Испрашивание благословения у всего, что связано с шейхом

Суфизм: его последователи испрашивают благословения у всего, что связано с шейхом, и воды, оставшейся после совершения им омовения или мытья рук или тела и используют это для лечения, как делают это по отношению к его могиле и земле вокруг нее.

Вот что рассказал мне в связи с этим один из моих знакомых по имени Мухйи-д-дин ибн Хадж Мухаммад аль-Харши: «Последователи шейха Саида – эфенди Чиркейского делили между собой воду, которой он совершал полное омовение, отнимая ее друг у друга, для лечения ею и испрашивания благословения, и каждый старался взять себе как можно больше, и кому это удавалось, тот радовался, а кому не доставалось, тот расстраивался и гневался».

А вот еще одна история, рассказанная мне одним из моих друзей из аварской деревни Мийаку(?) в Дагестане, расположенной в 12 километрах от Кизлиюрта(?), по имени Мухаммад Расул: «Одна пожилая женщина из числа мюридов Саида – эфенди ат-Ташрики отдыхала и лечилась на одном из горячих источниках недалеко от деревни Бафтугай(?), и шейх Саид – эфенди подарил ей несколько вареных яиц. Он съела их, считая, что это благословенная пища от шейха и исцеление для людей. Когда ж она начала есть их, очистив скорлупу, один из присутствующих сказал ей, - а он, вероятно, тоже был мюридом: «Ешь и скорлупу тоже. Поистине, нельзя выбрасывать ничего из подаренного шейхом, иначе в этом не будет пользы для тебя». Тогда бедная женщина, поверив ему, съела и скорлупу тоже, после чего у нее случился столь сильный приступ боли в животе, что она едва не умерла, и потом долго еще плакала».

Рассказывают также, что у шейха Таджуддина ибн Закарийя была маленькая дочь, и она заболела. И однажды шейх делал омовение и Аллаха внушил ему, что он должен напоить ее той водой, в которой он мыл ноги, и он сделал это, и она исцелилась с позволения Аллаха[130].

Говорит Мухаммад Амин аль-Курди: «Действия простых людей вроде целования края могил и надмогильных плит вали, то в них нет ничего страшного, если они делают это с целью испрашивания благословения, и не следует упрекать их в этом»[131].

Ахлю-с-Сунна ва-ль-Джама’а: убеждены, что-то, что делают представители суфизма со всем, что имеет отношение к их шейхам и их могилами – языческие действия, противоречащие Таухиду (Единобожию).

Они также убеждены, что благословения (барака) существует, но испрашивание благословения у чего-либо относится к делам поклонения, а поклонение, как мы об этом упоминали уже не раз, должно основываться на Шариате, данном Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), и для того, чтобы испрашивание благословения у чего-либо было разрешенным, должно иметься доказательство из Корана и Сунны на то, что благословение в этой вещи вообще присутствует.

Я привожу здесь основные правила испрашивания благословения для желающих делать это согласно Шариату и не преступая его границы.

1. Благословение (барака) целиком от Всевышнего Аллаха, так же, как и пропитание, победа, благополучие, дети, наставление на прямой путь и прощение – все это целиком исходит от Аллаха, и Он – Обладающий этим и Дарующий это. А если это так, то требование всего этого от кого-либо, кроме Аллаха, является ширком (т.е. придаванием сотоварищей Всевышнему Аллаху).

2. Подтверждение наличия благословения в чем-либо и способ испрашивания этого благословения относится к вопросам религии, и необходимо наличие доказательств из Корана и Сунны, потому что дела, связанные с религией, - их основой является переданное нам (т.е. Коран и Сунна), и ничто из них не утверждается и не доказывается с помощью разума или опыта или самостоятельного заключения или «убеждения, что это хорошо».

3. Поистине, все, к чему применимо испрашивание благословения из слов, дел и вещей, в которых наличие благословения утверждено Шариатом, – все это является лишь причиной благословения, а не дарующим его. Точно так же, как лекарства и разрешенные в Исламе заклинания являются причиной для выздоровления, но не они даруют его, поскольку Исцелитель – это Аллах.

4. Благословение получает лишь тот, кто верит в Аллаха и тверд в своей вере и в том, что касается других дел. Поэтому лицемер Абдуллах ибн Салюль не получил благословения от того, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отдал свою рубаху, чтобы его похоронили в ней. Она не принесла ему никакой пользы и не избавила его от наказания в Огне, потому что он умер лицемером.

И если мы хорошо изучим эти правила, мы будем знать, в отношении чего разрешено испрашивание благословения, а в отношении чего не разрешено, и каким путем оно должно осуществляться.

Дозволенным при жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) было испрашивание благословения у него самого и всего, что с ним связано – у воды оставшейся после совершения им омовения, а также всего того, что было его частью и отделилось от него (да благословит его Аллах и приветствует), как волосы, слюна и т.д. Существует множество хадисов, подтверждающих это.

Среди них хадис Анаса ибн Малика, сказавшего: «Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обрил голову во время совершения Прощального Хаджа, его сподвижники начали делить между собой его волосы»[132].

И среди них длинный хадис о заключении Худайбийского мирного договора: «Урва ибн Мас’уд взглянул на сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: «Клянусь Аллахом, каждый раз, когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сплевывал, его плевок обязательно подхватывал один из его сподвижников и протирал им лицо и кожу, когда же он приказывал им что-то, они спешили исполнить его приказание, а когда он совершал омовение, они готовы были подраться за воду, оставшуюся после его омовения»[133].

Вот еще один хадис, переданный Анасом: «Умм Суляйм стелила для Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) кожаную подстилку и он отдыхал у нее на этой подстилке. Однажды когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) заснул, она взяла немного его пота и волос и собрала все это в бутылочку и закрыла ее, пока он спал». Сказал он (т.е. передатчик хадиса): «И когда Анас ибн Малик находился при смерти, он завещал, чтобы бальзам, который будут наносить на его тело после обмывания, добавили немного содержимого этого сосуда, и это было сделано».[134]

Среди них хадис ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) дул на себя во время той болезни, от которой он умер, читая суры аль-Фаляк (Рассвет) и ан-Нас (Люди). «Когда же его болезнь усилилась, я дула на него, читая их, и проводила его рукой по его телу из-за ее благословенности»[135]. Так как она знала о благословенности рук Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), она принялась сама протирать ими его тело, и он одобрил это и не сказал ей: «Нет разницы между твоей рукой и моей», - и это указывает на то, что это великое благословение было дано именно ему.

Эти хадисы указывают на то, что Аллах дал благословение Своему Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует), и сделал его во всем, что когда-либо являлось частью его, и сделал дозволенным испрашивание у всего этого благословения, которое может принести пользу в Ближней и Вечной жизни… Но испрашивание благословения у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и того, что было его частью, в наше время невозможно, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) умер и существование сейчас чего-либо, являвшегося когда-то часть его тела невозможно. У сподвижников и у следующего за ним поколения хранились волосы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), его пот и что-то из одежды, принадлежавшей ему. Последним же человеком, у которого имелись в наличии волосы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) был Ахмад ибн Ханбаль. Что же касается тех, кто жил в последующие века, то у них не было ничего из вышеперечисленного[136].

Что же касается других праведных людей, помимо Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), их одежды, могил и т.д., то не имеется ни одного сообщения, указывающего на то, что кто-то из обладающих знанием и пониманием религии испрашивал у них благословения, и что это является дозволенным и употребляемым в Исламской Умме.

Говорит шейх Ахмад ан-Наджми: «Не дошло до нас ни одного сообщения об испрашивании благословения у кого-то после Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). А кто же лучше после него, чем Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман и ‘Али?.. А кто же после них лучше, чем остальные шестеро из тех десяти, которые при их жизни были обрадованы благой вестью о Рае?.. А кто, после этих десяти, лучше, чем принимавшие участие в сражении при Бадре? Но ни от кого из них не передается, что он испрашивал благословения у тех, кто выше его ступенью, или чтобы кто-то из ат-таби’ин (поколение, заставшее сподвижников), испрашивал благословения у сподвижников. Это означает, что все они сошлись во мнении, что эта особенность была дана только Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и только в период его жизни, и не существует ни одного достоверного хадиса указывающего на то, что кто-то из них испрашивал благословения у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) или его могилы после его смерти: Если и есть хадисы, подтверждающие это, то все они присочиненные и измышленные»[137].

Отсюда становится ясно, что то, что делали сподвижники (да будет доволен ими Аллах) по отношению к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) - ситуация особая, и не следует равнять на нее. Потому что если бы испрашивание благословения у кого-то, кроме Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) являлось дозволенным, то сподвижники, конечно же, поспешили бы делать это (потому что они более всех стремились к совершению благих дел) по отношению к лучшим представителям этой Уммы после него (да благословит его Аллах и приветствует), которые, к тому же, были обрадованы еще при их жизни благой вестью о месте в Раю, уготованном для них… Но они не делали ничего подобного.

Но вместе со всей очевидностью этого (то есть воздержания сподвижников и других людей от испрашивания благословения у кого-либо, кроме Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)), приверженцы идей суфизма стали испрашивать благословения у своих шейхов и всего, что когда-либо имело к ним отношение, и их могил, памятников, гробниц и всего, что связано с ними – земли, дерева, стен и окон. И вы видите, как один из них берет землю с могилы шейха и испрашивает у нее благословения или использует ее для лечения или же сыплет ее на свои поля, чтобы урожай был богаче. И вы видите, как другой целует руку и ногу шейха или прикасается к его посоху или одежде, испрашивая благословения.

И говорит шейх Мухаммад Садик Хасан: «Что же касается прикосновения к могиле Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и целования ее, то все они считали это нежелательным и даже запретным – потому что они знали, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) стремился уничтожить все, что может стать причиной ширка»[138].

Он также сказал: «Что касается прикосновения к могиле – любой могиле, – и целования ее и прижимание к ней щекой, то все мусульмане согласны, что это является запретным, даже если речь идет о могилах пророков, и подобных действий не совершал никто из праведных предшественников этой Уммы и имамов, и это является ширком»[139].

Вывод из всего сказанного: испрашивание благословения у шейха или того, что осталось после него, или лечение водой, оставшейся после совершения им омовения, или же испрашивание благословения у его могилы или гробницы или памятника или всего, что так или иначе связано с личностью человека, которого испрашивающий благословения считает святым (причем не важно, осуществляется ли испрашивание благословения путем целования или прикосновения щекой, лицом или телом), - совершающий все это идет по пути язычников, поклоняющихся идолам, является придающим Аллаху сотоварищей (мушрик) и совершающим нововведение (бид’а) в религии, на дозволенность которого нет никаких указаний. Такой человек должен совершить покаяние и отдалится от совершения ширка.

О Аллах, мы прибегаем к Твоей защите от того, чтобы придавать Тебе сотоварищей, зная об этом, и просим у Тебя прощения за совершения этого, не зная…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: