Послесловие к истории человечества 8 страница

[356] Написал каноны на великие праздники, трипеснцы Страстной седмицы; сотворец октоиха. “Честнейшую:”,”Царю Небесный”.

[357] Преподобный Феодор Студит Огласительные поучения и завещание М 1998: «я проповедник, хотя я и комар» (с.51) «Каждый из нас чудодействует, и изгоняет беса или блуда, или уныния, ярости, злопамятности, осуждения, роптания, и прочих страстей. И так, если хотите, вы и чудотворцы» (с.35)

[358] Франкский король из династии Капетингов (768—814). В итоге завоевательных походов создал империю, охватывавшую территорию Западной Европы. В 800 Карл стал императором. Политика Карла поощряла христианизацию народов, населявших его империю, способствовала просвещению и развитию культуры. По его распоряжению в 789 были открыты школы при всех монастырях, проведены судебная и военная реформы, что привело к формированию феодальных отношений в Западной Европе. Вскоре после его смерти империя распалась.

[359] «Человек — это есть не что иное, как малое скороисчезающее зловоние».

[360] Во времена вселенского православия, в итальянском городе Ланчано, в руках священника, томившегося сомнениями относительно тайны пресуществления, преломляемый им Евхаристический Хлеб превратился во что-то другое, и в чаше оказалась Жидкость, похожая на кровь. С 1970 года необычные Святые Дары, 12 веков нетленно хранившиеся в чаше из горного хрусталя и привлекавшие к себе вереницы паломников, стали объектом научных исследований. Они оказались человеческими Плотью (фрагментом сердца) и Кровью, той же группы крови АБ, что и на Туринской Плащанице, и отличающихся необъяснимыми физическими свойствами.

[361] Царь-иконоборец заключил святого в тюрьму, а она превратилась в монастырь: узники стали жить по монастырскому уставу. По приказу императора св. Стефана умертвили пьяные воины.

[362] Архиепископ Серафим, Чикагский и Детройтский (1959): “Господь недавно во время моего богомолья в Палестину удостоил меня, грешного, познакомиться с некими новыми, доселе неизвестными пророчествами, которые бросают новый свет на судьбы России. Пророчества сии обнаружил случайно один ученый русский монах в старинных греческих рукописях, хранившихся в одном древнем греческом монастыре.
Неизвестные Святые Отцы VIII и XIX веков, т. е. современники св. Иоанна Дамаскина, в таких, приблизительно, словах запечатлели сии пророчества: “… Скипетр Православного Царства выпадает из слабеющих рук византийских императоров, не сумевших осуществить симфонию Церкви и государства.
Поэтому на смену одряхлевшему духовно избранному греческому народу Господь Промыслитель пошлет третий богоизбранный свой народ. Народ этот появится на Севере через сотню-другую лет (писались эти пророчества в Палестине за 150–200 лет до Крещения Руси – Архиепископ Серафим), всем сердцем примет христианство, будет стараться жить по заповедям Христовым и искать, согласно указанию Христа Спасителя, прежде всего Царствия Божия и Правды Его. За эту ревность возлюбит сей народ Господь Бог и приложит ему все остальное – большие земельные просторы, богатство, государственное могущество и славу.
По немощи человеческой не раз будет впадать в большие грехи этот великий народ и за сие будет наказуем немалыми испытаниями. Лет через тысячу и этот богоизбранный народ поколеблется в вере и в стоянии за Правду Христову возгордится своим земным могуществом и славою, перестанет пещись о взыскании Града грядущего и захочет рая не на небе, а на грешной земле.
Однако не весь тот народ пойдет по сему гибельному широкому пути, хотя и значительное его большинство, особенно ведущий его слой. И за это великое падение будет послано свыше на этот, презревший Божий пути, народ страшное огненное испытание. Реки крови прольются по его земле, брат будет убивать брата, голод не раз посетит эту землю и соберет свою страшную жатву, почти все храмы и другие святыни будут разрушены или осквернены, множество людей погибнет.
Часть этого народа, не желая мириться с беззаконием и неправдой, покинет родные пределы и рассеется, подобно еврейскому народу, по всему миру (разве это не про нас, русских зарубежников, сказано? – Архиепископ Серафим).
Все же не до конца прогневается Господь на Свой третий избранный народ. Кровь тысяч мучеников будет вопиять к небу о помиловании. В самом народе начнется протрезвление и возврат к Богу. Минет, наконец, определенный Правосудным Судией срок очищающего испытания, и вновь засияет ярким светом возрождения святое Православие в тех северных просторах.
Сей дивный свет Христов озарит оттуда и просветит все народы мира, чему поможет промыслительно посланная заранее в рассеяние часть этого народа, которая созиждет очаги Православия – храмы Божии – по всему миру.
Христианство тогда явит себя во всей своей небесной красоте и полноте. Большинство народов мира станет христианами. На некоторое время во всей подлунной воцарится благоденственное и мирное христианское житие...
А потом? Потом, когда наступит исполнение времен, начнется уже во всем мире полный упадок веры и прочее предсказанное в Св. Писании, появится антихрист и наступит, наконец, кончина мира”.

[363] Положил освящать воду в начале каждого месяца и составил чин малого освящения воды. Этот чин и поныне заканчивается песнью “Твоих даров достойны сотвори ны, Богородице Дево” (при Фотии пелась трижды при погружении креста); в том же чине поем “водами одождивый, Христе, источник исцелений во всечестнем храме Девы днесь”, - это показывает, что чин малого водоосвящения преимущ. был назначен для храма Богоматери, где был источник - Живоносного Источника

[364] Христианство ввело христианские народы в сердцевину истории «Со святых Кирилла и Мефодия начинается преуспеяние славян во всех областях жизни. Прежние полуразбойничьи племена превращаются в великие народы и создают сильные государства, проникнутые духом христианства. - Блаженный Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский (Максимович). Святая Русь — Русская земля. М., 1997, с. 24.

[365] В этом году в беседе с мусульманами о Пресвятой Троице святитель говорил, указывая на солнце: «Видите, стоит на небе круг блестящий, и от него рождается свет и исходит тепло? Бог Отец, как солнечный круг, без начала и конца. От Него рождается Сын Божий, как от солнца свет, и как от солнца вместе со светлыми лучами идет и тепло, исходит Дух Святой. Всякий различает порознь и круг солнечный, и свет, и тепло, а солнце одно на небе. Так и Св. Троица: три в Ней Лица, а Бог единый и нераздельный».

[366] С юности отдана родителями в монастырь. 18-ти лет схвачена пиратами-арабами. Когда ее ссадили на необитаемый остров Парос для осмотра, она сбежала, предпочтя смерть бесчестию. Тридцать пять лет прожила на острове одна, питаясь семечками подсолнуха. Незадолго до смерти обнаружена благочестивым охотником.

[367] Однажды на пути в Рим Иосифа схватили арабы и посадили в темницу, где он провел 6 лет. В 820 году к нему явился свт. Николай. Оковы спали с него и он чудесным образом был перенесен в Константинополь.

[368] Окруженный огромным греческим войском, воскликнул: «Не посрамим земли Русской, но ляжем костьми здесь! Мертвые сраму не имут!»

[369] Владимир I (?—1015). Киевский князь с 980, младший сын Святослава. В 988—989 ввел на Руси христианство в качестве государственной религии. После того, как Княги­ня Ольга приняла христианство, она предложила и своему сыну Святославу принять крещение. Но этот воинственный князь ответил: "Надо мною будет смеяться дружина". Сын Святослава Владимир поступил благоразумнее и, по совету бояр, послал 10 мудрых мужей узнать, где и как люди служат Богу, и какая вера лучше. Посланные, вернувшись, более всего хвалили христиан­ство. Они засвидетельствовали о стройном пении в Софий­ском храме в Константинополе следующее: "Мы не знали, на земле мы стоим, или на небе". Вскоре Владимир принял в Константинополе крещение, во время которого он воскликнул: "Теперь я познал Бога истинного". Возвратившись в Киев, он предложил прежде всего креститься двенадцати своим сыновьям, и они-крестились в источнике, известном в Киеве под названием Крещатика.

[370] «По принятии христианства Владимир первый написал законы». «Россия — это сама жизнь». Заметки иностранцев о России с XIV по ХХ век. М.,2004. С. 379.

[371] Родился в Болгарии, принял иноческий постриг, 12 лет подвизался в пещере на высокой горе, питаясь лишь дикими растениями. Затем в Рыльской пустыне поселился в дупле дерева. К стяжавшему благодатные дары Божии приводили больных и одержимых. Спасаясь от известности, ушел на недоступную скалу и 7 лет провел там под открытым небом. Позднее принял под окормление иноков, устроивших монастырь с храмом в его прежней пещере. За 5 лет до кончины написал «Завет к ученикам» — одно из лучших творений староболгарской письменности. Мощи святого покровителя болгарского народа почивают в древней столице Болгарии — Тырново. От них происходит множество чудес.

[372] «Нет большего греха, как молиться без страха Божия, без внимания и благоговения» (Слово 9)

[373] Святой Эдуард взошел на английский престол в 16-летнем возрасте после смерти своего отца, св. Эдгара. Вскоре в Англии началась великая смута, вызванная притязаниями некоторых аристократов на земли, пожертвованные Церкви. Бароны хотели возвести на трон вместо твердого Эдуарда его сводного брата, попустительствовавшего их вольнице. Свят. Дунстан Кентерберийский, первоиерарх английской Церкви, встал на защиту неприкосновенности монастырей и законности власти св. Эдуарда, но сам едва не был смещен со своего престола. В результате заговора 18 марта 979 г. св. Эдуард был убит. Мощи его были прославлены от Господа явными чудесами, и в 1008 г. он был причислен к лику святых. В настоящее время св. Эдуард - единственный православный святой Древней Англии, чьи мощи находятся у православных, в храме св. Архистратига Михаила в Гилфорде.

[374] По слову явившейся Афанасию Богородицы, он ударил жезлом по камню, который, словно молнией, был расколот и открылся ключ живой воды. Богородица сказала, что навсегда остается Домостроительницей (Экономиссой) Лавры, основанной прп. Афанасием.

[375] Перед крещением посланцы князя знакомились с верой иных народов и, по слову преподобного Нестора Летописца в «Повести временных лет», отвергнув веру магометанскую и католическую, избрали веру православную: «И пришли мы в греческую землю, и ввели нас туда, где служили они Богу своему, и не знали — на небе или зем­ле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и службы их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той…». Летописец передает слова молитвы князя Владимира перед крещением Руси. Он испрашивает для Руси дара богопознания: «Призри на новыя люди Своя и даждь им уведети Тя, истиннаго Бога и утверди в них веру праву и несовратну». Просит о помощи в борьбе со злом: «Помози, Боже, на сопротивного врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побежду козни его».

По словам летописи, после крещения князь Владимир привез с собой в Киев “первого митрополита Михаила болгарина суща и иных епископов, иереев и певцов”. Митрополит Михаил отправился в Ростов “крестити людей множество, и многие церкви воздвиже, и пресвитеры и диаконы постави, крылос устроив и уставы благочестия предложи”. С царицей Анной приедет в Киев целый клир греческих певцов

[376] Сыновья св. Владимира Святославича. Жития на рубеже Х1-Х11 веков – «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» Нестора Летописца и анонимное «Сказание, страсть и похвала св. мучеников Бориса и Глеба». Память 2(15) мая.

[377] Основатель Киево-Печерской лавры, родоначальник рус. монашества. Принял постриг на Афоне. Через некоторое время просвещенный Богом игумен отправил его на родину со словами: "Антоний! Пора тебе и других руководить во святой жизни. Возвратись в свою Русскую землю, да будет на тебе благословение Святой Афонской Горы, от тебя произойдет множество иноков". В 1028 году на холме Киевском, напомнившем ему Афон, он увидел пещеру, выкопанную священником Иларионом (впоследствии святой Митрополит Киевский; память 21 октября). Число учеников Антония росло. От него принял постриг преп. Феодосий. Так молитвами преподобного появилась на Руси обитель, ставшая ее духовным центром. За святую жизнь Бог прославил преподобного Антония даром прозрения и чудотворений. Пресвятая Богородица предстала ему и преподобному Феодосию во Влахернском храме, куда они чудесно явились, не отлучаясь от Печерского монастыря. Матерь Божия предсказала близкую смерть преподобного Антония, которая последовала на 90-м году его жизни.

[378] Основатель К.-Печ. лавры. Пострижен св. Антонием Печ. (ок.1056). Ввел Студийский устав (общая трапеза, один. одежда, отсутствие личного имущества, непрестанные труды). 1073 – заложил кам. церковь Успения Б. Участие в полит. жизни; покровительство вел. кн. Изяслава Ярославича, обличал его брата Святослава, захватившего престол > претерпел гонения. Послания и поучения. Общерусское почитание 1091; житие 1094 Нестором. Пам. 3 (16) мая, 14 (27) авг.

[379] Отражение высокого авторитета Руси в мире — в картине брачных союзов. Ярослав женат на Ингигерде, дочери шведского короля Олафа. Его дочь Анна — жена французского короля Генриха I, Анастасия Ярославовна — венгерская королева, сын Ярослава Всеволод женат на греческой царевне Анне, внук Ярослава Владимир Мономах женат на Гиде, дочери английского короля Геральда…

[380] «Нет большего греха, как молиться без страха Божия, без внимания и благоговения (Слово 9)

[381] «Под светильником разумей душу мою, под маслом — добродетели, фитиль же — это ум мой. Появляясь в нем, божественный огонь освещает душу, вместе — и весь дом тела моего»

[382] Дьявол под видом прекрасного юноши входил и выходил при свидетелях из покоев королевы. В ответ на обвинения в измене королю Генриху II королева потребовала Божьего суда и спокойно прошла по раскаленному металлу, не повредив ног.

[383] Написанная, по церковному преданию, св. апостолом Лукой, она сопровождала визиантийских императоров в военных походах. Отсюда ее название: Одигитрия — Путеводительница. Божия Матерь на Руси — Путеводительница человечества ко спасению.

[384] «Искание правды — основная нить жизни русского народа, и не случайно, что первый писаный свод законов, который должен был упорядочить жизнь, назван был «Русской Правдой… Все, кто подлинно строили Россию как государство... почитали самым главным быть верными Божественному Царству и Божественной Правде» (Блаженный Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-францисский (Максимович). Святая Русь — Русская земля. М., 1997, с. 90)

[385] Три святителя объявили, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры о том, кто из них выше, и установить общий день празднования их памяти.

[386] «Спасительные размышления» М., 1782: Откуда я пришел, куда иду, что я есмь, откуда сущность мою имею». «Все то время, в которое ты не мыслишь о Боге, почитай пропадшим. Ибо всякая вещь чужая нам есть, а время одно только наше».(с.55) «Мало пользы, одним голосом петь без намерения сердечного» (с64). «Бог не смотрит на легкость или чистоту голоса, но на чистоту сердца. Ибо когда певец услаждает народ голосом, то раздражает Бога развратными нравами» (с.78) «Волчья …совесть есть нерадивое наблюдение, скотское побуждение, притворная исповедь, краткое и редкое сокрушение, послушание без искренности, молитва без намерения, чтение без созидания, слово без рассмотрения» (с.81)

[387] «Вдохновляемый любовью, я говорю то, что она подсказывает мне».

[388] Внук св. благоверной княгини Ирины, старшей дочери норвежского короля Олафа Святого и жены Ярослава Мудрого

[389] Обладал ангельским голосом, взят в царскую певческую школу доместиком — учителем придворных певчих. Тайно ушел на Афон, по смирению скрыл дарование. Будучи случайно обнаружен, был поставлен на клирос и оставался на нем всю жизнь. Автор книги “Наука о пении и певческие знаки со всем законоположением для руки и со всем устройством пения”. Исправлял мелодии и распевы, составил множество своих. Музыкальный словарь “Хирономическое певческое упражнение”, в котором каждый певческий термин тут же иллюстрируется соответствующей мелодией. Мелодия упражнения проходит через все гласы; текст перечисляет наименования певческих знаков, а мелодия развивается в зависимости от из значения. — Остроумный учебник, пропевая который, обучающийся получал представление о певческой системе и овладевал навыком ее применения. Произведения самого Кукузеля современники называли “бичом певчих”.

[390] Предание отождествляет богатыря и подвижника Киево-Печерского монастыря. 30 лет пребывавший в параличе, чудесно исцелен каликами перехожими (монахами). Нес подвиг битв за Православие, спасая его от иноверцев. Принял монашество. В Ближних (Антониевых) пещерах Лавры почивают его нетленные мощи, персты могучей правой руки сложены для крестного знамения троеперстно.

[391] Это первый образ Богородицы, написанный св. ап. Лукой еще в дни земной жизни Богородицы на доске от стола Сионской горницы, за котороым совершалась Тайная вечеря.. По Преданию, Матерь Божия, увидев написанный образ, воскликнула: «Благодать и сила Родившегося от Меня с сим образом будет».

[392] «И тогда внезапно воссиял Свет Святой в Гробе Святом, вышло блистание страшное и светлое из Гроба Господня Святого. И подойдя, епископ с четырьмя дьяконами открыл двери Гроба и взял свечу у князя того, у Балдвина, и с нею вошел в Гроб и первым делом зажег свечу князя от того Святого Света». Два тысячелетия ежегодно в Великую Субботу ради ободрения православной веры нисходит с Неба на землю Огонь, который в первые минуты не жжет ни волосы, ни глаза, ни лицо, так что люди купаются в этом огне.

[393] История Руси осмыслена в этом великом творении мировой письменности как составная часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода. Из нее мы узнаем о первом упоминании русского народа в церковных источниках – в 866 году, при святом патриархе Константинопольском Фотии, о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе, о первом православном храме в Киеве (под 945 годом), об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (под 983 годом), о "испытании вер" святым равноапостольным Владимиром (986 год) и Крещении Руси (988 год), о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, ее основателях и подвижниках. Продолжателями Летописи стали игумены Сильвестр, Моисей Выдубецкий, Лаврентий («Лаврентьевская летопись» 1377 г.)

[394] Иконописец, иеромонах Киево-Печерской лавры, чудотворец. Однажды заказали ему икону Успения Пресвятой Богородицы к празднику. Алипий же заболел и не мог выполнить заказ. Накануне праздника в келью Алипия явился ангел в образе юноши и написал икону, которую утром и получил заказчик.

[395] Родился в Риме в богатой семье, державшейся православия. В 17 лет принял монашество. Когда латиняне разогнали православную братию, жил более 2 лет у моря на большом камне без одежды в посте и молитве. Однажды во время бури камень вместе с Антонием оторвался и поплыл по морю и рекам до Новгорода. На острове близ Новгорода, где остановился камень, Антоний основал обитель. Жил с братией 30 лет, скончавшись в восьмидесятилетнем возрасте.

[396] Почему? Знает ли об этом сам князь? Бог знает! За сто лет до того, как монголо-татары сотрут с лица земли Киев, Господь основал новый центр Руси, из которого выйдет меч на татар.

[397] — После того, как они явились митрополиту Евхаитскому Иоанну во сне и едиными устами сказали: «Мы равны у Бога… ибо как при жизни, так и после кончины мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. Соедини в один день память о нас и составь нам единую службу. Так прекратились долгие споры христиан о том, кому из трех святителей отдавать предпочтение. Свт Григорий Богослов: «Господь жаждет, чтобы Его жаждали и напояет желающих пить; приемлет как благодеяние, если просят у Него благодеяния»

Свт. Иоанна Златоуст: «Получим ли просимое, не получим ли, будем настойчивы в своем прошении и будем благодать не только в случае успеха, но и в случае неуспеха».

Свт Василий Великий: «В молитве должно просить не исполнения собственной своей воли, но предоставлять все Богу, домостроительствующему полезно».

[398] Был жестоким сборщиком податей в городе Переяславле-Залесском. Однажды, когда жена варила мясо, увидел в сосуде части человеческого тела. В ужасе понял, что это знак его беззакония и жестокости, и устремился в монастырь на покаяние. Игумен не сразу принял его. Тогда бывший мытарь пошел на болото и предал себя на мучительство комарам. На третий день его, чуть живого, принесли в монастырь. Никита изнурял тело постом и молитвой, железными веригами и каменной шапкой, затем взошел ради усердной молитвы и подвигов на столп.

[399] «Знание — сила»

[400] Государственный казначей святой царицы Тамары. Поэма "Витязь в тигровой шкуре". «Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны»

[401] Великий воин-молитвенник, подвижник, строитель и защитник земли Русской. С 1236 княжил в Новгороде, в 1240 разгромил на Неве шведов, в 1242 — тевтонских рыцарей на Чудском озере. Перед смертью принял схиму с именем Алексий.

[402] Игумен сербского монастыря Хиландар на Афоне. При возвращении на родину стал епископом, позднее архиепископом Сербским. При святителе Евстафии, одном из самых милостивых архипастырей Сербской Православной Церкви, ни один храм ни в чем не испытывал недостатка. Он постоянно посещал монастыри, много проповедовал.
Сам жил как простой инок в посте и молитве, не терпя роскоши.

[403] «Не в силе Бог, а в правде», — вдохновлял князь дружину пред боем.

[404] «И Константин основал, и Константин потеряет царство Византийское. Но не бойся: как древле народ Израильский покорен был Навуходоносором, так и народ Греческий будет под властью нечестивых Агарян до определенного времени и пребудет под игом до исполнения четырех сот лет. Монарх Русский, новый Петр, восстановит в Византии победоносное знамение Христово и сокрушит силу Измаильтян».

[405] В книге введена индусско-арабская десятичная система и арабские цифры, рассматриваются линейные уравнения.

[406] Завоевали православные города Задар в Далмации (1202) и Константинополь (1204: 8-13 апреля — грабеж христианского города). На территории Византийской империи образовали несколько государств (наиболее крупное — Латинская империя, до 1261). Прибыльность акции: захватив важные в торговом и военном отношениях владения Византии, Венеция монополизировала торговлю с Востоком.

[407] Вывезена глава Иоанна Крестителя. Новое ее местонахождение – в Амьене (Север Франции).

[408] "Высшее наслаждение для мужчины, - говорил он, - победить своих врагов, гнать их перед собой, отнять у них все, видеть лица их близких в слезах, сжимать в объятиях их дочерей и жен".

[409] Законы Чингисхана карали смертью за убийство, блуд мужчины и неверность жены, кражу, грабеж, скупку краденого, сокрытие беглого раба, вредительство колдовством, невозвращение долга, невозвращение оружия, случайно утерянного владельцем в походе или в бою, отказ путнику в воде или пище, неоказание помощи боевому товарищу. Воспрещалась еда в присутствии другого без разделения с ним пищи. В общей трапезе ни один не должен был есть более другого. Закон о взаимовыручке — гарантия против предательства — делал ее основой нового образа жизни. Предателей и гостеубийц уничтожали вместе с родственниками

[410] по мнению Н.С. Трубецкого, в основание государства его основателем Чингисханом положено: деление людей на подлых, эгоистичных, трусливых и людей «длинной воли», которые ставят свою честь и достоинство выше безопасности и материального благополучия; глубокая религиозность каждого, убеждение, что кочевни морально выше покоряемых оседлых народов, веротерпимость к иным религиям, запрещение лжи, воровства, прелюбодеяния, причинения обид, унижения храмов, убийства служителей Бога.

[411] Тысячи достигших Марселя детей проданы в рабство. Другая группа детей, направившаяся на восток, погибла от голода и болезней.

[412] "Чингисхан отдал приказ, - писал Рашид-ад-дин, - чтобы убивали всякое живое существо из любого рода людей и любой породы скотины, диких животных и птиц, не брали ни одного пленного и никакой добычи".

[413] «Не в силе Бог, а в правде»

[414] Князь Петр, вступивший на Муромский престол в 1203 году, неизлечимо заболел. В сонном видении ему было открыто, что его излечит дочь пчеловода Феврония. Исцеленный князь полюбил ее и женился на ней. Бояре прогнали их, но народ потребовал возвращения Петра на княжение. В старости супруги приняли иноческий постриг, умерли в один день и по завещанию похоронены в одной могиле.

[415] Возглавлявший его император "Священной Римской империи" Фридрих II посредством переговоров (а не военных действий) заключил с египетским султаном договор (1229), по которому Иерусалим возвращался христианам и объявлялось 10-летнее перемирие.

[416] Из «Повести о разорении Рязани Батыем»: «И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю и по­шел ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неот­ступно... А в шестой день споза­ранку пошли поганые на город — ­одни с огнями, другие со стено­битными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами — и взяли град Рязань месяца де­кабри в 21 день... И весь град по­жгли, и всю красоту прославлен­ную, и богатство рязанское... И не осталось во граде ни одного жи­вого: все равно умерли и единую чашу смертную испили».

[417] (Гаттерер И.Х. Зеркало всеобщей истории. М., 1782) Не сказано «все» о хлебе, ибо младенцы не могут приобщаться под его видом.

[418] Быв в Орде свидетелем чудесного исцеления сына своего дяди, хана Берке, епископом Ростовским Леонтием, юноша возымел желание лучше узнать христианскую веру и для того совершил путешествие в русскую землю.

[419] Исламизация Орды проявляется в вероисповедании ханов:

Бату (1242–1255) – язычник,
Сартак (1255/56–1256) – христианин несторианского толка,
Улучи (1256–57) -?
Берке (1257–66) – мусульманин,
Менгу-Тимур (1266–81) – язычник, по другим источникам православный
Тудаменгу (1281–87) – мусульманин,
Телебуга (1287–90) - язычник,
Тохта (1291–1312/13) – буддист,
Узбек (1312/13–1342) – мусульманин,
Джанибек (1342–57) – мусульманин.

[420] О тесноте связей с Ордой свидетельствуют русские фамилии. От знатных военачальников Орды происходят: Апраксины, Арсеньевы, Бахметевы, Булгаковы, Давыдовы, Державины, Измайловы, Карамзины, Мосоловы, Орловы, Сабуровы, Тарбеевы, Тимирязевы, Тургеневы, Урусовы, Хитровы, Чаадаевы, Щербинины, Юсуповы, Языковы.

[421]«Изумление есть полное возвышение сил души к познанному, свойственному великолепной славе (Божества). Или еще: изумление есть чистое и всецелое устремление ума к пребывающей в свете беспредельное силе.

Экстаз же представляет не только восхищение к небу душевных сил, но и совершенное исступление самих чувств» с. 24

«Божественная ревность есть упоение духа тем, что выше естественного разума» с.25

«Исцеление первобытной памяти от коварного и гибельного запоминания помыслов обусловливается ее возвратом к исконнойц простоте…Память вполнне излечивается непрерывным и уркпеленным молтвою воспоминанием о Боге» с.25 – Прп. Григорий Синаит. Творения. – М., Новоспасский монастырь, 1999.

«У погружающегося в пустое чтение опустошается сердце»

[422] Двенадцати лет, презрев богатство, этот боярский сын вступил в монастырь. В 1308 г. избран на главную кафедру Русской митрополии — во Владимир. В 1325 г. по просьбе князя Иоанна Калиты перенес митрополичью кафедру в Москву. Благословив благочестивого князя на сооружение соборного Успенского храма, свт. Петр предсказал ему освобождение от татарского ига и возвышение Москвы как центра всей России. После смерти святителя, при нашествии Тохтамыша его гробница была разорена татарами, опустошительный пожар не повредил его мощи. Впоследствии ни одно государственное начинание не происходило без молитвы у гроба святителя, покровителя Москвы и Московской державы. Его мощи трижды обретались нетленными.

[423] Когда преп. Андрей умер, его друг и сотрудник иконописец Даниил получил откровение о прославлении своего «сопостника».

[424] Пострижен 1304. Митр. 1354. Наставник кн. Дмитрия (св. Дм. Донского), фактически глава правительства. Сторонник соглашения с Зол. Ордой. Основатель моск. монастырей: Чудова, Спас-Андрониковского, Алексиевского и Симонова. Обретение мощей — 1431, общерус. почитание с 1448. Пам. 12 (25) фев., 20 мая (2 июня), 5 (18) сентября –с свт. Петром, Ионой, Филиппом и Гермогеном

[425] Это отдаленное, но неизбежное следствие охлаждения и повреждения веры на Западе, отпадения ее от исходного вселенского православия (см. 1054) Реализм признавал существование чувственно воспринимаемых вещей лишь как отпечатков предшествующих им общих понятий (родов, видов, идей, т.е. «универсалий»). Номинализм, напротив, подлинно существующими объявил только сами эти отдельные индивидуальные объекты. Номинализм доминирует и в цивилизации наших дней. Отрицание Божьей премудрости мирозданья вело цивилизацию к полной неспособности воспринять великую красоту и внутренний смысл Божьего творения, соответственно, к дальнейшему иссушению ума, ожесточению воли и к угашению духа, к потере огненной силы бытия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: