Понятие «рынок» и его основные функции. Структура рынка и понятие «инфраструктура рынка».
3. Понятие «товар» и его свойства в концепциях трудовой теории стоимости и теории предельной полезности (вопрос на самостоятельное изучение).
4. Классификация видов рынка и характеристика по объектам рыночных отношений.
5. Роль конкуренции в рыночной экономике и характеристика основных моделей рынка по видам конкуренции.
6. Особенности формирования рыночной экономики в России.
7. Роль отношений собственности в экономике и основные направления их эффективного развития (вопрос на самостоятельное изучение).
7.1. Понятие «собственность»: экономическое и юридическое содержание.
7.2. Экономические границы частной и общественной собственности.
7.3. Опыт преобразования отношений собственности в России (приватизация и разгосударствление).
Возникновение и развитие рыночной экономики.
Рыночная система хозяйствования сформировалась в результате разложения натурального и развития товарного хозяйств.
|
|
Рыночная экономика – экономика, основная на товарном производстве и рыночном обмене, принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов. Рыночное хозяйство обеспечивает взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка.
Такие понятия, как «рынок» и «рыночная экономика» не тождественны друг другу. Рыночное хозяйство предполагает высокий уровень развития самого его института – рынка и характеризуется следующими чертами:
1. Свобода предпринимательства, означающая полную самостоятельность хозяйственной деятельности, экономическую ответственность и рационализм ведения хозяйства. Предприниматель, организуя хозяйственную деятельность, не будет производить товар, не пользующийся спросом на рынке, и его изготовление не принесёт прибыль.
2. Свободное ценообразование, исключающее государственное вмешательство государства в процесс установления цен на товары. А цены – это важный информационный инструмент, они дают оперативную, полную и достоверную информацию о спросе и предложении товаров, об их издержках производства, о положении на рынках отдельных регионов, стран и мирового сообщества.
3. Конкуренция, по средством которой регулируются цены и количество производимых товаров. Столкновение интересов субъектов рыночных отношений приводит к рациональным результатам, как для отдельных лиц, так и для общества в целом. Любой субъект, преследую свои собственные интересы, более действенным образом служит интересам общества. Многообразие форм собственности и хозяйствования создаёт благоприятные возможности для использования предпринимательского и человеческого капитала субъектов рынка, разнообразия и интенсификации самой конкуренции.
|
|