Послесловие к истории человечества 10 страница

[468] «Церковь древнего Рима пала вследствие принятия аполлинариевой ереси. Двери Церкви Второго Рима - Константинополя рассекли агаряне. Сия же Соборная и Апостольская Церковь Нового Рима - державного твоего Царства, своею христианскою верою, во всех концах вселенной, во всей поднебесной, паче солнца светится». Главная мысль концепции («четвертому Риму не быти») — об ответственности России за судьбы православия, мира и человечества. Если Россия утратит истину Православия, то человеческая история придет к своему концу, ибо «четвертому не бытии»). Именно на эту тему в Свято-Елеазаровском монастыре, где впервые прозвучали эти мысли, в 2003 году была проведена конференция богословов, ученых разных специальностей и управленцев.

[469] Слово «утопия» сконструировано автором на основе греческого языка: приставка «у» — «не» † «топос» — «место» = «место, которого нет». В переносном смысле — «идеальный строй» ® «несбыточная мечта».

[470] «Не будем же, душа, без ума прельщаться суетным мудрованием плотоугодников, а примемся с великим усердием за бесстрастную жизнь, держась нрава целомудренного и досточетного. Зеркало, покрывшееся толстым слоем плыти, не может вопринять блеска солнечного сияния: и душа, поработившаяся гнусными плоскими страстями, не приемлет лучей немерцающего света; лишенная же его, она ничем не отличается от бессловесных животных; ибо красота разумной души заключается в теплом усердии к Богу».

[471] Восстав против поврежденной католичеством Традиции (Предания-передачи божественной жизни), протестантизм отверг Предание вообще под благовидным предлогом чистоты Писания. А оно-то как раз настойчиво говорит о неотменимости Предания — то есть святой реальной передачи божественной жизни. «Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет 1:20-21). «Дух произнес Свящденное Писание и только Дух Святой может истолковать его… Если же вы ограничитесь чтением одного Писания, то… невозможно будет избегнуть заблуждений» — Свт. Игнатий (Брянчанинов). На деле целью отвержения предания было установление своего произвольного понимания Писания, разрывающего с Традицией Церкви (Традиция — Предание). Если католики с 13 века перестали причащать Божественной Кровью, то протестантизм заявляет, что Причастие надо понимать не реально, а символически, что на самом деле участники таинства едят и пьют обыкновенный хлеб и вино. Между тем, снисходя к немощи маловерия (но не горделивого неверия!), Господь настолько часто видимым образом претворял хлеб и вино в Свое Тело и Кровь, что существуют церковные установления относительно того, что делать в таких случаях. В церкви Сан-Легонций итальянского города Ланчано в хрустальной чаше со времен вселенского Православия уже 13 веков нетленно хранится Евхаристическая Кровь и Тело Господа. Начавшиеся с 1970-х годов исследования показали, что Кровь в Чаше — той же группы, что и на Туринской Плащанице, а Тело являет собой срезы сердца.

[472] И снова — «идеже хощет Бог, побеждается естества чин »! Мощи святого первыми подверглись глумлению во времена государственно-магической кампании осквернения мощей. Все советское время пролежали в институте. Но исследования подтвердили «естественный» — нерукотворный — характер чуда: спустя полтысячелетия кожа сохранила свой цвет, эластичность и мягкость.

[473] Наполеон напишет об иезуитах в мемуарах: «Иезуиты — военная огранизация, а не религиозный орден. Руководитель – генерал армии… цель этой организации – власть. Абсолютная власть, планетарная власть, власть контролировать мир волей единственного человека…Везде, где иезуиты допущены, они будут хозяевами, чего бы это ни стоило. Их общество по природе диктаторское... Любое действие, любое преступление, даже зверское - похвальная работа, если совершено в интересах общества иезуитов, или по приказу генерала» (А.Ривера, из предисловия к книге Э. Парис “Секретная История Иезуитов”).

[474] Месса (римская литургия) получила окончательный вид, предельно удалившись от православной (исключены ектении, за исключением начальных Kyrie eleison, нет малого и большого входа, не употребляются священные предметы (губка, копие, звезица, лжица), на престоле нет Евангелия, вместо антиминса — простой плат. Римская церковь опустила бывшее в ее литургиях V века призывание Святого Духа при освящении Даров.

[475] "Мы ищем Бога в неизменном, непреклонном зако­не природы, в благоговейном настроении души, руко­водимой этим законом, мы ищем Его в блеске солнца, в красоте вещей, исходящих из лона нашей матери-земли, в истинном отблеске Его сущности, в бесчис­ленных созвездиях, светящихся на неизмеримом про­странстве единого неба, живущих, чувствующих, мыс­лящих и воспевающих хвалу Всеблагому, Всеединому, Всевышнему". «Ревность потрясает и отравляет все то, что есть красивого и хорошего в любви». (Флоренский, напротив, показал, что ревность, как забота о подлинности любви, есть ее основание и противоположность равнодушию).

[476] В 1570 г. воевал против турок, попал в рабство. 1580 - выкуплен друзьями. Попадал в тюрьму по неосторожности. В тюрьме написан "Дон-Кихот". Перед смертью постригся в монахи. «О мужественное сердце разбиваются все невзгоды».

[477] «Прогресс - это лучшее, а не только новое». «Чувство - это хищный зверь,
Вцепившийся когтями в разум»

[478] «Нет большей ненависти в мире, чем ненависть невежд к знанию».

[479] Здесь используется термин «возрождение», но уже совсем не в том смысле, как в апостольских посланиях: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» (1 Петра 1:3); «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего» (Тит 3:5-6).

[480] Созван митр. Макарием при участии Ивана IV Грозного. Вопросы богослужения, обрядов, епарх. управления и управления монастырями, участия церкви в мирских делах. В церк. искусства – об изображении Троицы. Постановления Стоглава отменены собором 1667 г. – в связи с реформами патр. Никона.

[481] Повествование в характере псалмодии вел рассказчик, а хор исполнял лауды, духовные песнопения (их писал Дж. Анимучча, позже Палестрина).

[482] «Идеже хощет Бог, побеждается естества чин»! Вопреки всем законам естества, в частности закону сохранения энергии, блаженный, чрезвычайно скудно питавшийся, ходил и спал на голой земле совершенно обнаженный, когда от морозов трескалась земля и замерзали птицы (с климатической точки зрения это столетие входит в зоту так называемого «малого ледникового периода», когда 40-градусные морозы были нормой)

[483] Один купец строил на Покровке каменный храм, но своды трижды обрушивались. Обратился к Василию. Тот сказал: «Пойди в Киев к убогому Иоанну, он даст совет». Когда купец пришел к Иоанну, тот качал пустую люльку. «Кого ты качаешь?» — «Родную матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание». Купец вспомнил свою родную мать, которую выгнал из дома. Вернувшись в Москву, попросил прощения у матери и достроил церковь.

[484] «Когда русские войска осаждали Нарву (ливонская Германовская крепость), пьяные немцы, найдя в одном оставленном русскими купцами икону, бросили ее в огонь, под котлы, в которых варилось пиво» (Н.Тальберг). Воспользовавшись возникшим в городе пожаром, русские взяли крепость. Тихвинская икона, а также образ свт. Николая изъяты из пепла неповрежденными. В ХХ веке икона подверглась научному освидетельствованию. Вся она была покрыта мелкими пупырышками вздувшейся от огня краски — за исключением ликов.

[485] «Ваше римско-кесарское величество дол­жны назначить одного из братьев Вашего величества к качестве государя, который взял бы эту страну и управлял бы ею... Монастыри и церкви дол­жны быть закрыты. Города и деревни должны стать сво­бодной добычей воинских людей...Отправляйся дальше и грабь Александровскую слобо­ду, заняв её отрядом в 2000 чело­век... За ней грабь Троицкий монастырь». Окружённая Москва «может быть взята без еди­ного выстрела». Царя Иоанна «вместе с сыновьями, связанных как пленни­ков, необходимо увезти»

[486] Последнюю разновидность имел в виду музыкант и врач XVI века Дж.Анчина, писавший: «Музыка в наши дни столь заражена распутством и грязью, что жалко даже думать об этом... [Надо] излечить Италию… от заразительной чумы и губительного яда проклятых светских канцонетт, развратных, распущенных, грязных, от которых сотни и тысячи душ человеческих пойдут в адскую преисподнюю... Эта сорная трава разрастается повсюду, как зараза, как рак, грызущий тело». Он издал популярные тексты с подставленными благочестивыми словами, в предисловии к сборнику отметив, что он «предназначен для почтенного развлечения монахов и клириков. Они под предлогом отдыхать и развлекаться музыкой собираются в известное время в определенных местах, переходят границы благочестия, впадают в распутство, поют и играют вещи развратные, скандальные, скверные, находят пустые оправдания в том, что не имеют музыки духовных песен по их вкусу... И если этот сборник им не понравится, то он окажет свою службу по крайней мере нашему вечернему ораторию и публичному пению по праздникам в самое жаркое летнее время...» (цит. по: Иванов-Борецкий 1936, 38.)

[487] Огонь вошел в каменную колонну, расщепив ее, и зажег свечу Патриарха. Турок Омир, видя это чудо, спрыгнул с высокой стены во двор, исповедал себя христианином и окончил жизнь мучеником. С тех пор никто не решался оспаривать право принятия огня у православных.

[488] Украв 10 дней из мироздания, новаторы разрушили духовный строй календаря. Господь не принял новшества: нисхождение благодатного чудесного огня, в первые 20 минут не обжигающего лица, совершается на Гробе Господнем почти уже две тысячи лет только у православных и только по старому стилю в Великую Субботу.

[489] Сюжетная часть включала эпизоды «Гармония сфер», «Состязание Муз и Гиперид», «Битва Аполлона с Пифоном» и др. Постановка отличалась фантастической сценографией: поющая Гармония спускалась на облаке, выплывал корабль с матросами, перед глазами зрителей показывался огнедышащий дракон, летали облака, населенные богинями, нимфами. Среди композиторов были Лука Маренцио, Кавальери (ему принадлежат две арии и финал), в качестве композитора выступил и граф Барди, сочинивший Ламенто чертей. Поразительно, что участников и зрителей не коробили молитвы, возносимые языческим богам. — И это за 200 лет до Французской революции 1789 года!

[490] «Патриарх Иерусалимский Софроний вниде един в придел Гроба Господня, имущя в обеих руках своих свечи без огня… И нас сподобил Бог видети. Туто ж на Гробе христианския кандила загорешась, а ото инех вер ни едино кандило не загорелось… А латыня, и все еретики, и игумены, и попы взимают огнь на Гробе Господне от христианского кандила и своя кандила зажигают, а Патриарх им от своих рук не дает и от них удаляется и совета с ними не творит…. И понесоша (людие) тот Огнь по домам для благословения и держат тот огнь весь год»

[491] Один из первых русских грамматиков, о. Лаврентий описал свойства творительного падежа и ввёл его в обиход.

[492] «Знание — сила»

[493] Каденция с диссонансом — интереснее. Тактус («прикосновение, осязание», нем. Schlag англ. stroke удар) – «последовательное движение руки, приводящей длительность каждой ноты и паузы в соответствие с единой мерой …», – переход от мензуральной ритмики к тактовой, предпосылка к последующему генералбасу.

[494] "Читаю в небе замыслы Бога".

[495] «Совершенство, некогда бывшее единым,… раздробилось и ослабилось пороками…Главная причина, почему в наше время тела человеческие отличаются от тел античности, — в лени и отсутствии упражнений, так как большинство людей упражняют свои тела лишь в питье и в обильной еде. Не удивительно, что от этого живот толстеет, тяжесть его увеличивается от обжорства, ноги слабеют и руки сознают собственное безделье»

[496] Английский философ, государственный деятель. Лорд-канцлер при короле Якове I. Основатель эмпирического направления, требовавший, чтобы знание опиралось исключительно на изучение законов природы путем индукции.

«Атеизм - это тонкий слой льда, по которому один человек может пройти, а целый народ ухнет в бездну». «Манеры выказывают нравы, подобно тому как платье обнаруживает талию». «Люди боятся смерти по той же причине, по которой дети боятся темноты, потому что они не знают, в чем тут дело». «Лесть - это стиль рабов». «Мы столько можем, сколько знаем. Знание – сила».

«Выбрать время — значит сберечь время, а что сделано несвоевременно, сделано понапрасну».

«Малое знание отдаляет от Бога, большое — приближает к Нему»

[497] Богобоязненный верующий христианин пишет в письме к Кастелли, защищая Коперника: "Свя­щенное Писание никогда не может ни лгать, ни ошибаться. Все, что оно говорит, совершенно непреложно. Как оно, так и природа, созданы божественным Словом: Библия — по внушению Духа Святого, а природа — к исполнению Божественных велений. Священное Писание не может ни в каком случае ни го­ворить лжи, ни ошибаться. Изречения его абсолютно и-не­преложно истинны". «В действиях природы Господь Бог является нам не менее достойным восхищения образом, чем в Божественных стихах Писания».

[498] «Человек человеку — волк»

[499] «Св. Франциск» – экстаз. Какой контраст «Портрету францисканского монаха» Рубенса!

[500] Картезианская картина мира дуалистична: мир протяженный (материальный)+ мир наших чувств, идей, идеалов. А где же сияющий Божий мир, подлинно реальный, на котором держится и материя, и душа? Когда он умаляется, человечество погружается во мрак реальности виртуальной, мнимой, лишенной силы жизни, ибо Бог не живет в фантастическом мире придумок. Вселед за Декартом и вся западная культура начала тонуть во тьме виртуальной мнимой реальности. Россия же оставалась главной хранительницей духовной жизни в человечестве.

[501] В рабочем кабинете естествоиспытателя стоял искусно изготовленный глобус. Однажды к нему пришел один из его неверующих друзей и в изумлении спросил: "Кто же изготовил этот глобус?" "Никто, - ответил Кирхер, - он возник сам собою". "Ты шутишь со мной, - сказал посетитель, - изготовивший его, должно быть, большой мастер". "Как же так, - возразил ему исследователь, - ты не хочешь верить тому, что этот ничтожный образ земного шара возник сам собою, и в то же время утверждаешь это относительно огромного мира и не хочешь признать

Творца?"

[502] Испанский писатель, священник-иезуит. Ввел "e stilo culto" (гонгоризм) в прозу, ввел термин "вкус". Автор книги "Обиходный оракул, или Искусство быть благоразумным" (1647, в русском переводе - "Придворный человек", 1739), состоящей из 300 правил житейской мудрости, трактатов "Герой" (1637), "Благоразумный" (1646)

[503] Митрополит Мардарий, попульстительствовавший униатской пропаганде, согрешил со служанкой, а обвинил в этом молодого слугу, Василия. Василий был осужден на повешение, но просил подождать с исполнением приговора до рождения ребенка у служанки. Когда ребенок родился, Василий взял его в руки, три раза дунул и спросил, чей он. К великому чуду новорожденный ребенок проговорил: "Корнетского владыки". Тогда Василия оправдали, а Мардария забросали камнями, насыпав над ним целый каменный курган, который называют "могилой Корнетского владыки".

[504] Во время осады Лавры он неутомимо рассылал он во все города России грамоты, призывая их к защите отечества. Некоторые из этих грамот сохранились. С великим терпением переносил несправедливые обвинения, глумления и истязания, пока Государь и Патриарх не сняли с него обвинения. Защищал инока Досифея, которого считали помешанным. Когда Досифей заболел к смерти, а арх. Дионисий должен был ехать в Москву по делам обители, то, благословляя инока, сказал: «Подожди меня!» Вернувшись из Москвы, архимандрит Дионисий увидел, что Досифей ждет его у монастырских врат. Тогда он благословил его и сказал: «Иди, чадо, с миром!» Досифей пошел в свою келью, где тут же и скончался.

[505] Святитель почил в России 5/15 апреля. Похоронен по греческому обряду в сидячем положении. В 1662 году подняты мощи и в сидячем положении пребывают в Харьковском соборе.

[506] «В народе стали открыто говорить, что Царь (Лжедмитрий I) — поганый, он не ходит больше в церковь так часто, как раньше, … жрет нечистую пищу, в церковь ходит не помывшись, не кладет поклонов перед святым Николаем» (Буссов) «Россия — это сама жизнь». Заметки иностранцев о России с XIV по ХХ век. М.,2004. С.287.

[507] Так в угоду Западу учат теперь детей. Однако по законам Российским Царь может быть только Православным и его царствование освящается Патриархом. Патриарх же Ермоген позволил полякам уморить себя в Кремле, но благословения разбойнику на троне не дал, и призывал народ к сопротивлению. Потому правильно этот период называется Смутой.

[508] «Воистину мосхи оплакивали его вполне искренне и заслуженно, ибо никогда еще не было у них столь благочестивого и милостивого Государя». «Россия — это сама жизнь». Заметки иностранцев о России с XIV по ХХ век. М.,2004. С.297.

Алексей Михайлович — "такой государь, какого бы желали иметь все христианские народы, но немногие имеют" (Рейтенфельс). Коллинс ставил царя "на ряду с добрейшими и мудрейшими государями". "Царь одарен необыкновенными талантами, имеет прекрасные качества и украшен редкими добродетелями: и он покорил себе сердца всех своих подданных которые столько же любят его, сколько и благоговеют перед ним" (Лизек). «Царь Алексей не посягнул ни на чье имущество, ни на чью жизнь, ни на чью честь...» (Мейерберг). "Эти отзывы, — пишет С. Платонов, — получат еще большую цену в наших глазах, если мы вспомним, что их авторы вовсе не были друзьями и поклонниками Москвы и москвичей".

"Великим постом, — пишет иностранец Коллинс, — Царь Алексей обедал только три раза в неделю, а именно: в четверток, субботу и воскресенье, в остальные же дни кушал по куску черного хлеба с солью, по соленому грибу или огурцу и пил по стакану полпива. Рыбу он кушал только два раза в Великий пост. Кроме постов, он ничего мясного не ел по понедельникам, средам и пятницам: одним словом, ни один монах не превзойдет его в строгости постничества. Можно считать, что он постился восемь месяцев в год, включая шесть недель Рождественского поста и две недели других постов".

[509] Не проста фигура Петра в истории. Что думал он сам о себе? Отвечает он нам: «А о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога, жила бы Россия». Петр ввел традицию — давать дворянское звание за заслуги перед Отечеством. Однажды два рыбака повторили подвиг Ивана Сусанина: будучи взяты лоцманами шведских кораблей, вошедших в Белое море, посадили их на мель. Один был убит, другой бежал. Петр I поспешил в Архангельск щедро вознаградить рыбака и назвал его вторым Горацием Коклесом. «Россия — это сама жизнь». Заметки иностранцев о России с XIV по ХХ век. М.,2004. С. 299.

[510] (когда водосвятие совершилось)… «народ, мужчины и женщины, побежал к реке в великом множестве, чтобы окунуться в ней. Несмотря на стужу, некоторые женщины совали в воду маленьких нагих детей» См.: Россия — это сама жизнь». Заметки иностранцев о России с XIV по ХХ век. М.,2004. С. 438.

[511] «Когда русский отправляется к другому в дом или комнату, он сначала воздает честь Богу и произносит свое: «Господи, помилуй». Только после этого он начинает говорить с людьми. В дом он входит, как немой, ни на кого не обращая внимания, хотя бы даже десять и более человек находилось в помещении. Он прежде всего обращается к иконе». «Русские из любви к властителю своему могут многое перенести и перестрадать».«Над дверьми (церкви) был изображен Страшный Суд. Здесь монах, между прочим, показал нам человека в немецком одеянии и сказал: «И немцы, и другие народы могут спастись, если только души у них русские и они, не боясь людей, поступают благо для Бога». «Хотя они и любят и ценят врачей…. Но не желают допустить… анатомирование человеческих трупов и скелеты; ко всему этому русские относятся с величайшим отвращением» «Россия — это сама жизнь». Заметки иностранцев о России с XIV по ХХ век. М.,2004. С. 279,196,323,343.

[512] «Посол может быть уверен, что пожнет обильные плоды посольства, если … будет проявлять слудующие самые необходимые качества: скромность, обходительность, умеренность, благочестивый и достойный христианина образ жизни». «Лики святых они пишут с исключительной скромностью и строгостью, гнушаясь тех иконе… на которых есть непристойное изображение обнаженных частей тела». «Россия — это сама жизнь». Заметки иностранцев о России с XIV по ХХ век. М.,2004. С. 339, 340.

[513] «Единственная цель, к которой единодушно стремится все Русское государство, это исключительно слава Царя, выгода его благосостояния». «Когда (лекарям) приходится лечить Царицу или кого-нибудь из царских дочерей, то им не дозволяют осматривать больную. Они обязаны на основании показаний некоей старухи или приближенной служанки определить болезнь и назначить лекарство». «Россия — это сама жизнь». Заметки иностранцев о России с XIV по ХХ век. М.,2004. С. 291, 340.

[514] «Московиты, особенно знатные люди, скорее бы дали своим детям умереть какой угодно смертью, чем добровольно отпустиьи бы их из своей земли в чужие земли…Они считают одну только свою страну христианской, а остальные страны под солнцем считают языческими… и отому онпи полагают, что их дети навеки погибнут, если умрут на чужой стороне». «Россия — это сама жизнь». Заметки иностранцев о России с XIV по ХХ век. М.,2004. С. 321.

[515] «Царский дом по преданности к нему и верности подданных его царства совсем не имеет надобности в оружии и всегда находится в безопасности» (о том же свидетельствует и другой автор: «Обцыновенно вокруг него нет никакой стражи, потому что все жители столицы его оберегают»). ««Россия — это сама жизнь». Заметки иностранцев о России с XIV по ХХ век. М.,2004. С.294.

[516] «Благой обычай и счастье народное — соблюдать святые бдения, и посещать заутрени, и обязательно бывать при святой литургии, мало спать и рано вставать, поздно есть, смирять тело множеством поклонов и постов. Это — наиглавнейшая причина сохранности сего корполевства. Это действительно истинная и высшая твердыня». «Россия — это сама жизнь». Заметки иностранцев о России с XIV по ХХ век. М.,2004. С.277.

[517] «Князья, бояре и все окружающие Царя — люди умные, образованные, неустрашимые, подобно своему Государю, набожны, справедливы и с иностранцами необыкновенно ласковы». «Россия — это сама жизнь». Заметки иностранцев о России с XIV по ХХ век. М.,2004. С.272.

[518] Действующие лица полуторачасовой оперы: Время, Хор, Разум, Тело и Душа, Благой Помысел, Наслаждение с двумя спутниками, Ангел-хранитель, Мир и Мирская жизнь, Ангелы на Небесах, Осужденные души в Аду, Блаженные Души на Небесах. Поддаваясь соблазну Наслаждения, тело измысливает лукавую философию (“Не знаю, хорошо ли - прогнать те наслажденья, что Божий мир содержит?”)… Ангел-Хранитель обличает Мир и Мирскую Жизнь. Под их пышными одеждами оказывается скелет… Диалог Разума и Благого Помысла о Рае и Аде. Благой Помысл отверзает зрелище Ада: осужденные души повествуют о своей печальной участи. Открывается Небо. Душа, Тело, Благой Помысел, Разум поют морализирующий мадригал. Душа с Телом призывают зрителей: “Словно к потокам водным / Быстрый олень стремится, (Аллюзия на начало 41 Псалма Давида) / Так же и мы желаем вместе с вами/ На Небеса взойти по узкой тропке,/ Но прежде мы восхвалим/ Владыку Всеблагого.” Разум взывает: “Внимающие, что же/ Вы не поете с нами?/ Прочь, прочь гоните заботы!/ Все, в радости и счастье/ Празднуя, возликуем,/ Ликуя, воспоем!/ Да удалятся скорби,/ Праздник, праздник во всем!” На сцене, изображающей Небо, начинаются танцы: гальярда, куранта, канария... Светлый гимн венчает “Представление”: “Сонмы ангелов, слетайтесь, / Пойте песни и играйте, / И Земля услышав звуки, /Расцветет и возликует, /И смеясь, и распевая, / Вновь Земля ответит Раю”.

[519] “Все гнило в Датском королевстве»

[520] «...— Самому государю заговаривать об унии редко и осторожно, чтобы не от него началось дело, а пусть русские первые предложат о некоторых неважных предметах веры, требующих преобразования, и тем проложат путь к унии;

— Издать закон, чтобы в Церкви русской всё подведе­но было под правила Соборов и отцов греческих, и пору­чить исполнение закона людям благонадёжным, привер­женцам унии: возникнут споры, дойдут до государя, он назначит Собор, а там можно будет приступить к унии;

— Намекнуть чёрному духовенству о льготах, белому — о наградах, народу — о свободе...

— Учредить семинарии, для чего призвать из-за грани­цы людей учёных, хотя и светских...»

[521] Прп. Сергий Радонежский помогал защитникам. Видели его окропляющим стены святой водой; другой раз он предупредил о готовящемся приступе, который и был отражен. Являлся преподобный и осаждавшим, так что многие казаки стали уходить домой, давая клятву никогда не воевать с православными. Явившись Иринарху, преподобный сказал ему, что послал в Москву с вестью учеников своих Михея, Варфоломея и Наума на слепых лошадях, которых выгнали из-за бескормицы за ограду, и что враги их видели, но не могли настигнуть. Оказалось, что враги действительно видели трех старцев на очень плохих лошадях, но догнать их было невозможно, так как кони старцев неслись словно крылатые. В тот же день в Москве видели старца, идущего к лаврскому подворью, которое было в Богоявленском монастыре. За ним ехало
12 возов с хлебом. На расспросы он отвечал: "Все мы из дома Пресвятой Живоначальной Троицы!" Его стали расспрашивать, что там происходит. Старец отвечал: "Не предаст Господь имени Своего в поношение неверующим, только вы сами, братия, не смущайтесь и не предавайтесь отчаянию!" Слух о прибывших старцах распространился в Москве. Сам царь Василий IV Шуйский спрашивал о них. К Богоявленскому монастырю стали собираться толпы народа, но старцев там никто не видел. Только вдруг в житнице оказалось изобилие хлеба. А тогда в Москве и по всей Руси был голод, и цены на хлеб были очень высокие. Тогда келарь Авраамий Паладын стал продавать населению хлеб по самой низкой цене. Между тем в житнице на подворье оказалась щель, из которой все время сыпалось зерно. Его стали сгребать, но оно посыпалось еще сильнее. Явление это продолжалось во все время осады лавры. 12 января 1610 г., после шестнадцатимесячной осады, враги отступили от стен Троице-Сергиевой лавры. Тогда архимандрит Дионисий стал рассылать по городам грамоты, призывая всех русских людей сплотиться против врагов земли Русской и веры православной. Одна такая грамота пришла в Нижний Новгород. В это время прп. Сергий явился во сне городскому голове, торговавшему мясом - Косме Минину Сухорукому, - и велел ему собирать казну, войско и идти освобождать Русскую землю. Косма пришел в страх и недоумение и не знал, что ему делать. Трижды являлся ему прп. Сергий и наконец сказал ему: "Не говорил ли я тебе, чтобы ты собирал ратных людей? Милосердному Господу угодно было помиловать православных христиан, избавить их от волнения и даровать им мир и тишину. Посему я и сказал тебе, чтобы ты шел на освобождение земли Русской от врагов. Не бойся того, что старшие не пойдут за тобой, - младшие охотно исполнят это, и благое дело будет иметь добрый конец". Тогда, испросив у преподобного прощения, Косма ревностно принялся за дело и обратился с воззванием к своим согражданам. Особенно горячо отозвалась молодежь. Косма первый пожертвовал свое имущество, другие присоединились к нему, и он собрал воинство, а начальство над ним принял воевода князь Димитрий Михайлович Пожарский. И Косма, как выборный от земли Русской, вместе с ним пошел освобождать Москву, а с нею и всю землю Русскую от врагов. И враги были побеждены заступничеством Божией Матери и молитвами прп. Сергия, до наших дней не перестающего подавать помощь всем, с верою прибегающим к нему.

[522] «Заложим жен и детей, но спасем Отечество», — призывал народ Козьма.

[523] Пан Лисовский, выпестованный иезуитской школой в Вильно, ставший атаманом шайки разбойников, воспользовавшись смутой в России, взявши Суздаль и Шую, к 1808 году оказался под Кинешмой. А в 1811 году, разорив окрестности Юрьевца, пошел на Кострому, надеясь поживиться в Ипатьевском монастыре, резиденции патриарха и семьи Захарьиных-Юрьевых-Романовых. Остановился напротив монастыря; на отобранных у рыбаков лодках намереваясь перебраться на другой берег. Наутро лодки исчезли: подплывшие осенней ночью ополченцы с тростниковыми трубками во рту незаметно отвязали их. Внезапной атакой ополченцев поляки были разбиты.

[524] «Благословляю всех верных русских людей, поднимающихся на защиту Веры, Царя и Отечества и проклинаю вас, изменники». По конституции русской царская власть становится законной, будучи освящена Церковью. Патриарх же предпочел быть уморенным голодом, но не благословил короля Сигизмунда на царствие. Церковь, воистину великая творческая сила истории, освободила Русь от польского ига, спасла Россию не только от польских захватчиков, но и от предателей у власти, подчинившие русские войска интересам поляков и направившие их на осаду Свято-Троицкой лавры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: