Семестр
МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ
Общая характеристика возрастной периодизации
Для правильного управления процессами развития было создано большое количество классификаций периодов жизни. Любая периодизация (педагогическая, психологическая, врачебная, физиологическая и т.д.) основывается на выделении возрастных особенностей.
Возрастные особенности – это характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психологические качества человека.
В педагогике разработаны критерии границ. К ним относятся показатели состояния организма.
Анатомические | Физиологи- ческие | Психологи- ческие | Физические | Педагоги- ческие |
Костная, сердечно-сосудистая, мышечная, половая системы организма | Показатели деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем организма | Память, речь, мышление | Масса тела, длина тела, сила мышц, сформирован ные двигательные умения | Возможности образования в разных периодах жизни человека |
Таким образом, большое значение для управления процессом физического воспитания имеет знание и учет возрастных особенностей.
|
|
Возрастная периодизация (по А.Маркосяну)
Новорожденный | 1-10 дней |
Грудной возраст | 10 дней -1 год |
Раннее детство | 1-3 года |
Первое детство | 4-7 лет |
Второе детство | 8-12 (мальчики); 8-11 (девочки) |
Подростковый возраст | 13-16 (мальчики); 12-15 (девочки) |
Юношеский возраст | 17-21 (юноши); 16-20 (девушки) |
Зрелый возраст I период II период | 22-35 (мужчины); 21-35 (женщины) 36-60 (мужчины); 36-55 (женщины) |
Пожилой возраст | 61-74 (мужчины); 56-74 (женщины) |
Старческий возраст | 75-89 лет |
Долгожители | 90 лет и более |
Для педагогики школы и дошкольных учреждений разработаны психологическая и педагогическая периодизации.
Психологическая периодизация (по Подласову)
1 – пренатальный (внутриутробный)
2 – новорожденность (до 6 недель)
3 – грудной (до года)
4 – ползунковый (1-3 года)
5 – дошкольный (3-6 лет)
6 – школьный (6-11 лет)
7 – пубертатный (11-15 лет)
8 – юношеский (15-20 лет)
Педагогическая периодизация
1 – младенчество (до года)
2 – преддошкольный возраст (1-3 года)
3 – младший дошкольный возраст (3-4 года)
4 – средний дошкольный возраст (4-5 лет)
5 – старший дошкольный возраст (5-6 лет)
6 – младший школьный возраст (6-10 лет)
7 – средний школьный возраст (10-15 лет)
8 – старший школьный возраст (15-18 лет)
В основу деления на периоды взяты стадии физического и психического развития, а также условия, в которых они протекают.
Следует помнить, что границы этапов условны и зависят от этнических, климатических, социальных факторов. Иногда актуальный (физиологический) возраст может не совпадать с паспортным (развитие удерживается возрастом, но свою волю диктует и пол).
|
|
Пол – это комплекс общесоматических, репродуктивных, поведенческих и социальных характеристик, определяющих индивидуальность мальчика или девочки, мужчины или женщины.
Однако, физическое воспитание ориентируется на «условного» мальчика и девочку: одни и те же упражнения, нагрузка, методика обучения. А половые различия учитываются только при выполнении нормативов (тестировании).
Таким образом, учет половозрастных особенностей является основополагающим педагогическим принципом, который необходимо соблюдать.