Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)

- это педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности.

Основное назначение ППФП — направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляют повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями труда.

Задачи ППФП:

1. Пополнить и усовершенствовать индивидуальный фонд двигательных умений, навыков и знаний в области физической культуры, способствующих освоению профессиональной деятельности.

2. Развивать профессионально значимые двигательные и психологические качества, обеспечивающие возрастающий уровень дееспособности.

3. Повысить степень устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям производственной деятельности, сохранять и укреплять здоровье.

4. Способствовать реализации общих задач, решающихся в процесс профессиональной подготовки кадров.

Для построения системы ППФП необходимо иметь информацию о:

1. Типичных трудовых операциях и конкретных действиях входящих в состав трудовой деятельности.

2. Типовых ошибках.

3. Рабочей позе и ее влиянии на физическое состояние организма.

4. Двигательной активности, физической нагрузке и ее направленности в ходе трудовой деятельности.

5. Характере психической и психофизиологической нагрузок.

6. Климатических, метеорологических и санитарно-гигиенических производственных условий.

7. Профессионально значимых физических качествах, двигательных умениях и навыках.

8. Профессионально значимых психических качествах и свойствах личности.

Таблица 1. Изменения в состоянии организма и двигательной деятельности в процессе труда под влиянием отрицательно действующих факторов (презентация)

Затраты времени в часах на ППФП зависят от сложности и объема профессиональных требований.

Принципиальная особенность ППФП заключается в ее направ­ленности на достижение в процессе обучения и воспитания не­посредственно прикладных результатов для избранной професси­ональной деятельности. Такая направленность находит конкрет­ное выражение в специфическом содержании и методике ППФП.

Совершенствование физических качеств и сопряженных способностей, функций органов и систем организма, имеющих ключевое значение для той или иной профессии, обеспечивается прикладно-специализированной подготовкой, включающей сред­ства и методы, адекватные особенностям избранной профессио­нальной деятельности (табл. 2, презентация).

Средства ППФП распределяются по группам в соответствии с их направленностью:

1. Развитие профессионально важных физических способно­стей;

2. Воспитание психических, волевых и других профессионально значимых свойств личности.

3. Формирование и совершенствование профессионально-прикладных умений и навыков;

4. Повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Применяются упражнения:

· профессионально-прикладной гимнастики (упражне­ния без предметов и с предметами, на гимнастической стенке, скамейке, лестнице, канатах, шестах, бревне и др.);

· базовых видов спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, плава­ние, спортивные игры и др.);

· туризм;

· специальные упражнения на различных тренажерах и тренажерных устройствах, специализи­рованные полосы препятствий и пр.

Формы занятий по ППФП:

В средних специальных и высших учеб­ных заведениях преимущественно используются следующие формы:

1. Академические учебные занятия (комплексные и специализированные).

Комплексные учебные занятия могут включать:

а) сред­ства ОФП и профессионально-прикладной физической подготов­ки;

б) только средства ППФП из различных ее разделов.

Специа­лизированные занятия имеют более узкую, избирательную направ­ленность (обучение прикладным действиям, совершенствование отдельных качеств).

2. Занятия в период учебной практики (студентов, учащихся колледжей профессионального образования);

3. Спортивно-прикладные соревнования (например, соревнования по видам пожарно-прикладного спорта),

4. Самостоятельные тренировочные занятия по заданию преподавателя.

Дополнительно применяются специализированная утренняя зарядка (с включением отдельных прикладных упражнений), ту­ристские походы по установленным маршрутам с выполнением учебных заданий, лыжные переходы, массовые заплывы, дальние лодочные (шлюпочные) походы и др.

Педагогический контроль в ППФП. Система нормативов и требований по ППФП в зависимости от специфики профессий может включать контрольные упраж­нения в виде двигательных заданий (упражнения в которых проявляются профессионально значимые способности), специальные функциональные пробы (способствуют выявлению степени развития психофизиологических функций и устойчивости организма к действию ряда неблагоприятных факторов внешней среды).

На основе данных педагогического контроля в необходимых случаях вносят соответствующие коррективы в содержание и ме­тодику ППФП.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: