Понятие «рынок» и его основные функции. Структура рынка и понятие

«инфраструктура рынка

Рынок – это определённая форма хозяйственных связей между производителями и потребителями в сфере обмена, осуществляемая посредством купли-продажи товаров;

– это совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег;

- это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения;

- это механизм взаимодействия покупателей и продавцов или отношения спроса и предложения.

Объектов рынка существует огромное многообразие в зависимости от назначения и классификационного признака: товары, услуги, блага, трудовые, финансовые, инвестиционные, интеллектуальные ресурсы или ресурсы человеческого капитала, инновационные товары, научно-технические изобретения и так далее.

Субъектами рыночных отношений выступают участники рыночных сделок. К ним относятся: во-первых, покупатели, продавцы, предприниматели или физические лица, а, во-вторых, юридические лица в виде предприятий, объединений, организаций, ассоциаций, фирм, акционерных обществ, товариществ и государства. Для классификации субъектов рыночных отношений используют различные подходы:

1. С позиций выполняемых на рынке функций субъектов рыночных отношений делят на продавцов и покупателей.

2. С позиций форм собственности различают: субъектов, хозяйствующих на базе индивидуальной, частной и других форм собственности, то есть, сколько существует в экономике форм, видов и их разновидностей, столько будет и субъектов.

3. Иные категории: предприниматели, работники, продающие услуги своего труда, услугопредоставители – те, кто оказывает различные услуги населению, физическим и юридическим лицам, владельцы ссудного капитала и иных финансовых средств, в том числе денег, кредитов и ценных бумаг, как правило, это различные банковские учреждения, а также домашние хозяйства, фирмы и государство.

Рынку как определенному институты присущи и свои функции:

1. Соединительная функция. Рынок обеспечивает взаимосвязь производства и потребления. Задача рынка как раз изаключается в том, чтобы соединить владельцев товаров (производителей, продавцов, услугопредоставителей) и владельцев денег (потребителей, покупателей) в общем обмене товарами, услугами, благами, в котором они при определённых условиях готовы добровольно совершить акт купли-продажи. Эту функцию в некоторых источниках называют посреднической. Тогда рынок связывает вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков товаров и предоставляющих услуги). При этом потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции или услуг, а продавец имеет возможность выбора наиболее подходящего покупателя.

2. Распределительная функция. Рынок опосредует (опосредованный - это значит, данный не непосредственно, а через посредство чего-нибудь другого, выраженный в чём-нибудь через что-то иное) общественное разделение труда между экономически обособленными производителями материальных благ и услуг. Рынок определяет необходимость и выгодность (полезность) той или иной продукции, а, следовательно, технологическую связь между участниками общественного производства. Рыночный обмен служит способом осуществления экономических интересов продавцов и покупателей. Это взаимосвязь строится на принципе личной материальной заинтересованности, что предполагает обмен необходимыми друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.

3. Регулирующая функция. Основным инструментом рыночного регулирования является соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Через механизм законов спроса и предложения рынок устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономике.

4. Информационная функция. Рынок представляет собой источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам о количестве, качестве, ассортименте товаров и услуг, а также сфер их распространения.

5. Стимулирующая функция. Посредством цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений НТП, снижение затрат на производство продукции, повышение её качества, расширение ассортимента.

6. Санирующая функция. Рынок освобождает общественное производство от экономически слабых хозяйствующих субъектов и поощряет развитие эффективных, предприимчивых и перспективных фирм.

7. Социальная функция. Проявляется в дифференциации производителей. Государству рынок предоставляет лучшие возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике.

Рынок связывает вместе покупателей и продавцов отдельных товаров и услуг, и выполняет ещё две функции: во-первых, оповещает потребителей, производителей и поставщиков ресурсов о решениях, принятым каждым из них; во-вторых, синхронизирует эти решения и обеспечивает согласование производственных целей, что бы выполнить установленные функции.

Рыночная экономика создаёт соответствующие рыночные структуры, через которые осуществляется движение материальных, трудовых и денежных ресурсов: рынок товаров (предметов потребления и средств производства) и услуг, рынок финансового капитала, рынок труда, рынок научно – технических разработок и другие условия.

Если рассматривать понятие «рынок», выступающего объединяющим институтом, как совокупность его разновидностей, то можно выделить различные его виды в соответствии с определёнными классификационными признаками:

1. По территориальному признаку можно выделить местный, региональный, национальный и мировой рынки.

Местный рынок – это рынок, охватывающий территорию в пределах города, сельского поселения, например, торговая площадь в средневековых городах, мини-рынки в современных городах нашей страны.

Национальный рынокрынок, являющийся внутренним для отдельной страны.

Региональный рынок – рынок, охватывающий территорию определённого региона.

Мировой рынокрынок, представляющий совокупность национальных рынков отдельных стран, связанных друг с другом устойчивыми торгово-экономическими отношениями. Его формирование связано с развитием мировой торговли, зародившейся ещё в глубокой древности. Формированию мирового рынка исторически предшествовал длительный период развития региональных международных рынков. Его зарождение относится к мануфактурной стадии развития капитализма (XVI-XVII вв.), в период первоначального накопления капитала. В дальнейшем, на рубеже XIX-XX вв., с развитием крупной машинной индустрии, при которой производство товаров переросло в национальные рынки, произошло объединение местных рынков межнационального обмена в единый мировой рынок. Развитие мирового рынка – закономерный процесс, выражающий индустриальное развитее экономики и растущее международное разделение труда, специализацию и кооперацию, интернационализацию хозяйственной жизни, развитие производства, внешней торговли и транспорта.

2. По субъектам, вступающим в обмен, различают рынки:

а) потребителейотдельных лиц, домохозяйств, которые покупают товары для личного конечного потребления;

б) производителейфизические и юридические лица, а также государство как субъект экономических отношений, которые приобретают товары и услуги для дальнейшего производства или использования для конкретных целей;

в) промежуточных продавцов – посредники, которые приобретают товары с целью последующей перепродажи в оптовой и розничной торговле;

г) государственных учреждений - юридические лица, которые приобретают товары социального и военного назначения для нужд государства.

Для физических лиц рынки являются розничными, служат для приобретения единичных товаров или мелкими партиями, а для юридических лицоптовыми, продажа партиями товаров.

3. По объектам обмена рынки бывают товарными, финансовыми, рынками труда, услуг, недвижимости, интеллектуальной собственности и другие. Характеристика основных видов рынка по объектам рыночных отношений представлена в вопросе 4 данной темы. Указанные по данному классификационному признаку виды рынка объединяются в следующие группы: рынки факторов производства, рынки товаров и услуг, финансовые рынки и другие группы. В состав названных групп входят более мелкие формирования. В состав рынков факторов производства входят: рынки земли и недвижимости, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых, рынок труда. Рынки товаров делятся на специализированные, на которых продают однообразные товары, например, автомобильный рынок, рынок нефтепродуктов, и универсальные, на которых размещаются товары потребительского назначения, средств производства. К рынку услуг относятся многообразные виды сервиса: коммунальное и бытовое обслуживание, культурные, социальные, страховые и другие виды услуг. Финансовые рынки - это рынки капиталов (инвестиций), кредитные рынки, на которых размещаются временно свободные денежные средства, используемые в производственных и посреднических целях, рынок ценных бумаг и валютно-денежные рынки.

4. По рыночной конкуренции различают рынок чистой конкуренции, рынок чистой монополии, рынок монополистической конкуренции и рынок олигополистической конкуренции. Характеристики моделей указанных видов рынков по видам конкуренции представлены в 5 вопросе данной темы.

5. По формам хозяйствования различают государственный рынок, кооперативный рынок, рынок товаров индивидуальной трудовой деятельности, арендный рынок, рынок совместных предприятий и возможно другие разновидности.

6. С учётом ассортимента товаров выделяют:

- замкнутый рынок – это рынок, на котором представлены товары одного производителя, по-сути, это монопольный рынок;

- насыщенный рынок – это рынок, на котором представлены аналогичные товары многих производителей, рынок дифференцированной продукции;

- смешанный рынок – это рынок, на котором представлены разнообразные товары, не связанные между собой.

7. По степени соблюдения законности различают легальный рынок или официальный, и нелегальный рынокрынок теневой экономики.

8. По степени насыщенности выделяют:

- равновесный рынок – это рынок, в котором спрос и предложение примерно совпадают;

- дефицитный рынок – это рынок, на котором спрос превышает предложение;

- избыточный рынок – это рынок, на котором предложение превышает спрос.

9. По степени развитости экономических свобод продавца и покупателя на рынке рынки делятся на свободный рынок и регулируемый рынок.

Свободный рынокэто рынок, обладающий максимумом экономических свобод в их классическом понимании. Субъекты такого рынка могут выбирать подходящий товар, продавца и покупателя, распоряжаться деньгами по своему усмотрению. Им принадлежит так называемый экономический суверинатет. Такой рынок свободен от вмешательства государства и строго регулирования.

Регулируемый рынок – это рынок, подчиненный определённому порядку, который закреплён в правовых нормах и поддерживается государством.

В современных условиях широкое распространение получили спотовый и срочный рынки. Спотовый рынок – это разновидность рынка, на котором осуществляется торговля реальными товарами с немедленной доставкой. Срочный рынокрынок срочных контрактов, которые предусматривают поставку товаров в установленный срок на согласованных условиях, осуществляется в виде форфардных, фьючерских и опционных контрактов.

Типы и виды рынков не изолированы, а неразрывно связаны и существуют как единая рыночная система, все элементы которой находятся в определённых соотношениях друг с другом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: