Условия возникновения и становления рынка

Основными условиями возникновения и становления рынка являются:

1. Общественное разделение труда и специализация.

Разделение труда – 1) дифференциация, специализация трудовой деятельности, приводящая к выделению и осуществлению различных её видов; 2) в международном аспекте различают международное разделение – сосредоточение производства отдельных видов товаров в тех странах, где их производство является экономически целесообразным в связи с географическим положением, климатом и наличием природных ресурсов, труда и капитала. Такое разделение труда между странами благодаря последующими обмену товарами оказывается выгодным для самих стран, участвующих в этом процессе, способствует лучшему удовлетворению потребностей, повышению занятости, но приводит к взаимной занятости между государствами.

Специализация – 1) сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, отдельных технологических операциях или видах выпускаемой продукции; 2) приобретение специальных знаний и навыков в определённой области; 3) разделение труда по его отдельным видам и формам.

По мере развития производительных сил углублялось общественное разделение труда, которое предполагает специализацию производителей на определённых операциях или на изготовлении определённых продуктов. Если общественное производство делится на крупные его виды (земледелие, промышленность, торговля), то такое разделение труда называется общим. Распадение этих видов на более мелкие единицы приводит к частному разделению труда.

Различают вертикальное и горизонтальное разделение труда. При вертикальном разделении труда происходит разделение по уровням, например, разделяются производство и управление производством. При горизонтальном разделении труда делятся виды работ в пределах одного уровня, например, выделяются изготовление, обработка деталей изделия и сборка изделия из этих деталей.

Специализацию понимаюткак форму общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. В промышленности различают три основные формы специализации: предметную, подетальную и технологическую. Специализация внутри отдельного производства (работы) приводит к единичному разделению труда.

Подробно рассмотрел все главные типы разделения труда А. Смит в пределах одной мануфактуры, между отраслями, между городом и деревней, между промышленностью и торговлей, между умственным трудом и физическим трудом, между различными регионами и целыми национальными хозяйствами.

В результате общественного разделения труда, согласно определению, появляются различные виды трудовой деятельности. Эта форма организационно-экономических отношений продолжает изменяться при совершенствовании орудий труда. В свою очередь, это ведёт к улучшению профессиональной подготовки работников и техническим новшествам, росту производительности их труда. На этой основе стало возможным производить продуктов больше, чем необходимо для поддержания жизни человека. Тем самым возникла потребность в обмене излишкам и продуктов. На основе дальнейшего развития общественного разделения труда появились такие экономические явления, как специализация производителей на выработке какого-либо одного продукта и дифференциация (одновременное развитие многих, не связанных друг с другим технических видов производства).

2. Экономическая обособленность и хозяйственная автономия субъектов рынка. Для возникновения товарного производства одного общественного разделения труда не достаточно. Продукты труда становятся товарами, когда их производят для обмена самостоятельные, экономически обособленные производители. Данное организационно-экономическое отношение дополняет общественное разделение труда: человек не только выбирает какой-то вид работы, но и превращает его в самостоятельную производственную деятельность. Это усиливает зависимость работника от других видов производителей и порождает необходимость обмениваться разнородной продукцией. Поскольку произведенный продукт является собственностью производителей, для товарного производства необходимо также обособление производителей как собственников. Товарно-рыночное хозяйство не может нормально развиваться в рамках общей собственности, которая затрудняет и общественное разделение труда, и хозяйственное обособление производителей, а также их свободную предпринимательскую деятельность.

3. Свободный обмен товарами и ресурсами. Следующее условие возникает и как следствие вытекает из первого и второго условий – это свободный обмен товарами и ресурсами. Необходимость обмена результатами своего труда для получения других многих недостающих человеку благ позволяет ему наиболее полно удовлетворить свои разнообразные потребности. Процесс обмена приобретает рыночный характер, так как осуществляется на взаимовыгодных началах. Люди получают максимально возможный набор потребительских благ в условиях ограниченности ресурсов и развитого разделения труда. Рынок даёт свободу конкретного поведения, свободу хозяйствования и защиту интересов конкретного производителя.

4. Свобода предпринимателей и экономическая самостоятельность товаропроизводителей. Свобода предпринимателей – право экономических субъектов использовать экономические ресурсы для производства товаров по собственному выбору и продавать товары на выбранных рынках. Различают экономическую свободу предпринимателей, под которой понимают право производителя товара на самостоятельный выбор профиля, структуры и объёма производства, условий реализации, цен на продукцию. Достигается компромиссными соглашениями с другими участниками рынка, выражается в свободе предпринимателей по вопросам: что производить, в каком количестве производить, как производить (процесс и технология) и на каком виде рынка реализовать созданный продукт или предоставляемую услугу?

Хозяйственная самостоятельность – свобода действий хозяйственного субъекта с представлением ему соответствующих полномочий для управления производством.

Оба понятия взаимосвязаны между собой и представляют собой определённую совокупность прав и действий, регламентирующих хозяйственную деятельность субъектов.

Итак, условиями возникновения рыночного хозяйства являются:

1. Общественное разделение труда и специализация.

2. Экономическая обособленность и хозяйственная автономия субъектов рынка.

3. Свободный обмен товарами и ресурсами.

4. Свобода предпринимателей и экономическая самостоятельность товаропроизводителей.

Закономерности становления и развития рыночных отношений.

Развитие рыночной системы хозяйствования в разных странах выявило определённые закономерности в процессе становления и развития рыночных отношений:

1. Наличие независимых товаропроизводителей, свобода предпринимательской деятельности и гарантия прав собственности различных экономических субъектов.

2. Основу рыночной экономики составляет товарное производство, действие законов спроса и предложения, а также денежного обращения.

3. Для рыночной экономики характерно многообразие форм собственности, которое порождает и многообразие рыночных отношений, исключающих единство цен, равенство доходов.

4. Рынок функционирует на основе механизма конкуренции. На рынке предприятия могут выступать только как товаропроизводители услугопредоставители. Они являются собственниками своего продукта, определяют цены и доходы с учётом конъюнктуры рынка и маркетинговой деятельности.

5. Информационное обеспечение. Рынок без информации существовать не может. Основной информацией являются данные об ассортименте товаров и услуг, их количестве, качестве, сервисном и гарантированном обслуживании, месторасположении соответствующих видов рынка, вкусы и предпочтения потребителей, характеристики производителей товаров и самих товаров, характеристики предоставляемых услуг и самих услуг, и другие параметры. Информация является достоверной, полной и доступной для любых участников рыночных отношений.

6. Гарантия рыночных отношений за счёт правового обеспечения. Рыночные отношения гарантируются государством любым субъектам за счёт соответствующих законов, нормативных актов, распоряжений и иных документов.

Функционирование рыночной экономики осуществляется на основе определённых принципов, таких как:

1. Экономическое самоопределение личности как основа личной свободы человека, условие раскрытия его творческого потенциала. Данный принцип означает право на самостоятельное улучшение своей жизни, возможность самостоятельного заработка в достижимых размерах.

2. Право быть собственником всех видов движимого и недвижимого имущества, включая и землю. Это право возможно при гарантии обществом в лице какого-нибудь института власти защиты, поддержки и равноправия всех видов и форм собственности, право на коммерческое использование объектов собственности и доходов от данного применения. Основу составляет многообразие форм собственности.

3. Равенство экономических прав любых юридических и физических лиц на ведение хозяйственной деятельности, разрешенной законодательством. Данный принцип позволяет реализовать условия рыночной организации производства – его открытость, многосекторальность и конкурентность.

4. Экономическая свобода товаропроизводителя, которая выражается в праве товаропроизводителя на самостоятельное определение объема и структуры своего производства, ассортимента продукции и объема ее реализации, в установлении цены на нее и выбора партнеров.

5. Распространение коммерческих принципов по «вертикали» и по «горизонтали». Данный принцип означает, что все сферы и уровни экономики охвачены рыночными отношениями. Это способствует равному положению экономических субъектов и требует от них взаимодействия по единым рыночным правилам.

6. Свободное ценообразование, при котором административное установление цен допускается только в нерыночных секторах экономики (наука, образование, здравоохранение, оборона, экология и т.д.).

7. Наличие разных рынков в зависимости от многообразия объектов форм и средств их существования.

8. Государственное регулирование рыночной экономики осуществляется по следующим направлениям:

а) стабилизация производства с помощью налогового и инвестиционного механизмов регулирования.

б) финансирование научно - технических программ (политика научно - целевых программ, дотации социально значимым отраслям, инвестиционная политика).

в) выравнивание уровней экономического развития разных регионов.

г) государственная поддержка конкуренции на основе политики демонополизации.

д) оздоровление (совершенствование) денежной системы на основе финансовой и антиинфляционной политики.

е) преодоление чрезмерной имущественной дифференциации населения через политику доходов.

9. Наличие системы социальной защиты. Система социальной защиты – средство уменьшения, сглаживания, ослабления неизбежных негативных социальных последствий рыночной экономики. Это система содержит три главных направления:

1) регулирование доходов предпринимателей посредством налогового перераспределения;

2) гарантирование заработанной платы наемным работникам с помощью законодательного утверждения минимума заработанной платы как обязательной базы оплаты труда;

3) защита уровня жизни населения путем индексации заработанных плат и других фиксированных доходов.

Рыночный механизм и его функционирование в экономике.

Основой, которая соединяет производителя и п отребител я в процессе купли-продажи и благодаря которой становится возможной функционирование рыночной экономики в целом, является рыночный механизм. Рыночный механизм – это такая форма организации производства, при которой потребители и производители взаимодействуют посредством рынка для решения основных проблем экономики, - какие товары должны быть произведены, в каком количестве, как их производить и для кого они создаются, кто их будет потреблять?

Рыночный механизм представляет собой взаимодействие четырёх его элементов: спроса, предложения, цены и конкуренции.

Спрос – это то количество товаров, которое потребители желают и могут приобрести по определённой цене за определённое время. С точки зрения денежного содержания, спрос – это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия по соответствующей цене. Именно спрос определяет то количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по соответствующей цене, в течение определённого времени. Спрос не тождественен потребности. Если у человека нет денег, чтобы купить необходимый товар, то при существующей потребности в нём, товар купить нельзя.

Предложение – то количество товаров, которое производители могут и желают предоставить на рынок по соответствующей цене.

Цена – 1) денежное выражение стоимости товара; 2) экономическая категория, необходимая при косвенном измерении величины общественно необходимого рабочего времени, которое требуется или уже затрачено для производства и выпуска товара; 3) количественное соотношение между установленными величинами спроса и предложения на потребительском рынке. Стоимостьцена товара, при чём, стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой товара. Цена и стоимость – это взаимообусловленные понятия: одно объясняет другое и с ним связано; 2) затраты денежных на приобретение товаров, на выполнение работ и оказание услуг, а также на получение благ; 3) по трудовой теории стоимостиовеществленный в товаре труд, так называемая меновая стоимость. Что–то овеществленное означает выраженное в чём-нибудь вещественном, материальном, например, овеществленный в товаре труд означает труд, выраженный в материальном виде, то есть материализованный труд.

Конкуренция (от лат. слова дословно означает столкновение) – состязание между экономическими субъектами: борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли и иных выгод. Представляет собой цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование, за лучшие условия производства и сбыта продукции, за лучшие товары и цены, это один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике. Конкуренция выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизмов регулирования пропорций, способствует максимизации прибыли, а на этой основе - расширению масштабов производства. Существует различные виды конкуренции. Поскольку продавцов много, то они конкурируют между собой, а это усиливает свободу выбора товара для покупателя и заставляет производителя ориентировать своё производство на удовлетворение потребностей тех, кто купит его товар.

В концентрированной форме рыночный механизм проявляется через цены. Цены - это особый сигнал к действию для производителей товаров и предоставителей услуг. Как правило, производится в большем объёме то, что принесёт наибольшую прибыль, убыточные товары производить экономически невыгодно. Если затраты на производство высоки, но товар пользуется спросом, то цены на него растут, обеспечивая высокие показатели прибыли. А при одинаковой рыночной цене происходит расширение производства той продукции, которая требует наименьших затрат, и наоборот.

Каждый продавец имеет доход от продажи своего товара и использует его, в свою очередь, для покупки того, что ему необходимо. Если есть повышенный спрос на какой-то продукт, то продавцы повышают на него цены, чтобы нормировать ограниченное потребление. Высокая цена побуждает производить большее количество данного товара. С другой стороны, если другого товара окажется на рынке больше, чем покупатели желают купить, то продавцы, стремясь избавиться от его запасов, будут вынуждены снизить цену. По низким ценам продажа пойдёт активнее, но сами производители не будут заинтересованы в производстве данного товара в таком количестве. Объём предложения товаров сократиться, соотношение спроса и предложения восстановится.

Сам рыночный механизм проявляется в материальных, финансовых, информационных и других взаимосвязях с многочисленными субъектами рыночной экономики, которые нельзя установить по приказу, команде или распоряжению. Можно выработать и поддерживать только общие правила и нормы организационно-экономического и правового поведения субъектов, которые вступают друг с другом в рыночные отношения. Также все элементы рыночного механизма взаимодействуют между собой, а их взаимодействие и представляет собой данный механизм: спрос неразрывно связан с предложением, а оба они зависят от уровня цен. Конкуренция оказывает влияние и на спрос, и на предложение, и на уровень цен. Таким образом, все элементы рыночного механизма находятся в единой системе.

Рынок представляет собой саморегулирующийся механизм размещения ресурсов, производства, распределения и обмена благ, основанный на взаимодействии спроса и предложения в конкурентной среде посредствам свободного ценообразования.

Среди достоинств рыночного механизма как идеальной рыночной модели можно отметить следующие черты:

1. Рынок обеспечивает взаимосвязь производства и потребления, которая осуществляется через установление соответствия объема предложения объему платежеспособного спроса.

2. Рынок гарантирует общественную оценку результатов труда обособленных производителями.

3. Рынок создает условия для высокой эффективности производства, которой способствует конкуренция.

4. Рынок обеспечивает каждому человеку право стать предпринимателем в той или иной сфере, разрешенной законодательно, то есть свобода предпринимательской деятельности.

5. Рынок создает условия для абсолютной мобильности и подвижности всех видов ресурсов.

6. Рынок основан на свободном ценообразовании.

7. Рынок эффективно функционирует в условиях отсутствия любых видов монополизма и полной свободы конкуренции.

8. Каждый участник рыночных отношений в равной степени обладает полной информацией о предложении и спросе на товары и услуги, о ценах на них, о нормах прибыли, о рынках и т.д.

9. Эффективное функционирование рынка достигается за счет, устойчивости финансовой и денежной систем.

10. Рынок обеспечивает открытый характер рыночных отношений.

11. Рынок существует на основе политической стабильности как внутри страны, так и за ее пределами.

Эти достоинства присущи идеальной модели рынка, в которой нет места негативным процессам: инфляции, перепроизводству и недопроизводству. Но идеальная модель это не значит, что не достижимая. Современные экономические системы стран должны стремиться к такой эталонной модели рынка.

Кроме достоинств существуют и недостатки рыночной экономики, которые нельзя не учитывать.

Избавляя общество от товарного дефицита, стимулируя НТП, рыночная организация экономики не всегда способна решать важные социально – экономические проблемы.

Первая проблема рыночной экономики состоит, прежде всего, в удовлетворении тех общественных потребностей, которые невозможно измерить в денежном эквиваленте и превратить их в платежеспособный спрос. Это национальные системы обороны, образования, единой энергетической системы, охраны общественного порядка, аппарата управления государством. Речь идёт о таких товарах, которыми в равной степени пользуются все граждане страны, так называемые общественные товары. Производство данных товаров и услуг вынуждено брать на себя государство, финансируя его из средств бюджета за счёт налогов на доходы предприятий и граждан.

Вторая проблема рыночной экономики, находящаяся за пределами досягаемости рыночного механизма, связанна с наличием внешних эффектов (экстерналий). Экстерналии – механизм нецеленаправленных выгод и издержек, которые выявляются как следствие активной экономной деятельности и обычно распространяются на третьи лица, не принимающие участия в этой деятельности. Механизм внешних эффектов проявляется в побочных издержках, которые несут не производители и потребители, а общество в целом. Деятельность предприятий рыночного типа может иметь как отрицательные, так и положительные последствия, не имеющие, но реально влияющие на благосостояние других граждан общества. Например, это могут быть внешние эффекты, связанные с загрязнением окружающей среды в результате производственной деятельности, исчерпание природных запасов из-за возрастающего вовлечения их в хозяйственный оборот, возникновение региональных и структурных диспропорций в производстве.

Рыночный механизм «сам по себе» не способен нейтрализовать негативные последствия, потому что ориентирует экономику на постоянно возрастающий платежеспособный спрос. Следовательно, регулирование внешних эффектов должно взять государство. Ликвидация негативных эффектов возможно путём прямого администрирования, то есть запрета эксплуатации части невосполнимых природных ресурсов, применения вредных технологий производства товаров и оказание услуг, приносящих ущерб и вред здоровью; путём введения штрафов, размеры которых должны многократно превышать возможные выгоды от их производства.

Третья группа проблем рыночной экономики, порождаемых ограниченностью рыночного механизма, связанна с социально - экономическими правами личности и с правом на труд. Мобильность ресурсов, в том числе и трудовых, – одно из достоинств рыночной экономики. Но такая мобильность предполагает периодическое возникновение, прирост или сокращение видов безработицы:

- технологической безработицы, возникающей из-за свёртывания устаревших производств;

- структурной безработицы, возникающей из-за перестройки структуры экономики;

- региональной безработицы, возникающей из-за неравномерности развития регионов.

Роль государства сводится к эффективному регулированию рынка рабочей силы, поддержки граждан с помощью социальных выплат, создания новых рабочих мест и др.

Четвёртая группа проблем рыночной экономики связана с ситуациями, которые рынок не может решить самостоятельно и для этого необходимо государственное регулирование – это финансирование крупных инвестиционных проектов, не обещающих скорой прибыли и связанных с большим риском.

Пятая проблема рыночной экономики связана с необходимостью борьбы с макроэкономической нестабильностью: инфляцией и безработицей, а также монополизмом в лице антимонопольного законодательства.

С одной стороны, рынок представляет собой наилучший, т.е. наиболее эффективный способ хозяйственной организации из всех известных, а с другой – рынок имеет и весьма существенные недостатки, которые могут и должны быть нейтрализованы или смягчены с помощью разных форм вмешательства государства, политических и общественных организаций Нормальной экономикой считается регулируемая рыночная экономика, в которой более или менее удачно решается задача совмещения саморегуляции рыночных отношений в соответствии с социально–приоритетными ценностями. Неотъемлемым свойством рыночной системы должна быть её многосекторальность и многоукладность, т.е. разнообразие форм собственности и хозяйственной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: