Особенности методики занятий со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе

В соответствии с состоянием здоровья, физическим развити­ем, уровнем физической подготовленности все школьники рас­пределяются (на основании углубленного медицинского осмот­ра) на три медицинские группы: основную (не имеющую откло­нений в состоянии здоровья), подготовительную и специальную.

Подготовительная группа формируется из учащихся, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья (без существенных функциональных нарушений), а так­же недостаточную физическую подготовленность.

Задачи физического воспитания для учащихся подготовительной медицинской группы:

1. Повышение физической подготовленности.

2. Улучшение физического развития.

3. Укрепление здоровья.

Особенности методики проведения занятий:

1. При изучении и выполнении различных двигательных действий, связанных с повышенными нагрузками, требования к учащимся снижаются.

2. Материал учебной программы проходят с облегчени­ем сложности за счет сокращения длительности упражнений, коли­чества их повторений, увеличения времени на изучение двигательных действий.

3. Исключаются упражнения, связанные с боль­шими мышечными напряжениями.

4. Ограничивается нагрузка в беге, прыжках, в упражнениях с отягощениями, с преодолением пре­пятствий, в эстафетах.

5. Исключается выполнение контрольных нормативов по физической подготовленности.

6. Двигательные задания школьникам данной группы могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

В специальную группу включают учащихся, имеющих такие от­клонения в состоянии здоровья, которые являются противопока­занием к повышенной физической нагрузке. Включение учащихся в специальную медицинскую группу может носить как времен­ный, так и постоянный характер (в зависимости от вида заболе­вания и других отклонений в состоянии здоровья).

Задачи физического воспитания для учащихся специальной медицинской группы:

1. Укрепление здоровья, содействие правильному физическо­му развитию и закаливанию организма.

2. Повышение физической и умственной работоспособности, улучшение функционального состояния организма.

3. Формирование правильной осанки, обучение правильному дыханию.

4. Освоение основных двигательных умений и навыков.

5. Воспитание морально-волевых качеств и сознательного отношения к здоровью и двигательной активности.

6. Воспитание интереса к самостоятельным занятиям физичес­кой культурой и внедрение их в режим дня учащихся.

7. Создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся.

Особенности методики проведения занятий:

1. Организуются занятия лечебной физической культурой (ЛФК). Конкретная программа занятий составляется учителем физической культуры совместно с лечащим врачом.

2. Дети делятся на группы в зависимости от характера болезни: заболевания сердца, верхних дыхательных путей и легких, с аномалиями рефракции глаз, с ожирением, с заболева­ниями желудочно-кишечного тракта.

3. Основной формой физического воспитания является урок, который строится по стандартной схеме.

4. Длительность подготовительной части – до 20 минут (ОРУ в медленном и среднем темпе, чередуясь с дыхательными упражнениями).

5. В основной части урока (20-22 мин) предусматривается овладение простейшими двигательными действиями и развитие ос­новных физических качеств (в пределах возможностей занимающихся). Используются легко дозируемые упражнения из гим­настики, легкой атлетики и лыжной подготовки, элементы под­вижных и спортивных игр.

6. Полностью исключаются акробатические упражнения, упражнения, связанные с натуживанием и продолжительными статичес­кими напряжениями.

7. В заключительной части урока (3-5 мин) вы­полняются простые упражнения на расслабление, ходьба в мед­ленном темпе, дыхательные упражнения.

8. Двигательные режимы рекомендуется выполнять при ЧСС 120-130 уд/мин, с постепен­ным увеличением интенсивности физических нагрузок в основ­ной части урока и частоты пульса до 140-150 уд/мин (ЧСС 130-150 уд/мин является оптимальной для кардиореспираторной системы и дает тренирующий эффект).

9. Необходимо использовать утреннюю гигиеническую гимнастику; гимнастику до уроков, физкультурные минутки во время уроков; физкультурные па­узы во время выполнения домашних заданий; подвижные игры не­большой интенсивности на переменах, различные спортивные развлечения на свежем воздухе в летнее и зимнее время года и др.

Содержание занятий при различных заболеваниях:

1. Заболевания сердечно-сосудистой системы (врожденные пороки сердца, ревматизм, аритмия).

Противопоказано: упражнения с длительной задержкой дыхания; напряжения, в том числе и статические упражнения с резким ускорением темпа.

Рекомендовано: ОРУ охватывающие большие группы мышц в и.п. лежа, сидя, стоя; дозированный бег в медленном темпе от 20 секунд в конце первой четверти до 3 минут в конце второго года обучения.

2. При заболеваниях органов дыхания (хронический бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма).

Противопоказано: упражнения с длительной задержкой дыхания, напряжения, натуживание.

Рекомендовано: обучить полному дыханию, особенно удлиненному выдоху (вдох через нос на счет 1-2, выдох – 3-4-5 губы трубочкой); звуковая дыхательная гимнастика; занятия плаванием, лыжным спортом.

3. При заболеваниях почек (нефрит, пилонифрит, нефроз).

Противопоказано: прыжки, особенно в глубину; не допускается переохлаждение организма.

Рекомендовано: упражнения для укрепления передней стенки живота из и.п. лежа, на боку; плавание в теплой воде.

4. Нарушения нервной системы (эпилепсия, детский церебральный паралич).

Противопоказано: ограничены упражнения, вызывающие нервные перенапряжения (упражнения в равновесии на повышенной опоре, эмоциональные игры, соревнования).

Рекомендовано: ОРУ на большие группы мышц в удобном положении; упражнения на точность движений, как для мелкой моторики, так и для крупной.

5. Заболевания органов зрения (близорукость, дальнозоркость).

Противопоказано: прыжки, кувырки, напряжения, стойки на голове, руках.

Рекомендовано: зрительная гимнастика.

6. Заболевания желудочно-кишечного тракта и желчного пузыря (дискинезия желчевыводящих путей).

Противопоказано: повышенные нагрузки на мышцы брюшного пресса, ограничивать прыжки.

Рекомендовано: упражнения из и.п. на четвереньках, на боку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: