Лизинг: основные понятия, организационные формы, правовое регулирование. Сравнение аренды и лизинга

Лизинг-это фин. аренда по договору которого лизинговая компания покупает для предприятия указанные им активы или основные фонды (оборудования, здания, сооружения, тр.средства) и сдает их в аренду предприятию за определенную плату, оставаясь при этом собственником имущества.

Участники договора лизинга:

  1. Поставщик или изготовитель оборудования предприятия др. актива;
  2. Кредитное учреждение или лизинговая фирма, выступающая в роли лизингодателя;
  3. Лизингополучатель-предприятие, для которого покупается имущество.

Договор лизинга оформляется 3-х сторонним соглашением о лизинге: поставщик, лизингодатель, лизингополучатель, либо 2-мя связанными между собой договорами:

    • купли-продажи м/у поставщиком и лизингодателем;
    • аренды м/у лизингодателем и лизингополучателем.

Лизинг- это долгосрочная аренда с правом выкупа.

Правовое регулирование лизинга в РФ: Финансовую аренду (лизинг) регулируют Гражданский кодекс РФ (ст. 665, 666), Федеральный закон от 29 октября 1998 года «О финансовой аренде (лизинге)», а также многочисленные подзаконные акты.

К регулируемым Законом основным формам лизинга относятся внутренний и международный лизинг. Основным признаком международного лизинга по указанному Закону признается то, что лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом РФ. Согласно Закону если лизингодателем является резидент РФ, договор международного лизинга регулируется Законом «О лизинге» или иным законодательством РФ. Если же лизингодателем является нерезидент РФ, договор международного лизинга все равно регулируется федеральными законами, но на этот раз в области внешнеэкономической деятельности.

Деление лизинга:

1) Долгосрочный лизинг-лизинг, осуществляемый в течение 3-х и более лет;

2) Среднесрочный лизинг-лизинг, осуществляемый в течение от 1,5 до 3-х лет;

3) Краткосрочный лизинг – лизинг, осуществляемый в течение менее 1,5 лет.

- Финансовый лизинг (финансовая аренда). Срок договора лизинга сравним со сроком полезного использования объекта лизинга. Как правило, по окончании договора лизинга остаточная стоимость объекта лизинга близка к нулю и объект лизинга может без дополнительной оплаты перейти в собственность лизингополучателя. По сути, является одним из способов привлечения лизингополучателем целевого финансирования (в целях приобретения объекта лизинга).

- Операционный (оперативный) лизинг. Срок договора лизинга существенно меньше срока полезного использования объекта лизинга. Обычно предметом лизинга являются уже имеющиеся в распоряжении лизингодателя активы (может не быть третьей стороны — продавца). По окончании договора объект лизинга либо возвращается лизингодателю и может быть передан в лизинг повторно, либо выкупается лизингополучателем по остаточной стоимости. Лизинговая ставка обычно выше, чем по финансовому лизингу. По экономической сущности является разновидностью аренды.

Особенности лизинга по сравнению с арендой:

  1. Имущество, передаваемое по договору лизинга и приобретаемое лизинговой компанией по целевому назначению предназначено для передачи конкретному лизингополучателю;
  2. Арендная плата является арендной платой и возмещением части стоимости имущества и по договору лизингополучатель обладает правом выкупа арендного имущества;
  3. Ремонт и обслуживание имущества осуществляется за счет лизингополучателя, если иное не предусмотрено договором лизинга.

33 Коммерческая концессия: основные понятия, организационные формы, правовое регулирование.

Франча́йзинг, коммерческая концессия, франшиза (от фр. franchir, «освобождать») — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения.

В российском законодательстве отношения франчайзинга регулируются договором коммерческой концессии.

По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Преимущества для франчайзеров - Для франчайзера, приоритетная выгода франчайзинга заключается в том, что он получает хоть и небольшой, но гарантировано-стабильный объем продаж своей продукции, так как франчайзи обязаны покупать у него определенные договором партии товара, расходных материалов или иной продукции/услуг. Если доход стабильный, то его можно с успехом планировать на будущее, а значит развивать новые направления.

Преимущества франчайзи:

- Использование проверенной бизнес-системы

- Удачный выход на рынок обеспечен

- Минимальные затраты на рекламу и маркетинг

При заключении договора франчайзинга (договора коммерческой концессии) следует руководствоваться:

- Гражданским кодексом (ч. II, гл. 54);

- Законом о товарных знаках, который предусматривает правовую охрану исключительных прав владельца на товарный знак, зарегистрированный в Государственном

- Патентным законом;

- Законом об авторском праве.

Способы приобретения франшизы:

- Прямой фран-г

- Мастер-франшиза (на определенной территории)

Факторинг: основные понятия, виды, правовое регулирование.

Суть факторинга заключается в том, что банк или специальная организация (фирма – «фактор») (кредитная) приобретает у предприятий продавцов долги предприятий-покупателей (прежде всего это обязательства покупателей по оплате поставляемых товаров, работ, услуг) и оплачивает их продавцам по мере их фактической поставки или выполнения.

В дальнейшем фирма-фактор взимает долги с предприятий-должников. Договор факторинга применяется по сделкам с отсрочкой платежа.

За свои услуги фактор получает от продавца комиссионное вознаграждение, включая процентную ставку за пользование кредитными ресурсами. На исполнение факторинга может заключаться договор сроком на несколько лет. В договоре факторинга содержится обязательства клиента уступить фактору определённые долги. Фактор проверяет платёжеспособность будущих должников, и по результатам проверки обязуется предоставить кредит в размерах определённого лимита, в пределах которого фактор принимает на себя риск неплатежа.

Положительные стороны применения факторинга для клиента:

1. Ускорение оборачиваемости средств. Не нужно долго ждать возвращения долгов.

2. Сокращение расходов, связанных с взысканием долгов.

3. Информационная и организационная финансовая помощь.

4. Уменьшение финансовых рисков.

Правовое регулирование факторинга

В мае 1988 года на международной конференции в Оттаве была принята Конвенция о международном факторинге, подготовленная Международным институтом унификации частного права. Данная конвенция помогла унифицировать ряд норм, регулирующих правовые отношения участников факторинговых сделок, и урегулировала вопросы, не имевшие решения в национальных правовых системах. Российская Федерация в настоящее время участником конвенции не является. В России в статье 824 ГК РФ дается следующее определение: по договору факторинга одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.

Используемые в тексте термины и обозначения:

Фактор - это факторинговая компания или банк, предоставляющие факторинговые услуги.

Поставщик - клиент факторинговой компании (банка), уступающий ей (ему) свои денежные требования в обмен на факторинговое финансирование.

Покупатель (должник) - дебитор поставщика, денежные обязательства которого уступаются факторинговой компании (банку).

Схема факторинга выглядит достаточно просто. Поставщик отгружает продукцию покупателю на условиях отсрочки платежа. Накладные передаются в факторинговую компанию. Она в свою очередь платит компании по накладным за отгруженный товар от 50% до 90% долга покупателя (размер этой суммы зависит от величины сделки, продолжительности отсрочки оплаты, рисков, связанных с работой клиента, и количества отгружаемого товара). Позже покупатель переводит на счет факторинговой компании деньги в размере стоимости товаров, поставленных компанией на условиях отсрочки платежа. После этого факторинговая компания переводит остаток суммы поставщику.

Комиссия: основные понятия, правовое регулирование.

Суть комиссии заключается в том, что торговое предприятие (комиссионер) берет на себя договорное обязательство по поручению продавца или покупателя (комитента) совершить одну или несколько сделок с третьими лицами от своего имени, но за счёт комитента.

Комиссионер за свои услуги получает вознаграждение от комитента (комиссионные). Если вознаграждение комитенту не установлено в договоре, то оно оплачивается в виде % как при аналогичных коммерческих сделках.

При неисполнении договора третьим лицом комиссионер обязан немедленно известить об этом комитента.

Комиссионер может отступить от условий договора в случаях:

1. Если комитент дал ему право отступать от его указаний;

2. Если это в интересах комитента и выяснилось по ходу сделки. В обоих случаях комиссионер обязан в короткий срок известить комитента.

Комиссионер, продавший имущество по цене ниже согласованной с комитентом, обязан возместить комитенту разницу или доказать, что у него не было возможности продать имущество по более высокой цене, и продажа по низкой предупредила ещё большие убытки.

Комиссионер, купивший имущество по цене выше согласованной, извещает об этом комитента, который в праве в разумный срок заявить комиссионеру об отказе от сделки.

Имущество, поступившее от комиссионера к комитенту, либо приобретённое за счёт комитента является собственностью комитета, однако комиссионер в праве удерживать это имущество в обеспечение своих законных требований по договору комиссии.

Он также в праве удерживать причитающиеся ему по договору комиссии суммы из денег поступивших ему за счёт комитента. Комиссионер отвечает перед комитентом по повреждению, утрате или недостаче находившегося у него имущества комитента.

После исполнения договора комиссии:

1. Комиссионер предоставляет отчёт комитенту, и передаёт всё полученное по комиссии имущество.

2. Комитент принимает от комиссионера имущество, осматривает его и без промедления сообщает ему об обнаруженных недостатках.

3. Обо всех возражениях по отчёту комитент извещает комиссионера в течение 30 дней, по получению отчёта, в противном случае отчёт считается принятым.

В отличие от договора поручения, где поверенный действует от имени своего доверителя, комиссионер в сделках с третьими лицами действует от своего имени, создава Договор комиссии на территории России регулируется положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с условиями ГК РФ особенности отдельных видов договора комиссии могут быть предусмотрены другим законом (кроме ГК РФ) и иными правовыми актами (указ Президента Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации, другие правовые акты)я в этих сделках обязательственные права и обязанности непосредственно для себя, а не для комитента.

17 Оптовая и розничная торговля. Общие и отличительные черты.

Розничная торговля:

1.торговля через стационарную торг сеть. Это торг объекты установленные на заглубл-х фундаментах присоед к гор коммуникациям инженерным. Стац торговля состоит из объектов розн торговли и мелкой розн торговли.

А. Магазин - это специально оборудованное стационарное здание (или его часть); предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.

Б. Павильон - оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещение для хранения торгового запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

2. Нестационарная торговая сеть представлена палатками, киосками, ларьками, павильонами без входа внутрь, автомагазинами.

А. Киоски и ларьки - оснащенные торговым оборудованием строения, не имеющие торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанные на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас.

Б. Палатка - легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещения для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли.

3.торговля через передвиж торг сеть (вкл ручные, велосип тележки, автолавки, прицепы-лавки)

4.торговля пересылкой товаров.

Розн торговля осущ в различных формах:

1.продажа товаров с обслуж-м покупателей на торг объекте.

2.продажа товаров по образцам

3.продажа по заказам и на дому у покупателей

4.продажа товаров длит пользования в кредит.

Методы розничной продажи товаров

Методы продажи товаров – совокупность приёмов и способов, с помощью которых осуществляется процесс продажи товаров.

В розничной торговле применяют следующие методы продажи товаров:

1) Самообслуживание;

2) Через прилавок обслуживания;

3) По образцам;

4) С открытой выкладкой и свободным доступом покупателей к товарам;

5) По предварительным заказам.

Оптовая торговля:

Типы:

1. Структура федерального масштаба

*Общеныциональные

- межрегинальные структуры

- оптовые структуры в местах сосредоточения производств отдельных товаров

*транснациональные

2. Структуры регионального масштаба

*оптовые пред.

-автономные

- в составе промышленных объединений

- в составе розничных объединений

*объединение оптовых предприятий

Виды:

1.Специализ. на оптовой торговли

*универс., специализ., узкоспециализ.

*межрегион., регион., внутрирегиональные

*оптовые, оптово-рознич., торгово-финансовые группы

2. Птовые посредники

*пред.-брокеры

*пред.-агенты

3. Организаторы оптового оборота:

*ярмарки, аукционв

*биржы

*оптовые рынки

*склады-отле, склад.

Ф-ии:

1. По отнощению к производственным предприятиям:

- Проведение маркетинговых исследований

- Оптимизация размера заказа

- Более эффективное использование транспорта

- Создание необходимых товарных запасов для обеспечения синхронизации ритма производства и потребления

2. По отношению к розничным пред.

- Преобразование производственного ассортимента в торговый

- Хранение товарных запасов

- Организация доставки товаров

- Информационной обслуживание розничной торговли

- Кредитование

Розничная торговля в отличие от оптовой имеет свои особенности. Этот вид торговли, характерным для которого является реализация товаров конечному потребителю, служит завершающим звеном в сфере товарного обращения. Операции, выполняемые на этой стадии, являются наиболее ответственными, так как они связаны с непосредственным обслуживанием граждан-покупателей. Следовательно, основная функция розничной торговли состоит в удовлетворении потребительского спроса населения.

Оптовая торговля использует договоры поставки, розничная – договоры розничной купли-продажи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: