Функции:
1. Удовлетворение потребности людей в общении (коммуникативная функция).
2. Оптимизация физического состояния человека (развитие двигательных качеств, формирование телосложения, укрепление функциональных систем).
3. Организация здорового досуга и восстановление работоспособности после производственной деятельности.
4. Предупреждение асоциальных привычек, таких как алкоголизм, курение, наркомания и др. (социально-профилактическая функция).
5. Воспитание культуры управления собственным психическим состоянием (психорегулирующая функция).
6. Формирование красивого телосложения и понимания эстетики движений (эстетическая функция).
7. Физическое самовоспитание и воспитание детей в условиях совместных занятий (педагогическая функция).
Направления и формы использования:
1. Базово-пролонгирующее направление. Цель – сохранить (пролонгировать) уровень общей физической подготовленности, который достигнут в процессе физического воспитания в образовательных учреждениях. Формы: секции ОФП, самостоятельные занятия.
2. Гигиеническое и рекреативное направление. Цель – оперативная оптимизация состояния человека в условиях повседневного быта и отдыха. Формы: утренняя гигиеническая гимнастика, водные процедуры, походы выходного дня, массовые игры и соревнования, купание и плавание, рыбная ловля, походы за грибами.
3. Оздоровительно-реабилитационное направление. Цель – помощь средствами физического воспитания больным людям в достижении социально-профессиональной полноценности, на которую они способны. Формы: группы ЛФК, группы здоровья, самостоятельные занятия.
4. Базовый спорт – занятия различными видами спорта в коллективах физической культуры.