Послесловие к истории человечества 7 страница

[306] Когда однажды Феодосий, посетивший тайно Иерусалим, вошел в храм Гроба Господня, все лампады зажглись сами собой.

«Это чудо удивило Патриарха, но Ангел открыл ему, что богомолец был не простой человек, а святой царь Феодосий».

[307] «Тогда (в грехопадении праотцев) мы за преслушание изгнаны из рая, теперь же верою вселяемся в рай. Или еще решительней: - нельзя быть участником в благах иначе, как если вера во Христа даст вожделенное». «Но приявший баню пакибытия подобен молодому воину, только что внесенному в воинские списки, но еще ничего не выказавшему ни воинственного, ни мужественного. От него ждут подвигов. И только за подвиги подобает воздаяние и награда – блаженство. Вера требует сопутствия сестры своей – доброй жизни»

[308] «Молитва есть отрешение помыслов»

[309] «Блажен, кто, стоя у Божией службы на молитве и всякий час, как Ангел небесный, имеет чистые помыслы и не дает доступа к себе лукавому, чтоб не взял он в плен душу его и не отвел ее от Бога Спасителя» Ефрем Сирин. Псалтырь, или Богомысленные размышления. М., 1973, Пс.1.

[310] "Надо смотреть не на то, как человек падает и грешит, а на то, как он поднимается и избавляется от греха".

[311] Иоанн ЗЛАТОУСТ т.4

Церковь есть духовная лечебница с 2

дом пусть будет церковью, чтобы убежал оттуда диавол с12 Пусть жизнь соответствует догматам, и догматы будут глашатаями жизни с13 Таково свойство потоков духовных: чем более будут черпать из них, тем более начнет прибывать и умножаться благодать духовная с14

(МВ: не мерою дает Бог духа)

Как возможно, скажи мне, чтобы столько стихий и такое благоустройство (существующего) управлялось без правителя и повелителя вселенной/? с18

Как голод есть признак телесного здоровья, так и усердие к слушанию слова Божия можно считать самым лучшим признаком душевного здоровья с22

Что может быть прекраснее того, что удостоилось похвалы от самого Создателя?

с27 Итак, когда ты поднимешь глаза и увидишь красоту, величие и благотворность неба, то устремись отсюда к Создателю, как сказал премудрый: от величества бо красоты созданий сравнительно рододелатель их познавается (Прем ХШ 5), и из самого создания этих стихий усматривай, какова сила твоего Господа с27

Ничто не может так возбуждать говорящего и внушать ему такое обилие мыслей, как усердие слушателей. с29

Языку назначим некоторые правила и пределы, так чтобы наперед взвеливать выражения и потом уже произносить слова, а мысль приучим не вымышлять ничего в

Здешняя жизнь есть время подвигов,трудов и борьбы, а та - время венцов, наград и воздаяний. с34

Что может быть безумнее этих людей, которые не могли из создания познать Создателя (...)? с44

Таков наш Владыка: когда видит бодрую душу и пламенное желание, то по Своему щедролюбию, подает Свое богатство обильно, свыше прошения с67

Действия музыки (из Беседы на псалом 41): интонация пения возвышает человека в жизнь с Богом, окрыляет душу, отрешая от земли, избавляя от уз тела, от тяжести греха, располагает любомудрствовать и презирать все житейское

[312] Ему мы обязаны разработанным учением о синергизме – содействии Божественной и человеческой воли. Забвение этого принципа на Западе привело к коренной неправильности в понимании главнейшего вопроса жизни, к фаталистически-кощунственному истолкованию (в протестантизме) идеи Божественного Промысла, якобы направляющего некоторых людей к гибели. Православное решение таково: Бог хочет спасти всех (Иез. 33:11), если к тому же устремлен и ты сам – то предопределен ко спасению. В Божественном Промысле учтена свободная воля всякого человека, и все посылаемые ему обстоятельства жизни спасительны.

[313] «Возлюби Бога и поступай как хочешь». «Ты видишь Троицу, если видишь любовь». Разделял время мыслимое и переживаемое, небесное и земное.

[314] «Трезвение —творец всех заповедей Ветхого и Нового Заветов».

[315] Марк Ефесский в своем “известии о кондаках” пишет: “Творец кондаков - чудный Роман: он получил дар сей от Богородицы, явившейся ему во сне и подавшей свиток (томос или по другому - кондакиа) с повелением снесть; исполнив это он тотчас встал, - это было в день Рождества и начал петь “Дева днесь”. После этого он составлял и другие кондаки... Он же составил и икосы...”

[316] Однажды эконом сказал преп Евфимию: хлеба осталось на 10 человек, а паломников из Иерусалима 400. По молитвам святого хлеба хватило и братии, и всем путникам.

[317] «… бессмысленны законы, излишни судилища, наказывающие совершенно неповинных, несообразны порицание и похвала, бесполезны и молитвы, – если все управляется роком. Исключается также Промысл вместе с религией… Рассуждающие таким образом … делают не что иное, как ниспровергают вселенную… Нет нужды выслушивать это, раз оно заключает в себе очевидное богохульство и несообразность… [Поскольку Платон] подчиняет фатум Промыслу, он малым чем разногласит с Божественным Писанием, по которому один только Промысл управляет всем. Но он весьма значительно расходится [со Священным Писанием], говоря, что результаты того, что в нашей власти, следуют из необходимости… Бог ведь не подчинен необходимости, и невозможно сказать, что Его воля служит необходимости, так как Он есть Творец и необходимости… Бог есть ее Владыка… [потому] молитва имеет великую силу” Немезий, епископ Емесский. О природе человека. – Почаев, 1905, с. 161-162, 169-171.

[318] «…я - неотесан, изгнанник, неуч, неспособный заглянуть в будущее, но я твердо знаю, что прежде, чем я обрел смирение, я был подобен камню, лежащему в глубокой трясине и Сильный пришел и в милости Своей поднял меня и вознес, и положил наверху стены. И оттуда я могу восклицать Господу в благодарении за Его великие благодеяния и в этом мире и в вечности, благодеяния, которые ум человеческий не в силах оценить. Потому дивитесь вы, великие и малые, боящиеся Бога и вы, люди красноречивые, внимайте и размышляйте над сказанным. Кто мог избрать меня, глупца, среди тех, кто мудр в глазах людей и сведущ в законе, и искусен в словах и во всем прочем? Меня, поистине ни на что не годного в этом мире, Он вдохновил более других, чтобы я мог стать - если сумею - тем, кто со страхом и благоговением, без недовольства, верно служит людям, к которым любовь Христова привела меня и которым отдала на всю мою жизнь, мог служить - если буду достоин - истинно и со смирением. Сколь велика вера моя в Троицу, столь велик и долг мой, невзирая на опасности, объявлять о дарах Божьих и о Его вечном утешении, возвещать повсюду имя Божие с уверенностью и без страха, чтобы оставить по себе, после своей смерти, опору для своих братьев и сынов, из которых я столь много тысяч крестил в Господе. И я не был того достоин, и не имел ничего, за что Господу надлежало бы даровать мне, чтобы после лишений и столь великих испытаний, после моего пленения и всех этих долгих лет, Он дал мне столь великое благо в виде этих людей, благо, на которое во дни моей юности я не мог надеяться и которого не мог и вообразить. Но тогда, когда я достиг Ирландии, я каждый день пас стадо и каждый день молился множество раз. Любовь моя к Богу, страх Божий во мне и моя вера возрастали все более и более и дух мой побуждал меня к тому, что за день я произносил до ста молитв и почти столько же ночью, - и так даже тогда, когда находился в лесу или в горах, и я просыпался до восхода, чтобы молиться - в снегу, на ледяном холоде, под дождем, и я ни разу не занемог и не поленился, ибо, как я вижу теперь, дух полыхал во мне в те дни. И тогда, в одну из ночей, я услышал во сне голос, сказавший мне: "Ты постился хорошо, скоро ты отправишься в родные края". И опять, через весьма короткое время, я слышал голос, предвещавший: "Вот, твой корабль готов"…

[319] Исповедь. (М., 1997):

(Августин после слушания проповедей св. Амвросия вдруг понял, сколь постыдно глупо ругал он православие, мысля о нем произвольно по невежеству – и тогда, пишет он) «я и покраснел от стыда и обрадовался, что столько лет лаял не на Православную Церковь, а на выдумки плотского воображения» с.88

Вот так-то все ругатели, «злословя то, чего не понимают», (2 Пет. 2:12), на деле облаивают собственную глупость и невежество!

«мне надлежало стучаться и предлагать вопросы, как об этом следует думать, а не дерзко утверждать, будто вот так именно и думают…я болтал с детским воодушевлением и недомыслием… я слепо накидывался на Православную Церковь… я изобличал мнимые мысли святых Твоих, мысливших на самом деле вовсе не так…Излечиться я мог бы верою (с.89-90)». За глубокое смирение высоко вознес Бог бывшего ругателя, поставив его учителем западной церкви.

«Звук представляет собой тело, а значение — душу звука» О количестве души. Творения ч. 2, с. 403

[320] Он был вором и разбойником в Египте; покаявшись, стал монахом, сподобился святости. Подвизался в Сирии на месте, где позже был основан православный монастырь Мар Муса (святого Моисея Аль Хабаши, то есть Абиссинского). Память 28 авг ст.стиля.

[321] Святитель должен был прибыть в город Пифиунт (ныне Пицунда), но измученный длительным переходом и болезнью около города Команы отошел ко Господу со словами: «Слава Богу за все. Аминь!», которые, по свидетельству биографов, часто были у него на устах. Перед смертью причастился Святых Тайн в храме святого абхазской земли Василиска (+308). Ночью св. Василиск явился ему и сказал: «Надейся, Иоанн, брат мой, завтра мы будем вместе с тобой». «Не обилие слов умоляет Бога, но душа чистая и являющая добрые дела». «Будем делать для спасения то, что зависит от нас, а Бог непременно сделает то, что зависит от Него».

[322] «Создали два града две любви: град земной — любовь к себе до презрения к Богу, град же небесный — любовь к Богу до презрения к себе». Эта мысль Августина должна была бы лечь в основание духовной социологии.

[323] Явившись в лагерь гуннов, папа сказал Аттиле: «Ты победил почти всю вселенную, теперь победи себя милостью к другим. Ты достиг высшей степени человеческого величия, теперь тебе не остается ничего, как уподобиться Богу, Который милует смиренных и покорных». Аттила потом рассказывал: «Когда Лев говорил со мной, я видел, как два светлых мужа держали передо мной обнаженные мечи, грозя мне смертью, если я не послушаю архиерея Божия».

[324] Лежа на смертном одре святой, воскрешавший умерших, говорил: «Поистине не знаю я, сотворил ли я хоть начало покаяния моего». После этих слов его лицо просияло так, что братия не дерзали на него смотреть. Преподобный успел сказать им, что видит Самого Господа, и его святая душа отошла в Царствие Небесное.

[325] "Тайна христианской Троичности — это тайна Божественной любви. Ты видишь Троицу, если видишь любовь".

[326] Странствуя в сане епископа по земле Ирландии, великий православный святой обращал и крестил тысячи людей. Вначале он, по примеру своего учителя, св. Германа, старался обратить в христианство вождя, а по его примеру обращались и остальные. Господь дал ему дар великих чудотворений.

Однажды, когда он направлялся в столицу Ирландии, Тару, чтобы проповедывать там на Пасху, король-язычник устроил на него засаду в лесу. Святой же и его спутники по пути пели гимн-молитву, им составленную, которая теперь известна как "Щит Св. Патрика" или "Мольба оленя". И произошло чудо - воины, вместо клириков, увидели лишь проходившее мимо оленье стадо. По словам жития, перед смертью ангел обещал святому, что эта молитва всегда будет ограждать от зла читающих ее с верой. В тот момент приближался и языческий праздник. По указу верховного короля Лоэгайрэ было запрещено зажигать любые огни до того, как загорится ритуальный языческий огонь в Таре. Патрик же со спутниками запалил близ столицы огромный костер в честь Пасхи. "Если этот огонь не будет погашен сегодня ночью", - сказали королю жрецы-друиды, - "он никогда не угаснет". По приказу короля воины пытались погасить пламя и убить святого, но сила Божья воспрепятствовала им. Наутро Св. Патрик направился в Тару. Там он говорил о Боге-Троице, показывая трилистник клевера, чтобы объяснить свою веру ирландцам. Король был вынужден дозволить Патрику проповедывать по всей стране. Пророчество друидов сбылось - огонь веры, зажженный Патриком, больше не угасал, а трилистник клевера позже стал одним из символов Ирландии.

[327] «Итак, хотя благодать Божия и произвол человеческий по-видимому друг другу противны, но оба согласно действуют, и в деле спасения нашего равно необходимы, если не хотим отступить от правил истинной веры" (Собеседования, XIII, II). Предупреждая неверные учения о предопределении, православный святой пишет: «Как без святотатства мысленно можно подумать, что будто Тот, Кто не хочет погибели и одного из малых сих, желает спасения не всем вообще, а только избранным? Напротив, те, кои погибают, погибают вопреки воле Божией" (Соб. XIII, 7).

[328] В 451 году, когда орды Аттилы двигались к Парижу и население собиралось покинуть город, Геновефа остановила горожан, предсказав, что гунны не дойдут до города. Ее обвинили в ереси и "лжепророчестве", но когда предсказание сбылось, ее стали считать святой. В 475 году она основала аббатство Сен-Дени (святого Дионисия Ареопагита, ученика апостола Павла) под Парижем (ныне в черте города), где покоятся мощи святого. Позже, во время осады Парижа франками, Женевьева беспрепятственно пройжет через вражеский стан и доставит в осажденный город по Сене 12 барж с продовольствием. Над могилой Женевьевы Хлодвиг, ставший христианином, воздвигнет храм во имя святых апостолов Петра и Павла. В храме будут похоронены и сам Хлодвиг, и его супруга Клотильда, главной его святыней станут мощи святой Женевьевы. В XYIII веке церковь, именовавшаяся парижанами храмом святой Женевьевы, будет перестроена (строительство окончилось в 1789 г.), а в годы Великой французской революции обращена в Пантеон. Гробницы Хлодвига и Клотильды перенесены в Сен-Дени. Мощи святой, которые революционеры пытались уничтожить, ныне находятся в Парижской церкви Сент-Этьенн-дю-Мон.

[329] Преп. Аполлинария, дочь Анфемия, правителя Греческой империи во время малолетства Феодосия Младшего (408 - 450). Отказавшись от брака, ушла на поклонение святым местам Востока. В Александрии, тайно от слуг переодевшись в одежду инока, скрылась в болотистое место, где подвизалась в посте и молитвах. По откровению свыше, направилась в скит к святому Макарию Египетскому, назвавшись иноком Дорофеем. Вскоре прославилась там своей подвижнической жизнью. Сестра Аполлинарии, страдавшая беснованием, в поисках исцеления пришла в скит к преподобному Макарию, а тот поручил ее ицеление иноку Дорофею (блаженной Аполлинарии). По возвращении домой исцеленная девица вновь подверглась насилию диавола, который дал ей вид женщины, носящей во чреве, что привел в гнев родителей ее. Они послали в скит воинов с требованием выдать виновника оскорбления дочери. Святая Апполинария, взяв на себя вину, пошла с посланными в дом родителей. Там она открыла им свою тайну, исцелила сестру, возвратилась в скит и скончалась в 470 году. Только после смерти инока Дорофея открылось, что это была женщина. Тело святой было погребено в пещере, в церкви обители святого Макария Египетского.

[330] — православных с умеренными монофизитами, отделившимися после провозглашения на IY Вселенском Соборе в Халкидоне (451 г.) догмата о единстве двух природ во Христе (Христос - "совершенный Бог и совершенный Человек"; монофизиты считали, что не "совершенный" человек, Божественность "поглотила" в Нем человечность). Православный Запад не принял половинчатого царского богословствования.

[331] Ученик Евфимия Великого, принятый в монастырь в 9-летнем возрасте и прошедший за свою почти столетнюю жизнь все степени иноческого подвига и духовного совершенствования, Савва Освященный создал «Иерусалимский Устав» богослужения, распространившийся на Православном Востоке (с конца XIY в. и в России).

Особенность Устава — наличие всенощного бдения. В настоящее время "всенощная" в буквальном смысле слова - с вечера до утра - совершается лишь на Афоне и в некоторых других обителях Востока.

Монастырь святого Саввы на века сделался центром православной иноческой жизни, сравнимым по духовному значению с обителями Афона и Синая. Там жил проведший полтора года в Палестине первый русский паломник, игумен Даниил (1106 - 1107). Там постигал "основы искусства святости" Святитель Савва - святой покровитель Сербии (1226) и переводил древние патерики создатель Русского Добротолюбия Святитель Феофан Затворник (1848 - 1854). Участие иноков Мар-Сабы является обязательным для совершения литании Святого Огня в храме Гроба Господня в Великую Субботу. Без их молчаливой, "зажигательной" исихастской молитвы Благодать не сходит...

[332] «Не становитесь пленниками мыслей смертельно ошибочных, полных отчаяния горькой смерти». Из цитированного в Учении письма Тиберия-цесаря Авгару-царю: «А что касается Пилата, который был назначен мною там игемоном, то я послал вместо него другого и разжаловал его с позором, потому что он отступил от закона и исполнил волю иудеев, распял Христа к удовольствию иудеев». О том, что Пилат сам сообщил римским властям о событиях в Иерусалиме, писали многие авторы: Тертуллиан, Евсевий Кесарийский, Епифаний и др.

[333] Геласий писал о "двух властях" - светской и духовной. Эту проблему по-разному решат Запад (папская "власть ключей" у католиков) и Восток (византийская "симфония властей" у православных — см. 527)

[334] В Реймсе, в день Рождества Хлодвиг и его соратники, воины-язычники, согласившиеся последовать примеру короля, вошли в баптистерий кафедрального собора Пресвятой Девы Марии, сняли с себя ожерелья и языческие амулеты, спустились по ступеням купели и были крещены по православному обряду епископом Ремигием во имя Отца и Сына и Святого Духа (Лебек С. Происхождение франков. М., 1993, с.55).

[335] «Вечность есть бесконечное наслаждение совокупно всем бытием». «Есть существа, которые, завися от Промысла, исключены из связи судьбы, будучи близки к Божеству (как внутреннее колесо, близкое к оси, — внешние же бешено вращаются)». «Если сладострастные, ища блага, хватают тень его, то причиной этому не закон Миродержца, а их собственные заблуждения». «Бог видит и будущее, обусловленное порядком, и свободой воли». («Утешение философское», Сп..1794, с. 181, 147,149,186) «Мысль о смерти более жестока, чем сама смерть». «Порок не остается безнаказанным, так как быть порочным - это уже наказание».

[336] Св. Роман Сладкопевец в первой половине VI в. переселился в Константинополь из Антиохии и прославился как знаменитый автор кондаков — поэм для чтеца и хора (то, что мы сегодня называем акафистом, - это тип кондака).

[337] «Труд, поистине труд и большая сокровенная горесть неизбежны в сем подвиге (монашества - восшествия с телом на небо, претворение бесчувственного сердца в боголюбие и чистоту - МВ), особенно для нерадивых, доколе ум наш, сей яростный и сластолюбивый пес, чрез простоту, глубокое безгневие и прилежание не сделается целомудренным и люборассмотрительным"Иоанн Лествичник, с.4 слово 1-е... получив в этом помощь Господа, "если только всегда будем низводить себя в глубину смиренномудрия"

Ничто так не делает душу бесплодною, как нетерпеливость ИЛеств с48

Прежде падения нашего бесы представляют нам Бога человеколюбивым, а после падения жестоким (ИЛеств,с69)

Трепет от памяти смертной есть признак нераскаянных согрешений.ИЛествс.71

Слеза есть порождение помышлений, а отец помышлений есть смысл и разум с.78

за какие грехи осудим ближнего [...], в те впадем сами с.98

из всех восьми предводителей злобы дух уныния есть тягчайший с.104

Лицемерие есть матерь лжи - с.101

Отчаяние - самая лютая из всех страстей - с.111

«Кротость есть скала, возвышающаяся над морем раздражительности, о которую разбиваются все волны, к ней приражающиеся: а сама она не колеблется»

[338] Аквитания присоединяется к Франкскому государству. Военные приобретения Хлодвига укрепляли православие, ибо окружавшие его короли и царьки отдельных германских племен (остготов, вестготов, бургундов) исповедовали христианство в его еретической арианской форме.

[339] Его жена Клотильда, овдовев, проживет после мужа тридцать три года, уединившись в монастыре Сен-Мартен в Туре. Ее рассказы и воспоминания станут не только основой живой королевской традиции для преемников Хлодвига, но и одним из главных источников "Истории франков", созданной Григорием Турским.

[340] Великая святая. Ведшая распутную жизнь, она была обращена к вере чудом (неведомая сила не давала ей возможности войти в храм, чтобы поклониться Кресту Господню, а когда она дала обет исправить жизнь, сподобилась сего). Мучимая раскаянием, более сорока лет подвизалась в Иорданской пустыне, сподобившись великих даров Божиих.

[341] Капитальная мысль кодекса – о симфонии между церковной и гражданской властями – легла в основание конституций других стран, вплоть до Российской. Из Шестой новеллы кодекса Юстиниана: «Всевышняя благость сообщила человечеству два величайгих дара – священство и царство, то заботится об угождении Богу, а это о прочих предметах человеческих, оба же, происходя из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни». Горизонталь общественных отношений, осеняемая союзом с Богом, этот крест, образуемый пересечением горизонтали вертикалью, образует непреложное условие доброй жизни: чем ближе люди к Богу, Источнику любви, – тем ближе и между собою. Херасков в эпической поэме «Плоды наук» воспоет гимн новой христианской науке: «Ко обузданию коварствующих зол Юстиция в градах устроит свой престол; Неколебимыми в руке ее весами Законы утвердит согласны с Небесами».

[342] В 1985 г. несчастная мать, родившая ребенка с покрытым шерстью лицом, молилась Богородице. К ней зашла женщина в монашеском облаченье, сообщив, что просьба ее услышана, и исчезла. Лицо ребенка стало чистым. Приехав поблагодарить Богородицу в монастырь, поставила тяжелую банку с оливковым маслом на ступеньку лестнице. Когда ж решила продолжить путь, обнаружила, что пролила на ступеньку часть масла. Стала вытирать его рукой. На ступени выступила икона Божьей Матери с нимбом. Сейчас нерукотворная икона обнесена оградой, и верующие люди прикладываются к ней.

[343] Бог центр, люди точки на радиусах; чем ближе они к центру Божественной любви – тем ближе и меж собою. В этом так наз. «круге аввы Дорофея» – начало и основной закон истинной духовной социологии. «Когда Бог сотворил человека, Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысел, имеющий в себе, подобно искре, и свет, и теплоту; помысел, который просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое, — сие называется совестью, а она есть естественный закон».

[344] Родился в Константинополе, блестяще образован, советник и секретарь имп. Ираклия. Возлюбив монашескую жизнь, принял пострижение в 613. Противник монфелитской ереси (учившей, что у Иисуса Христа толькео одна воля — божественная, а не две — божественная и человеческая, как учит Церковь). За исповедание православия сослан в 659 г. на Кавказ. Ему отрезали язык и правую руку. Скончался на Кавказе в Мингрелии, предузнав кончину и отойдя ко Господу в пламенных молитвах. Преп. Максим разрабатывал понятие «ипостасного единства», развивал учение о единстве двух воль Иисуса Христа – божественной и человеческой – без слияния их в единый акт. «Мистагогия» – истолкование литургии и комментарии на Дионисия Ареопагита. Пам. 21 янв. (3 февр.).

[345] «Вот верное начертание узкого пути: утеснение чрева, всенощное стояние, умеренное питье воды, скудость хлеба, очистительное питие бесчестия, укоризны, осмеяния, ругательства, отсечение своей воли, терпение нападений, нероптание при презрениях, перенесение тяжелых досаждений, мужественное терпение, когда обижают, и отсутствие негодования, когда клевещут, негневливость, когда осуждают, смирение, когда унижают».

[346] Иудео-христианский аскет Багира познакомил Мухаммеда с основами религии, которые тот переделал на свой лад. Себя он считал наивысшим из пророков

[347] 20 лет с мечом в руках пророк проповедовал свое учение. Будда — 45 лет. Спаситель — в течении трех с половиной лет, во всеоружии мира, любви и всепрощения.

[348] «От естества есть в душе желание славы, но только горней»

[349] «В год 673 ниспровергатели Христа предприняли великий поход. Они приплыли и зазимовали в Киликии. Когда Константин IV узнал о приближении арабов, он подготовил огромные двухпалубные корабли, оснащённые Греческим огнем, и корабли-носители сифонов… Арабы были потрясены… Они бежали в великом страхе» — прп. Феофан Исповедник, «Хронография».

[350] «Этот святой всленский собор совершенно запрещает быть смехотворнцам и их зрелищам, а также устравивать звериные зрелища и зрелищные пляски. Если же кто настоящее правило приступит… да будет отлучен от общения церковного» 51 правило VI Вселенского собора. 75-е Правило: «Желаем, чтобы приходящие в церковь для пения не употребляли бесчинных воплей, не вынуждали из себя неестественного крика и не вводили ничего несообразного и несвойственного Церкви, но с великим вниманием и умилением приносили псалмопения Богу, назирающему сокровенное. Ибо священное слово поучало сынов израилевых быти благоговейными»

[351] Постановление основано на правилах святителя Василия Великого: «Дающие врачевство для извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы» (п. 8); «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства. Тонкого различения плода образовавшегося или еще необразованного – у нас нет. Ибо здесь полагается взыскание не только за имевшее родиться, но и за то, что навредила самой себе, поскольку жены, от таковых покушений, весьма часто умирают. К этому присоединяется и погубление плода, как другое убийство, от дерзающих на это умышленно. Впрочем, подобает не до кончины простирать покаяние их, но принимать их в общение, по исполнении десяти лет; врачевание же измерять не временем, но образом покаяния» (п. 2).

[352] Мусульмане верят, что в 610 г. пророк Мухаммед был доставлен сюда по воздуху, и получил откровение. На месте Купола Скалы, как верят мусульмане (вопреки Библии — Быт.22), Авраам по велению Господа намеревался принести в жертву не своего законного сына Исаака, а рожденного от служанки сына Измаила, от которого произошли мусульманские народы.

[353] «Душа видит истину Божию по силе жития (слово 30). «Что есть чистота? Чистота есть сердце, исполненное милости о всяком создании» «Сподобившийся увидеть себя лучше сподобившегося уидеть Ангелов (Слово 41, ст.198). «Именно это — то есть, чтобы ум человека был наполнен <мыслью> о божественном домостроительстве и постоянной памятью о нем благодаря восхитительной мысли, посеянной в <уме> чтением <Писания> и поиском его сокровенного смысла — <это самое> и есть настоящее дело и исполнение всех заповедей Господа нашего».

«И что есть сердце милующее?.. Возгорение сердца у человека о всем творении, о людях, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека источают слезы, от великой и сильной жалости, объемлющей сердце. И от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред, ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и очистились; а также и о естестве пресмыкающихся молится с великой жалостью, которая возбуждается в его сердце до уподобления в сем Богу».

[354] «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний; кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию; но яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление.

Гряди, окаянная душе, с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься, и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы.

Первозданного Адама преступлению поревновав, познах себе обнаженна от Бога и от присносущнаго царствия и сладости, грех ради моих»…

«Моисеов жезл воображай, душе, ударяющий море и огустевающий глубину, во образ креста Божественнаго, имже можеши и ты великая совершити»

[355] По церковному преданию, ему, важному лицу в государстве, по подложному письму, якобы свидетельствовавшему о его измене халифу, всенародно отрубили правую руку, повесив ее на базаре. По горячей молитве к Богородице рука, все же отданная ему халифом, приросла. Святой воспел восторженный благодарственный гимн “О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь”, впоследствии включенный в литургию св. Василия Великого. Изображение руки святой постоянно держал у иконы Богородицы (отсюда берет начало известный иконный образ Богородицы – “Троеручица”). Великой любовью окружено имя Иоанна в русском светском искусстве. “ Восторженный канон Дамаскина У всенощной сегодня пели, И умилением душа была полна, И чудные слова мне душу разогрели ” (А.Н.Апухтин “Год в монастыре. Отрывки из дневника” – 1883 г.). Вдохновенная поэма А.К.Толстого “Иоанн Дамаскин” послужила основой пленительно-прекрасной одноименной кантаты Танеева. Один из отрывков поэмы лег в основание романса Чайковского “Благословляю вас, леса”. Подозревают ли певцы и слушатели, кто это поет? Великий святой Восточной Церкви! Если б представляли, то вместо размазанно-вялого (а то и сюсюкающего) самодовольствия горело бы в сердцах строгое могучее вдохновение!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: