Твоим огнем душа согрета Отвергла мрак. земных сует, И внемлет арфе Филарета В священном ужасе поэт. 1 страница

[726] "Мы, специально ведущие духовное развитие отечества, непременно должны искать премудрого примирения с властью, обращая ее нам в покровительство. Без согласия этих двух сторон нельзя ждать возможного преуспеяния" (Из тетрадки, в которую с 1846 года художник заносил "мысли, приходящие при чтении Библии").

[727] «Кто любит себя, тот любить Бога не может. А кто не любит себя ради любви к Богу, тот любит Бога».

[728] «Пославший нам годину искушенья

Не до конца рабов своих карал, —

Нам воссиял желанный день спасенья,

День милости Господней воссиял. («Велик Господь!)

[729]«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить».

«Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует... ("Наш век")

"Единство, - возвестил оракул наших дней, -
Быть может спаяно железом лишь и кровью..."
Но мы попробуем спаять его любовью, -
А там увидим, что прочней...

[730] «Чувство зиждет – дает основную идею; форма облекает идею в приличную, подходящую ризу… Первое есть дар Вышней благодати, второе приобретается трудом» (из письма к В.Н.Кашперову). В автобиографических заметках Глинка вспоминает о детстве: «Одним из любимых моих занятий было ползать по полу, рисуя мелом деревья и церкви. Я был весьма набожен, и обряды Богослужения, в особенности в дни торжественных праздников, наполняли душу мою живейшим поэтическим восторгом...».

[731] Вера – «не столько знание истины, сколько преданность ей»

[732] Отец Церкви XIX века. Его юношеские годы описаны в рассказе Лескова «Инженеры-бессеребренники». Его литературные опыты получили одобрение Пушкина. Свт. Игнатий был наставником русской интеллигенции (особенно важна его роль для Брюллова, для Глинки, чьи произведения, по мысли Чайковского, содержат в себе программу для всей последующей русской музыки). Святитель оставил богатейшее духовное наследие, собранное в 8 томах.

[733] Гоголь предвидел новую Россию через духовное воскресение русского народа. В своей "Переписке с друзь­ями" он пишет: "Не будьте мертвыми душами, но живыми. Есть только одна дверь к жизни, и эта дверь — Иисус Христос". «Выше того не выдумать, что уже есть в Евангелии».

"Способность созданья есть способность великая – если только она оживотворена благословеньем высшим Бога. Есть часть этой способности и у меня, и я знаю, что не спасусь, если не употреблю ее, как следует, в дело" (из письма к Александре Смирновой в 1847 году). «Все извлеченное из внешнего мира художник сперва заключает в душу, а уж оттуда, из душевного родника, устремляет его одной согласной торжественной песней».

[734] "Во всяком возрасте и при различных обстоятельствах я возвращался к чтению Евангелия и всякий раз его содер­жание низводило мир и кротость в душу".

[735]«Настанет год, России черный год, Когда царей корона упадет...» «По небу полуночи ангел летел И тихую песню он пел. И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой. Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов, О Боге великом он пел, и хвала Его непритворна была. Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез, И звук его песни в душе молодой Остался – без слов, но живой. И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна, И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли» («Ангел»)

[736] Поразительно: святые (Иустин Попович) пишут исследования о светском писателе. Но Достоевский имел особую близость Небу. Он признавался преп. Макарию Оптинскому, что к вере его повернуло чудо — видение рая Божия. «Ах, как там хорошо, как светло и радостно!. И насельники его так прекрасны, так полны любви. Они встретили меня с необычайной лаской. Не могу забыть я того, что пережил там, — и с тех пор повернул к Богу!» (Беседы схи-архимандрита Оптинского скита старца Варсонофия с духовными детьми. Санкт-Петербург, 1991, с.36.) Глубокая вера давала ему ясное зрение будущего. Многие его пророчества сбылись, многие ждут своего часа.

"...Интернационал распорядился, чтобы революция началась в России. И начнется... Бунт начнется с атеизма и грабежа всех богатств... Предвидится страшная, колоссальная, стихийная революция, которая потрясет все царства мира с изменением лица мира сего. Но для этого потребуется сто миллионов голов. Весь мир будет залит кровью". "Россия все же очистится от скверны и возродится, сядет у ног Христа и покажет всему миру истинный путь".

[737] Основатель научной педагогики в России. «Современная педагогика исключительно выросла на христианской почве, и для нас не христианская педагогика есть вещь немыслимая – безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди… Мы считаем удобным выразить вообще желание, чтобы наше светское образование сблизилось с религиозным…православие есть единственная религия, представляющая все условия для такого движения». «Напрасно мы хотим выдумать воспитание: воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ…Мы безумно подкопали бы корень векового растения и рассыпались бы потом сами, как рассыпаются листья с иссохшего дерева» (К.Д.Ушинский. О нравственном элементе в русском воспитании» СПб, 1894, с. 27-28, 49)

[738] Царь Николай не перестал быть Царем после вынужденного отречения. И умервщлен не как рядовой гражданин, а как Царь. И в вечности он — Царь-молитвенник за страну. Утверждать противоположное — значит встать на позицию беззакония.

С правовой точки зрения «отречение» 1917 года не имеет силы. Принудителей государя должно почитать — согласно Основным законам России — тягчайшими, повинными смерти, преступниками, покусившимися на основы русской народной жизни. Признать законной ситуацию насилия — значит беззаконно наделить силой права «право» силы. Тогда, сказав преступное «а», нужно без конца говорить и преступное «б»: значит, и бандит, вынудивший вас под угрозой уничтожения семьи отдать, к примеру, свой дом, имеет на то право. Преступно возведенное в закон беззаконие породило преступное государство, топчущее конституционную традицию России, начиная от Ярославовой Русской правды. Преступное начало увенчал преступный конец — геноцид и развал державы.

Русская конституция («Основные законы Российской империи»), как неизменяемая часть законов, выражавшая суть жизни русского народа, не могла быть изменена ни Думой, ни Государем. Следовательно, никакие действия Государя в ситуации принуждения невозможно признать имеющими силу.

Теперь о духовной стороне вопроса. Государь помазан на царство от Бога. Так! Но тогда святотатственно восхищать право Божие. Не Бог ли решает вопрос о сохранении помазания? Пророк Иона отказался от пророческого служения. Но Господь не снял его с беглеца. А то, что Господь изъявил Свою волю прославить Царя-Мученика многочисленными чудесами, — очевидно. Да и заранее известил нас о Своей воле — нет недостатка в пророчествах о мученичестве Царя.

Разве не почитаем св. митрополита Филиппа как святителя, а не простого монаха? — Несмотря на то, что царь Иоанн Грозный силой и хитростью снял с него сан. В год надругательства над ним послал Господь на Русь моровую язву.

Есть и духовно-нравственная сторона вопроса. Скажем ли мы вслед за убийцами, что они убили не царя, а рядового гражданина? Этот вопрос важен для судьбы народа. Если мы все цареубийцы, то лежит на нас соборное проклятие 1613 года («да будет проклят в веке сем и веке будущем»). Но тогда мы можем и снять его покаянием. Если же произвольно, лишь в мнении своем, снимаем с себя грех цареубийства, то тогда не можем покаяться и получить прощение. Русский народ в глубинах совести чувствует грех пособничества цареубийству. И не случайно на иконах Царь-мученик изображается именно как Царь, а не рядовой гражданин.

[739] «Всякая вражеская армия, которая бы осмелилась проникнуть в Россию и пройти дальше Смоленска, безусловно, нашла бы там в стеях свою могилу». См.: Россия — это сама жизнь». Заметки иностранцев о России с XIV по ХХ век. М.,2004. С. 447.

[740] «Подражайте русским, для них нет ничего невозможного!» «Россия — это сама жизнь». Заметки иностранцев о России с XIV по ХХ век. М.,2004. С. 375.

[741] «Я с удивлением смотрел, как здесь почитали Господа». «У нас ни одному монаху не пришло бы в голову проделать такое количество земных поклонов, коленопреклонений, крестных знамений и т.п., сколько их умудрился сделать этот русский князь, бывший адъютант Императора Александра». «В заботах главы народа и самого народа о могуществе грядущих поколений сказывается величие их души. Вера живущих во славу своих потомков заключает в себе нечто благородное и своеобразное». «Россия — это сама жизнь». Заметки иностранцев о России с XIV по ХХ век. М.,2004. С. 290, 278,362.

[742] «Терпение русского солдата безгранично. Его выносливость, присутствие духа при любых обстоятельствах, его способность воевать в самых тяжелых условиях и даже не голодный желудок — выше всяких похвал…русский содат… самый стойкий и непоколебимый при поражениях и неудачах». Россия — это сама жизнь». Заметки иностранцев о России с XIV по ХХ век. М.,2004. С. 360.

[743] «(Русские) искренни и сообщительны о своих собственных делах, даже самых интимных, то дакой степени, что нам трудно вообразить». «Россия — это сама жизнь». Заметки иностранцев о России с XIV по ХХ век. М.,2004. С. 337.

[744] «Настоящие русские почти никогда не переселяются из России». «Россия — это сама жизнь». Заметки иностранцев о России с XIV по ХХ век. М.,2004. С. 302

[745] «Способы и приемы их действий по корректности стоят выше всякой критики». «Русские чиновники… — люди высоко образованные и прекрасно воспитанные». «Россия — это сама жизнь». Заметки иностранцев о России с XIV по ХХ век. М.,2004. С.270

[746] «Он был идеальной натурой, и не удивительно, что сохранил этот идеальный отпечаток при всех событиях, начиная с декабристов и в течение дальнейших событий, происшедших при его жизни». «Россия — это сама жизнь». Заметки иностранцев о России с XIV по ХХ век. М., 2004. С. 172

[747] «Такой человек не может быть судим как обыкновенные смертные…Он покоряет чужую волю, потому что в совершенстве властвует над своей собственной». «Россия — это сама жизнь». Заметки иностранцев о России с XIV по ХХ век. М.,2004. С. 174.

[748] «Во всем мире во все времена истории человечества не было такого гуманного, культурного и беспристрастного суда, как русский». — «Россия — это сама жизнь». Заметки иностранцев о России с XIV по ХХ век. М.,2004. С. 382.

[749] «Поистине нет ни утешения, ни подкрепления иного, кроме того, которого ищем мы в Боге». «Нет изречений, довольных благодарности моей пред Богом, и силы мои слабы заслужить Его милости». «Я обуздываю свою горячность, насколько могу», — говорил великий Император, за свои краткие дни царствия сумевший исправить многие искажения в отношениях государства и Церкви. По молитвам у гробницы Царственного Страстотерпца даются чудесные избавления («Венок на Гробницу Императора Павла I –го» //Русский паломник, 2002, №26)

[750] Герой романа, немецкий мейстерзингер 13 века. В поисках голубого цветка, открывающего видение будущего, созревает поэтический дар героя. К образу голубого цветка восходит и ныне еще бытующее выражение: «голубая мечта».

[751] «Я уступил не великим сверхъестественным светочам, мое убеждение вышло из сердца: я заплакал и уверовал», – говорил Шатобриан в те годы.

«Из всех существовавших религий христианская — самая поэтичная, самая человечная, самая благоприятная свободе, искусствам и наукам; современный мир обязан ей всем, от земледелия до абстрактных наук, от больниц для бедных до храмов, воздвигнутых Микеланджело и украшенных Рафаэлем; нет ничего божественнее ее морали, ничего привлекательнее и торжественнее ее догматов, ее доктрины и ее культа; она покровительствует гению, очищает вкус, развивает благородные страсти, даст мысли силу, сообщает писателю прекрасные формы и художнику совершенные образцы».

[752] Причиной послужила казнь герцога Энгиенского, представителя французского королевского дома, который был схвачен в соседним с Францией княжестве Баден. Ссора Наполеона с императором Александром I, осудившим беззаконие («Если бы в то время, когда Англия замышляла убийство Павла I, стало известно, что устроители заговора находятся в 4 км от границы, неужели вы не постарались бы схватить их?»).

[753] Л.Кириллина Классический стиль в музыке XVIII-начала XIX веков. М., 1996, с. 54

[754] Коль славен...

Коль славен наш Господь в Сионе,
Не может изъяснить язык.
Велик Он в небесах на троне,
В былинках на земле велик.
Везде Господь, везде Ты славен,
Во дни, в ночи сияньем равен.
Ты солнцем смертных освещаешь,
Ты любишь, Боже, нас, как чад;
Ты нас трапезой насыщаешь,
И воздвигаешь вышний град;
Ты смертных, Боже, посещаешь
И благодатию питаешь.
Господь! Да во Твои селенья
Воспрянут наши голоса,
И наше пред Тобою пенье
Да будет чистым, как роса!
Тебе в сердцах алтарь поставим,
Тебя, Господь, поем и славим.

[755] Бетховен бродил в окрестностях Гейлигенштадта. “Здесь я писал сцену у ручья, и над ней вместе со мной работали перепела, кукушки, соловьи и овсянки”, – говорил Бетховен Шиндлеру 15 лет спустя

[756] Удивительно глубоки и всегда современны образы Крылова! «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна» («Ворона и лисица»). «Чем нравом кто дурней, тем более кричит и ропщет на людей» («Волк и кукушка»). «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука» («Лебедь, щука и рак»). «Какой порядок ни затей, Но, если он в руках бессовестных людей, – они всегда найдут уловку, Чтоб делать там, где им захочется, сноровку» – «Мирская сходка» (ср. с библейским: «каков делатель, таково и дело» – 3 Ездры 9:17). «Послушать, кажется одна у них душа, – А только брось им кость, так – что твои собаки» – «Собачья дружба».

[757] Король Голландии — брат Наполеона Луи Бонапарт, Вестфалии — другой брат Жером Бонапарт, Неаполя — маршал Мюрат (зять Наполеона, женатый на его сестре Каролине). Король Италии — третий брат, Жозеф Бонапарт. Великая герцогиня Тосканы — “лиза, Сестра Наполеона. Вице-король Италии — пасынок Наполеона Евгений Богарне. Сам Наполеон — король Италии. Родившемуся в 1811 году от брака с австрийской принцессой Марией Луизой сыну и наследнику присвоил титул Римского короля.

[758] Из последней басни мы узнаем, что крот – “великий зверь на малые дела”, «лиса умна, да лгать великая охотница она», «что важная наука для царей: Знать свойства своего народа И выгоды земли своей»

[759] Вечатления иностранцев: «Казаки, несомненно, лучшие в мире войска для сторожевого охранения армии, для разведок и партизанских вылазок. Попробуйте потревожить их, когда вы отрезаны от своих, или двиньтесь в атаку расспным строем! Вы погибли!» («Россия — это сама жизнь». Заметки иностранцев о России с XIV по ХХ век. М.,2004. С. 407).

[760] Что ждет преемника моего, Цесаревича Александра? - Француз Москву при нем спалит, а он Париж у него заберет и Благословенным наречется. Но тяжек покажется ему венец царский, и подвиг царского служения заменит он подвигом поста и молитвы и праведным будет в очах Божиих...

[761] В 1808 г. лейтенант Иван Кусков предпринял морской поход для предварительного осмотра местности. В 1811 г. он провел исследование прилегающей территории. Здесь располагались пастбища, рос строевой лес, были проточная вода — река Славянка (впоследствии названная американцами Русской) и лучший климат на побережье. Поселение было основано в 1812 г., когда Кусков прибыл на место с 95 русскими и 80 алеутами. Они приехали в марте или апреле, а к сентябрю крепость и деревня были построены. Постройки включали в себя церковь, дома для жилья, школы, судоверфьЮ кузницы, мастерские склады. Вокруг были сады, где в избили росли яблони, виноград, вишни, персики, груши, на бахчах — арбузы и дыни…

[762] «Кто из белых может сказать, что я украл у него землю и хотя бы самую малую толику денег? И все же они утверждают, что я вор. Была ли хоть одна белая женщина, попавшая ко мне в плен, обесчещена? И все же они говорят, что я - плохой индеец. Кто из белых хоть раз видел меня пьяным? Кто хоть раз, придя ко мне голодным, уходил ненакормленным? Кто хоть раз видел, что я бью своих жен или браню своих детей? Какой закон я нарушил? Разве преступление - любить близких? Неужели я плох оттого, что кожа у меня красная? Потому, что я сиу; потому, что я был рожден там, где жил мой отец; потому, что я готов умереть за свой народ и свою страну?

[763] «До «Танкреда» музыка Италии изображала только любовь, после «Танкреда» она стала воинственной» —Стендаль.

[764] 1740-1814, с 1803 года — в сумасшедшем доме. В романе «Новая Жюстина» русский граф Минский вкушает пирог с мужскими яичками и колбасой, начиненной кровью девстенниц.

[765] Из Предисловия: «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего».

[766] Классические формы утяжеляются, подчеркивая идею мощи. В декоре — знаки военной силы: лавровые венки, мечи, щиты, шлемы, кони, эмблемы и т. д.

[767] Л.Кириллина Классический стиль в музыке XVIII-начала XIX веков. М., 1996, с. 57

[768] Из оды "Бог"

О Ты, пространством бесконечный,
Живой в движенье вещества,
Теченьем времени превечный,
Без лиц в трех лицах Божества!
Дух всюду сущий и единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто все Собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы называем — Бог!
Неизъяснимый, Непостижимый!
Я знаю, что души моей
Воображения бессильны
И тени начертать Твоей.
Но если славословить должно,
То слабым смертным невозможно
Тебя ничем иным почтить,
Как им к Тебе лишь возвышаться,
В безмерной разности теряться
И благодарны слезы лить.

[769] "Прекрасный, светлый солнечный день - он останется таким у меня в памяти на всю жизнь. Волшебные звуки музыки Моцарта все еще звучат как бы издалека. С какой невыразимой силой и в то же время нежностью они проникли глубоко-глубоко в сердце... В душе остается прекрасный отпечаток, который не смогут стереть ни время, ни обстоятельства и который окажет благотворное влияние на все наше существование. Среди мрака этой жизни он указывает нам прекрасные светлые дали, кои исполняют нас надеждою. О Моцарт, бессмертный Моцарт! Как много, как бесконечно много благотворных образов жизни, гораздо более светлой и прекрасной, ты запечатлел в наших душах!"

[770]

[771] «Ум ищет божества, а сердце не находит».

[772] «Не ты ли величал безверье просвещеньем?

Не ты ль в приманчивый, прелестный вид облек

И страсти, и порок?

И вон, опоена твоим ученьем,

Там целая страна

Полна

Убийствами и грабежами,

Раздорами и мятежами

И до погибели доведена тобой!

В ней каждой капли слез и крови – ты виной».

Крылов отрицал, что объектом критики в басне является Вольтер. Несомненно, басня имеет более общий и пророческий смысл — о грядущем растлении мира. И не случайно ровно 100 лет отделяет ее от великой злодеяньями Октябрьской революции.

[773] В 1807 г. Наполеон в знак уважения пожаловал атаману французский орден Почетного легиона. Платов не принял награды, сказав «Я Наполеону не служил и служить не могу».

[774] Письма Бетховена 1817-1822 М., 1986, с. 287.

[775] Королева Англии, после того, как она прослушала проповедь одного из своих капелланов в Виндзоре о втором пришествии Хрис­та, королева Виктория сказала: "О, как бы я хотела, чтобы Господь пришел еще при моей жизни!.." "Почему Ваше Величество испытывает это горячее же­лание?" — спросил ее проповедник. На лице королевы изобразилось глубокое переживание, и она ответила: "Потому что я бы хотела повергнуть мою корону к Его ногам".

[776] Голицыны до сих пор католики и имущество свое жертвуют иезуитам.

[777] Как и у Гарибальди и у Анатоля Франса его последними словами были: «Мама!»

[778] “В те дни, когда мне были новы Все впечатленья бытия”

[779] “Блажен, кто верует, тепло ему на свете”, “Влеченье, род недуга” “А судьи кто?” (слова Чацкого) “В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь” (слова Молчалина), “взгляд и нечто (слова Репетилова) “Все врут календари” (слова Хлестовой) “Герой не моего романа” (слова Софьи), «Как с ранних пор привыкли верить мы, что нам без немцев нет спасенья». «Я одаль воссылал желанья Смиренные, однако вслух,Чтоб истребил Господь нечистый этот дух Пустого, рабского, слепого подражанья». «Как посравнить да посмотреть Век нынешний и век минувший Свежо предание, а верится с трудом».

[780] «Недаром темною стезей
Я проходил пустыню мира;
О нет, недаром жизнь и лира
Мне были вверены судьбой!»

[781] День открытия Царскосельского лицея в 1811 году, в который в том же году поступил Пушкин и его друзья, которым и посвящено это стихотворение, открывающееся строкой «Роняет лес багряный свой убор». «Служенье муз не терпит суеты; Прекрасное должно быть величаво»

[782] "Будет некогда Царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечёт за то, что восстанут против этого Царя и Самодержавия, но Бог Царя возвеличит".

[783] Ее хотели расчленить, сделать конфедерацией, Православие же размыть.

[784] «Начало же царствования сына твоего Николая бунтом вольтерьянским зачнется, и сие будет семя злотворное, семя пагубное для России, кабы не благодать Божия, Россию покрывающая. Через сто лет после того оскудеет Дом Пресвятыя Богородицы, в мерзость запустения Держава Российская обратится».

[785] К преподобному приехали братья Волконские. Одного он принял и благословил, на другого замахал руками и прогнал. Его брату сказал, что тот замыслил недоброе, советовал образумить. Прогнанным был генерал­майор князь С. Г. Волконский, впоследствие осужденный на каторжные работы сроком на 15 лет.

[786] 14 декабря 1825 года, в день, когда «тайна беззакония» (2 Фес. 2:7), обнажила свой дьявольский оскал, прп. Серафим Саровский, по словам келейника его Павла, бегал, восклицая: «Драка! Драка!... В Петербурге бунт противу Государя». А через несколько дней радостно говорил: «Слава Богу, слава Богу! Царя Богоизбранного даровал Господь Земле Русской. Сам Господь избрал и помазал Его на царство». И Н.А.Мотовилову прп. Серафим говорил о Государе: «Он велик перед Богом… Блаженны мы, что имеем такого Царя!» Что пред этой Божьей оценкой клевета масонов, изготовившим против помазанника Божия прозвище «Палкин»! Напомним и о том перевороте в душе Пушкина, который произошел после беседы с Государем, когда великий поэт убедился в зловещей дурости декабризма и стал убежденным монархистом.

[787] «Бог и Государь решили участь мою: я должен умереть и умереть смертию позорной. Да будет Его святая воля! Мой милый друг, предайся и ты воле Всемогущего, и Он утешит тебя. За душу мою молись Богу. Он услышит твои молитвы. Не ропщи ни на Него, ни на Государя: это будет безрассудно и грешно. Нам ли постигнуть неисповедимые суды Непостижимого? Я ни разу не возроптал во все время моего заключения, и за то Дух Святой дивно утешал меня. Подивись, мой друг, и в сию самую минуту, когда я занят только тобою и нашею малюткою, я нахожусь в таком утешительном спокойствии, что не могу выразить тебе. О, милый друг, как спасительно быть христианином! Благодарю моего Создателя, что Он меня просветил и что я умираю во Христе… С рассветом будет у меня священник, мой друг и благодетель, и опять причастит…Прощай! Велят одеваться. Да будет Его Святая воля».

[788] Чайковский о произведении: «… неподкупный голос эстетической критики воздаст в свое время должную справедливость Мендельсону. Он всегда останется образцом безукоризненной чистоты стиля, и за ним будет признана резко очерченная музыкальная индивидуальность, бледнеющая перед сиянием таких гениев, как Бетховен,— но высоко выдвигаю­щаяся из толпы многочисленных музыкантов-ремесленников не­мецкой школы

[789] Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснётся,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орёл.

[790] «О Господи, моя душа должна радоваться, что она безраздельно принадлежит Тебе! Я хочу терпеливо снести все превратности судьбы и целиком уповать лишь на Твою неизменную доброту», - писал Бетховен в дневнике

[791] 1 мая о. Иоанн, будущий митрополит Иннокентий, написал донесение архиепископу Иркутскому Михаилу — об алеуте Смиренникове, о чудесных его исцелениях, о том, как он по просьбе голодавших сородичей 'послал кита' - кит выбросился на берег, о 'белых людях' (до миссионерских трудов митрополита алеуты по языковым причинам не были в подробностях просвещены в вопросах христианской веры. Ради их просвещения Иоанну Смиренникову после крещения стали являться «белые люди» — два ангела и наставляли его в вере). «'Я, конечно, усомнился, — пишет о. Иоанн, — не хитрая ли и тончайшая это сеть искони лукавого? и спросил его: как они учат молиться, себе или Богу, и как жить с другими? Он отвечал, что они учат молиться не себе, но Творцу всяческих, и молиться духом и сердцем, и иногда молились с ним весьма долго; и учат исполнять, словом, все чистыя христианския добродетели (кои он подробно мне рассказал), а более всего советуют наблюдать верность и чистоту… После сего спросил я его: являлись ли ему они ныне, после исповеди и причастия и велели ли слушать меня? - Он отвечал, что являлись… и говорили, чтоб он никому не сказывал исповеданных грехов своих, и чтоб, после причастия вскоре, не ел жирнаго, и чтоб слушал учения моего…и даже сегодня на пути явились ему и сказали, для чего я зову его, и чтоб он все рассказал и ничего б не боялся, потому что ему ничего худого не будет. Потом я спросил его: когда они являются ему, что он чувствует, радость или печаль? - Он сказал, что в то только время, когда он сделает что-нибудь худое, увидя их, чувствует угрызения совести своей, а в другое время не чувствует никакого страха… Сам же он, будучи безграмотен и нисколько не зная русскаго языка, не мог ни читать, ни слышать от других учения христианского. Наконец, дабы удостовериться, точно ли являются ему пестуны его, я спросил его: могу ли я видеть их и говорить с ними? он отвечал, что не знает, а спросит у них; и действительно, чрез час приходит и говорит, что они сказали на то: 'и что он хочет еще знать от нас? Ужели он еще почитает нас диаволами? Хорошо, пусть видит и говорит с нами, если хочет»

[792] – поэтическое изложение видения пророка Исайи (Ис.6). Яркие выражения стихотворения часто цитируются (“Глаголом жги сердца людей”)

[793] “В одну телегу впрячь не можно Коня и трепетную лань”

[794] Архиепископ похвалил смирение о. Иоанна, но разрешил говорить с ангелами — «если еще жив будет старик Смиренников, видеться и говорить с духами, ему являющимися…помните только при сем свидании… молитву Господню, которую и повторите вместе с духами. Разговор же ваш с ними может быть не иной, как о судьбе новообращенных алеутов. Этому разговору не суждено было сбыться: когда о. Иоанн, по получении разрешения от арх. Михаила на свиданье, возвратился на остров Акун, то не нашел уже в живых старика Смиренникова.

[795] Его Завещание заканчивалось словами«Да будет проклят и тот, кто бы покусился отвратить вас от верности благочестивой и христолюбивой России»

[796] «Есть упоение в бою, И бездны мрачной на краю… Все, все, что гибелью грозит, Для сердца смертного таит Неизъяснимы наслажденья — Бессмертья, может быть, залог!» («Пир во время чумы»). «Гений и злодейство — две вещи несовместные» (“Моцарт и Сальери”)

[797] Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть — на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

[798] Дивеевская монахиня Евпраксия рассказывает: рано утром 25 марта 1831 года я находилась в келии старца, как вдруг послышался сильный шум, за ним последовало чарующее пение. Комнату залил яркий свет и заполнило благоухание. Старец стоял на коленях с поднятыми руками. Меня охватила дрожь, преподобный сказал мне:

— Не бойся, чадо мое! Это Владычица наша, Пресвятая Богородица, грядет к нам!

Вскоре предстали два ангела, за ними Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов, а позади всех шла Преблагая дева с двенадцатью мученицами. Богородица приблизилась ко мне, а я все продолжала лежать на полу. Преблагая Мать коснулась меня и говорит:

— Встань, сестра, не бойся. Со мной пришли такие же девы, как и ты. Мы пришли посетить вас, — произнесла Царица. Преподобный старец стоял перед Пресвятой Девой. Богородица что-то долго ему говорила. Несмотря на то, что я все видела, из сказанного ничего не услышала.

Единственное, что я услышала, были следующие сова: «Не оставляй моих дев в Дивеево». — «О, Владычица! Я их собираю, но не в силах окормлять один.». — «Я помогу тебе во всем. Научи их послушанию. Если они будут хранить послушание, то будут рядом с тобой и со Мной, а иначе не войдут в обители, которые Я им уготовала. Если их кто обидит, то будет наказан, а кто послужит им ради любви ко Христу, обретет милость пред Богом». Затем Приснодева обернулась ко мне и сказала:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: