Педагогическая периодизация

Семестр

МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Общая характеристика возрастной периодизации

Для правильного управления процессами развития было создано большое количество классификаций периодов жизни. Любая периодизация (педагогическая, психологическая, врачебная, физиологическая и т.д.) основывается на выделении возрастных особенностей.

Возрастные особенности – это характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психологические качества человека.

В педагогике разработаны критерии границ. К ним относятся показатели состояния организма.

Анатомические Физиологи- ческие Психологи- ческие Физические Педагоги- ческие
Костная, сердечно-сосудистая, мышечная, половая системы организма Показатели деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем организма Память, речь, мышление Масса тела, длина тела, сила мышц, сформирован ные двигательные умения Возможности образования в разных периодах жизни человека

Таким образом, большое значение для управления процессом физического воспитания имеет знание и учет возрастных особенностей.

Возрастная периодизация (по А.Маркосяну)

Новорожденный 1-10 дней
Грудной возраст 10 дней -1 год
Раннее детство 1-3 года
Первое детство 4-7 лет
Второе детство 8-12 (мальчики); 8-11 (девочки)
Подростковый возраст 13-16 (мальчики); 12-15 (девочки)
Юношеский возраст 17-21 (юноши); 16-20 (девушки)
Зрелый возраст I период II период 22-35 (мужчины); 21-35 (женщины) 36-60 (мужчины); 36-55 (женщины)
Пожилой возраст 61-74 (мужчины); 56-74 (женщины)
Старческий возраст 75-89 лет
Долгожители 90 лет и более

Для педагогики школы и дошкольных учреждений разработаны психологическая и педагогическая периодизации.

Психологическая периодизация (по Подласову)

1 – пренатальный (внутриутробный)

2 – новорожденность (до 6 недель)

3 – грудной (до года)

4 – ползунковый (1-3 года)

5 – дошкольный (3-6 лет)

6 – школьный (6-11 лет)

7 – пубертатный (11-15 лет)

8 – юношеский (15-20 лет)

Педагогическая периодизация

1 – младенчество (до года)

2 – преддошкольный возраст (1-3 года)

3 – младший дошкольный возраст (3-4 года)

4 – средний дошкольный возраст (4-5 лет)

5 – старший дошкольный возраст (5-6 лет)

6 – младший школьный возраст (6-10 лет)

7 – средний школьный возраст (10-15 лет)

8 – старший школьный возраст (15-18 лет)

В основу деления на периоды взяты стадии физического и психического развития, а также условия, в которых они протекают.

Следует помнить, что границы этапов условны и зависят от этнических, климатических, социальных факторов. Иногда актуальный (физиологический) возраст может не совпадать с паспортным (развитие удерживается возрастом, но свою волю диктует и пол).

Пол – это комплекс общесоматических, репродуктивных, поведенческих и социальных характеристик, определяющих индивидуальность мальчика или девочки, мужчины или женщины.

Однако, физическое воспитание ориентируется на «условного» мальчика и девочку: одни и те же упражнения, нагрузка, методика обучения. А половые различия учитываются только при выполнении нормативов (тестировании).

Таким образом, учет половозрастных особенностей является основополагающим педагогическим принципом, который необходимо соблюдать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: