Этика рационального мышления

Наука прирастает не столько стремлениями учёных к целям, сколько методом этичного реагирования. Научная работа – это непрерывное размышление. Постоянно думая о чём-то своём, учёный реагирует на поступающую к нему информацию по обычаю, установившемуся в научном сообществе. В данном случае этика понимается в широком смысле: не только профессиональное поведение с коллегами, но и сами научные методы, включая логику – эту своего рода этику рационального мышления (по словам нашего соотечественника – философа и методолога Ю.А.Шрейдера).

Настоящая наука служит не государству, нации, партии, академии, университету, ведомству, корпорации, фирме, а всему человечеству. Неписаный закон, регулирующий это высокое служение, – этика, мораль, совесть учёных. От чистоты и незамутнённости классической этики науки сегодня как никогда зависит и чистота окружающей среды, и нравственная чистота людей, включая и самих научных работников.

Фундаментальные понятия современности – гуманизм, окружающая среда, ноосфера, экология, культура – мельчают, опошляются, выхолащиваются, подвергаются ведомственным, технократическим, бюрократическим, популистским извращениям, становятся квазирелигиозными мифами, если они не обеспечены золотым запасом научной этики, если образцы их употребления не задают, не поддерживают своим авторитетом учёные с высоким морально-этическим уровнем.

Нарисованный здесь образ Настоящего Учёного – не только идеал, но и обобщённый портрет нескольких десятков моих соотечественников, с которыми я имел счастье быть лично знакомым. Насколько эта кажущаяся уже архаичной икона совмещается с рыночной экономикой (тем более, с её российским вариантом), – судите сами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: