double arrow

Изгнание бесов


Евангелие от Матфея 8:28–34 Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В Евангелии мы часто читаем о том, как к Господу Иисусу обращались различные люди: с просьбой, вопросом, требованием или даже с упреком и укором. Вот несчастный отец больного мальчика говорит со слезами в голосе, с надеждой и в то же время с сомнением: «Верую, Господи. Помоги моему неверию».

А вот римский сотник, который просит Господа, чтобы Он исцелил его слугу, — у офицера нет никаких сомнений. Он говорит: «Как я приказываю своим солдатам, так и Ты имеешь власть приказать, и болезнь оставит моего любимого слугу».

А другой подходит и спрашивает: «Что делать, чтобы достигнуть жизни вечной?»

Третий приходит благодарить за совершенное Господом исцеление. И каждый из нас, читая Святое Евангелие, легко может узнать себя в одном из этих людей, потому что мы так же и ныне продолжаем обращаться к Господу.

Недаром мы сегодня слышали слова апостола: «Иисус Христос — вчера, сегодня и завтра тот же» [24].

Тот же. Как будто бы Он здесь с нами, как будто бы Он здесь стоит, а мы к Нему обращаемся, каждый со своей нуждой, со своей думой, со своим сердечным страданием, радостью или благодарностью. Каждое такое движение нашей души — это есть вид молитвы, обращенной к Господу

Но в сегодняшнем чтении Евангелия мы слышим удивительное, странное, казалось бы, непонятное обращение: молят Его жители гадаринские, чтобы Он ушел от них, покинул, «отошел от пределов их». Почему же они просили, чтобы Он ушел?

Вспомним, как это было. Бурный ветер разыгрался над озером, и лодка, на которой плыл Господь с учениками, была отнесена к западному пустынному берегу, где жили язычники гадаринские. И когда Господь вступил на этот берег, навстречу Ему выбежали два полуголых человека, оборванных, страшных, диких, которых все боялись в окрестностях. Они жили в пустынных пещерах, куда клали покойников, люди сторонились этих мест, опасались этих одержимых. Их пытались связывать, но они рвали все веревки и цепи.

И вот эти два бесноватых, одержимых, бросились навстречу Христу, исступленно крича: «Оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин! Ты пришел сюда прежде времени мучить нас». Прежде времени…

Казалось, темные силы язычества знали, что они будут повержены, они как бы вселились в этих людей и говорили с Господом: «Прежде времени пришел мучить нас, сокрушать нас». И Господь исцелил этих двух одержимых.

Пастухи, которые пасли свиней там, на берегу озера, видели все. Они побежали в город и рассказали народу, и, как говорит евангелист, весь город высыпал посмотреть на такое чудо.

Что же они увидели? Они увидели больных, безумных, одержимых спокойно сидящих у ног Учителя. И что же они сделали? Вместо того чтобы прославить Бога, благодарить чудотворца–исцелителя, они просили Его покинуть их местность. Они испугались, не захотели слушать Его слов, это чудо их потрясло и устрашило.

Вот так и у нас: на души, которые не имеют веры, чудо действует не укрепляюще, а напротив, устрашающе и разрушающе. Все равно человек не хочет знать, все равно человек отворачивается: «Отойди от нас, не беспокой нас, нашу душу, наш сон».

Но так думают и так чувствуют не только древние язычники гадаринские, а и многие из нас. Потому что когда Господь стучится в наше сердце, нам не хочется отозваться, мы отмахиваемся, мы хотим, чтобы Он оставил нас.

Блаженный Августин до своего обращения к Богу как он сам рассказывает, молился так: «Господи, спаси меня, избавь меня от греха, но только не сейчас. Сейчас дай мне побыть так»…

Многие из нас так и рассуждают. Мы не хотим, чтобы нас тревожил Господь. И даже когда мы приходим в Церковь, и делаем все, что нужно, мы не хотим пошевелить и пальцем, чтобы жить подлинно христианской жизнью, совершая поступки, которые соответствуют воле Христовой. Нам лучше от себя это отодвинуть, отмахнуться, отвернуться.

Мы прямо не говорим: «Оставь нас», но поступаем именно так, как будто бы нам хочется избавиться от этой, словно давящей на нас власти, воли Господней. Но Господь ведь никого не давит и ни на кого не накладывает тяжкого бремени, Он только говорит: «Вот путь жизни, иди по этому пути, и обретешь счастье такое, более которого нет на земле». А мы по косности, холодности, нерадивости и лености своей души часто бываем неспособны услышать этот голос, воспользоваться указанием пути в Царство Небесное.

Итак, вы видите, что слова людей, которые обращались к Господу, могут нас многому научить: одни в нас поддержат веру — «Господи, помоги моему неверию», другие научат благодарить, третьи научат вопрошать Господа о тайнах жизни и пути, а четвертые, как слова гадарян, предостерегут нас, чтобы мы не упустили своего момента, своего времени, и когда Господь посылает нам Свой дар, чтобы мы приняли его всем сердцем и отозвались на него всей своей жизнью.

Аминь.

«Возьми свой крест…»

Евангелие от Марка 8:31–9:1 Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Господь говорит нам о самом главном, о том пути, идти по которому Он нас призывает. Путь Христов — единственный путь жизни, потому что все остальные пути — пути человеческие.

Люди многое узнали, многое завоевали, люди одолели болезни, проникли в далекие, едва доступные места, спускались на дно морское и поднимались высоко над землей. Но это не сделало людей лучше, счастливей.

И мы понимаем, почему Господь говорит эти слова: «Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?»

Подумайте об этом: чего бы человек ни достиг, если душа его в это время не обогащается, не облагораживается, не просветляется, — все будет тщетно. И мы сейчас понимаем это хорошо, глядя вокруг себя, зная, что даже материальное благополучие не может сделать людей лучше. Надо, чтобы дух оживотворялся Божией правдой, — тогда человек будет счастлив.

Вы скажете: «Ведь как давно Христос Спаситель провозгласил жизнь истинную. Почему же люди искали истину в других местах и потом рано или поздно терпели горькое поражение, находясь в пути? Почему до сих пор могущественная истина Евангелия еще так мало сделала в сердцах людей, и даже в сердцах верующих людей?»

Потому что Господь, незримо оставшись на земле, хочет, чтобы вестниками Его святого Евангелия были Его ученики и ученицы, то есть мы с вами, люди, носящие на груди крест, называющие себя христианами и христианками.

И поэтому Он говорит: «Кто исповедует Мое имя перед этим миром, того и Я исповедую перед Отцом Моим Небесным и ангелами Божиими» [25].

И еще Он говорит: «Да просветится свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославили Отца нашего, Который на небесах»[26].

И если мы с честностью, со справедливостью отнесемся к себе, то увидим, что именно в нас причина того, что сила Евангелия не действует в мире так, как она могла бы действовать, если бы мы были настоящими христианами, полными веры, силы духа, надежды на Господа и любви к людям и, конечно, к Нему.

Мы этого миру не показали, не явили и оказались в тех же самых тенетах, в которых живет мир. И когда мы с вами приходим на исповедь, мы, увы, каемся в тех же грехах, которым подвержены все люди, — тем самым мы являем свое бессилие, свою немощь, свое недостоинство.

Прежде всего Господь говорит: «Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, возьми свой крест и иди за Мной».

Как трудно человеку отвергнуть себя, ведь мы, даже к Господу обращаясь, думаем о том, чтобы получить для себя выгоду. Если Его полюбить no–настоящему наша жизнь будет иная.

«Возьми свой крест», а крест — это значит служение, а не просто труды, печали и болезни. Труды, и печали, и болезни и у животных бывают. Но крест несет только сознательный человек, который трудится ради ближнего. «За Мной иди» — это значит учиться жить у Господа.

И если сегодня при свете Евангелия мы сами совершим над собой суд, мы все признаем, что мы недостойны, что мы оказались помехой на пути дела Божия. Признавая это с горечью, мы не должны поддаваться отчаянию. И поэтому Крест Господень воздвигается сегодня в середине Великого поста.

«Да, Мои чада, — говорит Господь, — вы действительно ушли от Меня, вы действительно не шли по Моему пути, вы и все поколения не оказались достойными Моей любви. Но Моя любовь, любовь Божия, покрывает и поглощает ваши грехи. Я не отбрасываю вас, а всех снова и снова с бесконечным терпением Своей отеческой любви зову к Себе. Встаньте передо Мной так, чтобы Дух Мой мог на вас действовать. Встаньте так, чтобы Он проник в ваше сердце, преклонитесь перед Ним так, чтобы почувствовать благоговение, воззовите к Нему так, как будто действительно живой Христос рядом с вами и протягивает вам руку». Это ведь так и есть, только в этом наша сила.

Теперь мы с вами знаем, что в нас самих нет никакой силы, что только Господь ее дает, и через наши немощи, вопреки нашему недостоинству великое дело Христово будет совершаться на земле. Явление Его любви и действие Его Духа будут продолжаться на земле вопреки нашему несовершенству, потому что любовь Христова объемлет всех.

Свет Христов просвещает всех, как солнце, которое светит на праведных и на неправедных, так светит на нас Господь. Но сегодня мы будем просить Его и говорить перед образом Креста:

Господи, Твоя кровь на нас, Твоя искупляющая кровь омыла нас. Мы знаем, что мы как пыль, как мусор потоптанный. Мы ничего не смогли сделать так, как Ты хотел, мы мертвы. Но Ты нас воскресишь. На это мы надеемся, перед этим мы снова обретаем уверенность, но уверенность не в себе, а в Тебе, Который оживляет.

Аминь.

«…Бодрствуйте, стойте в вере…»

1 Послание к Коринфянам 16:13 Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Стойте в вере! Бодрствуйте!» — говорит нам сегодня апостол. Что значит бодрствовать? Священное Писание проливает нам свет на эти слова. Об этом говорят нам притчи Господа.

Вспомните прежде всего притчу о талантах, которые господин раздал своим слугам и, возвратившись, потребовал от них отчета. Значит, они должны были бодрствовать трудясь.

Вспомните другую притчу — о господине, который оставил своего слугу распорядителем в доме и когда пришел, нашел его гуляющим, веселящимся и праздным и наказал его сурово. Здесь призыв к тому, чтобы исполнять долг, возложенный на нас Господом.

Вспомните, наконец, и притчу о десяти девах, которые должны были ждать жениха с горящими в руках светильниками! Внезапно пришел жених, он пришел ночью — и половина из них оказались без светильников, не могли его встретить. Это значит, душа должна быть горящей и готовой встретить своего Господа.

«Бодрствуйте!» — заканчивает Христос–Спаситель притчу о девах[27]. «Бодрствуйте! — говорит нам апостол Павел, — бодрствуйте и стойте в вере».

Мы знаем, как важно человеку быть всегда наготове. Бодрствует мать над колыбелью своего младенца, бодрствует сестра у постели больного, бодрствует человек на своей работе; ночью, когда многие люди спят, другие в это время исполняют свой долг, бодрствуют, ведут поезда, делают многое, что им положено, для того чтобы послужить другим людям, и тем самым каждый человек, сознательно или не ведая того, служит заповеди Господней.

Этот призыв обращен и к нам: бодрствуйте в своем труде, в своих обязанностях, бодрствуйте в вере и надежде, бодрствуйте в молитве. Ибо каждого из нас поставил Господь на свое место, и когда придет час наш — может быть, он придет уже сегодня, и сегодня спросит нас Господь: как ты употребил или употребила данные тебе таланты? А мы не будем знать, что ответить, потому что мы не бодрствовали, а были в расслаблении и в лености.

Тогда скажет нам Господь: все, что Я тебе дал, ты истратил понапрасну, и светильник угас, и сердце полно суеты. Пробил твой час — и нечем тебе оправдаться передо Мной, нечем отчитаться. Поэтому апостол Павел призывает нас: бодрствуйте! Бодрствуйте духовно!

Всегда будьте наготове, всегда будьте в таком душевном состоянии, как если бы сегодня или завтра вас призвали на Суд Божий.

Сегодня мы празднуем память благоверных людей — Александра Невского и Даниила Московского.

Александр Невский бодрствовал на своем месте, на своем поприще и призвании. Он был князем, защищал свою землю и свой народ. И Господь его благословил, потому что он был не просто полководцем (таких было много), не просто талантливым военачальником (таких были сотни), но он был человеком, который всецело уповал на Христа–Спасителя.

И когда он шел защищать свою землю, он всегда повторял слова Писания: «Не в силе Бог, но в правде!» Значит, он считал свои воинские дела делами правды, справедливости. И то, что он и его воины готовы были сложить свои головы «за други своя», за ближних своих, за очаги свои, — в этом он видел правду.

И именно потому Церковь прославляет его, что это был человек глубокой веры и благословения Господня. И в его жизни были чудесные знамения, показывающие, что это был воин, князь, осененный благодатью Божией.

А рядом с ним мы видим множество других подвижников и святых, которые были сильными мира сего, знатными и нищими, епископами, патриархами и скромными монахами, падшими женщинами и детьми, — все они выполняли свой долг, все они свидетельствовали о Христе не только своей жизнью, но и своей смертью, своим мужеством до конца.

Их пример, образы этих людей, которые всегда стояли на страже, должны и нас с вами побудить сегодня стоять на страже. Бьет колокол! Зовет! Он говорит: бодрствуйте, потому что не знаете дня и часа; вот Господин ваш, Который послал вас сюда, в эту жизнь, ждет отчета, Он идет, Он уже приближается, и каждому заглянет в глаза. Что мы Ему ответим?

Будем же знать, что Его приближение — это не только страх для нас, не только трепет души нашей, но также и радость! Некоторые люди напрасно считают, что день Суда — только страшный день. Ведь недаром Господь сравнивает приходящего Судью с женихом, которого ожидает невеста, ожидает с любовью, как самого дорогого! Поэтому пришествие Господне в нашу жизнь, в наш мир есть не только Суд, но и вожделенная встреча.

Готовы ли мы к ней? — спросим себя, — бодрствуем ли, как те девы, держим ли светильники своей веры, молитвы, своей надежды, дел любви наготове, чтобы встретить грядущего Жениха — Христа, Бога нашего?


Сейчас читают про: