Незадачливый продавец, застенчивый агитатор

Учёный не забрасывает толпу своими сочинениями, как пропагандист листовками,а спокойно выкладывает их на стол, надеясь на внимание коллег, и, в отличие от "нормального" торговца, товар свой не рекламирует, ибо в рекламе всегда содержится ложь, хотя бы в виде небольшого преувеличения, чего классическая этика науки не допускает. Учёный в своей профессиональной тематике должен быть искренен с другими, как с самим собой, а это качество противопоказано любому дельцу. Ведь рыночные отношения – состязательная игра, в которой партнёры хотя бы отчасти скрывают свои стратегии.

Вся кухня исследований и построения теории, все использованные методы должны быть обнажены и выставлены на обозрение, иначе выводы не убедят других учёных. Приходится выносить из избы всякий сор; для развития науки он важнее, чем так называемые "результаты".

Классическому типу учёного присуща большая личная скромность, но эта черта не способствует успеху в начале ХХI века. Сейчас больше требуются кураж, самоуверенность и даже наглость.

Твердолобая убеждённость в своей правоте, отсутствие некоторой минимальной доли скептицизма, самоиронии и чувства юмора учёного не украшают. Напротив, он должен радоваться, если его переубедят и опровергнут, ибо такое отрицание на самом деле творческое и означает дальнейшее развитие теории. И вклад "опровергнутого" в таком случае не отрицается, а ценится.

Учёный обязан дать своим оппонентам возможность разрушить его модель, чтобы из её обломков построить нечто более совершенное и красивое. Такое использование теоретической продукции напоминает поедание; это и разрушение, и созидание в процессе постоянного обновления. Развитие науки воистину подобно эволюции живой природы.

Мне кажется, что перечисленные здесь этические особенности науки и учёных помогли бы нам отличать их от лженауки и лжеучёных, а это актуально в наши дни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: