Расчет на сдвигоустойчивость грунтов земляного полотна и неукрепленных материалов конструктивных слоев дорожных одежд

6.5.1 Дорожную одежду проектируют так, чтобы при воздействии транспортных нагрузок в грунте земляного полотна и в неукрепленных материалах дорожной одежды не возникали деформации сдвига, что достигается выполнением условия прочности:

£ Т пр/ Т а, (6.7)

где – требуемый коэффициент прочности дорожной одежды, принимаемый по таблицам 6.1 – 6.4;

Т пр – предельная величина активного напряжения сдвига в расчетной (наиболее опасной) точке конструкции, определяемая по 6.5.2, МПа;

Т а – расчетное активное напряжение сдвига (часть сдвигающего напряжения, не погашенного внутренним трением) в расчетной (наиболее опасной) точке конструкции от дей­ствующего временного нагружения, определяемое по 6.5.3, МПа.

6.5.2 Предельное активное напряжение сдвига Т пр, МПа, возникающее в грунте рабочего слоя (или в дополнительном слое основания) определяют по формуле

Т пр = СК 1 К 2, (6.8)

где С – сцепление в грунте земляного полотна (или в песчаном слое), МПа;

К 1 – коэффициент учета особенностей работы рассчитываемого слоя (грунта) на границе с вышележащим слоем дорожной одежды, принимаемый по таблице 6.12;

К 2 – коэффициент запаса на неоднородность условий работы дорожной одежды, определяемый по графику, представленному на рисунке 6.3

.

Таблица 6.12 — Значения коэффициента К 1

Материал вышележащего слоя Коэффициент К 1
Укрепленный материал по таблице Б.5 (см. приложение Б)
Материал по таблице Б.6, армированный геосеткой
Материал по таблице Б.6, без армирования, песок крупный
Песок средней крупности
Песок мелкий
Песок пылеватый, супеси легкие пылеватые
Примечание — В числителе приведены значения для случая расчета «дополнительный слой основания — несущий слой основания», в знаменателе — для случая расчета «грунт земляного полотна — основание дорожной одежды».

При расчете на длительное действие нагружения принимают К 2= 1,23, а величину N сут определяют по формуле

N сут = (Т рдг · T ), (6.9)

где – число накопленных осей за расчетный срок службы, определяемое по 6.2.10, шт.;

Т рдг – количество расчетных дней в году принимают по приложению Г, сут;

T — расчетный срок службы, определяемый по таблице 6.5, лет.

Рисунок 6.3 — Зависимость коэффициента К 2

от количества расчетных нагружений за сутки N сут

6.5.3 Расчетное активное напряжение сдвига Т а, МПа, возникающее в грунте или в неукрепленных материалах, определяют по формуле

(6.10)

где – активное напряжение сдвига от действия единичного нагружения, определяемое по номограммам, изображенным на рисунках 6.4 и 6.5, МПа;

tв – активное напряжение сдвига от собственного веса дорожной одежды, определяемое по номограмме, изображенной на рисунке 6.6, МПа.

Рисунок 6.4 — Номограмма для определения активного напряжения сдвига


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: