При поражении этих зон мозга, как известно, возникают нарушения восприятия пространственных отношений и ориентировки в пространстве. В формировании этого психологического процесса принимают участие зрительный, кинестетический и
вестибулярный анализаторы.
Факторы, лежащие в основе первичной акалькулии - нарушение пространственного восприятия, пространственного представления и нарушение речевой организации пространственного восприятия и представления. Центральным дефектом, лежащим в основе теменной акалькулии, и является нарушение восприятия системы пространственных координат, которое проявляется прежде всего в нарушении понятия о числе, в дефектах осознания его внутреннего состава и разрядного строения, осознания значения арифметических знаков и направления отсчета.
Нейропсихологический анализ нарушения показывает, что в отличие от всехдругих описанных форм акалькулии счет и понятие о числе нарушаются с существенной стороны: число нередко осознается лишь как механическое соединение цифр вне разрядной сетки значений каждой цифры. Поэтому больные нередко такое число, как 98, оценивают как большее по сравнению с числом 105, не могут оценить, какое число больше (меньше) — 45 или 54. Задание составить двух-или трехзначное число из цифр,
|
|
написанных отдельно на карточках, часто оказывается недоступным для выполнения.
Восстановительное обучение при первичной акалькулии исходит из знания ее природы и направлено на восстановление понимания состава числа и осознания его разрядного строения. С этой целью с помощью специальной программы с больными отрабатывается система десятка и понятие дополнительного числа методом соотнесения реальных предметов, их различной группировки с соответствующими числами (или предметно-числовой метод). Больному дается определенное количество предметов или их заменителей — палочек (или фишек и т. п.) и ряд карточек с написанными на них цифрами, с которыми он должен производить операции, указанные в программе.
1. Разбейте все количество палочек на две равные группы.
2. Посчитайте, сколько палочек в каждой группе.
3. Найдите карточки с соответствующими числами.
4. Положите их на каждую группу.
5. Скажите, сколько таких чисел находится в заданном числе.
6. Запишите в тетрадь, из каких чисел состоит заданное число. Затем в программе
меняется лишь пункт 1, в котором теперь требуется разбить все палочки на две неравные
группы, а все остальные операции — прежние.