Твоим огнем душа согрета Отвергла мрак. земных сует, И внемлет арфе Филарета В священном ужасе поэт. 4 страница

«Теперь, при религиозном индифферентизме, светские выгоды, напротив, требуют почти, чтоб скрывать религиозность, которую вся передовая часть общества считает за тупоумие. Следовательно, перед кем же мне играть роль? Перед властью? Но и та, пользуясь способностями и услугами разных деятелей, теперь не следит за тем, религиозны ли они, ходят ли в церковь, говеют ли? И хорошо делает, потому что в деле религии свобода нужнее, нежели где-нибудь. Искать я ничего не искал: напротив, все прятался со страхом и трепетом…" (ЛН, Т. 102. С. 260-261).

А. Ф. Кони свидетелшьствовал: "Глубокая вера в иную жизнь сопровождала его до конца. Я посетил его за два дня до смерти, и при выражении мною надежды, что он еще поправится, он посмотрел на меня уцелевшим глазом, в котором еще мерцала и вспыхивала жизнь, и сказал твердым голосом: „Нет! Я умру! Сегодня ночью я видел Христа, и он меня простил"..." (Кони А.Ф. Воспоминания о писателях. М., 1989. С. 77).

[928] Слова Скрябина: «Первая часть — тихая южная ночь на берегу моря — ласкающий свет после темноты… Вторая часть — широкий, бурно волнующийся морской простор»

[929] «Пошлая сторона отрицания, отсутствие высшей идеальной культуры, цивилизованное варварство среди грандиозных изобретении техники — все это наложило своеобразную печать на отношение современной толпы к искусству». В этой книге — манифесте символизма —Мережковский во многом предварил наблюдения Шпенглера (см.1918). «Слова только определяют, ограничивают мысль, а символы выражают безграничную сторону мысли».

[930] "Мне хочется сообщить о приятном состоянии духа, в коем нахожусь по поводу моих работ, —[...]симфония так и будет называться Программная симфония (номер 6) [...] Программа эта самая что ни на есть проникнутая субъективностью, и нередко во время странствования, мысленно сочиняя ее, я очень пла­кал. Теперь, возвратившись, сел писать эскизы, и работа по­шла так горячо, так скоро, что менее чем в 4 дня у меня со­вершенно готова была первая часть и в голове уже ясно обрисовались остальные части. Половина третьей части уже готова. По форме в этой симфонии будет много нового, и, между про­чим, финал будет не громкое аллегро, а наоборот, самое тягу­чее adagio. Ты не можешь себе представить, какое блаженство я ощущаю, убедившись, что время еще не прошло и что рабо­тать еще можно" (Письмо В.Давыдову 11 февраля 1893).

"[...] я по­ложительно считаю ее наилучшей и в особенности наиискрен­нейшей из всех моих вещей. Я ее люблю, как никогда не любил ни одно из других моих музыкальных чад". (Письмо В.Давыдову 3 августа 1893).

День первого исполне­ния симфонии — 16 октября 1893

[931] «Знай — у России нет друзей. Нашей огромности боятся»…«Тебе предстоит взять с плеч моих тяжёлый груз государственной власти и нести его до могилы так же, как нёс его я и как несли наши предки. Я передаю тебе царство, Богом мне вручённое... Меня интересовало только благо моего народа и величие России. Я стремился дать внутренний и внешний мир, чтобы государство могло свободно и спокойно развиваться, нормально крепнуть, богатеть и благоденствовать. Самодержавие создало историческую индивидуальность России. Рухнет самодержавие, не дай Бог, тогда ним рухнет и Россия. Падение исконной русской власти откроет бесконечную эру смут и кровавых междоусобиц. Я завещаю тебе любить всё, что служит ко благу, чести и достоинству России... Ты несёшь ответственность за судьбу твоих подданных перед престолом Всевышнего. Будь твёрд и мужественен. В политике внешней — держись независимой позиции. Избегай войн. В политике внутренней — прежде всего покровительствуй Церкви. Она не раз спасала Россию в годины бед. Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства».

[932] «Развилась потребность неверия для прикрытия интересов сердца, несогласных с верою. Тут – корень зла. Не разум – противник веры, а развратившееся сердце» «Если хочешь быть плодоносным – умри… Какой же, скажете, плод от этого, когда тут все замрет? Нет, не замрет, а явится энергия, да еще какая»Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года. – М., 1997, с. 119, 118.

[933] «Сколько знамений показал Господь над Россией, избавляя ее от врагов сильнейших и покоряя ей народы! И, однако ж, зло растет. Ужели мы не образумимся? Западом и наказывал и накажет нас Господь, а нам все в толк не берется. Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо. Есть очи, но не видим, есть уши, но не слышим, и сердцем не разумеем… Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня”.
“Если не опомнимся, пошлет на нас Господь иноземных учителей, чтобы привели нас в чувство… Выходит, что и мы на пути революции. Это не пустые слова, но дело, утверждаемое голосом Церкви. Ведайте, православные, что Бог поругаем не бывает”.

[934] «…необходимо притвориться сторонниками и ревнителями вопросов социальных... осо­бенно тех, которые имеют задачей улучшение участи бед­ных; но в действительности наши стремления должны тя­готеть к овладению и управлению движением обществен­ного мнения... Действуя таким образом, мы сможем… возбудить массы. Мы употребим их в качестве орудия для ниспровержения престолов (Россия) и для ре­волюции, и каждая из этих катастроф гигантским шагом будет подвигать наше дело и приближать к цели — владычеству над всей землёй». «…Необходимо подорвать веру… всё это заменить ариф­метическими расчетами, материальными потребностями и интересами... Священничество мы позаботились дискре­дитировать... повсюду провозглашаются свободы». «Если золото — первая сила в мире, то пресса — вторая… Нам нужны большие политические издания — газеты, которые образуют общественное мне­ние, уличная литература и сцена. Этим путём мы шаг за шагом вытесним христианство и продиктуем миру, во что он должен верить, что уважать, что проклинать…Мы можем нанести первый удар … семейному на­чалу… воспи­тать армию увлечённых страстями....

Мы создали безумную, грязную, отвратительную лите­ратуру… затронули образование и воспитание, как краеугольные камни общественного быта… развратили молодёжь.,.»

«мы ввели в государственный организм яд либе­рализма… Парламентс­кая трибуна не хуже прессы приговорила правительства к бездействию и к бессилию... Тогда мы заменили прави­тельство его карикатурой — президентом, взятым из тол­пы, из среды наших креатур... Все государства замучены, они взывают к покою, гото­вы ради мира жертвовать всем; но мы не дадим им мира, пока они не признают нашего интернационального Сверх­правительства открыто, с покорностью».

[935] Звездой Ремфана (Сатурна), что осуждено Богом (Ам. 5:26; Деян. 7:43)

[936] Ученый говорил “По мере того, как мы продвигаемся с вершины на вершину знания, внезапно обнаруживается, что каждую из них давным-давно освоили богословы”.

[937] “В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли

[938] Свидетельствовал о себе: "Нравственная евангельская правда одна с малолетства не была поколеблена…" (Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. М., 1994. С. 453). Род Майковых восходит к св. Нилу Сорскому.

[939] Археолог и фотограф-любитель Секондо Пиа, проявляя снимок отснятой им Плащаницы, увидел вдруг лик Спасителя. Плащаница оказалась нерукотворным фотографическим негативом, запечатлевшим картину мучений, смерти и Воскресения Господа. Она в точности совпадает с теми описаниями, которые содержатся в Евангелиях, и дополняют их множеством подробностей. Так Господь для «века науки», как назвали его поклоняющиеся науке люди, приберег и наглядное подтверждение верности всего сказанного в Евангелиях, почему и саму Плащаницу назвали «Пятым Евангелием». К настоящему времени возникла посвященная исследованиям Плащаницы комплексная наука синдология, в разработке которой принимают участие физики разных специальностей, химики, криминалисты, физиологи, ботаники (пыльца). Ныне вновь подтверждается евангельская истина: неверующие не веруют не из-за недостатка знаний, а по причине ожесточения сердца, — потому что не хотят верить. Самое поразительное в Плащанице — ее нерукотворность. Ведь если, как утверждают атеисты, плащаница является подделкой 14 века, то каким образом ее автор мог знать законы негативного изображения, до открытия фотографии, даже вообще до научной оптики. Если и сейчас наука при всей ее мощи, не может указать способ негативного изображения на обычной ткани, то как это мог сделать человек 14 века? Как он мог по физическим формулам, открытым только в 20 веке, в точности рассчитать закон густоты цвета в зависимости от удаления ткани от поверхности тела? Как он мог предвидеть достижения современной криминалистики, позволившие соотнести форму пятен с количеством часов, проведенных в состоянии смерти? Откуда он мог знать физические подробности мучений Христа, о которых не упоминают евангелисты (Господь, падая под тяжестью креста, разбил колени, во время избиений был сломан нос)? Как он мог предвидеть, что во время светового исхождения из плащаницы без ее развертывания, тело находилось в невесомости? Как же нужно не желать воскресения Христа, чтобы белое называть черным! Что это, как не продолжение неуклюжей иудейской лжи, противившейся отначала факту воскресения?

[940] «Мы тогда только внесем свою лепту в сокровищницу всемирного искусства, когда все силы устремим к развитию своего родного Русского искусства»

[941] В книге "Индивид, эволюция, наследственность и неодарвинисты" (М.,1899). 24-я глава этого труда называется: "Телегония или явление первого самца". Явление постарались развенчать, ибо оно — в приложении к человеку говорит о великой ценности целомудрия. В последующее время явление телегонии было открыто и у людей: дети, родившиеся в браке, несли в себе наследственные признаки и болезни предыдущих «партнеров». Как сейчас установлено, в советское время все исследования и публикации по проблеме телегонии были засекречены.

[942] Геродот, посетивший Вавилон между 470 и 460-м годом, так описывал башню: «Храмовый участок — четырехугольный, каждая его сторона длиной в 2 стадии. В середине этого храмового священного участка воздвигнута громадная башня длиной и шириной в 1 стадию. На этой башне стоит вторая, а на ней — еще башня, в общем, восемь башен — одна на другой. Наружная лестница ведет наверх вокруг всех этих башен. На середине лестницы находятся скамьи, должно быть, для отдыха. В этом храме стоит большое, роскошно убранное ложе и рядом с ним золотой стол»

[943] «Горе Льву Толстому, умирающему во грехе неверия и богохульства. Смерть грешника будет люта», – обличал писателя св. прав. Иоанн Кронштадтский за попрание «крови Нового Завета, излиянной за весь мир». Агония Толстого действительно была долгой и мучительное.

[944] 1954—1959 — руководитель Компартии Китая. Был атеистом. Но в 1936 году, будучи членом ЦК Коммунистической партии, сильно заболел, захотел креститься и принял крещение от одной монахини. Когда его жена была убита войсками Чан-Кайши, написал религиозную поэму "Бессмертие". В 1971 году заявил английским корреспондентам: "Вскоре мне надо будет предстать перед Богом".

[945] «Человек есть бесполезная страсть» Точнее бы сказать философу по-другому: «призванный стать богом по благодати, человек низвел себя до смертоносной страсти»

[946] Разносторонний изобретатель (свыше 1000 изобретений). В беседе с корреспондентом на вопрос о целесообразности в мире атомов ответил: "Неужели Вы думаете, что это совершается без всякого смысла? Атомы в гармоническом и полезном соединении принимают красивые и интересные очертания и цвета, словно выражая свое удовольствие. В болезни, смерти, разложении или гниении - несогласие составных атомов немедленно дает себя чувствовать дурными запахами. Соединенные в известных формах атомы образуют животных низших разрядов. Наконец, они соединяются в человеке, представляющем собою полную гармонию осмысленных атомов.
- Но где первоначальный источник этой осмысленности?
- В какой-то Силе превыше нас самих.
- Итак, Вы верите в Создателя, в Бога?
- Конечно,- ответил Эдисон,- существование Бога может даже быть доказано химическим путем".

[947]Французский физик, открывший радиоактивность, сказал: "Именно мои работы привели меня к Богу, к вере".

[948] Открыл (1897) электрон, определил (1898) его заряд, предложил (1903) одну из первых моделей атома. "Не бойтесь быть независимыми мыслителями! Если вы мыслите достаточно сильно, то вы неизбежно будете приведены наукой к вере в Бога, которая есть основание религии. Вы увидите, что наука не враг, а помощница религии".

[949] Основатель психоанализа. Покончил с собой самоубийством, сим делом приоткрыв корни своего учения.

[950] Нем. физик-теоретик говорил: «Когда религия и наука исповедуют веру в Бога, первая ставит Бога в начале, а вторая — в конце всех мыслей. Ре­лигия и наука нисколько не исключают друг друга».

[951] Великий физик-теоретик, автор специальной и общей теории относительности, ввел понятие фотона, открыл законы фотоэффекта, работал над проблемами космологии и единой теории поля, лауреат Нобелевской премии. "Я верю в Бога, как в Личность и по совести могу сказать, что ни одной минуты моей жизни я не был атеистом. Еще будучи молодым студентом я решительно отверг взгляды Дарвина, Геккеля и Гексли, как взгляды беспомощно устаревшие".

«Нельзя читать Евангелие, не чувствуя действительного присутствия Иисуса. Его личность пульсирует в каждом слове».

"Гармония естественного закона открывает столь превосходящий нас Разум, что по сравнению с ним любое систематическое мышление и действие человеческих существ оказывается в высшей мере незначительным подражанием".

[952] В чем смысл жизни? «Знать ответ на этот вопрос — значит быть верующим… Человек, который не найдет смысла в своей жизни, будет не только несчастен, он будет нежизнеспособен. Насколько я смог проникнуть в законы природы, я увидел в них проявления высшего разума, в сравнении с которым все, на что способен человеческий разум, лишь бледный отсвет». «Атомная бомба — это сатанинское творение. И я был тот, кто дал толчок к ее созданию. Настоящая проблема лежит в сердце и мыслях человека. Это не относящаяся к физике проблема, но этическая, нравственная. Проще изменить состав плутония, чем из­гнать злого духа из человека. Что нас пугает — это не сила взрыва атомной бомбы, но сила злости человеческого серд­ца, его собственная сила взрыва на злые поступки. Правда, я иудей, но лучезарный образ Иисуса Назарея произвел на меня потрясающее впечатление... Никто так не выражался, как Он. Действительно, есть только одно место на земле, где мы не видим тени, и эта Личность — Иисус Христос. В Нем Бог открылся.нам в самом ясном и понятном образе. Его я почитаю».

[953] «Есть пятьдесят способов сказать слово да и пятьсот способов сказать нет, и только один способ это написать»

[954] «Там, где не велик нравственный облик, нет великого человека». «Любовь к жизни неотделима от страха смерти».

[955] «Счастье благотворно для тела, но только горе развивает способности духа»

[956] Рильке любил и необыкновенно высоко ценил Россию. В рассказе «Как на Руси появилась измена» он высказывает мысль о том, что Россия граничит … с Богом. «Есть страна, которая называется Бог, и тот, кто над ней властвует, тоже зовется Бог. Простые народы часто не могут различить их страну и властителя: оба велики и милостивы, грозны и велики… — А люди в России замечают это соседство? — Его замечают повсюду. Влияние Бога самое мощное».

[957] Хемингуэй Эрнест (1899—1961). пожертвовал крупную сумму из по­лученной им Нобелевской премии. При этом он сказал: "Правильно владеть богатством можно лишь тогда, когда раздаешь его". Эта христианская мысль не помешала ему закончить жизнь не по-христиански (застрелился)

[958] «В жизни каждая минута таит в себе чудо и вечную юность».

[959] «Католики знают цену добрым делам перед Богом. Но разве добрые дела как некое сокровище человек понесет на плечах за гроб? Нет, он не понесет ничего, кроме своей души. Наги все предстанем пред Господом… Иуда был апостол и спас, вероятно, многих, но это послужило ему к тягчайшему осуждению, когда он предстал пред Судом Божиим своею нагою душою» (Из дневников). Однажды после вечернего богослужения остался один японец с намерением убить св. Николая и пережидал, когда все покинут храм. Св. Николай, призвав на помощь архистратига Михаила, вдруг ощутил в себе силу непомерную и связал японца как бантик. Потрясенный чудом, тот принял православие и позже стал священником и помощником равноапостольного Николая.

[960] Когда св. Арсений служил на праздник св. Харалампия (†202), древний святой посетил храм. Уходя, он вошел в сосуд со святой водой, вода расплескалась по церкви и прихожане с великим благоговением собирали воду.

Однажды два шейха-волхва посетили св. Арсения и предлагали свое искусство. Святой, объявив, что силою Христовой они не сдвинутся с места, вышел. Шейхи не смогли подняться, словно бы скованные невидимыми цепями. После того покаялись и признали, что работали с сатаной.

Однажды сумасшедший бросился на о. Арсения. «Господи Иисусе Христе!» — воскликнул святой. И затем: «На землю, сатана»! Несчастный тут же исцелился и в дальнейшем имел семью.

Четыре курда пришли грабить св. Арсения. Не найдя ничего, кроме двух одеял, одно из которых святой постилал на пол, а другим укрывался, взяли их. Но уходя, не могли найти двери. Святой, погруженный в молитву, молча показал им дверь, чтобы они не отвлекали его от молитвы. Они не видели ее. Тогда Арсений встал, взял одного курда за руку и сказал: «Вот дверь, которой выходят грабители и попадают в ад».

[961] «Не будем оплакивать падение внешней твердыни, ибо все это поправимо. Будем заботиться, чтобы нам развить твердыню духа Христова, чтобы каждый из нас являл собою крепость духовную. Тогда, при этой крепости духовной, разовьется и мощь физическая». «Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза».

[962] «Россию куют беды и напасти. Крепись, Россия! Кайся и молись… Господь, как искусный врач, подвергает нас разным искушениям, скорбям, болезням и бедам, чтобы очистить нас, как золото, в горниле. Вот цель бед и скорбей, посылаемых нам Богом в этой жизни. Но я предвижу и восстановление мощной России, еще более сильной и могучей…»

[963] «Жил на земле чело­век, муж гигантской силы духа, имя ему Симеон. Он долго молился с неудержимым плачем: «помилуй меня»; но не слу­шал его Бог.

Прошло много месяцев такой молитвы, и силы души его истощи­лись; он дошел до отчаяния и вос­кликнул: «Ты неумолим!». И когда с этими словами в его изнемогшей от отчаяния душе еще что-то надорва­лось, он вдруг на мгновение увидел живого Христа; огонь исполнил сердце его и все тело с такой силой, что если бы видение продлилось еще мгновение, он умер бы. После он уже никогда не мог забыть невыразимо крот­кий, беспредельно любящий, радостный, непо­стижимого мира исполненный взгляд Христа и последующие долгие годы своей жизни неустан­но свидетельствовал, что Бог есть любовь, любовь безмерная, непостижимая…

Иисус Христос безмерно возлюбил мир; и эту любовь дано было действенно пережить старцу Силуану, который и сам в ответ полюбил Христа и долгие годы провел в чрезвычайном подвиге за то, чтобы никто и ничто не отнял у него этого да­ра. Блаженный старец схимонах Силуан в течение сорока шести лет подвизался на Афонской горе в Русском монастыре святого великомученика Пантелеймона.

Писания старца, человека почти безграмотно­го, это слово о том, что ему было дано увидеть; ча­сто слово его по образу своему походит на псал­мы, и это естественно, потому что исходило оно из непрестанной молитвы… Душа старца, его ум занят немногими мысля­ми, но это мысли самые глубокие, они являются мерилом всего. Кто в глубине своего существа живет этими мыслями, тот чрез них, как чрез та­инственную духовную призму, видит весь мир». — Схиархимандрит Софроний (Сахаров), бывший келейником и другом старца.

[964] На одном из официальных государственных приемов в конце пяти­десятых годов к известному хирургу, профессору, лауреату Сталинской премии архиепископу Луке (Войно-Ясенецкому), прошедшему сталинские лагеря и войну, подошел один из членов политбюро. Насмешливо сказал он владыке: «Вот недавно советские спутники летали в космос, а Бога там не обнаружили. Как вы это объясните?» – Будучи хирургом, – отвечал архиепископ, – я много раз делал трепанацию черепа, но ума там тоже не обнаружил.

[965] Величайший в мире преступник, возглавивший истребление народа своей страны. В 1917 году население России (ок.181 млн. человек) было сравнимо с населением тогдашнего Китая (ныне приблизившегося к полутора миллиардам человек). «Коммунисты могут достигнуть своей цели лишь путем насильственного низвержения существующего строя». «На Россию, господа, нам наплевать. Мы Россию завоевали, мы будем ею управлять». «Необходимо шире применять расстрелы». «Все нравственно, что идет на пользу партии большевиков». «В политике нет места нравственности». «Иной мерзавец может быть для нас именно тем и полезен, что он мерзавец». «Интеллигенция не мозг нации, а говно»

[966] Генерал-лейтенант, один из вождей Русского Сопротивления, главнокомандующий Вооруженными силами Юга России. С 1920 г в эмиграции. В «Очерках русской смуты» писал: Все эти события, при всей их очевидной непоследовательности и отсутствии внутренней логики, имеют, однако, одно общее обоснование — в том забвении морального начала в политике и чрезмерном развитии государственного материализма, которое было свойственно не только нашим врагам, но и друзьям. Все они руководствовались исключительно собственной выгодой, до несчастий русского народа им не было никакого дела»

[967] Барон, генерал-лейтенант. 1920 главком Русской армии. С 1920 — эмигрант

[968] «Бердяева я знал еще в Москве, с 1908 года. Всегда тяготился его безответственными выдумками и его аутистической “религиозностью”; всегда ужасался от его публично-производимых бесстыдных телодвижений — языком, ртом и руками. Мой друг, человек глубокой церковности, Валентин Александрович Тернавцев 11, говаривал: “В Бердяеве сидит бес, это однажды обнаружится”... Заграничный Бердяев есть создание масонских лож. Он вступил в ложу, покидая Берлин и договариваясь с ИМКою. Менеджером его был Г. Г. Кульман. Все остальное дело ложи. До 1938 года я жил в Берлине и знаю, кто его выдвигал среди протестантских пасторов. Это были те круги, которые в доверительных беседах высказывались всегда в защиту сатаны. (И.Ильин)

[969] «Быть русским — значит созерцать Россию в Божьем луче»

[970] окончил духовное училище, а затем и семинарию.

[971] Академик И. П. Павлов, отвечая на настойчивые домо­гательства безбожников предоставить нужные им до­казательства и факты, что Бога нет, скромно ответил: "Не могу вам сказать, что Бога нет, потому что сам не уверен в этом". Павлов любил читать Биб­лию на скамейке в городском сквере. Однажды про­ходившие мимо парни заметили: "Что, дедушка, небось веруешь?" "Да, верую", — спокойно ответил ученый. "Эх, темень",— решила молодежь.

[972] С середины 30-х годов прогрессирует психическое заболевание

[973] «Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». «Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью». «Никогда не выкладывай в рассказе твоих намерений в самом начале. Представь дело так, чтобы читатель ни за что не догадался, как распутывается событие. Запутывай и запутывай, забирай читателя в руки: что, мол, попался? И с тобой будет то же. Не давай ему отдохнуть ни на минуту. Пиши так, чтобы он не видел выхода; а начнешь выводить из лабиринта, делай это добросовестно, правдиво, убедительно. Хочешь оставить в тупике, разрисуй тупик вовсю, чтобы горло сжалось».

[974] В апреле 1921 депрессия перешла в психическое расстройство, в августе скончался. Перед смертью громко кричал: «Боже! прости меня!». Святой Нектарий Оптинский вымолил его душу, и поэтессе Надежде Павлович сказал: "Напиши матери Александра, чтобы она была благонадежна: Александр - в раю".

[975] В соответствии со своей истинной фамилией (Придворов) этот автор агиток обитал какое-то время в Кремле. Изобретатель «динамитной» воли.

[976] «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда»

[977] «Во всем мне хочется дойти до самой сути»

[978] «Жесткое слово Блока о первой Ахматовой: — Ахматова пишет стихи так, как будто на нее глядит мужчина, а нужно их писать так, как будто на тебя смотрит Бог — видоизменяя первую, обличительную, половину каждому из нас — в конце свято. Как перед Богорм, то есть предстояние. Но что в нас тогда устоит — и кто из нас?»

[979] «Каждую вещь надо писать так, как будто она последняя в вашей жизни».

[980] Мандельштам скончался 27 декабря 1938 года во Владивостокском пересыльном лагере.

[981] «Я люблю смотреть, как умирают дети». «Я предтеча годов великой жестокости». Считал себя апостолом антихриста, звал: приди, «боже, из мяса, бог человек». Первоначальное название «Облака в штанах», не пропущенное царской цензурой, — "13-й апостол". В безумии угрожал зарезать «божика» ножом: «Я тебя, пропахшего ладаном, раскрою отсюда и до Аляски». После революции видение ожидаемого вождя оплотнилось: «над миром вырос Ленин Огромной головой (1920), «Он в черепе сотни губерний ворочал… Он взвешивал мир в течение ночи» (1924). Упоение злобой богохульства и всеразъедающей ненавистью (даже к лучам света) не могло не привести душевнобольного к самоубийству. Но таланту свойственно вести за собой и других людей.

[982] «Мне без истины стыдно жить»

[983] Прославился расстрелом неповинных заложников в гражданской войне и книгой «Тимур и его команда»

[984] «Я пришел возвестить людям, что они могучи». Но умер от прыщика на лице (заражение крови)

[985] «Своим дарованием я обязан Богу, только Ему одному. Без Него я ничто». «Музыка композитора должна выражать дух страны, в которой он родился… его любовь, его веру». «Я глубоко убежден,… что музыкальное будущее России безгранично».

Садакацу Цучида, лауреат первой премии на Рахманиновском Международном конкурсе пианистов в Москве, замечательно сказал о композиторе:

«Рахманинов – огромное богатство. В его творчестве есть дух Православия, есть сила Воскресения, есть Россия, доброта, милостивый взгляд на мир, память о вечности… Я пока не нахожу никого равного ему. Рахманинов – это очень высоко, это – достижение всей фортепьянной культуры. В нем есть Шопен, Лист, Бетховен, Бах».

[986] «Русскому … свойственно стремление к свободе, не только к свободе от ига иностранного народа, но к свободе от оков всего преходящего и бренного». «Россия — это сама жизнь». Заметки иностранцев о России с XIV по ХХ век. М.,2004. С. 346.

[987] «(Русский народ) один из всех европейцев обладает непосредственным отношением к душе своего ближнего. Поэтому среди русских легко завязываются знакомства: через час кажется, что они были знакомы чуть ли не всю жизнь». Россия — это сама жизнь». Заметки иностранцев о России с XIV по ХХ век. М.,2004. С. 337.

[988] «Способы и приемы их действий по корректности стоят выше всякой критики». «Русские чиновники… — люди высоко образованные и прекрасно воспитанные». «Россия — это сама жизнь». Заметки иностранцев о России с XIV по ХХ век. М.,2004. С.270

[989] «Кто бы ни изучал борьбу русского духа в продолжение столетий, он может только склонить голову в восхищении пред теми русскими людьми, которые пронесли этот свет ценой самопожертвования и страданий». «Россия — это сама жизнь». Заметки иностранцев о России с XIV по ХХ век. М.,2004. С. 269.

[990] «Он предан своим идеям. Он защищает их терпеливо и упорно. У него надолго продуманные планы, которые он постепенно проводит в жизнь. Царь обладает сильной душой и мужественным, непоколебимым, верным сердцем. Он знает, куда он идет и чего он хочет».

«Россия — это сама жизнь». Заметки иностранцев о России с XIV по ХХ век. М.,2004. С. 188

[991] «Ярко проявились некоторые черты его характера: его простота, мягкость, отзывчивость, удивительная память, прямота намерений, мистицизм». «Царь, кая я уже часто замечал это, не любит на деле своей власти. Если он ревниво защищает свои самодержавные прерогативы, то это исключительно по причинам мистическим. Он никогда не забывает, что получил власть от Самого Бога, и постоянно думает об отчете, который он должен будет отдать в долине Иосафата. Добросовестность, человечность, кротость, честь — таковы, кажется мне, выдающиеся достоинства Николая II». «Император продходит к аналою, начинается служба; дивные песнопения, то широкие и могучие, то нежные и эфирные, выражающие лучше всяких слов безбрежные устремления православной мистики и славянской чувствительности. Император слушает службу со свойственным ему умилением». «Когда (церковная) служба кончилась, Император подошел к их группе, которая держалась в отдалении (охранявшая арестованного Царя), и, желая видеть в них лишь братьев о Христе, он всех их набожно облобызал в губы». «Россия — это сама жизнь». Заметки иностранцев о России с XIV по ХХ век. М.,2004. С.187.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: