История натюрморта в России

Зарождение натюрморта в русской живописи относится к петровскому времени – эпохе становления светского искусства. Он определился почти одновременно с портретом. В 1730 годах к нему обратились учащиеся «Карповской школы» Феофана Прокоповича. Они оставили небольшое количество «обманок» - изображение вещей (в основном книг, инструментов, нот, мелких бытовых предметов нового, европейского образа жизни), поражающих натуралистически точной передачей фактуры, формы, объема. Для Русской живописи этого периода задача максимально жизнеподобного воспроизведения предметов на холсте была весьма актуальна, ибо учила художников реалистическому взгляду на мир. В целом, XVII век не стал эпохой расцвета русского натюрморта. Лишь потребность в украшении интерьеров дворцов и богатых домов заставляла живописцев поддерживать «натюрмортную форму»: цветы, фрукты. Так работали А. Бельский, И. Фирсов.

Оживает натюрморт во второй трети следующего XIX столетия. Он представлен двумя основными разновидностями. Академическое направление сочетало добротный натурализм с идеализацией традиционных объектов изображения – плодов, букетов, охотничьих трофеев. К академизму тяготели А. Валуев, И. Хруцкий, однако их привлекали и более демократичные сюжеты: огородные овощи, зелень, грибы.

Второе направление – реалистическое – представлено творчеством А. Венецианова и его учеников Г. Сороки, А. Тыранова, К. Зеленцова, сумевших выразить в своих картинах поэтическое отношение к бытовым предметам. Виртуозно писал среду вещей К. Брюллов. Огромную роль для характеристики героев играли тщательно отобранные предметы в полотнах П. Федотова. Художники XIX века, безусловно, умели изображать вещи как живые. Однако, предметы, хотя и выписанные с большим мастерством, изображались преимущественно в портретах и жанровых картинах. Натюрморт же находился на переферии изобразительного искусства вплоть до конца XIX – начала XX века.

Подлинный расцвет натюрморта пришелся на 1900 – 1910 годы. Исследователи выделяют четыре главных направления, выделившихся в нем в эти годы. Наполненные светом и воздухом жизнерадостные работы К. Коровина и И. Грабаря представляли импрессионистскую линию. Декоративно-плоскостный метод, идущий от французских импрессионистов, характерен для Сапунова, П. Кузнецова, Н. Сарьяна, сохранивших полностью свои творческие особенности. П. Кончаловский, А. Лентулов, И. Машков, В. Рождественский изображали синтез русского фольклора и кубизма. Предметы в их картинах поражают подчеркнутостью, материальностью, осязаемостью. Уход от видимой реальности, разложение формы, увлекали К. Малевича, В. Кандинского. При этом существовал опыт изысканных, тонких работ К. Сомова, А. Головина, К. Петрова – Водкина.

Изображение прекрасного мира вещей увлекало очень многих художников. Они создали великолепные натюрморты, раскрывающие не только красоту вещей, но вместе с тем и мир человека, его мысли и чувства.

Каждый художник нашел для решений этой сложной задачи свои выразительные средства. Порой человек незримо присутствует на картине, и, кажется, что он только что вышел и может вернуться в любой момент. Как жанр натюрморт на протяжении своего развития постоянно находится в движении спадов и подъемов. Но именно в этом жанре многие художники экспериментируют, размышляют, совершенствуют свое мастерство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: