Анатомо-физиологические особенности организма дошкольников

Физическое развитие: за период раннего и дошкольного детства непрерывно изменяются и интенсивно увеличиваются длина тела, масса тела, окружность грудной клетки и головы.

Костная система богата хрящевой тканью, кости мягкие, гибкие, поддаются и благоприятным и неблагоприятным воздействиям. Необходимо обращать внимание на подбор физических упражнений, одежды, обуви.

Позвоночник первые месяцы не имеет изгибов, они начинают формироваться когда ребенок начинает ходить. У девочек подвижность позвоночника больше, чем у мальчиков. В возрасте от четырех до семи лет возрастает нарушение осанки (причем у девочек это случается чаще). У мальчиков может развиться плоскостопие.

Мышечная система до трех лет развита недостаточно, причем мышцы-сгибатели развиты больше, чем разгибатели, но по мере развития движений мышечная ткань укрепляется и развивается. Сначала развиваются мышцы таза и ног, затем (к 6-7 годам) рук. В связи с этим дошкольники не способны к длительным статическим напряжениям. С четырех лет сила мышц туловища у мальчиков выше, чем у девочек.

Обмен веществ: его особенность заключается в том, что значительная доля кислорода (больше, чем у взрослых) идет на рост и развитие организма. Чем меньше ребенок, тем интенсивнее рост и большая потребность в белке (причем у мальчиков она выше, чем у девочек).

Сердечнососудистая система претерпевает огромные функциональные и морфологические изменения. В раннем возрасте сердце и сосуды нежные, кровяное давление низкое, частота сердечных сокращений – высокая (135-140 уд/мин). Сердце увеличивается – ЧСС понижается (к семи годам до 85-90 уд/мин). У девочек пульс чаще, чем у мальчиков. Повышается работоспособность.

Дыхательная система: по мере развития ребенка дыхательные пути расширяются, частота дыхания уменьшается: 1 год – 30-35 вд/мин; 6-7 лет – 22-26 вд/мин. Нарастает глубина дыхания, увеличивается жизненная емкость легких. У девочек выше, чем у мальчиков частота дыхания и меньше его глубина.

Нервная система: в эти годы происходит сложнейший процесс формирования нервной системы (на базе врожденных безусловных рефлексов). Длительное применение внешних раздражителей (которыми могут быть физические упражнения) способствуют формированию двигательного стереотипа. Нервная система неустойчива, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения (быстро наступает утомление).

Развитие движений: дошкольный период характеризуется большими изменениями в моторном развитии.

Вывод: организм ребенка в дошкольные годы отличается от взрослого, но не меньшими размерами, а особенностями строения и развития – высокие энерготраты, быстрая утомляемость, несовершенные адаптационные возможности растущего организма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: