Политика привлечения иностранных инвестиций, лежащая в основании проведения экономических реформ, предполагает в первую очередь, увеличение роли России в международном экономическом сотрудничестве, в том числе посредством заключения международных договоров, а также участия в международных организациях, чьей деятельностью является содействие притоку инвестиций.
Важным инструментом привлечения иностранных инвестиций являются двусторонние Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений (далее — Соглашения). Впервые Соглашения начали применяться в конце 40-х гг. прошлого века, сначала преимущественно в отношениях между развитыми странами, а позднее — развивающимися странами и странами с переходной экономикой.
Данные соглашения носят рамочный характер и редко предусматривают конкретные обязательства в отношении создания иностранным инвестициям привилегированного режима. В них, однако, четко прописываются положения, позволяющие снизить риски и обеспечить правовую защиту капиталовложениям, предусматривается надежный механизм разрешения споров, исключающий предвзятость местных судов и арбитражных институтов. Соглашения создают также возможность трансформации национального законодательства, что особенно важно для стран с неразвитой правовой инфраструктурой, какими являются многие развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Это связано с тем, что Соглашения содержат перечень норм, определяющих благоприятный инвестиционный климат. В соответствии с нормами национального законодательства Соглашения становятся именно частью правовой системы подписавших их государств, в том числе и России, рассматривающих международный договор как часть их правовой системы. В результате через предоставление иностранному инвестору национального режима (HP) уравниваются конкурентные возможности иностранных и отечественных инвесторов, национальные законодательные нормы приближаются к нормам, принятым в международной практике.
Соглашения играют большую роль не только в привлечении новых инвесторов, но и в поддержке существующего уровня инвестиций. Они также служат хорошим защитным механизмом для мелкого или среднего бизнеса, не покрываемого дополнительными гарантиями и льготами, предоставляемыми государствами во многих случаях крупному бизнесу.
Важным фактором является и то, что в Соглашениях закреплены ключевые принципы, стандарты и нормы инвестиционного сотрудничества, обеспечивающие либеральный инвестиционный режим.
Основным содержанием международных двусторонних инвестиционных соглашений (ДИС) являются международные обязательства Российской Федерации по гарантиям защиты иностранных инвестиций. В соглашениях предусматриваются общие принципы защиты иностранных инвестиций (международные стандарты), к которым относятся предоставление национального режима при сохранении за государством суверенного права решать вопросы допуска иностранных инвестиций, гарантия от национализации и иных мер, влекущих за собой те же последствия, что и национализация (меры по экспроприации) иностранной собственности, гарантия перевода платежей, причитающихся иностранному инвестору (сумм прибыли, компенсации, возмещения убытков вследствие принятия актов о национализации и иных мер экспроприации), гарантия применения адекватных способов разрешения инвестиционных споров, а также вопросы применения государственного страхования иностранных инвестиций.
Примерами таких договоров могут служить: - Постановление Правительства РФ от 5.12.2002 № 867 «О подписании рамочного соглашения между РФ и Европейским инвестиционным банком, регулирующим деятельность банка в РФ».- Соглашение между Правительством РФ и Правительством Королевства Таиланд о поощрении и взаимной защите капиталовложений (постановление Правительства от 17.10.2002 № 762); - Соглашение между Правительством РФ и Правительством Королевства Швеция от 19.04.1995 «О поощрении и взаимной защите капиталовложений». Во исполнение основных задач Правительства РФ, связанных с организацией и регулированием инвестиционной деятельности на территории РФ в 1994 г. создан Государственный информационный центр содействия инвестициям, в последствии преобразованный в Российский центр содействия иностранным инвестициям. Основными задачами Центра являются: - информационно-консультативное содействие иностранным инвесторам и российским организациям на всех этапах реализации инвестиционных проектов; - маркетинг федеральных и региональных инвестиционных программ и проектов за рубежом; - разработка и реализация рекламной и информационной стратегии по улучшению образа России как страны, принимающей инвестиции; - представление федеральным органам государственной власти обобщенной информации, связанной с иностранными инвестициями; - содействие российским организациям, иностранным фирмам и предпринимателям в поиске инвестиционных возможностей и конкретных партнеров; - участие в разработке предложений по улучшению инвестиционного климата в России с учетом рекомендаций Консультативного совета по иностранным инвестициям в России. В соответствии с постановлением Правительства РФ «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику РФ» (в ред. от 22.05.2002г. № 335) создан Консультативный совет по иностранным инвестициям в России под руководством Председателя Правительства РФ. При Консультативном совете созданы рабочие группы по следующим основным направлениям: - группы по государственному регулированию экономики России - Министра экономического развития и торговли Российской Федерации; (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2002 № 335); - группы по совершенствованию налоговой, валютной политики и реформе системы бухгалтерского учета в России первого заместителя Министра финансов Российской Федерации (в ред. постановления Правительства РФ от 22.05.2002 № 335); - группы по совершенствованию таможенных процедур; - группы по развитию банковского сектора экономики и финансовых рынков России; - группы по совершенствованию корпоративного управления в России; - группы по развитию промышленности, инновационных и коммуникационных технологий в России. Обеспечение деятельности Консультативного совета и координация работы соответствующих групп возложены на Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. 4. Контрактные формы привлечения инвестиций Одной из популярных во всем мире контрактных форм инвестиционной деятельности являются концессионные соглашения. В Новых правилах единого рынка, принятых Европейской комиссией в декабре 1999 г., концессия определяется, как система отношений, в которых общественная власть поручает третьей стороне (частной компании) управление объемами инфраструктуры или иными общественными службами при условии принятия этой стороной на себя предпринимательского риска и обязанностей по эксплуатации оборудования, то есть государство передает свою собственность на определенных договором условиях, на ограниченный срок за установленную плату. В концессионных соглашениях одной из сторон (концедентом) выступает государство. В России от имени государства в концессионных соглашениях могут выступать РФ, субъекты федерации и муниципальные образования. Другой стороной договора (концессионером) выступает отечественный или иностранный инвестор. Основными объектами концессионных соглашений в РФ являются природные ресурсы: полезные ископаемые, растительные, животные ресурсы; объекты экономической инфраструктуры: железные дороги, трубопроводный транспорт, энергетические предприятия, линии электропередачи, гидротехнические системы, морские, речные и воздушные порты, линии связи, информационные системы и др. Кроме того, в качестве объекта договора концессии могут выступать муниципальная собственность, общественный транспорт, городское хозяйство, коммунальные услуги и различные местные службы, в том числе социальные (занятости, профподготовки, обустройства мигрантов и др.). Объектами пользовательских прав также могут служить некоторые виды хозяйственной или иной деятельности, монополия на осуществление которой принадлежит государству. Стоимость передачи объекта в концессию зависит от его технического состояния, размера инвестиций, которые необходимо осуществить концессионеру. В течение ряда лет предпринимались попытки принятия закона о концессионных соглашениях, но до сих пор закон не был принят. В настоящее время ведется подготовка нового законопроекта о концессионных соглашениях с российскими и иностранными инвесторами. Среди достоинств концессионной формы управления инвестиционными объектами можно отметить следующее:- концессии снимают финансовую нагрузку с государства, так как концессионер принимает на себя обязательство осуществлять все затраты по финансированию, управлению и текущему ремонту объектов, за счет концессионных платежей пополняется государственный бюджет;- концессия устанавливает жесткие юридически оформленные отношения между государством и концессионером;- с помощью концессии можно привлекать частный капитал (в том числе и иностранный) без потери контроля над жизненно важными объектами и системами;- концессионер получает в долговременное управление государственные активы на льготных условиях платы за концессию, которая является в некотором смысле аналогом арендной платы;- в отдельных случаях (проекты в сфере тепло-, газо-, водо-, энергоснабжения) государство идет на то, чтобы доплачивать из бюджета концессионеру за повышение качества обслуживания;- концессионер обладает хозяйственной свободой, и может увеличивать прибыльность за счет повышения производительности труда и нововведений. Соглашения о разделе продукции В связи со вступлением в силу 11 января 1996 года Закона «О соглашениях о разделе продукции», гражданско-правовые отношения впервые стали распространятся на минерально-сырьевую сферу. Инвестиционные проекты в сфере недропользования обладают особыми рисками потери капитала. Повышенные геологические и технические риски связаны с особенностями деятельности в энергосырьевых отраслях. Однако самый значительный риск для инвестора в России – ее экономическая и политическая система. Множественность налогов и других обязательных платежей, высокие налоговые ставки, отсутствие четкого разделения полномочий между центром, региональными и местными властями и другие причины отталкивают инвесторов от вложений в российскую экономику. Соглашения о разделе продукции (далее СРП) позволяют решить большую часть подобных проблем. Статьи 17 и 18 Закона о СРП[56] содержат стабилизационную оговорку, позволяющую сохранить коммерческие результаты реализации соглашения в течение всего срока действия, независимо от изменений в законодательстве. В случае внесения изменений в налоговое, валютное, таможенное, экспортное и другое законодательство, ухудшающее коммерческие результаты деятельности инвестора в рамках соглашений, в соглашение должны быть внесены изменения, обеспечивающие инвестору коммерческие результаты, на которые он рассчитывал при заключении СРП. Порядок внесения таких изменений определяется соглашением. Таким образом, основным преимуществом данной формы инвестирования является установление правовой стабильности заключаемых договоров, причем не на ограниченный стартовый период контракта, а на весь срок соглашения. Соглашения о разделе продукции являются особой договорной формой недропользования в Российской Федерации. Суть их состоит в том, что по условиям соглашений государство предоставляет инвестору исключительные права на пользование недрами на определенном участке, а инвестор осуществляет разработку предоставленных недр за свой счет и на свой риск. С начала промышленной добычи минерального сырья инвестор получает право на компенсацию своих затрат на разработку месторождения. Оставшаяся после возмещения этих затрат продукция является прибыльной и подлежит разделу между сторонами (государством и инвестором) по условиям СРП. Инвестор обязан платить налог на прибыль со своей доли прибыльной продукции[57]. Соглашение о разделе продукции устанавливает юридические рамки, содержит условия, определяющие права и обязанности инвестора – отечественного или иностранного, а также права и обязанности государства. Другими формами контрактного инвестирования являются лизинг и франчайзинг. Лизинг На сегодняшний день лизинговый бизнес – один из сложнейших видов инвестиционной деятельности, в котором задействованы арендные отношения, элементы кредитного финансирования под залог, расчеты по долговым обязательствам и другие финансовые механизмы. Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка, обусловлена, прежде всего, необходимым состоянием парка оборудования: в стране значителен удельный вес морально устаревшего оборудования, низка эффективность его использования, нет обеспеченности запасными частями и т.д. Большинство российских предприятий испытывают недостаток оборотных средств и не могут обновлять свои основные фонды и внедрять достижения научно-технического прогресса. Правоотношения по поводу лизинговой деятельности регулируются нормами ГК РФ и ФЗ от 29.10.1998 № 164 «О лизинге». Согласно статье 3 закона предметом лизинга могут быть любые не потребляемые вещи, в том числе здания и сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности; предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения. Право владения и пользования предметом лизинга переходит лизингополучателю в полном объеме, если законом не установлено иное. К основным видам лизинга относят: финансовый, возвратный и оперативный. Под финансовым лизингом понимают такой вид лизинга, при котором лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца и передать лизингополучателю на определенный срок, за установленную в договоре плату в качестве предмета лизинга. Предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока действия договора или до его истечения, при условии выплаты полной суммы, предусмотренной договором. При возвратном лизинге продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель. По сути возвратный лизинг выступает аналогом залоговой операции, причем продавец собственности, становящийся лизингополучателем, немедленно получает в свое распоряжение от покупателя взаимно согласованную сумму сделки купли-продажи, а покупатель продолжает участвовать в этой операции, но уже в качестве лизингодателя. При оперативном лизинге лизингодатель закупает на свой страх и риск предмет лизинга и передает его лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок во временное владение и пользование. По окончании срока действия договора и при условии уплаты полной суммы, предусмотренной договором, предмет лизинга возвращается лизингодателю. При этом лизингополучатель не вправе требовать перехода права собственности на предмет лизинга. Предмет лизинга может передаваться в лизинг неоднократно в течение полного срока амортизации. Франчайзинг Под франчайзингом понимаются отношения, в силу которых одно лицо (франчайзер) предоставляет другому лицу (франчайзи) «деловой комплект», состоящий из охраноспособных (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и др.) и неохраноспособных (деловой опыт и др .) имущественных прав и других объектов имуществнных прав (коммерческая информация и др.) для осуществления франчайзи предпринимательской деятельности, аналогичной деятельности франчайзера. В свою очередь, франчайзи обязуется выплачивать франчайзеру вознаграждение и выполнять другие обязательства, установленные договором. В российской правовой системе договор франчайзинга является разновидностью договора коммерческой концессии[58]. Договор коммерческой концессии подлежит обязательной государственной регистрации, а в случае, когда по договору передаются объекты промышленной собственности, он, как и лицензионный договор, регистрируется в Патентном ведомстве РФ.