­ставляет собой время максимальной творческой и трудовой активности че­ловека. Ему предшествует период максимальной учебной деятельности — 10—11-летнее обучение в школе. Возраст от 16 до 18 лет приходится на окон­чание школы и профессиональное самоопределение юноши.

Возраст 16—18 лет — самый критический. Он должен выбрать только одну профессию из 40 тыс. занятий, существующих в современном мире. Сделать правильный выбор крайне сложно, поскольку школьные знания и школь-

ная жизнь никогда его не сталкивали с реальным производством и реальны­ми профессиями. Он знает о них понаслышке. Другое дело человек, нахо­дящийся в точке С. Он уже пожил и много видел, знает мир производства и множество профессий не понаслышке, а на собственном опыте, ведь ему не 16, а 61 год. Вот когда бы выбирать будущую профессию. Здесь риск выбрать неправильное занятие сведена к минимуму.

Но жизнь распорядилась иначе. Человеку приходится выбирать будущее поприще в том возрасте, когда он к этому совершенно не готов. У него ка­тастрофически не хватает знания жизни. Компенсировать их спешат взрос­лые люди — дедушки, отцы, учителя, родные и друзья, повидавшие жизнь.

В отличие от юноши, который может, но не умеет, пожилые умеют и знают, но уже не могут. Они не могут начать жизнь снова, не могут физически вы­полнять требуемые работой нагрузки, зато много знают и умеют. Юноша ничего толком не знает и не умеет, но может выбрать будущую карьеру. Так несправедливо распоряжается с наши­ми жизнями судьба.

Период от 18 до 25 лет отводится на поиски самого себя, это период пере­бора различных профессий и занятий. В это время еще нет молодой семьи, приковывающей к одному роду заня­тий, человек получает материальную основу от своих родителей, в семье, за счет которых он живет.

После 17 лет для рабочей молодежи и 23—25 лет для интеллигенции с выс­шим образованием начинаются хлопо­ты с профессиональным самоопределе­нием. В это время все торопятся актив­но заняться бизнесом и сделать свою карьеру. Партнеры, коллеги, товарищи по работе — вот те люди, к мнению ко­торых взрослый больше всего прислушивается, от которых он получает боль­ше всего нужной ему информации, которые определяют его служебный рост, оклад, престиж и многое другое. Часто ли звонят своим «маманькам» повзрос­левшие дети-бизнесмены, которые, кажется, совсем недавно держались за ма­тери некую руку?

Критическим возраст 16 лет является еще и потому, что в это время чело­век как ежик все воспринимает в штыки. Он хочет быть самостоятельным, формирует свое «Я» и во весь голос заявляет его миру. А взрослые суются со своими советами и наставлениями. Он романтик, они — прагматики. Стол­кнулись два разных мира и им трудно понять друг друга. Романтики воспри­нимают советы прагматиков как чужеродное тело. Они отторгают его. Цен­ности отцов расходятся с ценностями детей. Последние упрямы и несговор­чивы, они хотят наделать собственных ошибок и не слушают тех, кто

стремится оградить их от ошибочных шагов. Кстати сказать, они совершенно правы. В период с 16 до 23 лет, когда ты не обзавелся собственной семьей и живешь у мамочки на шее, только и надо совершать ошибки. Причем, как можно больше. В будущем за них придется платить дороже. Все следует де­лать в свое время.

Принятие чужого жизненного опыта в шестнадцатилетнем возрасте вле­чет за собой, прежде всего, реакцию отторжения того, что вам навязывают чу­жую модель образа жизни. Отторжение — здоровая реакция здорового орга­низма, но собственного жизненного опыта еще нет. Таким образом, в 16 лет происходит навязывание чужого образа жизни через агентов социализации,

как реакция отторжения. И в это же вре­мя происходит построение идеальной (мысленной) траектории жизненных планов.

У социального и культурного экспе­риментирования существует глубокая психологическая причина. Возраст­ной период от 14 до 20 лет характеризуется таким свойством, как легкостью увлечения новым и переход от одного занятия к другому. Интерес к позна­нию нового сопрягается в это время с неустойчивостью привязанности: юноши быстро увлекаются и быстро теряют интерес к тому, что познали. Мо­лодежные субкультуры способны поддерживать постоянный интерес к по­знанию благодаря своему внутреннему разнообразию. В каждой субкульту­ре тысячи музыкальных направлений, групп, песен, а также новых соци­альных практик, мероприятий и дел, с которыми интересно познакомиться. Молодежные тусовки предполагают новые знакомства, новые встречи, об­мен интересными сведениями. Ни учеба в школе, ни обучение в вузе и уж тем более работа на производстве неспособны к интенсивному обновлению. Обучение и работа строятся на дисциплине, рутинном повторении пройден­ного, выполнению того, что не просит душа.

Молодому человеку и физиологически, и психологически необходим опыт смены видов деятельности, увлечений, привязанностей, расширение круга знакомств. В зрелом и особенно пожилом возрасте ничего подобного уже не требуется. В этот период жизни мы ценим старых друзей, выработан­ные привычки, домашний уют и удобный диван.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: