Физическое воспитание взрослого населения

Особенности возрастного развития. Возрастная группа людей старше 18 и до 55/60 лет, условно делится на два периода:

Первый – молодежный (18-30 лет).

Второй – средний (зрелый) от 31 до 55/60 лет.

Первый период. Люди этого периода приступают к трудовой деятельности. В эти годы человек находится в расцвете сил. Происходит поступательное развитие организма, которое заканчивается к 25 годам. Главная молодежная особенность – высокий уровень тренируемости двигательной функции, повышение работоспособности и силовых проявлений. Складываются благоприятные предпосылки для занятий различными видами спорта и достижения в них высоких результатов. В период расцвета увеличивается вес тела, сердце в покое имеет 70-80 ударов в минуту, но может достигать и 250 уд/мин (обладает 20-кратным резервом прочности), огромные резервы дыхательной системы (вентиляция легких в покое равна 5-8 л 3, а при работе до 140 л 3). Велики резервы костно-мышечной системы.

В связи с этими изменениями отмечается важная психологическая особенность молодежного возраста – возможности физического совершенствования кажутся беспредельными и общедоступными, поэтому необходимо усиливать образовательную направленность физического воспитания, сориентировать человека на новые режимы и цели двигательной активности.

Задачи в этом периоде:

1. Углублять знания о правилах дозирования нагрузки.

2. Закреплять потребность заботиться о своем здоровье.

3. Уметь составлять спортивно-оздоровительные программы.

4. Начало семейной жизни требует от родителей получения знаний о вынашивании и рождении ребенка и о воспитании его здоровым.

5. Поддерживать должный уровень физических качеств и общих координационных способностей.

Второй период (стационар). В возрастном интервале 30-60 лет наступает медленное, но неуклонное снижение ряда показателей физического развития и уровня физического потенциала человека. Масса тела, частота дыхания, систолическое давление изменяются в сторону увеличения, а показатели физической подготовленности снижаются. Мышцы в основном сохраняют свои функциональные свойства, однако, регрессивные изменения аппарата движения заметны уже после 30-35 лет (снижение эластичности связочного аппарата, возрастание хрупкости костей, окостенение ряда элементов позвоночного столба, снижение подвижности в суставах). После 30-ти лет каждые 10 лет понижается активность обмена веществ на 7-8%. Снижается возбудимость коры головного мозга и как результат – ухудшение координационных способностей. Ослабляются функции сердечно-сосудистой системы, снижается продуктивность умственной деятельности – человек быстро утомляется.

В связи с этим, задачами физического воспитания во втором периоде являются:

1. Формирование мотивации систематической двигательной активности.

2. Овладение знаниями самоконтроля за здоровьем.

3. Замедление инволюционных изменений, происходящих в организме на основе использования различных упражнений.

В процессе трудовой деятельности и в процессе физического воспитания проявляются одни и те же механизмы изменения работоспособности (фаза врабатывания, фаза устойчивой работоспособности, фаза утомления). Путем применения физических упражнений возможно ускорение процессов врабатывания, продление фазы устойчивой работоспособности и ускорение процессов восстановления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow