Учет анатомо-физиологический и психологических особенностей в физическом воспитании дошкольников

Учет анатомо-физиологических особенностей:

1. Подбор упражнений зависит от способа организации занятия, от места проведения (улица, помещение). Они должны учитывать особенности пола и иметь два варианта проведения: раздельные занятия, на которых обучают упражнениям; совместные занятия, где часть заданий различается по дозировке.

2. Дозирование физической нагрузки. Нормирование нагрузки и формирование двигательных умений происходит с учетом анатомо-физиологических особенностей:

а) костно-мышечная система – необходимо следить за правильностью поз, использовать физкультурные паузы, длительность объяснения перед выполнением упражнения не должна превышать 30 секунд. Подбор упражнений должен соответствовать возрасту (нельзя – канат, штанга; исключить прыжки на полную стопу на твердую поверхность с большой высоты). Не допускать чрезмерных физических нагрузок.

Половые отличия: имеются отличия в реакциях организма на нагрузку: телосложение девочек подвергается большим изменениям, чем у мальчиков, поэтому их организм сложнее приспосабливается к нагрузкам.

б) дыхательная система: проводить занятия в хорошо проветренных помещениях; максимально выносить физкультурные занятия на улицу; подбирать упражнения, которые не требуют чрезмерного натуживания и задержки дыхания; учить дышать носом с акцентом на выдох.

в) сердечнососудистая система: не допускать продолжительных физических и психических напряжений; знать признаки утомления, параметры допустимых нагрузок при развитии физических качеств.

г) центральная нервная система: чаще менять задания, выполнять ОРУ из различных исходных положений; использовать наглядность, показ, избегать резких окриков.

3. Методика обучения сложным двигательным действиям. Есть упражнения, которыми мальчики овладевают легче, чем девочки, поэтому руководитель должен строить технологические схемы обучения двигательным действиям (выбор подводящих упражнений, количество повторов, вспомогательные средства).

4. Педагогическое руководство. Учитывая, что мальчикам присущ больший объем двигательной активности, им предлагаются дополнительные занятия на улице, кружки, секции, а девочек необходимо побуждать к двигательной деятельности, включать их в подвижные игры. В этот период мальчики подвержены стрессам больше, чем девочки.

5. Участие детей в играх и соревнованиях. Необходимо подбирать игры и эстафеты нейтрального содержания, интересные как для девочек, так и для мальчиков. Также необходимо учитывать тип поло-ролевого поведения (мускулинные, феминные, андрогенные – организаторы, недефференцируемые).

6. Взаимодействие детей в процессе выполнения физических упражнений.

7. Система поощрений и наказаний. Следует учитывать реакции детей на оценку деятельности. Важно оценивать девочек и мальчиков (молодец, умница).

8. Требования к инвентарю и оборудованию. Методика обучения упражнениям предусматривает различную разметку для мальчиков и девочек. Например, для 6-летних мальчиков для метания в цель оптимальное расстояние 3 метра, а для девочек – 2,5 метра. Следует привлекать детей к расстановке инвентаря (мальчики – скамейки, девочки – обручи, кегли).

9. Диагностика физической подготовленности. При ее оценке ориентируются на пол и возраст ребенка.

Учет психологических особенностей:

1. Мышление – конкретно-образное. При обучении следует подкреплять словесные инструкции наглядным примером («Полетели как птички!»).

2. Память – наглядные методы должны преобладать над словесными. Для успешного выполнения программы обучения необходимо варьировать физические упражнения, повторять, подкреплять и грамотно распределять их по времени.

3. Внимание – утомление главный враг внимания, поэтому заданные позы младшие дети сохраняют 1,5-2 минуты; старшие – 2-4 минуты; дошкольники – до 12 минут.

4. Восприятие – важен цвет инвентаря, звук, форма, т.к. любое обучение начинается с восприятия.

5. Ведущий вид деятельности – игра. Важен грамотный подбор подвижных игр, чтобы создать условия не только для физического, но и для нравственного, трудового и эстетического воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: