Нарушение и восстановление счета при поражении теменно-затылочных отделов коры левого полушария мозга (первичная акалькулия)

При поражении этих зон мозга, как известно, возникают нарушения восприятия пространственных отношений и ориентировки в пространстве. В формировании этого психологического процесса принимают участие зрительный, кинестетический и

вестибулярный анализаторы.

Факторы, лежащие в основе первичной акалькулии - нарушение пространственного восприятия, пространственного представления и нарушение речевой организации пространственного восприятия и представления. Центральным дефектом, лежащим в основе теменной акалькулии, и является нарушение восприятия системы пространственных координат, которое проявляется прежде всего в нарушении понятия о числе, в дефектах осознания его внутреннего состава и разрядного строения, осознания значения арифметических знаков и направления отсчета.

Нейропсихологический анализ нарушения показывает, что в отличие от всехдругих описанных форм акалькулии счет и понятие о числе нарушаются с существенной стороны: число нередко осознается лишь как механическое соединение цифр вне разрядной сетки значений каждой цифры. Поэтому больные нередко такое число, как 98, оценивают как большее по сравнению с числом 105, не могут оценить, какое число больше (меньше) — 45 или 54. Задание составить двух-или трехзначное число из цифр,

написанных отдельно на карточках, часто оказывается недоступным для выполнения.

Восстановительное обучение при первичной акалькулии исходит из знания ее природы и направлено на восстановление понимания состава числа и осознания его разрядного строения. С этой целью с помощью специальной программы с больными отрабатывается система десятка и понятие дополнительного числа методом соотнесения реальных предметов, их различной группировки с соответствующими числами (или предметно-числовой метод). Больному дается определенное количество предметов или их заменителей — палочек (или фишек и т. п.) и ряд карточек с написанными на них цифрами, с которыми он должен производить операции, указанные в программе.

1. Разбейте все количество палочек на две равные группы.

2. Посчитайте, сколько палочек в каждой группе.

3. Найдите карточки с соответствующими числами.

4. Положите их на каждую группу.

5. Скажите, сколько таких чисел находится в заданном числе.

6. Запишите в тетрадь, из каких чисел состоит заданное число. Затем в программе

меняется лишь пункт 1, в котором теперь требуется разбить все палочки на две неравные

группы, а все остальные операции — прежние.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: