Послесловие к истории человечества 11 страница

[525] Соборное постановление предусматривает и конкретные воздействия: извержение из чинов, какой кто имеет, отлучение от Церкви и Святых Христовых Тайн, наказание по Царским Законам для раскольников православного христианства, мятежников и разорителей Закона Божия.

[526] В жалованной грамоте 1619 года царя Михаила Федоровича зятю Сусанина говорилось, что его тестя «изыскали польские и литовские люди и пытали великими немерными пытками...». В 2004 г. на месте гибели Сусанина среди фрагментов скелетов были найдены католические кресты и один изрубленный православный. Возраст останков был определен приблизительно в 400 лет. Археологи выдвинули версию, что православный крест принадлежал Ивану Сусанину, а католические - полякам и литовцам, которых он завел в болото. В ходе судебно-медицинских изысканий и сравнительного анализа ДНК с достоверно известными потомками, удалось идентифицировать его останки. Но не все ученые сочли убедительными представленные доказательства.

[527] Во время приступа иноки вынесли чудотворную икону Тихвинской Божией Матери. Наступавшим шведам показалось, что подошла многочисленная русская рать, и они обратились в бегство. Во время второй попытки штурма шведам явилось огромное небесное воинство, прогнавшее их от обители. Так каждое наступление заканчивалось паникой, после чего был заключен мир.

[528] Праведно жила в христианском браке, родила десять сынровей и трех дочерей. Отличалась аскетичностью жизни и святым милосердием. В страшные годы голода (1601-63) самоотверженно спасала людей от голодной смерти и укрепляла их дух. Священник Лазаревской церкви услышал от иконы Божией Матери: “Почитайте ее… на ней почивает Дух Святой”

[529] Под предводительством гетмана Конашевича-Сагайдачного они овладели Синопом и Трапезундом, а затем внезапным ударом уничтожили весь стоявший в бухте турецкий флот и, взяв приступом Кеффе (древняя и современная Феодосия), освободили несколько тысяч невольников, предназначенных для продажи в рабство.

[530] С 1617 г. Смотрицкий — монах Духова монастыря, преподает в школе при монастыре, работает над «Грамматикой славянской». В ней выделены разделы: орфография, этимология, синтаксис. Смотрицкий установил систему падежей, свойственных славянским языкам, опередив западных ученых, подгонявших падежи живых языков под нормы латинского языка (сказательный падеж Смотрицкого Ломоносов позже назовет предложным); установил два спряжения глаголов; определил виды глаголов. В разделе о стихосложении вместо силлабического стиха предложил пользоваться метрическим, как свойственным славянской речи. Подчеркивал необходимость сознательного усвоения учебного материала — «умом разумей слова». Выделил 5 ступеней обучения: «зри, внимай, разумей, рассмотряй, памятуй»

[531] «Кто курит или нюхает табак, тому рвут ноздри и наказывают как преступников отечественных законов». См.: Россия — это сама жизнь». Заметки иностранцев о России с XIV по ХХ век. М.,2004. С. 387.

[532] «И как пробило одиннадцать часов над маковицею тоя великия церкви с небес возгреме гром трикраты, и греки и арапы начаша велегласно глаголати: «агиос, агиос, агиос», а по-нашему есть: свят, свят, свят Господь Саваоф — и они начаша креститися… И митрополит перекрестился и пойде в тот предел… и…изыде из тоя часовни митрополит же и вынесе затеплены два пука свеч в обеих руках и вся зажже свещи свои… и я… теми свещами браду свою жег и ни единаго власа ни скорчило ни припалило»

[533] “Война всех против всех”

[534] Ему приписывают изречение: «Государство — это я». На одном из приемов гостям вручили карточки с перечислением требуемых правил поведения. От этих карточек — этикеток — произошло понятие этикета.

[535] "Во всей светской литературе нет сокровища, сравни­мого с Библией".

[536] Мы встречаем свою судьбу на пути, который избираем, чтобы уйти от нее

[537] Грамматика повелевает даже царями.

[538] "Евангелие дает человеку утешение, в каком бы положе­нии и в каких бы условиях он ни находился. Христос при­тягивает к Себе все человечество... Без учения Христа у человека будут пороки и бедствия, заблуждения, мрак, от­чаяния, смерть. Исполняя учение Христа, люди могут ос­вобождаться от этого. Во Христе — вся наша добродетель и блаженство. Без учения Христа люди заели бы друг друга, мир сделался бы адом и развратился бы". "Познание Бога без познания своей греховности при­водит к гордости. Познание своей греховности приводит 'к отчаянию. Познание же Иисуса Христа приводит на верный путь, так как в Нем находим мы Бога и свою гре­ховность". "Земную науку надо понять, чтобы ее полюбить, а божественную надо полюбить, чтобы понять ее". "Замолчи, глупый разум, слушай Бога". Блез Паскаль умер в 39-летнем возрасте. После смерти в его одежде нашли вшитый кусочек пергамента, который он постоянно носил у сердца. На перга­менте стояли слова: "Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, не философов, не ученых... Бог Иисус Христос. Его можно найти и иметь только на пути, которому учит Евангелие". "В мире нет ничего более великого, чем Иисус Христос, а в Иисусе Христе нет ничего более великого, чем его жер­тва".

[539] "В сравнении с Библией все человеческие книги явля­ются малыми планетами, которые свой свет и блеск полу­чают от Солнца". "Когда я изучаю книгу природы... то часто принужден воскликнуть вместе с псалмопевцем: О, сколь многообразны Твои творения, Господи, в мудрости Твоей Ты создал их всех!"

Родоначальник современной химии начинал каждый день с молитвы; более того, 2/3 доходов его имения в Ирландии шли на помощь бедным и поддержку Церкви, а 1/3 – на распространение христианства и миссионерскую деятельность среди индейцев.

[540] "Вечная мудрость Бога проявила себя во всех вещах, и особенно в человеческом духе, и больше всего в Иисусе Христе"

[541] Нем. философ, математик, физик, юрист, теолог, языковед. По просьбе Петра I разработал проекты развития образования и гос.управления в России. Один из создателей дифференциального и интегрального исчислений, учение о прирожденной способности ума к познанию высших категорий бытия и всеобщих и необходимых истин логики и математики. «Любить - это находить в счастье другого свое собственное счастье».

[542] «Человек - создание по меньшей мере недальновидное, особенно когда сам берется утверждать, что счастлив, или полагает, что может жить своим умом».

[543] Родился в семье казачьего сотника Саввы Григорьевича Туптало, г. Макаров. С 18 лет в монастыре. Послушанием иноку определена проповедническая деятельность, позже — собирание, исправление и напечатание Жития святых. В 1702 — епископ в Ростове Великом. В 1752 г мощи свт. Димитрия обретены нетленными.

[544] О современной ему музыке пишет, то она «дошла сегодня до такой степени, что, кажется, человеческому уму вряд ли более осталась какая-нибудь надежда дальнейшего совершенствования»

[545] НИКОН 1605-1681 шестой патр. Мос. и Всея Руси. Пострижен в Анзерском скиту на Белом море, с 1643 г.– игумен Кожеозерского монастыря (близ Каргополя), с 1646 г. — архимандрит московского Новоспасского монастыря. Митроп. Новгородский с 1648 г., в 1652 г., по рекомендации Алексея Михайловича, избран патриархом. Инициатор реформы (исправление богослужебных книг и икон по греческим образцам, изменения в обрядах, введение регулярной церковной проповеди и т. п.), вызвавшей к жизни движение за сохранение старых обрядов, которое привело к церковному расколу. Тезис «Священство выше царства» вызвал конфликт с царем. Низложен в 1666 г. сослан в Ферапонтов, затем в Кириллов-Белозерский мон. В 1681 г. возвращен из ссылки, скончался на пути в Ярославль.

[546] «Считай всех товарищей по ученью за друзей и братьев». «Если возможно, лучше оказывать благодеяния, чем принимать их». «При встрече с кем-либо приветствуй его; перед уважаемыми лицами даже обнажай голову, уступай место и свидетельствуй им свое почтение поклоном».

[547] Святитель Афанасий Пателарис, чудотворец, родился в 1580 г. на Крите, был митрополитом Солунским, потом патриархом. Будучи в России, занемог и скончался. Через 8 лет обнаружены нетленные останки в сидящей позе (так хоронили греки), которые и хранятся в Благовещенском соборе Харькова. Тапочки патриарху меняют, ибо они каким-то образом протираются.

[548] Единственный истинный глагол — быть. Все остальные — не глаголы (любить, прыгать = быть любящим, прыгающим).

[549] «Все произведения искусства, написанные при его царствовании, становятся составляющими его славы. Нельзя созерцать Версаль, не думая о нем. Нельзя слушать Расина или Люлли, читать Боссюэ или рассматривать Лебрюна, чтобы на филиграни не проступил образ Короля-Солнца. Можно забыть имена и даты его сражений, его побед, его походов — то, что появляется в душе, когда думают о Людовике XIV, это прежде всего его неповторимая попытка ассоциировать со своим именем все, что было создано в его время, как если бы это создал он, а не Мансар, Лебрюн, Расин или Люлли. Ни один монарх не добился в этой идентификации искусства своего времени со своей личностью такого успеха, как Король-Солнце», — пишет Филипп Боссан в книге «Людовик XVI – артист».

[550] Мнение П.Б.Шелли о поэме: автор "не дал своему богу никакого нравственного превосходства над своим дьяволом".

[551] Пятидесятитысячный отряд турок и татар под предводительством Нуреддина отогнан от монастыря чудесным явлением над Свято-Троицкой церковью Царицы Небесной с распростёртым омофором в руках, с небесными ангелами и преподобным Иовом, прилежно молящимся Богородице, "да не предаст в неволю его монастыря". В память победы Божьей Матери освящен предел Похвальной церкви.

[552] Впервые высказана мысль о приоритете музыки над текстом и сакральным смыслом богослужебного пения; — симптом обмирщения культуры и зарождения в церкви концертного пения, партесного концерта

[553] «Это нечто столь могущественное, что говорить о нем нельзя» (А.Ахматова)

[554] "Мусикия это то, что звуками возбуждает сердца или к веселию, или к печали", — под этим определением могли бы подписаться и исполнители эстрадных шлягеров, и Хрущев, полагавший, что искусство должно выражать чувства простых советских людей. Да и людоед: съел человека — веселая музыка; не съел — печальная» (ср. истинные определения цели музыки, напр. 1738)

[555] «Ньютон был глубоко верующим христианином, занимавшимся не только наукой, но и теологией. Для него одно было неотделимо от другого» (В. Вернадский).

[556] Оценка правления Софии князем Куракиным, сторонником Петра: «правление царевны Софьи началось со всякой приверженности к правосудию и к удовольствию народному, так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было, и все государство пришло во время ее правления в цвет великого богатства, и торжествовала тогда довольность народная».

[557] Хомяков о правлении Петра: «Уже одной страсти ко всему иноземному, уже одного ревностного желания уподобиться во всем иностранным образцам было достаточно, чтобы оторваться от наших коренных источников умственной и духовной жизни».

[558] «Те, кто считает, что деньги могут все, в действительности могут все ради денег». «В наше время, когда про человека говорят, что он «знает жизнь», подразумевается, что он не слишком честен». «В неразумный век разум, выпущенный на свободу, губителен для его обладателя». «Высокое положение оказывает на нас столь разлагающее влияние, что отказываться от него не в нашей власти». «Народ, победивший в борьбе за свободу, редко получает что-либо, кроме новых господ». «Образование — это то, что остается, когда мы уже забыли все, чему нас учили». «Большинство людей идут в партию по невежеству, а выйти не могут от стыда».

[559] «Красная Шапочка», «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик», «Золушка»

[560] Во времена царя Михаила Федоровича курильщиков в первый раз наказывали 60-ю ударами палкой по стопам, рецидивистам отрезали нос и уши.

[561] «Самотвержение это не героическая жертва, а простое погружение в волю Божию. Противление Богу – сильное препятствие благодати»

[562] "Знаем учение и Моисея, и пророков, и Апостолов, и даже Самого Христа. Если мы с ними не со­гласны, то мы так же неизвинительны, как и евреи". Исаак Ньютон считал своим величайшим трудом толко­вание книги Даниила, хотя человечество на этот труд не обратило внимания. Ньютон объяснил законы движения миров Вселенной. Великие ученые не находят достаточно слов, чтобы про­славить его, а сам великий Ньютон говорил о себе: "Не знаю, чем я кажусь миру, но себе я представляюсь ребен­ком, который играет на берегу моря и собирает гладкие камни и красивые ракушки, меж тем как великий океан глубоко скрывает истину от его глаз". Так скромно он судил, великий гений ума и науки, о себе, а к Божеству, наоборот, относился с таким благого­вением, что даже на улице не произносил имя Божие с пок­рытой головой. «Небесный Владыка управляет всем миромкак Властитель вселенной. Мы удивляемся Ему по причине Его совершенства, почитаем Его и преклоняемся пред ним по причине Его беспредельной власти. Из слепой физической необходимости, которая всегда и везде одинакова, не могло бы произойти никакого разнообразия; и все соответственное месту и времени разнообразно сотворенных предметов, что и составляет строй и жизнь вселенной, могло произойти только по мысли и воле Существа самобытного, Которое я называю Господом Богом».

«Он (Бог) пребывает во веки; присутствует везде; Он конституирует длительность времени и пространство».

[563] «Под грязными лохмотьями Диогена скрывалось, быть может, столько же гордости, как под пышной одеждой божественного Платона». «Все люди хотят жить долго, но никто не хочет быть старым». Последние 10 лет жизни страдал расстройством умственных способностей, перешедшим в апатическое идиотство. Завещал деньги на постройку дома для умалишенных.

[564] «Я очень сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала бы моих слушателей: я стремился их сделать лучше»

[565] Бетховен говорил о Бахе: "Не Бах должна быть его фамилия, а Мер" (в немецком языке слово Бах переводит­ся – ручеек, а слово Мер обозначает – море). «Этот лейпцигский кантор - Божье явление, ясное и все же необъяснимое», — говорил о Бахе Мендельсон. «В каждой музыке — Бах, в каждом из нас — Бог» (Иосиф Бродский). Бах трепетал пред Словом Божьим. Свои партитуры он писал черными чернилами, но если в тексте попадались слова из Библии, то есть Слово Божие, то он писал их красными чер­нилами. При начале каждого сочинения Бах ставил в нотах надпись: «Иисусе, помоги» («Jesu, juva»), а в конце — «Единому Богу слава» («Soli Deo Gloria»).

[566] «Берегите время: это ткань, из которой соткана жизнь»

[567] "Вечный, Великий, Всеведущий и Всемогущий Бог прошел мимо меня! Я не видел Его в лицо, но Его отражение охватило мою душу и погрузило ее в благоговение! Я тут и там замечал следы Его в Его творениях. Во всех Его делах, даже самых малых и незаметных, какая сила, какая мудрость, какое невообразимое совершенство! Я наблюдал, как одушевленные существа идут друг за другом непрерывною цепью, примыкая к царству растительному, растения сцепляются с царством минеральным, уходящим во внутренность Земного шара, между тем как этот шар кружится в неизменном порядке около Солнца, дающего ему жизнь. Наконец, я видел Солнце и все другие светила, всю звездную систему, бесконечную, неисчислимую в своей беспредельности, движущуюся в пространстве, повешенную среди вечной пустоты Первым Непостижимым Двигателем, Существом существ, Причиною причин. Вождем и Хранителем Вселенной, Господином и Работником всякого дела в мире! Итак, справедливо верить, что есть Бог, Великий и Вечный, не порожденный никаким существом. Который сотворил это всемирное дело и водворил в нем порядок. Он исчезает из наших глаз, хотя и наполняет их светом. Лишь одна мысль постигает Его, лишь в этом глубочайшем святилище сокрыто Его величие".

[568] Слова Библии наполняют меня удивлением, святость Евангелия говорит моему сердцу. Взгляните на книги фи­лософов, как они ничтожны против Библии. Возможно ли, чтобы такая удивительная и вместе с тем простая книга была делом рук человеческих?"

[569] «Вся Европа устрашилась моего оружия. Но московские войска что хотят, то и делают, и удержать их моя армия не в состоянии». См.: Россия — это сама жизнь». Заметки иностранцев о России с XIV по ХХ век. М.,2004. С. 453.

[570] Проплывая в водах Аляски, засвидетельствовал: «На каждом острове между Камчаткою и Уналашкою находятся русские». Алеуты сталы ревностными православными. Алеут Петр Чаганак причислен к лику святых. Испанские иезуиты пытками старались заставить его перейти в их веру, но он перед смертью заявил им: "Я - православный христианин и не предам своей веры!"

[571] «Ты хочешь знать, что такое предопределение? Это – благодать Божия и человеческая воля вместе. Бог хочет, ибо Он – человеколюбив; если хочет и человек, – ибо он свободен, то человек предопределен… Бог хочет: если хочешь и ты, то ты предопределен для вечной жизни». Проповеди святителя Илии Минятия Кефалонитского. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902, с. 14-15.

[572] «Придет время, когда в жилища проникнут бесы под видом небольших коробок, а их рога будут торчать на крышах». (В другом переводе: «Придет время, когда дьявол залезет в ящик и станет вопить оттуда. И рога его будут свисать с кровель»)

Из других пророчеств святого:

«Если вы не оставите то, что сейчас творите: своеволие и разбой, — вы разрушите себя».

«Мучений будет еще много. Запоминайте мои слова. Вы должны молиться».

«Если этот кипарис высохнет сверху, тогда Греция будет свободная, но если снизу, тогда не будет свободной». (Это относится и к России: если повредится снаружи, то освободится, а если потеряет веру, то нет)

«Будет время, когда у Греков будет несогласие. Я рекомендую согласие и любовь».

«Катастрофа приходит из-за одного паршивого».

«Горе придет от образованных людей».

«Придет время, когда не будет гармонии между народом и духовенством».

«Тысячепарусный корабль будет в Скалама (Агии Сарада). Там красные жилеты будут воевать ради вас».

«Когда вы увидите тысячепарусный корабли в греческом море, тогда и решится проблема Стамбула».

«Из турок 1/3 умрет, 1/3 крестится и 1/3 пойдет в Красную Яблоню».

«Они будут налагать на вас несносный налог, но они не успеют». «Они будут облагать налогами кур и окна».

«Будет одно бумажное царство, у которого будет большое будущее на востоке».

«Проклинайте Папу, потому что он причина».

«Три страны станут одной».

«Города будут как бараки».

Придет время, когда между христианами будет вражда».

«Ты станешь большим человеком… Но запомни: ты должен любить христиан, если хочешь продолжать править».

«Вы увидите повозку без лошадей, которая будет двигаться быстрее зайца».

«Будучи далеко, люди будут разговаривать так, словно они рядом. Например, — из Стамбула в Россию».

«Вы увидите людей, летающих как черные птицы, и они будут бросать пламя».

[573] Испанские иезуиты пытками старались заставить его перейти в их веру, но он перед смертью заявил им: "Я — православный христианин и не предам своей веры!"

[574] Природа есть в некотором смысле Евангелие, благовествующее громко творческую силу, премудрость и величие Бога. И не только небеса, но и недра земли проповедуют славу Божию".

"Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величество; в другой - Свою волю. Первая - видимый этот мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его зданий, признал Божественное всемогущество, по вере себе дарованного понятия. Вторая книга - Священное Писание. В ней показано Создателево благословение к нашему спасению. В сих пророческих и апостольских богодухновенных книгах истолкователи и изъяснители суть великие церковные учителя. А в оной книге сложения видимого мира сего физики, математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных в натуру влиянных действий суть таковы, каковы в оной книге пророки, апостолы и церковные учители".

[575] «Мертвая вера тогда в человеке оживляется, когда в нем оживляется Божие Слово, и начнет человек в себе мыслить, что и ему Бог в Писании Своем глаголет и повелевает… и по Слову Его святому начнет нравы свои исправлять; а о прежнем житии неисправном с истинным сожалением и сокрушением сердца будет каяться. Ибо всегда вере истинной и живой предходит истинное покаяние и от греха обращение к Богу… перво полагается покаяние, а потом вера»

[576] «Будьте мягки, человеколюбивы, доступны, сострадательны и щедры; ваше величие да не препятствует вам добродушно снисходить к малым людям и ставить себя в их положение, так чтобы эта доброта никогда не умаляла ни вашей власти, ни их почтения. Выслушивайте все, что хоть сколько-нибудь заслуживает внимания; пусть все видят, что вы мыслите и чувствуете так, как вы должны мыслить и чувствовать. Поступайте так, чтобы люди добрые вас любили, злые боялись и все уважали».

[577] «По всей Росиси в обычае, чтобы в комнатах, в углу, обращенном к свету, непременно висело по одному или по несколько образов, на которые входящий, не обращая внимания на присутствующих, как бы знатны они ни были, три раза крестится и кланяется и тогда уже приветствует и кланяется сперва почетнейшему из находящихся в комнате, затем остальным, каждому особо». «Быстрота, с какой русские выучиваются и навыкают всякому делу, не поддается описанию». (О том же свидетельствовал Олеарий: «Тот, кто желает в ремесле удержать за собою какие-нибудь особые знания и приемы, никогда не допускает русских к наблюдению»). «Русские так выносливы, что с ними можно совершить то, что для солдат всех прочих наций казалось бы невыполнимым». «Россия — это сама жизнь». Заметки иностранцев о России с XIV по ХХ век. М.,2004. С. 280, 351, 361.

[578] «(Великий пост) самый строгий из всех. При этом они не обращают никакого внимания ни на возраст, ни на состояние здоровья, и им представляется более святым умереть от поста, чем сохранить жизнь через принятие в пищу яиц или масла». (Свидетельства других авторов: «митрополит в течение семи дней ничего решительно не есть и не пьет… Царь съедает толоко кусок хлеба и выпивает только глоток раз в день в течение этой недели») «Россия — это сама жизнь». Заметки иностранцев о России с XIV по ХХ век. М.,2004. С.286.

[579] «Служба была большая, продолжительная и торжественная. Мы вышли из церкви лишь при восходе солнца, умирая от усталости и стояния на ногах от девятого до шестнадцатого часа. В эту ночь мы столько натерпелись от холода и стужи, что едва не погибли…Бо свидетель, что душа чуть не покинула нас. Что касается меня, бедного, то я хотел выйти и убеать из алтаря, но не мог, ибо Царь стоял перед южными дверьми, а Царица перед северными, так что поневоле пришлось страдать. Что за всенощные бдения! Более всего нас удивляло, что дети и малютки, и притом не простолюдинов, а вельмож, стояли с непокрытой головой, неподвижно и не шевелясь, как статуи. Какая выносливость! Какая вера!». «Россия — это сама жизнь». Заметки иностранцев о России с XIV по ХХ век. М.,2004. С.283.

[580] Святитель любил царя Петра I, одобрял строительство флота, помогая словом и делом, в том числе и денежными пожертвованиями. Однако избегал человекоугодия. Однажды Петр, украсив свой дворец в Воронеже статуями языческих богов, пригласил к себе святителя. Он же, увидев идолов, во дворец не пошел, а вернулся домой. Разгневанный царь дважды посылал за святителем, угрожая казнью. Но владыка отвечал: «Мне лучше умереть, чем боязливым молчанием ради человекоугодия изъявить как бы свое согласие на поставление гнусных кумиров в честном месте». Укротив свой гнев, царь Петр приказал снять статуи.

[581] “Musica музыкальная композиция — математическая наука, посредством которой составляется и наносится на бумаг приятная и чистая слаженность звуков, которая после этого может быть спета или сыграна, дабы ею в первую очередь подвигнуть людей к усердному благоговению перед Богом, и затем, чтбы доставлять наслаждение и удовлетворение слуху и душе” 82

[582] В седьмом часу вспыхнуло (пламя) над одним из светильников, висевшим во входной части кувуклии. Это вызвало бурную реакцию и радость молящихся…. Пока Патриарх с клиром обходил кувуклию, загорелось еще одно кандило у Царских врат... Чудо и то, пишет Ипполит, что близкие ко Гробу кандила армянское, французское, коптское не загорелись, а только «наших грецких два загорелося кандила»… Всеобщее ликование было так велико, что даже турки кричали: «Ала, Ала, велик Бог христианскицй», сам турецкий паша прослезился… После этого людей пустили ко Гробу прикладываться. Иеромонах Ипполит оккзался в числе первых. Он пишет, что мраморная плита Гроба была горячей и покрыта маленькими капельками, напоминающими живое серебро, «и тии кропельки як згорнешь до купы, то огнь оттуда исходит»

[583] “Бог не создал бы мира, если бы он не был лучшим из всех возможных”

[584] «Создать — это то же самое, что найти сокровенное, скрытое и неизвестное, так как слово «создавать» происходит от латинского глагола invenio… все образы уже заложены Создателем в мастерской нашего разума, и ему принадлежит слава всего, что есть хорошего». «Все хорошие позы, взятые из природы, уже освоены».

[585] «Слава Богу, что от наследства отлучили», — писал Алексей жене Ефросинии. 14 июня 1718 года царевич был посажен в Петропавловскую крепость, а 19 июня начались пытки. 22 нюня с Алексея взяли новые показания, в которых он признался в замысле свергнуть власть Петра. 26 июня в 8 часов утра в крепость к царевичу приехал сам Петр с девятью приближенными. Алексея снова пытали, стараясь выведать подробности. Царевича мучили 3 часа, потом уехали. Днем, в 6-м часу, Алексей Петрович скончался.

[586] Петр с 1718 г., после смерти сына, царевича Алексея, часто стал впадать в «черную меланхолию»…

25 апреля 1719 года «последовала смерть наследника». Государь и государыня обожали маленького Петра Петровича… Смерть мальчика потрясла царскую семью. Медицинских заключений не сохранилось. Похоронили наследника чересчур поспешно, на следующий день, 26 апреля. Мальчик здоровья был слабого, однако ничем тяжело не болел. В тот день царь вместе с Екатериной находились в Кронштадте. Царевича не стало в 4 часа пополудни. Еще утром царевича навестил Меньшиков, играл с ним, все было в порядке…

Прискакав во дворец, Меньшиков застал мальчика еще в живых, но в состоянии необъяснимом: без сознания, парализованным, самое же потрясающее – кости скелета были переломаны. Когда князь взял его на руки, тельце прогнулось, весь он ватно обвис.

Что произошло? Была гроза, ливень. Вдруг раздался треск, потом взрыв, крик, - кричала нянька. Она окончательно так и не пришла в себя. Судя по всему, мальчик сидел у нее на коленях, когда к ним подлетел «огненный дракон и пыхнул на дитя».

Меньшиков послал за врачом, осмотрел помещение, окна, двери – ничто повреждено не было. Допросили дежурных офицеров, наружных часовых, - из посторонних никто не мог проникнуть во дворец. На теле мальчика не нашли ни ран, ни кровоподтеков, ни следов насилия. Его уложили на кровать и тут заметили на лбу некое голубое пятно. Царевич уже отошел в вечность. Род Романовых по мужской линии прекратился… Как понимать небесную кару?

[587] В 1712 году великой схимы ему было видение Божией Матери и преподобного Елеазара Анзерского. Он услышал голос Царицы Небесной: "Эта гора отныне назовется второй Голгофой, на ней будет устроена церковь Распятия Сына Моего… скит назовется Распятским, соберется к тебе множество монахов, и прославится имя Божие. Я Сама буду посещать гору и пребуду с вами вовеки". И раздался другой голос: "Освяти гору Голгофу и водрузи на ней крест!"; Пророчество исполнилось в 1923-1939 годах — годах ужасов СЛОНа (ср. 1757, 1796 гг). Во второй половине XX века, когда Анзер опустел, на вершине Голгофской горы, рядом с храмом выросла высокая береза. Основные ветви березы отходят от ствола в противоположные стороны под прямым углом, образуя правильный крест. Это необычайно и потому, что на широте острова березы растут только карликовые, и это дерево является каким-то необычным исключением. Сам Господь воздвиг памятный крест анзерским мученикам.

[588] Мнение о. Георгия Флоровского: «То, что обычно именуют «церковной реформой» Петра, на самом деле было разновидностью политической Реформации, когда открыто было объявлено о верховной власти императора в делах духовных, равно как и светских, при совершенном попрании канонов Церкви»

[589] Музыка «остается музыкой без слов, без изображений, без статуй, да и вообще без малейшего подражания вещам внешним, которые она, однако, так хорошо умеет выражать как внутренние, глубочайшие, сокровеннейшие движения души» (s.83)

[590] Солдатом он попал в плен к туркам,был продан в рабство. Мучениями пытались обратить его в ислам. Его преданность вере поразила турок, и его оставили в покое. Однажды, когда его хозяин Ага отправился в паломничество в Мекку, его жена, принимая гостей, поручила Иоанну переправить блюдо с пловом мужу: «Помолись Богу, может, тебе это удастся». После молитвы блюдо с пловом исчезло, а через несколько месяцов вернувшийся муж привез с собой и блюдо (сейчс оно хранится в храме св. Иоанна Русского).После смерти святого от его могилы потекли исцеления. Через три года Иоанн сообщил во сне священнику, что Господь сохранил его тело нетленным. Над могилой стало появляться необыкновенное сияние. Могилу открыли и мощи святого явились нетленными и благоуханными. Благоухание от мощей (ныне на Эвбее) сохраняется и поныне, равно как и продолжаются чудеса от них (в 1998 году была исцелена от рака крови девочка, которую положили на мощи). Нетленная десница святого почивает на Афоне, в Свято-Пантелеимоном монастыре. В Москве (в Кунцево) действует деревянным храм святому с главной святыней — иконой Иоанна Русского с частицей его мощей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: