Послесловие к истории человечества 13 страница

… Велика будет потом Россия, сбросив иго безбожное… Вернется к истокам древней жизни своей, ко временам Равноапостольного, уму-разуму научится беседою кровавою. Дымом фимиама и молитв наполнится и процветет аки крин небесный. Великая судьба предназначена ей. Оттого и пострадает она, чтобы очиститься и возжечь свет во откровение языков...

- Ты говоришь, что иго безбожное нависнет над моей Россией лет через сто. Прадед мой, Петр Великий, о судьбе моей рек то же, что и ты. Почитаю я за благо о том, что ныне ты предрек мне о потомке моем, Николае Втором, предварить его, дабы пред ним открылась книга судеб. Да ведает правнук свой крестный путь, славу страстей и долготерпения своего. Запечатлей, преподобный отец, реченное тобою, изложи все письменно. Я же на предсказание твое наложу печать и до праправнука моего писание твое будет нерушимо храниться здесь, в Гатчинском дворце моем. Иди, Авель, и молись неустанно в келии своей о мне, роде моем и счастье нашей Державы.

И, вложив писание Авелево в конверт, на оном собственноручно начертать соизволил: " Вскрыть потомку нашему в столетний день моей кончины ".

Примечание редактора: слово «жид» в русском дореволюционном языке не имело того скандального характера, какой обрело после революции (см. 1917). Его значение не совпадало с понятием «еврей», но, в соответствии с этимологией (от «иудей») обозначало ту часть еврейского населения, которая, не удовлетворяясь мирным сосуществованием с окружающим миром, в соответствии с ложным пониманием своего мессианского призвания стремилось к скрытому, а впоследствии и к откровенному управлению им.

[672] "Свершатся надежды русские. На Софии, в Царьграде, воссияет Крест Православный, дымом фимиама и молитв наполнится Святая Русь и процветёт, аки крин Небесный".

[673] Он писал: Крестьянство содержит собою все прочие части своими трудами, следоственно осгобого уважения дойстойно и утверждения состояния… Надлежит уважать состояние приписных к заводам крестьян, их судьбу переменить и разрешить. Не меньше уважения завлуживают государственные крестьяне, однодворцы, черносошные и пахотные, которых свято, по их назначениям, оставлять, облегчая их службу». Император указом от 10 февряля 1797 года запретил продажу дворовых людей и крестьян без земли. Он дал самоуправление казенным крестьянам, распорядился о выделении им по 10 десятин земли и прощение 7 миллионов рублей недоимок. Хлебную повинность заменил денежной, к выгоде крестьян.

[674] Убит возле озера Илямны (озера Шелехова) местными жителями, которые позже рассказывали русским матросам: «Он обращал нас к своему Богу, а мы... привязали его к дереву; но уже совсем мертвый три раза вос­ставал и снова начинал убеждать нас, доколе, наконец, не отдали мы его на съедение нашим соседям».

[675] “Глазомер, быстрота, натиск – ”три воинские искусства”

[676] Когда на концерте, где исполнялось произведение, зал в порыве восторга аплодисментами прервал музыку и все взоры устремились на композитора, он, воздев руки к Небу, сказал: «Вот откуда льется свет». В период сочинения он много молился и чувствовал помощь свыше. «Когда работа моя плохо подвигалась вперед, — говорил он, — я, с четками в руках, удалялся в молельню, прочитывал Богородицу — и вдохновение снова возвращалось ко мне».

[677] Начинавшийся словами "Во имя Господа Спаса нашего Иисуса Христа" законник состоял из 33 пунктов (по числу земных лет Спасителя) и был принят соборно и единогласно с клятвенным целованием Креста, Евангелия и мощей Св. великомученика Пантелеймона

[678] «Что нам дает конституция? — Она дает Бонапарта» — шутка того времени.

[679] Наполеон говорил позднее: «Я наблюдал революцию вблизи и потому ее ненавижу, хотя она меня родила. Порядок — величайшее благо общества. Кто не жил в 1793 году, кто не видел резни, террора и голода, тот не может понять, что я сделал для Франции. Все мои победы не стоят усмирения революции». И еще: «Вряд ли кто, кроме меня, мог успокоить Францию без гильотины».

[680] О его печальной участи в революционной Франции читаем у Карлейля (История Французской революции, 1837)»: «Как тощий полубог, лишенный теперь своего блеска, принужден был прятаться в амбарах, блуждать по вспаханным полям, трепеща за свою жизнь; как он выжидал под желобами, сидел в темноте "на бульваре, между кучами булыжника и строительного камня", тщетно добиваясь слова от какого-нибудь министра или секретаря министра относительно этих проклятых голландских ружей, в то время как в сердце кипели тоска, страх и подавленное собачье бешенство; как резвый, злобный пес, некогда достойный принадлежать Диане, ломает свои старые зубы, грызя один гранит, и принужден "бежать в Англию"; как, вернувшись из Англии, он заползает в угол и лежит спокойно, без зубов (без

денег), - все это почитатели "Фигаро" пусть представят себе сами и прольют слезу сожаления. Мы же без слез, но с сожалением шлем поблекшему упрямому коллеге прощальный привет».

[681] В конце 18-го века один французский ученый задумал основать вместо христианства какую-то новую религию, но вскоре заметил, что почти никто не выражал желания к нему присоединиться. Он пожаловался на свою неудачу хитрому, но рассудительному политику Талейрану и тот ответил так: "Да, ввести новую религию не безделица; од­нако, я мог бы указать вам путь к достижению' вашей цели". "А какой же?" — спросил философ. "Очень простой, — ответил Талейран, — идите в мир, исцеляйте больных и воскрешайте мертвых, потом отдайте себя на распятие и предадут вас земле, а на третий день воскресните из мертвых. Если вы это сделаете, то непре­менно достигнете цели!.."

[682] будучи на острове Св. Елены, Наполеон, заговорил о великих мужах прошлого времени. Вдруг обратился к одному из собеседников: "Можешь ли ты сказать мне, кто такой был Иисус Христос?" Собеседник ответил, что не имел случая по­размыслить об этом. Наполеон продолжил: "Мне думается, я понимаю кое-что в людях и скажу тебе: все это были люди, и я также человек, но с этим одним не может срав­ниться никто, потому что Иисус Христос был больше, чем человек". "Евангелие — это не книга, а живое существо с дейст­вием и силою, которая покоряет все, что ей сопротивляет­ся. Душа, восторгающаяся красотой Евангелия, не принад­лежит больше себе. Бог владеет ею всецело; Он направляет ее мысли и способности, она принадлежит Ему". Пересекая Средиземное море, Наполеон Бонапарт вел на палубе дружескую беседу с офицерами выс­шего командного состава. Была летняя лунная ночь с мириадами мерцающих звезд на небосводе. Один за другим офицеры-вольнодумцы высказывали свои сомнения в су­ществовании Бога. Когда очередь дошла до Наполеона, он задал присутствующим вопрос, после которого на палубе водворилось гробовое молчание. Указывая вверх на луну и звезды. Наполеон промолвил: "Да, господа, ваши доводы могут показаться вполне резон­ными, но как вы объясните мне все это?" В конце жизни Наполеон написал: "Александр Маке­донский, Август Кесарь, Карл Великий и я сам основали громадные империи. А на какой основе состоялись эти со­здания наших гениальностей? На основе насилия. Лишь один Иисус Христос основал свою империю любовью... И будьте уверены, что все они были настоящими людьми, но никто из них не подобен Ему; Иисус Христос больше, чем человек... на расстоянии тысячи восьмисот лет Иисус Хрис­тос представляет трудное для выполнения требование; пре­восходящее все другие требования. Он просил человече­ского сердца...Он, безусловно, требует его и непременно выполняет­ся его требование. Чудно! Все, которые веруют в Него, ис­пытывают замечательную любовь к Нему... Время, этот ве­ликий разрушитель, не в силах погасить святое пламя... Вот это довольно убедительно доказывает мне Божество Иисуса Христа".

[683] «Войско баранов, возглавля­емое львом, всегда одержит победу над войском львов, возглавляемых бараном». «Упадок нравов – это погибель государства, как политического целого».

[684] «Молись Богу! От Него победа», — говорил полководец, не знавший ни одного поражения. Из воспоминаний Армфельдта:«Ура!», «Да здравствует Суворов!» с неслыханным энтузиазмом кричали зрители в театре. «Суворов давал знаки, что не желает, чтоб произносили его имя. Кончил он тем, что благословил зрителей в партере и ложах. Никто не находил это смешным; ему кланялись, как папе. Он мне говорил удивительно умные, глубокие и интересные вещи. Ты не поверишь, как этот человек, покрытый лаврами, интересен». «Когда мы вышли из-за стола, он (Суворов) сказал: «Господа, не английские деньги, не русские штыки, не австрийская кавалерия и тактика, не Суворов водворят порядок и одержат победы с желанными последствиями, а справедливость, бескорыстие, которое внесут в политику, прямота, благородство и порядочность, привлекающие сердца, — вот чем можно достигнуть всего». «Мы русские — какой восторг! Без православия русских не будет».

«Я пришел и застал его при богослужении. Он читал большую книгу, бросался на землю, а потом пошел и взял музыкальные ноты, коорые он долго напевал вполголоса. Церковь была совершенно устроена… Это единственный обоз у князя-генералиссимуса» См.: Россия — это сама жизнь». Заметки иностранцев о России с XIV по ХХ век. М.,2004. С. 396, 404,288).

[685] Наполеон о русской армии: «Русский солдат создан для побед». «Россия — это сама жизнь». Заметки иностранцев о России с XIV по ХХ век. М.,2004. С. 370.

[686] «Пусть мир прогрессирует и развивается, сколько ему угодно, пусть все отрасли человеческого исследования и знания раскрываются до высшей степени, ничто не может заменить Библию, она — основа всякого образования и всякого развития! Человеческий ум может разрастись сколько угодно, но выше величия и нравственной культуры христианства, как они отражены в Евангелиях, он не пойдет... Я считаю все четыре Евангелия, безусловно, истинными, ибо в них про­является отблеск величия личности Христа и в такой форме, в какой только Божество могло явить Себя на земле... Если меня спрашивают, согласна ли моя натура оказать Ему благоговейное поклонение, я отвечаю: безусловно. Я поклоняюсь Ему, как откровению высшего принципа нрав­ственности». «Евангелие отражает от себя сияние, исходящее от Лич­ности Христа". "Не тогда уразумеешь Слово Божие, когда прочтешь, а когда прочувствуешь прочитанное". "Хочешь узреть Невидимого, всмотрись в видимое". "Всякий, кто не верит в будущую жизнь, мертв и для этой". Известно, что, умирая, великий Гете сказал: "Больше света!", но меньше известно, что перед этим он спросил доктора, сколько ему осталось жить, и, когда тот сказал, что только один час, Гете облегченно вздохнул со словами: "Слава Богу, только час!.." «Чем несоизмеримее и для ума недостижимее данное поэтическое произведение, тем оно прекраснее».

[687] Нем. писатель, представитель движения "Бури и натиска" (названо по одноименной драме Клингера, 1776). С 1780 жил в России.

[688] Каждое утро его будил слуга словами: «Вставайте, граф, вас ждут великие дела!» Великие дела Божии ждут всякого человека. «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6: 29). «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин. 14:2)

[689] «Войско баранов, возглавляемое львом, всегда одержит победу над войском львов, возглавляемых бараном». «Военных сил недостаточно для защиты страны, между тем как страна, защищаемая народом, непобедима»

[690] «Музыка - это откровение более высокое, чем мудрость и философия». «Всякая нота моего скрипичного концерта продиктована Всевышним». «Музыка должна высекать огонь из людских сердец». «Подлинный художник лишен тщеславия, он слишком хорошо понимает, что искусство неисчерпаемо». «То, что может тронуть сердце, должно приходить Свыше, иначе — это только ноты — тело без души… Но только упорным трудом при помощи дарованных ему сил творение чтит Творца и Создателя бесконечной природы»

[691] «Юность? Вздымающаяся волна. Позади ветер, впереди скалы»

[692] Лежа при смерти на постели, обратился к зятю Локхарду со словами: "Сын, принеси мне книгу". В доме писателя бьыа большая библиотека, и смущенный просьбой зять переспросил: "Какую книгу, сэр?" Умирающий ответил: "Есть только одна Книга. Сын, принеси мне ее". Только тогда Локхард понял, что просит Вальтер Скотт. Он пошел в библиотеку и принес умираю­щему Библию. «Если люди не научатся помогать друг другу, то род человеческий исчезнет с лица земли». Свое благоговение писатель выразил и в стихах:

О сей величественный том!
В нём тайна тайн, и чудо в нём.
Блажен, сподобил Бог вкусить величье этих строк,
Свою познать с бессмертьем связь,
Страшась, надеясь и молясь -
И горе смертным тем, кто здесь
Впадал в сомненье или спесь.

[693] Математик и естествоиспытатель Ампер, создатель электродинамики, в одном из своих писем советует молодому ученому: "Берегись зани­маться исключительно наукой, как ты это делал прежде. Учись, исследуй -земное: это обязанность мужа науки; на видимый мир к вечному свету. Одной рукой исследуй природу, а другою, как за одежду отца, держись за край Божисй ризы".

"В природе мы можем наблюдать дела Творца и от них возвышаться познанием к Творцу. Хотя Бог скрывается в Своем творении в некоторой мере так, как действительные движения звезд закрываются мнимыми, однако мнимые движения звезд ведут к познанию действительных, и, подобно этому, знанием дел творения мы возвышаемся к Творцу и отчасти даже созерцаем Его Божественные свойства".

[694] “Я бы хотел обратить твое внимание на великую вещь — на внутреннее родство церковной музыки и трагической оперы; оно послужило старинным композиторам основой для создания особого, величественного стиля” (Музыкальная эстетика Германии XIX века. — М., 1982, т. 2, с. 39). Без этого великого таинственного катализатора духовной красоты путь от песни лежал бы – вопреки теории Кабалевского – вовсе не к опере, а к эстраде!

[695] “Все бытие есть сплошное творение Бога, всюду отпечатлевшее на себе бесконечно совершенный Его разум”.

[696] «Ничтожество литературы есть симптом состояния цивилизации». «Музыка, когда она совершенна, приводит сердце в точно такое же состояние, какое испытываешь, наслаждаясь присутствием любимого существа, то есть, что она дает, несомненно, самое яркое счастье, какое только возможно на земле». «Стыдливость — матерь любви»

[697] "В этой величественной книге содержится таинство та­инств", — написал Байрон на Библии, принадлежащей ему.

[698] Гениальный математик, внес огромный вклад в теорию аналитических функций, теорию дифференциальных уравнений, математическую физику, теорию чисел, геометрию. "Я христианин, т. е. верую в Божество Исуса Христа, как (и) Тихо де Браге, Коперник, Декарт, Ньютон, Ферма, Лейбниц, Паскаль, Гримальди, Эйлер и другие, как все великие астрономы, физики и математики прошлых веков... Во всем этом (христианском вероучении) я ничего не вижу, что сбивало бы с толку мою голову, было бы ей вредно. Напротив, без этого святого дара веры, без знания о том, чего мне надеяться и что ожидает меняв будущем, душа моя в неуверенности и беспокойстве металась бы от одной вещи к другой, и эта тревога души и неуверенность в мыслях есть то, что нередко производит отвращение к жизни и может в конце концов повести к самоубийству".

[699] Фр.романтик. «Не я сам думаю, а мои мысли думают за меня»

[700] Знаменитый английский физик, сидя за столом, читал Библию. Вошедший друг, увидев Фарадея, обхватившего голову руками, испуганно спросил: "Что с тобой? Ты плохо себя чувствуешь?" Фарадей ответил: "О нет, не это! Я поражаюсь, почему люди предпочитают блуждать в неизвестности по многим важным вопросам, когда Бог подарил им такую чудную книгу Откровения?!" «Как слезы исходят от сердца и направляются к сердцу, так и Библия исходит от Бога — и кто от Бога, тот слушается ее голоса».

[701] «Любая реформа, кроме моральной – бесполезна». Приведите «свинью в золотой дворец, и дворец станет свинарником». «Что такое справедливость? Соблюдение вашей собственной доли общих свиных помоев, без захвата части моей доли». «Какова моя доля? Ах, это трудно определить».

[702] "Я уже высказался по поводу превращения, которое, по отношению к божественным делам, произошло в моей душе. Своим освящением я обязан просто чтению одной книги. Книги? Да, это старая, очень старая книга... и эту книгу называют просто Библией. С полным правом ее на­зывают также Священным Писанием". Всю жизнь томившийся в неверии, жестоко издевав­шийся над всем святым, Генрих Гейне мог бы, пожа­луй, представиться тем человеком, которого вопрос о душе и вечности никогда не беспокоил, ибо он, как бы шутя, проходил мимо подобных вопросов. Но в своем завещании Гейне говорит, что уже четыре года, как от­бросил всякую философию и умирает с верой в Бога, прося у Него 'прощения за легкомысленно прожитую молодость. "Наконец, после долгих поисков, я оказался на том же фундаменте, что и дядя Том, то есть на Библии. Со всем моим научным знанием я достиг не больше, чем бедный необразованный негр, который едва умел чи­тать". И что это за книга. Библия! Величественная и обшир­ная, как мир, укоренившийся в глубинах Вселенной и вос­ходящая до таинственной лазури небес!.. Воистину — это Слово Божие, тогда как все другие книги мира выражают только свое человеческое искусство.

[703] Отец натуралистического романа. Автор эпопеи "Человеческая комедия", включающей 90 романов и рассказов.

[704] «Любви всего мало. Она обладает счастьем, а хочет рая, обладает раем - хочет неба». «Истинная любовь не знает пресыщения. Будучи всецело духовной, она не может охладиться».

[705] “Россия, дойдя до Тихого океана, не уничтожила ни одного народа. Америка, дойдя до Тихого океана в другую сторону, уничтожила все”

[706] В основе каждого музыкального произведения лежит мысль

[707] «Освещать глубину человеческого сердца — вот назначенье художника». «Танцевальная музыка настраивает печально и расслабляюще, церковная же, наоборот, приводит в бодрое и деятельное настроение»

[708] Посейте поступок - и вы пожнете привычку, посейте привычку - и вы пожнете характер, посейте характер - и вы пожнете судьбу.

[709] Диккенс говорил: "Я передал душу свою на милость Божию во Христе Спасителе". «Новый Завет есть лучшая книга, какую когда-либо знал или будет знать мир» «Между книгами, которые я для тебя (речь идет о сыне писателя. — Сост.) выбрал, я положил Евангелие, побуждаемый тем же духом, который заставил меня сделать для тебя сокращения из него, когда ты был маленьким ребенком. Знай, друг мой, что это совершеннейшая из всех книг, какие когда-либо существовали и будут сущест­вовать, и она преподаст тебе лучшие уроки, ка­кими человек, желающий попытаться быть ис­кренним и верным в исполнении своего долга, может быть руководим. Каждый раз, как кто-ни­будь из твоих братьев уезжал, вступая в жизнь, я напутствовал его подобными же словами, я умо­лял его руководствоваться этой книгой, не обра­щая внимания на людские толкования и измыш­ления... В настоящую минуту я желал бы, чтобы ты разделял мои убеждения относительно исти­ны и красоты христианской религии. Она исхо­дит от Самого Христа, и если ты будешь следо­вать ей с простотой сердца, искренно и смиренно — ты всегда избежишь дурных путей. Еще одно сло­во по этому поводу: не покидай никогда своего обыкновения молиться днем и вечером; я сам не покидал его никогда и знаю, какое утешение я черпал в этом». Пророческое слово Диккенса об Америке: «Самый сокрушительный удар по свободе будет нанесен из этой страны».

[710] «Я высоко воздвигну мой престол, Холодной и ужасной будет его вершина». «Я утратил небо и прекрасно знаю это. Моя душа, некогда верная Богу, предопределена для ада».

[711] «Борьба с христианским миропорядком… является нашим единственным насущным делом».

[712] «Человечество нас ненавидит, мы не служим ему и ненавидим его; а попутно оно оскорбляет нас. Будем же любить друг друга в Искусстве, как мистики любят друг друга в боге… Пусть же другие светочи жизни (они все смердят) исчезнут перед этим ярким солнцем. В эпохи, когда разрушена всякая связь между людьми, когда общество представляет собой сплошную, более или менее организованную шайку разбойников <…> — в такие эпохи надо замкнуться в эгоизме, как это делают все, только более красиво», — пишет 32-х летний Г.Флобер. С годами это чувство, заботливо культивируемое, неуклонно нарастало. “О, какая ненависть! Какая ненависть. Она душит меня!», “Злоба душит меня — пишет он в 50 лет разным адресатам. И через год: “У меня в настоящий момент довольно хорошее душевное состояние, оттого что я задумал вещь, в которой хочу излить свою злобу. Да, наконец-то я избавлюсь от того, что меня душит. Я изрыгну на современников отвращение, которое они мне внушают… обещаю прорычать вам мое последнее разглагольствование… мы займемся свирепой литературой». А вот одобрение, высказанное им Эмилю Золя: “Особенно поражает меня общий тон книги, свирепая страстность под добродушной внешностью” (с.613) “Нетерпимость к людской глупости превратилась у меня в болезнь; и это еще слабо сказано. Почти все смертные обладают даром раздражать меня” констатирует 59-летний Флобер (Гюстав Флобер. Избранные сочинения. — М., 1947, с. 591, 610-611, 619). По словам Андре Жида Флобер, на вопрос, какого рода слава его более всего соблазняет, отвечал: «Слава развратителя».

[713] Употреблял наркотики, после удара 1865 года парализован, потерял возможность связной речи

[714] немецкий физик, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1862). Установил правила для электрической цепи, названные его именем. Совместно с Р. БУНЗЕНОМ заложил основы спектрального анализа (1859), открыл цезий (1860) и рубидий (1861). Ввел понятие абсолютно черного тела и открыл закон излучения, названный его именем.

[715] Автор, по мысли писателя, обязан «найти нужное слово, а не его троюродного брата» («Литературные грехи Фенимора Купера»)

[716] Русский поэт, в частности, автор оды "Бог" (1784).

ИЗ ОДЫ «БОГ»

О Ты, пространством бесконечный,

Живый в движеньи вещества,

Теченьем времени превечный,

Без лиц, в трех лицах Божества!

Дух всюду сущий и единый,

Кому нет места и причины,

Кого никто постичь не мог,

Кто все Собою наполняет,

Объемлет, зиждет, сохраняет,

Кого мы называем: Бог! <...>

Твое созданье я, Создатель!

Твоей премудрости я тварь,

Источник жизни, благ податель,

Душа души моей и Царь!

Твоей то правде нужно было,

Чтоб смертну бездну преходило

Мое бессмертно бытие;

Чтоб дух мой в смертность облачился,

И чтоб чрез смерть я возвратился,

Отец! - в бессмертие Твое.

Неизъяснимый, Непостижный!

Я знаю, что души моей

Воображения бессильны

И тени начертать Твоей;

Но если славословить должно,

То слабым смертным невозможно

Тебя ничем иным постичь,

Как им к тебе лишь возвышаться
В безмерной разности теряться
И благодарны слезы лить.

[717] Его приказ, отданный в связи с изгнанием французов из России, начинался словами: «Храбрые и победоносные войска! Наконец вы на границах империи. Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем. Стремительное проследование неприятеля и необыкновенные труды, подъятые вами в сем быстром походе, изумляют все народы и приносят вам бессмертную славу. Не было еще примера столь блистательных побед...»

[718] «Этот человек — загадка и великая»— писал о Крылове К. Батюшков Н. Гнедичу. «Поэт и мудрец слились в нем воедино» — Н. В. Гоголь. «Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют». - "Вороненок"

[719] Граф Александр Христофорович Бенкендорф, представитель старинного немецкого дворянского рода, в начале XVIII в. перешедшего на российскую службу, — национальный герой России, человек беззаветной храбрости, отличившийся во всех войнах начала XIX в. В 1812 г., будучи генералом и командуя отрядом кавалерии, напал на отступавших из Москвы врагов и захватил в плен 3000 французов и 30 орудий. Награжден высшими орденами и знаками отличия России, в частности, золотой шпагой с бриллиантами и надписью: «За храбрость». В 1821 г. представил подробную записку Александру I со сведениями о «Союзе благоденствия». Декабрьские события 1825 г. показали прозорливость Александра Христофоровича в отношении антигосударственной деятельности «Союза». Бенкендорф оказал всестороннюю поддержку имп. Николаю I Павловичу во время декабрьского мятежа и участвовал в Следственной комиссии. В 1826 г. стал шефом созданного по его личному замыслу Корпуса жандармов. Командовал Имп. Главной квартирой (личная охрана Императора). Выдающийся государственный деятель был удостоен личной дружбы Николая Павловича. Отзывы современников о гр. Бенкендорфе часто неблагоприятны, что объясняется успехами демократической идеологии, которая быстро приведет страну к национальной катастрофе и геноциду ее коренного населения. В этой атмосфере деятельность по охранению традиционных устоев получит негативную оценку («охранка»). Лучшей оценкой деятельности Бенкендорфа служат слова имп. Николая Павловича, сказанные в 1833 г.: «В течение 11-ти лет он ни с кем меня не поссорил, а примирил со многими».

[720]«Республиканско-демократический строй приводит искушаемых именно к борьбе за власть, так как «свобода» при нём выражается в освобождении личности от сдерживающих начал христианской морали. И Церковь при демократии перестаёт быть всеобщим нравственным авторитетом, потому что уравнивается в гражданских правах с сатанизмом».

[721] Жуковский считал чтение и изучение Нового За­вета "главным предметом жизни". Свои мысли о значении Евангелия для духовной жизни человека изложил он в на­писанной им повести "Капитан Бопп", где юнга-мальчик приводит грубого и жестокого капитана ко Христу, читая ему Евангелие и молясь о нем. Памятником собственной любви Жуковского к Слову Божьему служит сделанный им перевод со сла­вянского текста на русский язык. всего Нового Заве­та, — труд, предназначенный поэтом для своих мало­летних детей. "Непостижимость Бога есть сильнейшее доказательство бытия Его; высшая идея, какую только человек может иметь, должна принадлежать высшему свойству души че­ловеческой, не уму, а вере". «вера… есть способность принимать божественное откровение». «Что же красота? Ощущение и слышание душою Бога…Поэзия … есть тайное, всеобъемлющее, глубокое действие откровенной красоты» «Христианство открыло нам глубину нашей души» «Сильное и правдивое правительство хранит не один материальный порядок, но и самую нравственность народа» Все революции начинаются «с потрясений главной основы порядка: с религии». Французская революция должна «обойти весь свет». «Всеобщее отвержение всякой святыни называтся теперь свободою, движением вперед, торжеством человечества, освобождением разума» (ПСС в 12т. Т.12. – СПб., 1902, с.82-84, 102, 137, 138-139)

[722] «Живи как пишешь, и пиши как живешь: иначе все отголоски лиры твоей будут фальшивы»

[723] В миру Мих.Ник.Иванов. К старцу приезжали на исповедь и благословение А.К.Толстой, А.С.Хомяков, Н.В.Гоголь, А.Н.Муравьев. Старец видел помыслы людей. Примечательно в этой связи обращение И.Киреевского. Горделивый западник, лично знакомый с Гегелем, Шеллингомо светилами европейской философии, Киреевский противился просьбе жены посетить старца Макария. Но однажды, отослав старцу письмо, сказал жене: «Трудно будет ему ответить на мои вопросы». Через час получает ответное письмо (которое старец послал за несколько дней до того, как Киреевский сел за свое послание). Точно пелена спала с глаз Киреевского; он открыл для себя и для всех любящих Россию людей ее великий дар и великое призвание.

Из наставлений св. Макария: «Сильная борьба страстей попущается за возношение наше и за мнение о себе и о своем разуме, также и за унижение других; врачевство оным есть – смирение, всегдашнее самоукорение». Не думай, что можешь скоро научиться духовной жизни; она есть художество художеств». «Постараемся помаленьку очищать от страстей ум и сердце, тогда сама собою благодать напишет законы свои на чистых скрижалях сердечных»

[724] «В русской церкви я в Отечестве, в России. Мы русские только в церкви, — а я хочу быть русским». О декабристах сказал: «100 человек прапорщиков и дураков»

[725] «Религия создала искусство и литературу; все, что было великого в самой глубокой древности, все находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же, как и идея красоты вместе с идеей добра» «Есть книга, в которой каждое слово истолковано, объ­яснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из которой нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицей народов; она не заключает уже для нас ни­чего неизвестного. Книга сия называется Евангелием — и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или уд­рученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному влечению".

Я думаю, что мы никогда не дадим народу ни­чего лучше Писания... Его вкус становится по­нятным, когда начинаешь читать Писание, потому что в нем находишь всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу;

все, что было великого в самой глубокой древно­сти, все находится в зависимости от этого рели­гиозного чувства, присущего человеку так же, как и идея красоты вместе с идеей добра... По­эзия Библии особенно доступна для чистого во­ображения. Мои дети будут читать вместе со мною Библию в подлиннике... Библия — все­мирна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: