Административное нарушение (деликт) и административное правонарушение

Нормативная основа административной ответственности

Нормативную основу административной ответственности в на­стоящее время, как и до начала в 1980 г. процесса кодификации, образуют многие нормативные акты. Особое место среди них при­надлежит Кодексу РСФСР об административных правонарушени­ях, принятому 20 июня 1984 г. Он кодифицировал республиканское законодательство об административной ответственности и значи­тельно развил его. Наряду с материальными нормами (система взыс­каний, составы правонарушений и др.) кодекс содержит большое число административно-процессуальных норм, регулирующих про­изводство по делам об административных правонарушениях. КоАП является главным источником по ряду причин:

1) это самый большой по объему акт, регулирующий админис­тративную ответственность;

2) он регулирует общие вопросы ответственности (систему взыс­каний, принципы их применения, производство по делам об адми­нистративных правонарушениях и др.);

3) во многих актах прямо сказано, что если в них не урегулирова­ны какие-то вопросы, нужно руководствоваться общими нормами КоАП.

Начиная с 1990 г., число источников нормативной основы адми­нистративной ответственности стало резко увеличиваться. За пос­ледние пять лет было издано большое число актов по этому вопро­су. Среди них нужно прежде всего назвать Таможенный кодекс РФ, в котором более 170 статей посвящены административной ответственности за нарушение та­моженных правил. Более тридцати налоговых нарушений называет налоговое законодательство.

Нормативные основы разных видов принуждения — уголовного, дисциплинарного, гражданско-правового — строго централизова­ны, они едины в рамках всей Российской Федерации. И только нор­мативная основа административного принуждения, и прежде всего административной ответственности, децентрализована. Во-первых, она состоит из федеральных законов и законов субъектов Федера­ции. Во-вторых, в некоторых случаях административную ответствен­ность устанавливают подзаконные акты: указы Президента РФ, постановления правительства, акты глав администраций, органов местного самоуправления. А органы исполнительной власти специ­альной компетенции (федеральные и иные) еще в 1961 г. были ли­шены права издавать акты с административными санкциями.

Фактическим основанием для наступления административной ответственности является нарушение правовых норм, охраняемых административными санкциями, — административное нарушение (административный деликт). Оно может быть совершено виновно и невиновно. Действующее законодательство закрепляет принцип, согласно которому индивидуальные субъекты (граждане, должно­стные лица) несут ответственность только за виновные действия. Что же касается организаций, то они отвечают за административ­ное нарушение независимо от того, виновны ли они.

Субъекты, решающие вопросы об их ответственности, не обяза­ны выяснять, доказывать наличие вины. Организации несут ответ­ственность за то, что правило нарушено, за то, что произошло. Это называется объективным вменением. От ответственности за неис­полнение обязанности в таких случаях освобождает только дейст­вие непреодолимой силы. Объективное вменение, привлечение к административной ответственности за сам факт совершения адми­нистративного нарушения применяется прежде всего в отношении предпринимательской деятельности, в том числе к лицам, занима­ющимся ею без образования юридического лица.

В административном праве соответствующие нормы появились впервые в Законе СССР «О правах, обязанностях и ответственно­сти государственных налоговых инспекций» от 21 мая 1990 г., Зако­не РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» от 21 марта 1991 г., Таможенном кодексе СССР. Часть 5 ст. 83 ТК СССР гласила: «Предприятия и организации подлежат ответственности за нарушение таможенных правил, за исключением случаев, когда правонарушение произошло вследствие непреодолимой силы или неправомерных действий должностных лиц таможенных органов СССР».

В гражданском праве в связи с развитием в нашей стране предпринимательства тоже произошли изменения. Так, в ст. 401 части первой ГК РФ сказано:

«1. Лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности...

3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязатель­ство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение ока­залось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрез­вычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обя­занностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходи­мых денежных средств».

Таким образом, по действующему законодательству основанием привлечения к административной ответственности индивидуаль­ных субъектов является административное правонарушение, а кол­лективных субъектов (во многих случаях!) — просто администра­тивное нарушение. Необходимо еще раз подчеркнуть, что админис­тративное нарушение, деликт может быть виновным или объективно противоправным. И если к ответственности привлекается органи­зация, во многих случаях наличие или отсутствие вины не имеет юридического значения.

В ст. 2.1. КоАП РФ содержится следующее определение: «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».

Законодатель поставил знак равенства между названиями «ад­министративный проступок» и «административное правонаруше­ние». Можно выделить следующие его признаки.

1. Это антиобщественное деяние, посягающее на общественные отношения, которое повлекло или могло повлечь наступление вред­ных последствий.

2. Это противоправное деяние. Не все нарушения норм админис­тративного права являются административными проступками. И в то же время административными санкциями охраняются многие нормы трудового, гражданского, земельного и иных отраслей права. Административный проступок — это деяние, которое нарушает нор­мы административного и иных отраслей права, охраняемые адми­нистративными взысканиями.

Действующее законодательство не допускает аналогии закона, противоправность является обязательным признаком администра­тивного проступка.

3. Это виновное деяние, т. е. деяние волевое, сознательное, отно­шение правонарушителя к нему заслуживает упрека, порицаемо.

4. Возможность применения административных взысканий явля­ется общим свойством административных правонарушений. В боль­шинстве случаев, если выявлен проступок, виновного привлекают к административной ответственности. Но компетентные государствен­ные органы вправе не налагать административного взыскания и передать материалы на рассмотрение общественной организации или трудового коллектива, ограничиться замечанием, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонару­шителя к нему целесообразно применять меру общественного воз­действия. Реализация административных санкций не обязательно сопутствует административному проступку, но возможность их при­менения является его обязательным свойством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: