В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности все школьники распределяются (на основании углубленного медицинского осмотра) на три медицинские группы: основную (не имеющую отклонений в состоянии здоровья), подготовительную и специальную.
Подготовительная группа формируется из учащихся, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья (без существенных функциональных нарушений), а также недостаточную физическую подготовленность.
Задачи физического воспитания для учащихся подготовительной медицинской группы:
1. Повышение физической подготовленности.
2. Улучшение физического развития.
Особенности методики проведения занятий:
1. При изучении и выполнении различных двигательных действий, связанных с повышенными нагрузками, требования к учащимся снижаются.
2. Материал учебной программы проходят с облегчением сложности за счет сокращения длительности упражнений, количества их повторений, увеличения времени на изучение двигательных действий.
3. Исключаются упражнения, связанные с большими мышечными напряжениями.
4. Ограничивается нагрузка в беге, прыжках, в упражнениях с отягощениями, с преодолением препятствий, в эстафетах.
5. Исключается выполнение контрольных нормативов по физической подготовленности.
6. Двигательные задания школьникам данной группы могут быть как групповыми, так и индивидуальными.
В специальную группу включают учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке. Включение учащихся в специальную медицинскую группу может носить как временный, так и постоянный характер (в зависимости от вида заболевания и других отклонений в состоянии здоровья).
Задачи физического воспитания для учащихся специальной медицинской группы:
1. Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма.
2. Повышение физической и умственной работоспособности, улучшение функционального состояния организма.
3. Формирование правильной осанки, обучение правильному дыханию.
4. Освоение основных двигательных умений и навыков.
5. Воспитание морально-волевых качеств и сознательного отношения к здоровью и двигательной активности.
6. Воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культурой и внедрение их в режим дня учащихся.
7. Создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся.
Особенности методики проведения занятий:
1. Организуются занятия лечебной физической культурой (ЛФК). Конкретная программа занятий составляется учителем физической культуры совместно с лечащим врачом.
2. Дети делятся на группы в зависимости от характера болезни: заболевания сердца, верхних дыхательных путей и легких, с аномалиями рефракции глаз, с ожирением, с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.
3. Основной формой физического воспитания является урок, который строится по стандартной схеме.
4. Длительность подготовительной части – до 20 минут (ОРУ в медленном и среднем темпе, чередуясь с дыхательными упражнениями).
5. В основной части урока (20-22 мин) предусматривается овладение простейшими двигательными действиями и развитие основных физических качеств (в пределах возможностей занимающихся). Используются легко дозируемые упражнения из гимнастики, легкой атлетики и лыжной подготовки, элементы подвижных и спортивных игр.
6. Полностью исключаются акробатические упражнения, упражнения, связанные с натуживанием и продолжительными статическими напряжениями.
7. В заключительной части урока (3-5 мин) выполняются простые упражнения на расслабление, ходьба в медленном темпе, дыхательные упражнения.
8. Двигательные режимы рекомендуется выполнять при ЧСС 120-130 уд/мин, с постепенным увеличением интенсивности физических нагрузок в основной части урока и частоты пульса до 140-150 уд/мин (ЧСС 130-150 уд/мин является оптимальной для кардиореспираторной системы и дает тренирующий эффект).
9. Необходимо использовать утреннюю гигиеническую гимнастику; гимнастику до уроков, физкультурные минутки во время уроков; физкультурные паузы во время выполнения домашних заданий; подвижные игры небольшой интенсивности на переменах, различные спортивные развлечения на свежем воздухе в летнее и зимнее время года и др.
Содержание занятий при различных заболеваниях:
1. Заболевания сердечно-сосудистой системы (врожденные пороки сердца, ревматизм, аритмия).
Противопоказано: упражнения с длительной задержкой дыхания; напряжения, в том числе и статические упражнения с резким ускорением темпа.
Рекомендовано: ОРУ охватывающие большие группы мышц в и.п. лежа, сидя, стоя; дозированный бег в медленном темпе от 20 секунд в конце первой четверти до 3 минут в конце второго года обучения.
2. При заболеваниях органов дыхания (хронический бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма).
Противопоказано: упражнения с длительной задержкой дыхания, напряжения, натуживание.
Рекомендовано: обучить полному дыханию, особенно удлиненному выдоху (вдох через нос на счет 1-2, выдох – 3-4-5 губы трубочкой); звуковая дыхательная гимнастика; занятия плаванием, лыжным спортом.
3. При заболеваниях почек (нефрит, пилонифрит, нефроз).
Противопоказано: прыжки, особенно в глубину; не допускается переохлаждение организма.
Рекомендовано: упражнения для укрепления передней стенки живота из и.п. лежа, на боку; плавание в теплой воде.
4. Нарушения нервной системы (эпилепсия, детский церебральный паралич).
Противопоказано: ограничены упражнения, вызывающие нервные перенапряжения (упражнения в равновесии на повышенной опоре, эмоциональные игры, соревнования).
Рекомендовано: ОРУ на большие группы мышц в удобном положении; упражнения на точность движений, как для мелкой моторики, так и для крупной.
5. Заболевания органов зрения (близорукость, дальнозоркость).
Противопоказано: прыжки, кувырки, напряжения, стойки на голове, руках.
Рекомендовано: зрительная гимнастика.
6. Заболевания желудочно-кишечного тракта и желчного пузыря (дискинезия желчевыводящих путей).
Противопоказано: повышенные нагрузки на мышцы брюшного пресса, ограничивать прыжки.
Рекомендовано: упражнения из и.п. на четвереньках, на боку.