double arrow

ГЛОССАРИЙ.


русский казахский английский
Умопомрачительные трюки Естен тангаша айла- арекет Magnificent tricks
Правила игры Ойын ережелері The rules of the game
Условия игры Ойын шарттары Game conditions
Поверхность льда Муз беты Ice surface
Прорубь Муз айнасындагы ойык An Ice-Hole
Экстремальный спорт   Extreme
Опасность    

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Насырова М.Р. Практический курс русского языка. – Алма-Ата, 1991

2. http://french-films.my1.ru/

3. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка: Учебное пособие - 3-е изд., испр. - М.: Рольф, 2001. 240 с

4. http://www.edu.yar.ru/projects/socnav/prep/lite001/dic3.html

5. Казарина С. Г., Милюк А. В., Усачева М. П Стилистика и культура речи: Учебное пособие по русскому языку. – М, 2002.

6. Т.БлагочинновА, Л.САлагаева, Н.Самойленко. Корректировочный курс русского языка. – Алматы, 2003.

7. Исатаева С.И. Русский язык.- Алматы, 2006. 180 с.

СТРАНЫ, ГОРОДА, ЛЮДИ  

  Дисциплина: Уровень: Практическое занятие: Лексическая тема: Грамматическая тема:   «Русский язык» №141 Путешественники. Основные смысловые типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Повествование   Факультет: общей гуманитарной подготовки (ФОГП) Семестр: первый Учебный год: 2014-2015 Кол-во кредитов: 2 Преподаватель: ассоциированный профессор Хавайдарова Мехирниса Марсовна
Прослушайте текст «Безлюдный остров». Объясните значения слов прибрежный, мыс, благовонный, раковина, умерять, зной, лабиринт, сапфир, смола, вяз. Заполните тест на понимание
  Утверждение Верно Неверно
Растительность окаймляла только прибрежье реки    
Берег уходил в зеленое, как изумруд, море.    
В низменных частях острова воздух слишком прохладен.    
Тут всегда царит благовонная ночь    
Вьющиеся растения полностью опутывают деревья своими цветущими вязами.    
Стволы деревьев то коленчатые, то гладкие, то колючие, стоят как ряды колонн какого-то таинственного лабиринта    
Ответьте на вопросы.
  Какие деревья росли на острове?
  Был ли остров заселен людьми?
  Равномерен ли рельеф острова?
  С каким драгоценным камнем сравнивается море?
  Почему жемчужины на острове оставлаись нетронутыми?
  Какие чувства вызывает у вас описание белюдного острова?

Перескажите прослушанный текст

Грамматический комментарий
К основным смысловым типам текстов в зависимости от цели (описать, рассказать, поразмышлять) относят повествование, рассуждение и описание. ПОВЕСТВОВАНИЕ – ТИП РЕЧИ, КОТОРОЕ РАСКРЫВАЕТ ТЕСНО СВЯЗАННЫЕ МЕЖДУ СОБОЙ СОБЫТИЯ, ЯВЛЕНИЯ, ДЕЙСТВИЯ
Прочитайте текст. Определите, к какому типу речи он относится. Докажите.

СТРАСТЬ К ПУТЕШЕСТВИЯМ

С незапамятных времён человек на земле стал путеше­ственником. В отдалённые, непостижимые нашему взору вре­мена первобытные люди открывали и заселяли на земле плодородные, обильные растительностью долины, в поисках добыта и новых счастливых мест поднимались по рекам, заселяли высокие горы, на утлых парусных судёнышках переплывали моря и океаны.

Имена первобытных странников забыты, но ещё видны их могилы, древние жальники и курганы, высокие насыпные го­родища, погребённые в земле и песках древние капища и горо­да, тайны которых нам открывают учёные археологи.

В истории всех жизнедеятельных народов запечатлены име­на великих открывателей земных богатств. Именами таких лю­дей прославилась и раскинувшаяся на неохватных про­странствах Россия. Путешественниками были древние новгородцы, в далёкую Индию хаживал некогда тверчанин Афана­сий Никитин, оставивший нам чудесные свои записки: Храб­рые груманланы- поморы — не страшились льдов Студёно­го моря, ныне называемого Арктикой.

(ПоИ. Соколову-Микатову)

Ответьте на вопросы.
  - О какой увлеченности говорит автор?  
  - Когда появились первые путешественники?  
  - О каких путешественниках упоминает автор?
  - Какими качествами должен обладать путешественник?  
  Как звали тверчанина, одного из самых первых путешественников?
  Как сейчас называется Студеное море?

Переведите текст для чтения на казахский язык.

Передайте (письменно) содержание текста предельно кратко, одним предложением, ответив на вопрос «Когда появились первые путешественники?»  
Письменно порекомендуйте этот рассказ другу, вкратце описав его содержание.  

Я с первого шага на корабль стал осматриваться. И теперь ещё, при конце плавания, я помню то тяжёлое впечатление, от которого сжалось сердце, когда я в первый раз вглядывался в принадлежности судна, заглянул в трюм, в тёмные закоулки, как мышиные норки, куда едва доходит бледный луч света чрез толстое, в ладонь, стекло. С первого раза невыгодно действует на воображение всё, что потом привычному глазу кажется удобством: недостаток света, простора, люки, куда люди как будто проваливаются, пригвождённые к стенам комоды и диваны, привязанные к полу столы и стулья, тяжёлые орудия, ядра и картечи, правильными кучами на кранцах, как на подносах, расставленные у орудий; груды снастей, висящих, лежащих, двигающихся и неподвижных, койки вместо постелей, отсутствие всего лишнего; порядок и стройность вместо красивого беспорядка и некрасивой распущенности, как в людях, так и в убранстве этого плавучего жилища. Робко ходит в первый раз человек на корабле: каюта ему кажется гробом, а между тем едва ли он безопаснее в многолюдном городе, на шумной улице, чем на крепком

парусном судне, в океане. Но к этой истине я пришёл не скоро.

Нам, русским, делают упрёк в лени, и недаром. Сознаемся сами, без помощи иностранцев, что мы тяже-лы на подъём. Можно ли поверить, что в Петербурге есть множество людей, тамошних уроженцев, которые никогда не бывали в Кронштадте оттого, что туда надо ехать морем, именно оттого, зачем бы стоило съез-дить за тысячу вёрст, чтобы только испытать этот спо-соб путешествия? Моряки особенно жаловались мне на недостаток любознательности в нашей публике ко всему, что касается моря и флота, и приводили в при-мер англичан, которые толпами, с жёнами и детьми, являются на всякий корабль, приходящий в порт. Первая часть упрёка совершенно основательна, то есть в недостатке любопытства; что касается до второй, то англичане нам не пример. У англичан море - их почва: им не по чем ходить больше. Оттого в английском обществе есть множество женщин, которые бывали во всех пяти частях света. Некоторые постоянно живут в Индии и приезжают видеться с родными в Лондон, как у нас из Тамбова в Москву. Следует ли от этого упрекать наших женщин, что они не бы-вают в Китае, на мысе Доброй Надежды, в Австралии, или англичанок за то, что они не бывают в Камчатке, на Кавказе, в глубине азиатских степей?


(И.Тончаров)

Напишите эссе на тему «Мое первое путешествие».

Продолжите реплики диалога:

- Ты когда-нибудь бывал(а) за рубежом?

- ……………………………………………

- А в каких городах?

- …………………………………………….

- А мне не довелось. Пока.

- …………………………………………….

- Я согласен (согласна).

- …………………………………………….

Составьте рассказ о путешествии на основе личного опыта. Формат - повествование

Вопросы для дискуссии:

Что человека заставляет путешествовать?

Можно ли интересно путшествоаь по родным местам?

Есть ли у Казахстана туристическое будущее?

Тесты для самоконтроля

85.Укажите лишнее.

a) Повествование.

b) Описание

c) Рассуждение.

d) Заключение.

86. В каком типе текстов присутствуют события, явления, действия:

a) Описание

b) Повествование

c) Рассуждение

d) Умозаключение

87.Повествование - это.

a) Языковой уровень.

b) Стиль языка.

c) Тип речи.

d) Форма речи

88.Значение фразеологизма Калиф на час.

a) Тот, кто следит за временем.

b) Человек, наделенный большой властью, захвативший ее на короткое время.

c) Очень важный человек.

d) Человек, который не следит за временем.


Сейчас читают про: