Твоим огнем душа согрета Отвергла мрак. земных сует, И внемлет арфе Филарета В священном ужасе поэт. 3 страница

[856] «Я вижу народ как единую личность, одушевленную великой идеею…»

[857] «Мой род – это сказка, былина и непременно русские»

[858] Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует.

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,

Невыносимое он днесь выносит...

И сознает свою погибель он,

И жаждет веры... но о ней не просит.

Не скажет ввек с молитвой и слезой,

Как ни скорбит перед закрытой дверью:

“Впусти меня! Я верю, Боже мой.

Приди на помощь моему неверью!”

[859] О Боже! дай мне воли силу,
Ума сомненье умертви,-
И я сойду во мрак могилы
Просвете Веры и Любви.

Мне сладко под Твоей грозою
Терпеть, и плакать, и страдать;
Молю: оставь одну со мною
Твою Святую благодать.

[860] …И вещим сердцем понял я,
Что всё рожденное от Слова,
Лучи любви кругом лия,
К нему вернуться жаждет снова;
И жизни каждая струя,
Любви покорная закону,
Стремится силой бытия
Неудержимо к Божью лону;
И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало...

[861] По мысли Киреевского, Россия всегда искала смысла, цельности, средоточия бытия, где разум и воля, чувство, совесть, прекрасное, истинное и удивительное, желанное и справедливое, и милосердное, и весь объем ума сливались в живое единство. Европейский же ум, отвлеченный от смысла жизни, все более обна­руживал односторонность, дробя смысл многовековым холодным анализом, заботясь лишь о внешней связи понятий и полагая, будто истина доступна для разделившихся сил души ("одним чувством понимают они нравственное, другим — изящное, полезное — опять особым смыслом; истинное понимают они отвлеченным рассудком, и ни одна способность не знает, что делает другая").Так самодвижущийся нож разума оторвался от всех сущностных сил человека, кроме грубо-чувственных. Успехи пьянили ум самонадеянностью. Кровавые опыты не пугали его, но когда логическим путем он дошел до сознания своей ограниченности, что оставалось ему делать? Богозданная цельность была заменена придуманной (о.Павел Флоренский позже даст этой установке название "психологического иллюзионизма"). "Каждый начал в своей голове изобретать для всего мира новые общие начала жизни и истины, отыскивая их в личной игре своих мечтательных соображений, мешая новое со старым, невозможное с возможным, отдаваясь безусловно самым неограниченным надеждам, каждый противореча другому, и каждый требуя общего признания других. Все сделались Колумбами, все пустились открывать новые Америки внутри своего ума, отыскивая другое полушарие земли, плавая по безграничному морю невозможных надежд, личных предположений и силлогистических выводов".

[862] «Нам, малороссам и русским, нужна одна поэзия, спокойная и сильная, — нетленная поэзия правды, добра и красоты… Русский и малоросс — это души близнецов, пополняющих одна другую, родные и одинаково сильные. Отдавать предпочтение одной в ущерб дугой невозможно», — говорил мудрейший писатель России (Данилевский Г.П. Знакомство с Гоголем). «Постойте же, придёт время, будет время, узнаете вы, что такое Православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из русской земли Великий Царь, и не будет в мире силы, которая не покорилась бы Ему!»

[863] Ибо «славянские варвары – природные контрреволюционеры». Борьба должна быть на уничтожение. Мысль Маркса разъясняет Энгельс: «Ни одна революция в Европе и во всем мире не сможет достичь окончательной победы, пока существует теперешнее русское государство». «Интернационал распорядился, чтобы еврейская революция началась в России» – констатировал Достоевский.

[864] «Эгоист подобен давно сидящему в колодце». «Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя»

[865] В период создания оперы Вагнер, впав в дремотное состояние, «почувствовал, что погружается в быстро текущую воду, журчание которой ему представилось в виде аккорда Es dur, окруженного убыстряющимися мелодическими конфигурациями. За этим последовало жуткое ощущение, что волны высоко замкнулись над ним». Так возникла музыка удивительного вступления к опере, предвосхитившая явления ХХ века (произведения Лигети, Шнитке, опыты минимализма).

[866] Фраккароли а. Россини. Письма Россини. Воспоминания. М,. 1990, с. 374.

[867] – тогда настоятелем архимандритом Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом (с 1833 по 1857 год); Глинка занимается с ним пением, помогает советами церковному хору. Глинка часто разговаривал со святителем, исповедовался у него. По просьбе Глинки св. Игнатий записал их беседы в работе, которую озаглавил «Христианский пастырь и христианин-художник». Художник (Глинка) говорит здесь: «Душа моя с детства объята любовью к изящному. Я чувствовал, как она воспевала какую-то дивную песнь кому-то великому, чему-то высокому, воспевала неопределительно для меня самого... Это высокое, пред которым благоговело мое сердце, кого оно воспевало, еще вдали от меня. Сердце мое продолжает видеть его как бы за прозрачным облаком или прозрачною завесою, продолжает таинственно, таинственно для самого меня, воспевать его: я начинаю понимать, что только тогда удовлетворится мое сердце, когда его предметом соделается Бог».

[868] Последние одиннадцать лет жизни Гейне был парализован и практически слеп. От многолетнего неподвижного лежачего положения его спина стала сплошной раной, которая кровоточила, болела днем и ночью. В этих условиях он приходит к вере.

На смертном одре он признался друзьям: «После многолетних здравых размышлений на религиозные темы я пришел к уверенности, что Бог существует, судящий нас по делам нашим, что душа наша бессмертна, что существует потусторонняя жизнь, где добро награждается, а зло наказывается. Если бы я не имел этой веры, то я давно покончил бы с этой жизнью. Есть безумцы, которые сознают, что они заблудились, но не решаются в этом признаться, но я заявляю открыто: это было печальное заблуждение, которое и меня долго держало в плену. Я был слеп, но теперь я вижу ясно. Несмотря на мое безнадежное положение, я не подавлен, но в полном уме и здравой памяти могу свидетельствовать о происшедшем во мне обращении к Богу».

[869] Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!

Вечно носились они над землею, незримые оку.

Нет, то не Фидий воздвиг олимпийского славного Зевса!

Фидий ли выдумал это чело, эту львиную гриву,

Ласковый, царственный взор из-под мрака бровей громоносных?

Нет, то не Гёте великого Фауста создал, который,

В древнегерманской одежде, но в правде глубокой, вселенской,

С образом сходен предвечным своим от слова до слова.

Или Бетховен, когда находил он свой марш похоронный,

Брал из себя этот ряд раздирающих сердце аккордов,

Плач неутешной души над погибшей великою мыслью,

Рушенье светлых миров в безнадежную бездну хаоса?

Нет, эти звуки рыдали всегда в беспредельном пространстве,

Он же, глухой для земли, неземные подслушал рыданья.

Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков,

Много чудесных в Нем есть сочетаний и слова и света,

Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть и слышать,

Кто, уловив лишь рисунка черту, лишь созвучье, лишь слово,

Целое с ним вовлекает созданье в наш мир удивленный.

О, окружи себя мраком, поэт, окружися молчаньем,

Будь одинок и слеп, как Гомер, и глух, как Бетховен,

Слух же душевный сильней напрягай и душевное зренье,

И как над пламенем грамоты тайной бесцветные строки

Вдруг выступают, так выступят вдруг пред тобою картины,

Выйдут из мрака всё ярче цвета, осязательней формы,

Стройные слов сочетания в ясном сплетутся значенье...

Ты ж в этот миг и внимай, и гляди, притаивши дыханье,

И, созидая потом, мимолетное помни виденье!

[870] запутавшись в супружеских изменах, героиня, Эмма, выпивает яд.

[871] «Здесь у меня цель – цель высокая… Достигу ли я цели? – Это другое дело – стремлюсь к ней постоянно» (письмо к сестре Л.И.Шестаковой

[872] Когда гоним тоской неутолимой,
Войдешь во храм и станешь там в тиши,
Потерянный в толпе необозримой,
Как часть одной страдающей души;
Невольно в ней твое потонет горе,
И чувствуешь, что дух твой вдруг влился
Таинственно в свое родное море,
И заодно с ним рвется в небеса...

[873] Окончание стихотворения:

Я внял... я детски умилился...
И долго я рыдал и бился
О плиты старые челом,
Чтобы простил, чтоб заступился,
Чтоб осенил меня крестом
Бог угнетенных, Бог скорбящих,
Бог поколений, предстоящих
Пред этим скудным алтарем!..

[874] 3 (15) февраля, в воскресенье, день попразднества Сретения Господня. По словам Дена (у которого в Германии жил Глинка), великий композитор «за несколько часов до смерти – около полуночи – целовал подаренный матерью образок, горячо молился, стал кроток и спокоен и пребывал так до самой смерти, которая последовала в 5 часов утра»

[875] Я задремал, главу понуря,
И прежних сил не узнаю;
Дохни, Господь, живящей бурей
На душу сонную мою!

Как глас упрека, надо мною
Свой гром призывный прокати,
И выжги ржавчину покоя,
И прах бездействия смети!

Да вспряну я, Тобой подъятый,
И, вняв карающим словам,
Как камень от удара млата,
Огонь таившийся издам! <1858>

[876] Свидетельство автора против своей теории: «Если все виды произошли один от другого путем мельчайших изменений, почему же тогда мы не обнаруживаем повсюду бесчисленные промежуточные звенья?» «Геологические исследования отнюдь не обнаруживают бесчисленного количества мельчайших переходных ступеней между прошлыми и нынешними видами, как того требует моя теория. И это, вероятно, самое очевидное и серьезное возражение, которое может быть выдвинуто против нее." ("Происхождение видов", с.179, 178). Дарвин выражал надежду на дальнейшие открытия геологии. Однако до сего времени ни одной промежуточной ступени не было найдено, ибо виды разделены непереходимыми гранями. Закон целостности организма препятствует теории эволюции.

[877] Стремилась к рационалистическому истолкованию генезиса христианской религии, прибегая к трактовке евангельских рассказов как мифов. — Характерный штрих в истории апостасийных процессов в человечестве.

[878] На фреске: блестящая кавалькада встречает смерть в виде старухи с крыльями летучей мыши и занесённой над жертвой косой. Смерть не щадит ни богатых, ни бедных. Короли, папы, епископы, министры – лежат в общей куче. Их души в виде маленьких детей разбирают ангелы и бесы.

[879] Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить;

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

[880] «Добролюбов был своеобразный человек. Для иллюстрации возьмем небольшой фрагмент из его переписки с доктором Случевским. Доктор Случевский, земский врач, который всю жизнь болел за Россию и врачевал ее социальные язвы, в письме Добролюбову сообщил ему о том, что в некой провинциальной семинарии повесился студент, родом болгарин. Случевский писал нашему знаменитому писателю: “Как страшно, что семинарское начальство просмотрело такую драму в душе юного человека и как страшно, что он таким образом окончил свою жизнь. Он должен был светить миру и вдруг потух безвозвратно”. Добролюбов написал ему в ответ: “Вам стало жалко, что один болгарин повесился? Жалко, что все русские не вешаются”. Это не случайная нота в его творчестве. Действительно, эти люди были глубоко больными, они страстно желали разрушить храм России. Они были страшнее, чем инородцы, чем чуждые завоеватели, потому что хорошо знали нашу культуру и знали, с какой стороны подольститься к нашему легковерному народу». (Протоиерей Артемий Владимиров)

[881] "Я верю, что Библия — наилучший дар Божий челове­ку. Все прекрасное от Спасителя мира передается нам через эту книгу". 12 февраля 1809 года в штате Кентукки родился Авраам Линкольн, который стал 16-м президентом США и самым почитаемым человеком американской истории. История выдвижения Линкольна известна всем. Родился и вырос он в избушке, бьы дровосеком, лавочником, адвокатом, конг­рессменом и президентом. Его терпение и идеализм, его вера в Бога вместе со здравым смыслом сделали Линкольна символом демократии, почитаемым везде, где живут сво­бодные люди. Среди самых знаменательных его речей была речь в Геттисбурге, произнесенная в 1863 году, где он при­звал людей доверить будущее Богу. "Читай Библию, постигай разумом все, что можешь по­нять, принимай верой остальное, и будешь жить лучшей жизнью, и умрешь лучшим человеком". "Я часто преклонял мои колени пред Богом, побуждае­мый сильным убеждением, что ник кому другому я не могу обратиться в моей нужде".

[882] Первым из обращенных был Такума Савабе, самурай и жрец религии синто. Он пришел в храм с намерением убить миссионера. Святой Николай мысленно возопил к Архистратигу Михаилу и ощутил вдруг в себе такую великую силу, что бережно связал самурая как бантик. Пораженный чудом и проповедью о. Николая, он принял православие. Первые приверженцы православия из самураев, которых привлекла сила характера Христа, жаждали пострадать за Него и св. Николаю приходилось сдерживать их ревность.

[883] «...предопределений Промысла Божия о России не изменит никто. Св. Отцы Православной Церкви в толковании на Апокалипсис (гл. 20) предсказывают России необыкновенное (государственное) развитие и могущество» (Письма Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского, к Антонию Бочкову, игумену Черемецкому. Письмо 11, 6 окт. 1861 г.).

[884] 43 года провел в сумасшедшем доме. Сотни тысяч под проливным дождем провожали гроб. «Северная пчела» писала, что подобным почестей ни гениальный Гоголь, ни славный воин Ермолов.

[885] Геккель утверждал, что эмбриональное развитие особи проходит все стадии эволюции.

Геккель признался в подлоге. Между тем эта теория и в ХХI веке фигурирует в школьных

учебниках вместе с самой рухнувшей теорией эволюции.

[886] «Если чудо хоть сколько-нибудь возможно, то вся моя книга — сплошная ошибка», — пишет автор в предисловии к 13 изданию. И эти последние слова — единственно верные в книге, ибо жизнь вся протекает в атмосфере чуда, видеть которое не сподобляются ожесточенные неверы. Книга Ренана поразила унынием Чайковского, Иванова, косвенно ее влияния – вплоть до Денисова, окончившего жизнь евтаназией (Катасонов знает много других примеров)

[887] о священнике, написано с позиций плотского человека и пронизано унынием, Священнику противопоставлен корыстный тщеславный, мещански-благоразумный Фогт.

[888] "Картина, которая бы решительно удовлетворила Вас, должна бы быть картиною из вечности. Таково требование истинного вдохновения. Всякая красота, и видимая, и невидимая, должна быть помазана Духом, без этого помазания на ней печать тления; она, красота, помогает удовлетворить человека, водимого истинным вдохновением. Ему надо, чтобы красота отзывалась жизнию, вечною жизнию. Когда же из красоты дышит смерть, он отвращает от такой красоты свой взор. с.221-222 - из письма К.П.Брюллову: в кн.: Епископ Игнатий (Брянчанинов). Письма о подвижнической жизни. Париж-Москва, 1995.

[889] Ученый совет университета Йены признал автора виновным в научном мошенничестве. Но его рисунки до сих пор используются в русских учебниках биологии.

[890] «Государство, целью развития которого является христианский недосягаемый идеал, (...) обладает вечною силою обновления, какой обладает слово Спасителя» «Кто не имеет религии и не чувствует ее потребности, тот не должен воспитывать детей (К.Д. Ушинский. Материалы для педагогической антропологии и материалы для биографии. – СПб. 1908, с. 157, 190 (в двух разделахкниги раздельная пагинация).

[891] «Надо, чтобы воссиял в отпор Западу наш Христос, которого мы сохранили и которого они и не знали! Не рабски попадаясь на крючок иезуитам, а нашу русскую цивилизацию им неся, мы должны теперь стать перед ними... Откройте жаждущим и воспаленным Колумбовым спутникам берег «Нового Света», откройте русскому человеку русский «Свет», дайте отыскать ему это золото, это сокровище, сокрытое от него в земле! Покажите ему в будущем обновление всего человечества и воскресение его, может быть, одною только русскою мыслью, русским Богом и Христом, и увидите, какой исполин могучий и правдивый, мудрый и кроткий вырастет пред изумленным миром, изумленным и испуганным, потому что они ждут от нас одного лишь меча, меча и насилия, потому что они представить себе нас не могут, судя по себе, без варварства...» (слова кн. Мышкина)

[892] «Кто бы мог подумать, что не пройдет и какой-то сотни лет, как фантастикой окажутся не подводные корабли, созданные для уничтожения "себе подобных", что фантастичными станут слова о мирном море и об отсутствии угрозы уничтожения его обитателей». «Миру нужны новые люди, а не новые континенты!»

[893] «Европа не признает нас своими… Во всех… разнообразных сферах господствует один и тот же дух неприязни, принимающий, смотря по обстоятельствам, форму недоверчивости, злорадства, ненависти или презрения». «Помутится и погаснет национальная идея — и народ просто распадется во внешне и случайно объединенное множество индивидуумов, в этнографический материал». Автор видит в России и славянстве возможность создания нового, более высокого, типа цивилизации.

[894] Картина написана под впечатлением рассказа проводника о городе, истребленном Тамерланом — «Хромым Тимуром». О последнем известно, что он действительно строил башни из голов жителей городов, истребленных за грех мужеложства.

[895] Открытие импрессионизма: на открытом воздухе не заметны тонкости в переходах от тени к свету, на солнце контрасты становятся резкими; предметы, находящиеся ближе, на солнце кажутся освещенными более ярко, а тени совершенно иные, чем на картинах старых мастеров. Свет, отражаясь от находящихся рядом предметов, окрашивает цветом их неосвещенные стороны.

[896] Приоткрывая смысл тетралогии, Вагнер говорил: “Дайте Альбериху портфель – и перед вами типичный биржевой делец”

[897] Дейли Ньюс — см.: «Россия — это сама жизнь». Заметки иностранцев о России с XIV по ХХ век. М.,2004. С. 459.

[898] Россия поддержала восставшие против турецкого владычества народы Боснии, Герцеговины, Сербии, Черногории.

[899] "Предвидится страшная, колоссальная стихийная революция, которая потрясет все царства мира изменением лика мира сего... Бунт начнется с атеизма и грабежа всех богатств. Начнут низлагать религию, разрушать храмы и превращать их в стойла, зальют мир кровью, а потом сами испугаются..."

[900] Литературная мистификация поэта. Такого имени в истории нет.

[901] Дух века ваш кумир: а век ваш - краткий миг.
Кумиры валятся в забвенье, в бесконечность...
Безумные! ужель ваш разум не постиг,
Что выше всех веков - есть Вечность!...

[902] К возмущению Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, П.Чайковского, русских святых

[903] Изз писем Чайковского к Н.Ф. фон Мекк 1878 года: «Мы как раз живем в эпоху кризиса»; «Мы переживаем очень критическую эпоху, и Бог знает, чем это все кончится»; «Мы переживаем ужасное время, и когда начинаешь вдумываться в происходящее, то страшно делается» [Переписка с Н.Ф. фон-Мекк: В 3 кн. Кн. 1. 1876–1878 годы. – М., 2004, с. 224, 340, 477].

Ф. Достоевский: «Вся Россия стоит на какой-то окончательной точке, колеблясь над бездною» [ПСС в 30 т. Т. 30. Кн. 1. Письма 1878 – 1881. – Л., 19885, с. 23].

[904] Не говори, что нет спасенья,
Что ты в печалях изнемог:
Чем ночь темней, тем ярче звезды,
Чем глубже скорбь, тем ближе Бог...

[905] Ученый оставил свидетельство о своей вере в Бога: "Мир управляем бесконечным Разумом. Чем больше я наблюдаю, тем больше я открываю этот Разум, светящийся за тайной существующего. Я знаю, что надо мною будут смеяться, но я мало забочусь об этом, легче содрать с меня кожу, чем отнять у меня веру в Бога".

[906] Переписка с Н. Ф. фон-Мекк: В 3 кн. Кн. 2. 1879–1881 годы. – М., 2004. С. 971

[907] «В эпохи народной жизни, носящие названия переходных, дело мыслящего человека, истинного гражданина своей родины - идти вперед, несмотря на трудность и часто грязь пути, но идти, не теряя ни на миг из виду тех основных идеалов, на которых построен весь быт общества, которого он состоит живым членом»

[908] «Приведите «свинью в золотой дворец, и дворец станет свинарником». Из «Философии свиней»: «Поэзия свиней должна состоять во всеобщем признании превосходства свиных помоев и молотого ячменя и блаженства свиней, помои которых хороши и имеются в изобилии».

[909] Внук твой, Александр Вторый, Царем-Освободителем преднареченный. Твой замысел исполнит - крестьян освободит, а потом турок побьет и славянам тоже свободу даст от ига неверного. Не простят жиды ему великих деяний, охоту на него начнут, убьют среди дня ясного, в столице верноподданной отщепенскими руками. Как и ты, подвиг служения своего запечатлеет он кровью царственною...

[910] Чайковский П.Переписка с Н. Ф. фон-Мекк: В 3 кн. Кн. 2. 1879–1881 годы. – М., 2004. С. 1173-1174.

[911] Великий писатель завещал своему народу хранить главную свою святыню. «И так запомните: что для нас русских вечно останется: религия и Россия, это одно целое. Русский национализм, это Православие, а без Православия мы можем превратиться в рабов и дрянь звериную» (т. Xl, с.471). «Победа над врагами-сатанистами обязательно прийдет; до окончательного истребления себя русская нация никогда не допустит. Русский как славянин поднимается духом в страдании, укрепляется политически в угнетении, а главное среди рабства и угнетения соединяется взаимно в любви и Христовой истине. Ведь о спасаемости религии нам свидетельствует наша родная история; спасла нас религия от монгольского ига, спасла нас религия и от смутного времени» (т. X, с.297). «Русская вера, русское Православие — единственная народа нашего святыня; в ней его идеал, вся правда и цель жизни» (т. X, с.313).

[912] Проснулся на рассвете 28 января с ясным сознанием того, что это последний день жизни. Дождавшись пробуждения жены, настоял, чтобы позвали священника, исповедался, причастился и вскоре умер.

[913] К Н.Ф. фон Мекк 16 марта 1881: "[...]враги наши, по словам Христа, наносят нам обиды в конце концов по неведению, и только по неведению. О, если б люди могли быть христианами не только по форме, а и по сущности; если б все были проникнуты теми простыми исти­нами христианской морали, в которых заключается вся правда жизни! [...] если я смутно мыслю и говорю, то ясно чувствую. В голове темно, — да иначе и быть не может ввиду таких нераз­решимых для слабого ума вопросов, как смерть, цель и смысл жизни, бесконечность или конечность ее, — но зато в душу мою все больше и больше проникает свет веры. [...] Я чувст­вую, что начинаю уметь любить Бога, чего прежде я не умел [...] я часто со слезами молюсь Ему [...] и прошу Его дать мне смирение и лю­бовь, прошу Его простить меня, вразумить меня, а главное, мне сладко говорить Ему: Господи, да будет воля Твоя, ибо я знаю, что воля Его святая [...]"

К С.А.Рачинскому 13 мая 1881: "[...] стараюсь скрываться и избегать общества [...] чем более порываются у меня всякие свя­зи с обществом, тем более я проникаюсь любовию к человеку. Я не люблю только той формы городской жизни, которая, сталкивая вас ежедневно с тысячью людей, отнимает возмож­ность деятельно любить тех немногих из них, с которыми свя­зывает близость материального или духовного родства. Мне столь же ненавистны, например, салонные людские отноше­ния, сколь бесконечно дороги, например, семейные. Быть мо­жет, благодаря этому удалению от суетного вращения среди городской толпы я все более и более проникаюсь новым и сла­достным чувством, прежде находившимся во мне лишь в заро­дыше. Я стал верить в Бога и любить Его, чего прежде не умел. Если Он пошлет мне силы, то я, согласно высказанному Вами желанию, потружусь для церковной музыки".

[914] На каждой рукописи его сочинений стоят маленькие крестики.

[915] “Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык... нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу”. Источник духовной высоты русского языка позднее раскроет И.А.Ильин: “Все доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и надмирному и потому властен все выразить, изобразить и передать» (И. А. Ильин. О России. Три речи. Собр соч. в 10 томах. Т.6, кн.2, с.18).

[916] 25 мая 1883 года он писал Энгельсу: "Как бесцельна и пуста жизнь". На похоронах Маркса присутствовало шесть человек. Дочь Лаура, жена социалиста Лафарга, похоронила троих своих детей, а потом вместе с мужем покончила жизнь самоубийством. Другая дочь, Элеонора, решила со своим мужем сделать то же, но тот в последнюю минуту отказался, а она умерла...

[917] 24 декабря

Восторженный канон Дамаскина
У всенощной сегодня пели,
И умилением душа была полна,
И чудные слова мне душу разогрели.
"Владыка в древности чудесно спас народ,
Он волны осушил морские..."
О, верю, верю, Он и в наши дни придет
И чудеса свершит другие.
О, Боже! не народ - последний из людей
Зовет Тебя, тоскою смертной полный.
В моей душе бушуют также волны
Воспоминаний и страстей.
О, осуши же их Своей могучей дланью!
Как солнцем освети греховных мыслей тьму.
О, снизойди к ничтожному созданью!
О, помоги неверью моему!

[918] Письмо Н.Ф. фон Мекк 13 марта 1884

[919] Пророчество о смуте ХХ века: "Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром... Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе, оставили самые обыкновенные ремесла, потому что всякий предлагал свои мысли, свои поправки, и не могли согласиться, остановилось земледелие..."

[920] Стихотворная надпись на идоле: «Приведите ко мне всех усталых, всех бедных, жаждущих дышать воздухом свободы» — пародия на слова Христа: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28).

[921] Научи меня, Боже, любить
Всем умом Тебя, всем помышленьем,
Чтоб и душу Тебе посвятить
И всю жизнь с каждым сердца биеньем.

Научи Ты меня соблюдать
Лишь Твою милосердую волю,
Научи никогда не роптать
На свою многотрудную долю.

Всех, которых пришел искупить
Ты Своею Пречистою Кровью -
Бескорыстной, глубокой любовью
Научи меня, Боже, любить!

[922] В чем счастье?.. В жизненном пути

Куда твой долг велит - идти,
Врагов не знать, преград не мерить,
Любить, надеяться и - верить.

[923] Чайковский П. Переписка с Н.Ф. фон-Мекк: В 3 кн. Кн. 1. 1882–1890 годы. – М., 2004. С. 1986.

[924] Костной мозоли, образовавшейся от удара, не было на черепе, который спешно сколоченная политиками комиссия признала принадлежащим царю Николаю, вопреки этому и другим аргументированным возражениям православных ученых. Политическая интрига заняла место научного факта и вошла в энциклопедии мира под рубрикой «Захоронение царских останков». Так лепится образ светской науки, которой нас призывают слепо верить.

[925] И далее: «….лет через 100 из наших государственных недр, сперва бессословных, а потом безцерковных или уже слабо-церковных, – родим того самого антихриста, о котором говорит епископ Феофан» (с. 287-292)

[926] Терпел пророк Елисей, терпел пророк Моисей, терпел пророк Илия, так потерплю ж и я - с.16

Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, а всем мое почтение

Амвросий причащался каждые 2 недели, молился пред образом Богоматери

Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению с.103

Смирение подает крепость во всякой добродетели, а без терпения не совершается никакое доброе дело 104

По свидетельству преподобного Калиста и Игнатия, любовь и милость, и смирение отличаются одними только наименованиями, а силу и действие имеют одинаковые с.104

от уныния и забвения перестаем быть благодарными Богу...Благодарение же приемлющего, по слову пр.Исаака Сирина, поощряет дающего, еже даяти дарования больше первых. Благодарность в христианине такая вещь великая, что вместе с любовию последует в жизнь вечную 84

В ответ на слова одного дворянина – о том, что у него благородная гордость своим славным происхождением, прп. Амвросий Оптинский сказал: «Э, батенька, – такой благородной гордости не бывает; гордость – она всегда одна – бесовская».

[927] В конце жизни написал записки "Необыкновенная история". Об отношкниях с И.С. Тургеневым пишет:"Во всей этой жалкой истории – я читаю уроки Провидения и благословляю Его Правосудие, Премудрость и Благость! Надо мною свершилось два Евангельских примера: я лениво и небрежно обращался со своим талантом, закапывал его, и он отнят у меня и передан другому… Потом я не простил ему первого своего долга, вспоминал о нем негодуя – и вот расплачиваюсь за свои долги. Я же теперь и после – от души прощаю и ему и всем тем, кто так настойчиво, слепо и неразумно делал мне зло и за то, что я заслуживаю зло, Бог да простит всех нас!" (Сборник Российской Публичной библиотеки. Т. 11. Материалы и исследования. Вып. 1. Пг., 1924. С. 155).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: