Глоссарий

русский казахский английский
  Путешествие Саяхат Gourney
  Путешественник Саяхатшы Traveler
  Поездка Саяхат Visit
  Турист Турист Tourist
  Туристическая компания Туристтік компания Tourist company
  Далекие страны Қиыр мемлекеттер A far away country
  Экскурсия Экскурсия Excursion
Задание на СРСПриготовьте рассказ о вашем родном городе для туристов из России.
СРСП. 1. Видеопрезентация «По странам и континентам» 2. Перескажите текст. Глобус Колумба. Английский ученый Томсон нашел отличный образ, чтобы передать отношение между понятием и реальной действительностью. Он гооврит, что такое понятие так же отраджает реальность, как карта – участок земной поверхности. Что же можно сказать об очевидных недостатках кртины мира? Ведь она обязана включать в себя не только существующие теории, но и как-то осваивать и отражать даже те области, для которых еще и крт не составлено или карты эти существуют в заведомо неполном виде. Требование широты охвата, предъявляемое к картине мира, могло сделать ее не только менее полной, чем те законы, что нее входят, но и несравгненно вменьшей степени полезной. Картину мира можно сравнить уже не с картой, а с огромным глобусом, отражающим Землю в целом. Плавание Колумба – один из самых знаменитых экспериментов в истории, поставленных на основе хорошо продуманной теории. Колумб занижал размеры земного шара не более не менее как в пять раз и полагал, что на планете есть только один большой океан. Гипотеза Колумба о размерах Земли была подтверждена его же путешествием с поистине невероятной точностью, и все-таки она оказалась неверна. Но Америку Колумб все-таки открыл! Глобус Колумба помог великому пеутешственнику, помог так, как не смогла бы помочь целая сотня не связанных друг с другом прекрасных и точных карт. (По Р.Подольному)

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Насырова М.Р. Практический курс русского языка. – Алма-Ата, 1991

2. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка: Учебное пособие - 3-е изд., испр. - М.: Рольф, 2001. 240 с

3. http://www.edu.yar.ru/projects/socnav/prep/lite001/dic3.html

4. Казарина С. Г., Милюк А. В., Усачева М. П Стилистика и культура речи: Учебное пособие по русскому языку. – М, 2002.

5. Т.БлагочинновА, Л.САлагаева, Н.Самойленко. Корректировочный курс русского языка. – Алматы, 2003.

6. Исатаева С.И. Русский язык.- Алматы, 2006. 180 с.

Дисциплина: Уровень: Практическое занятие: Лексическая тема: Грамматическая тема:   «Русский язык» № 142 Экскурсия по России. Описание как функционально-смысловой тип речи.   Факультет: общей гуманитарной подготовки (ФОГП) Семестр: первый Учебный год: 2014-2015 Кол-во кредитов: 2 Преподаватель: ассоциированный профессор Хавайдарова Мехирниса Марсовна
Послушайте текст. [1, с.]. Заполните тест.
  Вопрос Верно Неверно
  Россия – одно из крупных государств европейского материка.    
  Русское многонациональное государство сложилось в конце 18 века с центром в городе Москве.    
  Однако в середине 20 века лидирующее политическое положение занимает город Санкт-Петербург.    
  Россия в целом - относительно густо заселенная страна.    
  Русские составляют 82 % населения России    
  В России более сотни городов.    
Ответьте на вопросы:
  На каком материке располагается Россия?
  В какой исторический период сложилось русское многонациональное государство?
  Какой город занимал лидирующее политическое положение в середине ХIX века?
  Сколько человек проживает на территории России7
  Назовите крупнейшие города России.
Какие из названных городов России вам известны?

Перескажите прослушанный текст.

Прочитайте текст рекламного буклета туристической фирмы.
Составьте подобный текст для гостей Казахстана.
Грамматический комментарий
  ОПИСАНИЕ – ТИП РЕЧИ, В КОТОРОМ ПРЕДСТАВЛЕНА СТАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА, КОТОРАЯ СКЛАДЫВАЕТСЯ ИЗ УКАЗАНИЙ НА ПРИЗНАКИ. ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ ОПИСАТЬ КАКОЕ-ЛИБО ЯВЛЕНИЕ, ОБСТАНОВКУ, ПОРТРЕТ, ДАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ, СОЗДАТЬ ОБРАЗ ПРЕДМЕТА ИЛИ ЯВЛЕНИЯ.
Прочитайте текст. К какому типу речи относится текст?

Экологический туризм

С каждым годом экотуризм становится все популярнее, ведь этот вид туризма помогает людям, уставшим от бешеного ритма жизни больших "кипящих" городов, восполнить утраченные силы и энергию во время общения с природой и наблюдения за ней.

В России есть природные объекты, идеально подходящие для экотуризма. Кстати, именно экотуризм помогает охране природы в этих регионах. Купание в озерах и реках, рыбная ловля, сбор ягод, настоящая русская банька, душистая уха - ну как тут не отдохнуть душой и телом, как не набраться сил?!

Социальный потенциал экотуризма, определившегося как вид туризма где-то в начале 90-х, можно считать значительным, поскольку в России, как ни в одной другой стране, был широко развит "самодеятельный" и спортивный туризм, отчасти аналогичный западному "приключенческому" туризму.

В целом же и сама природа России представляет идеальные условия для успешного развития экотуризма: разнообразие, уникальность, привлекательность и обширность российских ландшафтов, еще не охваченных процессами урбанизации, интенсивным сельскохозяйственным производством и т.п., весьма велики.

К сегодняшнему дню на территории России существует 35 национальных парков; 100 государственных природных заповедников общей площадью 33,5 млн. га; 68 государственных природных заказников федерального значения общей площадью 12,5 млн. га; 2976 государственных природных заказников регионального значения общей площадью 67,8 млн. га; 1024 памятника природы; 31 природный парк регионального значения общей площадью 13,2 млн. га.

Что называют экотуризмом? -
  Когда экотуризм сложился как вид туризма?
  Какую роль экотуризм играет в жизни туристических объектов?
  Какие развлечения предлагаются туристам в России?
  Какие особенности российской природы способствуют развитию экотуризма? -
  Сколько национальных парков существует на Сегодняшний день в России?
  Объясните, как вы понимаете выражения, объясните их значения подбором синонимов: бешеный ритм, отдохнуть душой и телом. Составьте предложение с этими выражениями
  В каком значении – прямом или переносном – употреблено прилагательное «кипящий» в тексте? Употребите его в другом значении

¤ Раскройте скобки

МЕТРО

Представить себе (сегодняшняя Москва) без метро все равно что вообразить ее без Кремля. Между тем Московский метрополитен на восемь веков моложе самого города. Первая линия метро приняла пассажиров (пятнадцатое мая) тысяча девятьсот тридцать пятого года, а первый проект (строительство метро) был предложен еще в тысяча девятьсот втором году, но был отклонен.

Только в тысяча девятьсот тридцать первом году к (планы строительства) метро было решено вернуться.

Сегодня в метро протянуло свои линии по всему городу. Пассажиры проезжают сотни километров, входят и выходят на (десятки станций). Так что представить себе без метро никак невозможно!

(По материалам «Детской энциклопедии»)

Составьте рассказ на одну из тем: «Что я знаю о Москве», «Что я знаю о России», «Россия моими глазами», «Россия – родина Пушкина», «Загадочная русская душа».

Составьте микротекст на тему «Достопримечательность, которая мне запомнилась»

Напишите отзыв на текст. Элементы каких типов речи в нем встречаются?

СКАЗАНИЕ О КРЕМЛЕ

Люблю смотреть на величественно-прекрасный Кремль рано утром, когда солнце еще только-только всходит над столицей. Кругом мглистый туман и громады мостов едва-едва различимы над Москвой-рекой, а лучи уже играют-переливаются на глади краснокирпичных стен и башен, на кровлях дворцов и теремов, вспыхивают червонным золотом на шапке каменного великана Ивана Великого и, наконец, падают на зелень холмлв, покрытых белым вишневым облаком.

Перенесемся мысленно в те далекие времена, память о которых сохранилась в скудных летописных хрониках да в исторических песнях.

При Иване Калите часто и звонко в лесной тишине стучали топоры на Боровицком холме, а по Москве-реке вереницами тянулись плоты и баржи с белым камнем, добывавшимся в подземных каменоломнях. Владимирские каменщики возвели в крепости (детинце) первые каменные хоромы. Московские плотники обнесли крепость стенами из дубов-колоссов, над стенами возвышались мощные, далеко видные стрельницы – предтечи современных кремлевских башен. Именно в эту пору крепость стала именоваться Кремлем.

О происхождении слова спорят ученые-этимологи, давая различные объяснения и толкования. Некоторые лингвисты сближают его с понятием «кремль» - так называли часть засеки, где растет лучший строевой лес. Издавна в народе крепкий и прочный строительный лес именуется кремлевым. Была попытка вывести происхождение слова из понятия «кремень2, т.е. крепкий. По другой версии, детинец Ивана Калиты прозвали Кремлем часто гостившие в Москве константинопольские греки. По гречески «кримнос2 – крутизна, крутая гора над рекой или морем… Трудно сказать, какому варианту надо отдать предпочтение, ибо мир слов – один из самых загадочных, и тайн в нем, пожалуй, не меньше, чем в космосе

Вслед за дубовым Кремлем Ивана Калиты при его прославленном внуке Дмитрии Донском возник кремль белокаменный Это новый каменный Кремль по размерам был близок к современному. Башни и ворота стояли на тех же местах, что и нынешние. Именно в эту пору москва получила свое вечное название «Белокаменная».

Возникновение исполинской крепости из камня явлилось событием величайшего исторического значения.

(По Е.Осетрову).

. Тесты для самоконтроля


89. Тип речи, в котром представлена статистическая картина, которая складывается из указаний на признаки.

a) Повествование.

b) Описание

c) Рассуждение

d) Введение

90. Описание - это.

a) Языковой уровень.

b) Стиль языка.

c) Тип речи.

d) Форма речи

91.К какому типу речи относится данный отрывок

. И внутри собор огромен. Его своды распахнуты, как шатер: под ним масса южного солнца, света и тепла, оно льется прямо из окон в куполе на каменные плиты пола и, когда разблестится ясный, солнечный день, белый купол кажется летящим ввысь, а стены как бы парят в белом и голубом тумане.

a) Заявление.

b) Расуждение.

c) Повествование.

d) Описание.

92.Значение крылатого выражения Кануть в лету

a) объединение

b) путешествие.

c) завбвение

d) признание

ГЛОССАРИЙ

русский казахский английский
  уникальные места уникал жерлер Unique places
  историческое наследие тарихи мұра Historical heritage
  культурное наследие мәдени мұра Cultural heritage
  туристических маршрутов туристтык жолдар tourist routes
  многообразный көп түрлі к diversity
  Путешествие в Россию Ресейге саяхат Travel to Russia
  Выбирать маршрут Бағытты талдау Choose route
Задание на СРС2. Сставьте текст-описание Ваших родных мест.
 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Насырова М.Р. Практический курс русского языка. – Алма-Ата, 1991

2. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка: Учебное пособие - 3-е изд., испр. - М.: Рольф, 2001. 240 с

3. http://www.edu.yar.ru/projects/socnav/prep/lite001/dic3.html

4. Казарина С. Г., Милюк А. В., Усачева М. П Стилистика и культура речи: Учебное пособие по русскому языку. – М, 2002.

5. Т.БлагочинновА, Л.САлагаева, Н.Самойленко. Корректировочный курс русского языка. – Алматы, 2003.

6. Исатаева С.И. Русский язык.- Алматы, 2006. 180 с.

7. Русский язык. Учебник для (классов общеобразовательных школ/Л.К.Жаналина, З.К.Ахметжанова, А.Е.Тажимуратова, М.Т.Байгабылова. – Алматы:МЕктеп, 2009. – 296 с. – с.56.

       
   
 
ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ЭКОЛОГИЯ
 

  Дисциплина: Уровень: Практическое занятие: Лексическая тема: Грамматическая тема:   «Русский язык» № 143 Русское музыкальное искусство Письменная речь.   Факультет: общей гуманитарной подготовки (ФОГП) Семестр: первый Учебный год: 2014-2015 Кол-во кредитов: 2 Преподаватель: ассоциированный профессор Хавайдарова Мехирниса Марсовна

Послушайте текст. [1, с. 80].

Ответьте на вопросы:

1. Где была сложена чудесная легенда об Орфее?

2. Какими чудесными свойствами обладала музыка Орфея?

3. Как вела себя живая и неживая природа под воздействием музыки Орфея?

4. Какую роль в жизни человека играет музыка?

5. О чем поведала легенда, прослушанная вами?

6. Какую роль в вашей жизни играет музыка?

Вместо пропусков вставьте нужные слова.

Перескажите прослушанный текст.

Прочитайте текст.

"Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, - до такой степени я уважаю его"

Пётр Ильич Чайковский, пожалуй самый великий русский композитор 19 века, поднял на небывалую высоту русское музыкальное искусство. Он является одним из самых важных композиторов мировой классической музыки.
Уроженец Вятской губернии, хотя корни по отцовской линии на Украине, Чайковский с детства показал музыкальные способности, однако первое образование и работа была в области правоведения. Чайковский - один из первых русских композиторов-"профессионалов" - теорию музыки и композицию он изучал в новой Санкт-Петербургской консерватории. Чайковского считали "западным" композитором, в противопоставлении народным деятелям "Могучей кучки", с которыми у него были хорошие творческие и дружеские отношения, однако его творчество не менее пронизано русским духом, ему удалось уникально соединить западное симфоническое наследие Моцарта, Бетховена и Шумана с русскими традициями, унаследованными от Михаила Глинки.
Композитор вёл активную жизни - был педагогом, дирижёром, критиком, общественным деятелем, работал в двух столицах, гастролировал в Европе и Америке. Чайковский был человеком достаточно эмоционально неустойчивым, восторженность, уныние, апатия, вспыльчивость, буйный гнев - все эти настроения менялись в нём достаточно часто, будучи очень общительным человеком, он всегда стремился к одиночеству.

Выделить что-то лучшее из творчества Чайковского - сложная задача, у него несколько равновеликих произведений почти во всех музыкальных жанрах - опера, балет, симфония, камерная музыка. Содержание музыки Чайковского универсально: с неподражаемым мелодизмом она охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы, отражаются глубокие процессы духовной жизни. Интересный факт: Кембриджский университет заочно и без защиты диссертации удостоил Чайковского звания доктора музыки, так же Парижская академии Изящных искусств избрала его членом-корреспондентом.

Ответьте на вопросы.

  1. О каком корифее музыки идет речь в тексте?
  2. В какой исторический период жил и творил великий композитор?
  3. Где родился основатель русского классического музыкального искусства?
  4. В каких жанрах воплощался музыкальный талант автора «Лебединого озера»?
  5. Какими чертами хаарктера облдал великий музыкант?
  6. Как был оценен талант русского композитора в мире?

Переведите текст на казахский язык.

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните их постановку.

Музыка вход… в нашу жизнь с детских лет. Правда наши ранние музыкальные вп…чатления чаще всего ограничены самыми пр..стыми видами музыки песней, маршем и танцем. Но к этой музыке мы быстро привыкаем и начинаем по-настоящему понимать любить песню марш или танец.

Грамматический комментарий


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: